Статья «Из опыта работы по патриотическому воспитанию»
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Формы и направления работы по направлению "Патриотическое воспитание" в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание младших школьников

В своей воспитательной работе особое внимание уделяем патриотическому воспитанию, так как патриотизм относится к базовым национальным ценностям.

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России дано определение современному национальному идеалу — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Как видим из данного определения, без патриотического воспитания невозможно приблизиться к современному национальному идеалу.

Что такое патриотизм? Патриотизм (греч — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

Цель патриотического воспитания — воспитание идейно зрелых, нравственно стойких и духовно богатых граждан своей страны, формирование у обучающихся чувство гордости за своё Отечество, малую родину, а также формирование активной гражданской позиции, готовность к служению Отечеству.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

  1. воспитать человека «как индивидуальность», проявляющую свое личное «Я»;

2) заложить механизм самореализации, саморазвития, самозащиты, самовоспитания.

3) формировать гуманистических отношений к окружающему миру,

4) формировать активную жизненную позицию;

Школа - главное связующее звено между прошлым, настоящим и будущим. Ее задача - вместе с родителями помочь маленькому человеку усвоить многовековой опыт человеческого, духовно-нравственного общения между людьми,

Среди основополагающих принципов патриотического воспитания, выделяем:

  1. Педагогические принципы и подходы

Программа построена на принципах, позволяющих воспитать социально-активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.

Принцип гуманистического воспитания

Объединение детей и взрослых в единый коллектив. Работа строится на отношениях партнерства, уважения и доверия.

Принцип личностно-ориентированного воспитания

В основе лежит признание личности ребенка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть; отсутствие попытки переделать его, но умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.

Принцип природосообразности

Не бороться с природой ребёнка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.

Деятельный подход

Ребенок развивается в деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой.

Целостный подход

Воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.

Принцип комплексного подхода

Позволяет воспитывать и развивать какие – либо качества ребёнка в комплексе, а не по очереди, самораскрытие человека с разных сторон.

Принцип успешности

Мажорный тон жизни ребенка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности.

Младший школьный возраст характеризуется повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для формирования патриотических чувств. Мы с вами знаем, насколько трудно сформировать у младших школьников представление о малой и большой Родине, но делать это необходимо. И начинать, мы считаем, нужно с воспитания доброты, ответственности, чувство собственного достоинства, гражданственности. Мы считаем, что самое главное - научить человека делать добро и уметь его принимать.

Если вспомнить русские народные сказки, то мы скажем, что добро, как правило, побеждает зло. Мы решили, что воспитывать гражданина может только добро. Нашу работу мы строим под девизом, слов из песни «Идём дорогою добра» «Спроси у жизни строгой: какой идти дорогой»

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!»

Патриотическое воспитание выполняет свои задачи в тесном взаимодействии с другими видами воспитания: нравственным, трудовым, правовым, экологическим, физическим, художественным, эстетическим и т.д.

В этом и заключается разнообразие форм и методов патриотического воспитания: это классные часы, практические занятия, деловые и ролевые игры, практикумы, эстетические беседы, диспуты, встречи с интересными людьми, акции, экскурсии, походы, конкурсы, презентации, проекты, выставки и т.д.

Любовь к Родине, патриотизм, нравственное отношение к окружающему начинается с любви к близким, к дому, к школе, своему городу, родному краю. Поэтому наша работа имеет четко обозначенную схему: семья – родная школа, микрорайон, родной город, край, родная страна. Работа проводится комплексно, при взаимодействии школы, семьи и других организаций доп. образования.

По мере перехода учащихся из класса в класс содержание воспитательной работы всё более углубляется и расширяется.

Свою работу мы строим по 4 блокам

Первый блок. «Я и моя семья»

Под девизом: «Дом родной, живу я в нём. Это самый лучший дом!».

Вся работа в основном основывается на КТД.

  1. Конкурсы: «Мама, папа, я спортивная семья!», к Дню матери «Конкурс для мам», «Мои родные защитники Родины» (классный час, исследовательские работы, соревнования);
  2. Спортивные соревнования «Сильные, смелые, ловкие!», «Зарница», «Что умеют мои родители»;
  3. Интерактивные родительские собрания «Что значит быть хорошим сыном и дочерью», «Способность наших родителей и наши способности», «Патриотическое воспитание в семье»;
  4. Деловые игры «Как не обижать взрослых», «Четыре способа обрадовать маму»;
  5. Семейные реликвии.
  6. Концерты (на родительских собраниях, праздниках).

Второй блок. «Мой класс, моя школа»

Большое значение в жизни школы имеют традиции, то есть определенные обычаи и установившиеся порядки. Традиции жизни в детском коллективе начинают формироваться в начальной школе. Развитие традиций школы, последовательное их использование в педагогической работе приводит к тому, что под влиянием традиций у учащихся формируются положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям, самому себе.

Традиции школы сохраняют вечное ценное: преемственность поколений, любовь и уважение к истории родной школы, стремление приумножать ее славу…

Не зря существует в народе такая мудрость, которая гласит: «Нация выживает в самые трудные времена, если сохраняет традиции своего народа».

Традиции являются ценным средством воспитания и выполняют две очень важные функции в жизни школы. Во-первых, они формируют общие интересы, придают школьной жизни определенную прочность, надежность и постоянство.

Во-вторых, придают школе свое особое, ни на кого не похожее «лицо». Она становится особенной, неповторимой, такой, которой можно гордиться. Традиции создают общность интересов, переживаний, сплачивают школьный коллектив, обогащают жизнь школы.

За много лет работы сложились традиции, которые не только поддерживаются, но укрепляются, совершенствуются и развиваются.

Они передаются от старшеклассников, их подхватывают первоклассники, которые с удовольствием принимают участие в жизни школы.

1 сентября - День знаний

В этот день традиционно проводится торжественная линейка, затем тематические классные часы.

Уже с первых дней пребывания в школе малыши знакомятся с такими школьными традициями, как:

«Посвящение в первоклассники»,

«Праздник первой оценки».

Ежегодный праздник-выставка - ярмарка «Золотая осень»

На которой представлены овощные культуры, цветы и сухоцветы, выращенные дома родителями, детьми и учителями; блюда, домашние заготовки (соленья, варенья).

День учителя

В этот день ребята традиционно поздравляют педагогов. Они готовят праздничный концерт, выпускают стенгазеты, делают открытки для учителей.

День самоуправления, Новогодний карнавал, проводится акция «Подарок другу».

Ребятам доставляет немало удовольствия готовить для друзей маленькие сюрпризы и получать такие сюрпризы самим.

Спортивно – оздоровительные мероприятия

Ежегодно осенью вся школа принимает участие в проведении:

1. День здоровья

2. «Веселые старты» для малышей

3. Выезд на турбазу «Галактика».

Операция «Забота», которая включает в себя:

Подготовка концертов и сувениров для первоклассников и второклассников выпускными классами

Концерт ветеранам готовят поздравления ко Дню победы, акции «Посылка солдату».

Трудовые мероприятия

Традиционным стало участие ребят и взрослых нашей школы в трудовых акциях:

  1. конкурсы на Лучший класс,
  2. субботники.

Рабочие линейки,

где ребята отчитываются о проведенных делах, успехах в учебе, докладывают о нарушении правил поведения, если таковые были.

«Последний звонок в начальной школе».

Это далеко не полный список традиций нашей школы, его можно и продолжить. Проходят годы, но и через годы учащиеся вспоминают, какие отношения складывались у них в школьном коллективе, по каким обычаям и на каких традициях строилась жизнь в школе. У каждой школы есть свои традиции, но мало кто задумывается, что именно та школа, которая стремится создать для себя доброе имя и через традиции сберечь это доброе имя, имеет будущее.

Третий блок Я - часть природы»

  1. операция «Покормите птиц зимой!»
  2. Символ России — Берёзка!» (Исследовательские работы, праздники, конкурсы стихов)

Четвёртый блок. «Я и моя Родина»»

Любить могучую, богатую и благополучную страну легко. Гораздо труднее найти интересное, значимое и вызывающее гордость в своём городе. Но именно с любви к своей малой родине и начинается любовь к Отечеству.

  1. Конкурсы сочинений «Что значит слово Родина», «Самый дорогой уголок»; «Моя малая Родина»
  2. Экскурсии по городу: Музеи, предприятия: Рыб хозяйство, телекомпания, хлеб. завод; воинские части, пожарные части,
  3. по области: музеи краеведческие. Железная дорога. Ботанический сад. Лимнологический музей, на о.Байкал, этнографический комплекс Тальцы

4) Исследовательские работы по краеведению:

«Народные игры и праздники»,

«Традиции моей семьи и моего народа»

«Спорт родного города»

5) Диспуты: «Что бы я сделал, если бы был мером города»

6) Изучение народных игр

7) Театр моды национальных костюмов

8) Участие в областном экологическом фестивале

9) Участие в акции «Посылка ветерану»

10) Часы мужества (приглашение ветеранов войны, труда, известных людей и почётных граждан Ангарска.

Ожидаемые результаты

И как конечный результат воспитание личности

  • творческой, обладающей широкими способностями, развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности;
  • духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни, цельности;
  • гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию и доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;
  • знающей и хранящей традиции, ведущей здоровый образ жизни;
  • свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства;
  • любящей свою малую и большую Родину.

Закончить наше выступление позвольте такой мыслью. ( фон песни «Живёт на свете красота!»

Живёт на земле счастье. Оно большое и разное. Высокое счастье — увидев звёзды, вернуться к родному порогу, обнять отца и мать, посидеть с друзьями, послушать, как поют птицы, как шепчут берёзы родной земли. Наша задача, научить детей беречь это большое счастье!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование отечественных традиций и современного опыта в области патриотического воспитания

Мы, взрослые, все учились в школе и прекрасно помним, какое значение имело  воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма.Изменения, происшедшие в нашем обществе...

Статья. Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ прогимназии № 675 "Талант" Крыловой Т.В. "Детский фольклор в духовно-нравственном воспитании учащихся"

Вопитание и социолизация в первую очередь формируют уклад школьной жизни. В данной статье рассматривается фольклорное творчество, театрализация, как средство духовно-нравственного развития и воспитани...

Статья (из опыта работы ) Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно – нравственного воспитания младших школьников.

В статье представлен опыт работы по взаимодействию семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников. Задачи, стоящие перед школой,  учителем и пути их осуществления....

Из опыта работы по патриотическому воспитанию младших школьников

Представлен учительский проект и проекты учащихсяпроект...

обобщение опыта работы по патриотическому воспитанию

Данный материал можно использовать на методическом объединении классных руководителей. Выступление она тему"Патриотическое воспитание младших школьников в общеобразовательном учреждении"....

Статья "ВОЗМОЖНОСТИ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ", 2016,сборник статей ОмГПУ

В статье рассматриваются возможности применения новой формы обучения: квест - технологии в патриотическом воспитании младших школьников на уроках музыки....

Статья. Из опыта работы «Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающихся с ОВЗ в начальной школе».

В нравственном воспитании учащихся начальных классов с ОВЗ оченьактуальным является формирование гуманных отношений между детьми.становятся непосредственными участниками учебного процесса.Проект &nda...