"Методика правополушарного рисования в урочной и внеурочной деятельности с детьми с ОВЗ"
методическая разработка

Кораблёва Наталья Александровна

Наибольшую значимость в государственной политике Российской Федерации имеет проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Решение этой проблемы направленно на самоопределение детей и его желание распоряжаться собственными жизненными ситуациями.

В деятельном подходе для успешной социализации ребенка с ОВЗ требуется создание условий для постепенного усвоения навыков социально значимого опыта поведения, коммуникации, нравственной и трудовой культуры.

Творчество - незаменимое условие эффективной самореализации человека, которое позволяет показать себя в различных жизненных ситуациях в современном мире.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наибольшую значимость в государственной политике Российской Федерации имеет проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Решение этой проблемы направленно на самоопределение детей и его желание распоряжаться собственными жизненными ситуациями.

В деятельном подходе для успешной социализации ребенка с ОВЗ требуется создание условий для постепенного усвоения навыков социально значимого опыта поведения, коммуникации, нравственной и трудовой культуры.

Творчество - незаменимое условие эффективной самореализации человека, которое позволяет показать себя в различных жизненных ситуациях в современном мире.

В ходе творческой деятельности у ребенка с ОВЗ увеличивается чувство собственной личностной ценности, стремительно возводятся индивидуальные общественные контакты, появляется ощущение порядка и внутреннего контроля. Помимо этого, творческий процесс может помочь преодолению внутренних проблем, отрицательных переживаний, которые представляются непреодолимыми для детей. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества.

Творчество по изотерапии считается приемлемой адекватной коррекционно-развивающей формой образования, что позволяет сказать о формировании познавательных навыков, накопленной культуры личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В работе применяю различные техники как традиционные, так и нетрадиционные:

- рисование песком;

- фотокопия – рисование свечой;

пластилиновая живопись;

кляксография;

- точечный рисунок;

- поролоновые рисунки;

- разрисовка маленьких камешков;

- метод пальцевой живописи.

 

Арт-терапия полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Без этих качеств нет места творчеству, нет возможности выдать что-то свое. Творчество – самый важный элемент в системном развитии ребенка. Занятия для детей с ОВЗ ориентированы на совместную работу детей, получение навыка взаимодействия с взрослыми, общественными инфраструктурами. Формами такого взаимодействия считается вовлечение детей в тематические мероприятия, инсценировки сказок, командное участие, выступление на праздниках и развлечениях, творческие отчеты, мероприятия с привлечением родителей. Теплая обстановка праздника помогает ребёнку ощутить уверенность, свою важность. Это благоприятно воздействует на социальную адаптацию детей.

Важно сформировать на занятиях по Арт-терапии ситуацию успеха посредством раскрытия таланта у детей и дальнейшего его использования.

Среди детей с ОВЗ большой процент с нарушением психоэмоционального развития. Зачастую ребенку с ОВЗ присущи такие качества, как:

  • быстрая утомляемость;
  • низкое внимание;
  • низкая самооценка;
  • повышенный уровень тревожности;
  • неуверенность в своих силах;
  • неприятие окружения;
  • невысокий фон настроения.

Все это накладывает отпечаток на образовательный процесс и процесс социализации в классном коллективе или обществе.

 

Существует много способов психологической саморегуляции. Я выбрала в качестве такого способа методику правополушарного рисования.

 

Теоретическое обоснование метода

Правополушарное рисование – (интуитивное) это интенсивный метод обучения рисованию, формированию художественной уверенности и получению доступа к творческим силам мозга.

Левое полушарие отвечает за логическое мышление, а правое – за образное. Цифры, слова, логические взаимосвязи, речь – все это элементы левого полушария. В свою очередь, правое полушарие ориентировано на нестандартные решения и творческий подход, где активно задействовано воображение. Именно оно делает нашу жизнь яркой и неповторимой. Благодаря развитому правому полушарию мы можем легко и быстро найти выход из самой сложной ситуации, начинаем мыслить креативно. К примеру, основную часть информации правое полушарие получает от левого глаза или уха, от левой руки или ноги. Отсюда следует, что физическое развитие каждой из сторон человеческого тела ведет к развитию того полушария, которое за нее отвечает. Таким образом, у левши больше развита правая сторона мозга, а у правши – левая.
Теперь вкратце о том, за что же отвечают правая и левая части человеческого мозга.

Левое полушарие отвечает за логическое и аналитическое мышление, языковые и математические способности, оно запоминает числа, математические символы, имена, даты, факты, контролирует движения правой половины тела. Левое полушарие воспринимает информацию буквально и обрабатывает ее поэтапно, соблюдая очередность.

В отличие от левого, основной специализацией правого полушария является интуиция. Оно специализируется на обработке невербальной информации, то есть информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах. В отличие от левого полушария, которое воспринимает буквальный смысл слов, правое понимает метафоры, переносный смысл слов. С помощью правого полушария человек мечтает и фантазирует. Оно отвечает за мистику и религиозность, за способности к музыке и изобразительному искусству. Благодаря правому полушарию человек может ориентироваться на местности. С правым полушарием больше связаны эмоции. Оно способно параллельно обрабатывать множество разнообразной информации, рассматривать проблему в целом, не разбивая ее на части.

Занятия интуитивным рисованием позволяют раскрыть творческий потенциал любого человека, в том числе ребенка с ОВЗ. Эта нетрадиционная методика позволяет «переключиться» в режим творческой активности абсолютно всем, при этом не важен возраст, национальность, пол, индивидуальные особенности личности.

Как можно проверить, какое из полушарий у вас лучше развито?

Посмотрите на картинку. Переплетение пальцев

https://files.1urok.ru/images/a61ab9f25efcab676e229021ef73813639006212.png

Сложите руки вместе и переплетите пальцы. Большой палец какой руки оказался сверху?

Если левой руки, то доминирует правое полушарие , если правой руки  - левое.

Тут нет ошибки. Каждое полушарие мозга управляет противоположной стороной тела, поэтому, если доминирует правая рука, то это левое полушарие, и наоборот.

Суть методики правополушарного рисования

Почему же происходит так, что каждое полушарие видит по-своему? Разберемся в этом.
Левое полушарие – аналитическое. Правое полушарие обрабатывает информацию как бы целиком, в образах, оно позволяет нам мечтать, фантазировать, сочинять истории, оно мыслит творчески.

У ребенка, который только что родился, правое полушарие сформировано – у него есть набор чувств для восприятия окружающего мира. Закон развития человеческого мозга предполагает гармонию развития правого и левого полушария. Левое полушарие развивается при условии развития правого – это приоритет развития ребенка дошкольника. В противном случае у ребенка теряется потенциал человека-творца.
Для того чтобы ребенок был успешен в школе, просто необходимо развивать правое полушарие.

Когда дети выполняют работу по данному методу, то гарантированно гармонизация работы обоих полушарий! Помимо этого потенциал ребенка раскроется полностью! Он сможет легко усваивать материал и избавляться от ненужных нагрузок и стрессов. Особенно рекомендован детям с синдромом двигательной активности! А еще один замечательный плюс правополушарного рисования в воспитании детей – это отличный способ отвлечения ребенка от телевизора и компьютера.

Вот несколько упражнений, выполнение которых стимулирует работу правого полушария:

Зеркальное рисование одновременно двумя руками. При выполнении этого упражнения задействованы оба полушария, что улучшает эффективность работы всего мозга. 

- Рисование воображаемых предметов. Прежде, чем что-то нарисовать, предложите ребенку пофантазировать. После того, как воображение ребенка «разыграется», предложить ему нарисовать воображаемую вещь.

Основная часть.
Остановимся на правополушарном рисовании ,который дает возможность убрать барьеры « я не смогу», «у меня не получиться».

Метод основан на простых движениях. В основе принцип - Меньше теории, больше практики! Всего несколько типов мазков дают возможность передать на бумаге совершенно разные образы, сочетанием которых можно изобразить все, что угодно! Это очень увлекательный, захватывающий процесс!

Методика правополушарного рисования – это не только и не столько обучение изобразительному искусству. Это скорее психологический тренинг, позволяющий раскрепоститься, раскрыться, снять барьеры, сковывающие индивидуальность и творческие возможности личности.

Главное отличие такого рисования от левополушарного режима заключается в том, что во втором случае человек учится изображать объекты, а в первом – видеть их, воспринимать. Чтобы, к примеру, сделать рисунок животного в левополушарном рисовании, мы сначала должны изучить анатомию, пропорции, ознакомиться с теорией перспективы, объема, света и тени. Правополушарная живопись этого не требует. Используются приемы для отключения логики и активизации интуиции. Рисование картин происходит очень быстро, потому что человек не думает о результате, а получает наслаждение от процесса.

В методике правополушарной живописи только одна инструкция, которой нужно придерживаться – следует отключить логику. В остальном никаких правил нет, в этом и отличие правополушарного режима от классического. Можно начинать картину с любого элемента, выходить за пределы холста, использовать любые кисточки, краски, рисовать пальцами. Если дети получают от процесса удовольствие, значит, все правила соблюдены.

Часто случается, что доминирующее левое полушарие мешает правому в его попытках рисовать. В таких случаях человек считает себя совершенно неспособным к рисованию. В курс правополушарного рисования входят упражнения, которые позволяют левому полушарию «уйти на отдых», а это, в свою очередь освобождает правое для рисования.

Например: 1. Рисовать руками. В процессе такого творчества даже взрослый как бы становится маленьким, проявляет свою непосредственность и индивидуальность.

2. Рисовать, выходя за рамки бумаги. Это специальное упражнение: выходя за границы бумаги, человек выходит из своих рамок, которые ограничивали его, мешали творческому развитию.

В результате использования правополушарного рисования отмечаю следующие изменения:

  • Уменьшение или полное снятие «комплекса художественной неполноценности».
  • Повышение мотивации не только к занятиям изобразительной деятельностью, но и к другим видам деятельности.
  • Формирование нового видения, свежего восприятия окружающего мира.
  • Положительная динамика в развитии невербального интеллекта: образного мышления, пространственного воображения, зрительно-моторной координации (особенно у детей с ОВЗ).

У ребят не только с ОВЗ занятия правополушарным рисованием повышают интерес к учёбе, меньше получают стрессов, они становятся спокойнее , легче начинают реагировать на трудности и преграды. Занятия непосредственно связаны с эмоциональной сферой и помогают снять напряжение, уровень тревожности и даже агрессии. Меняется эмоциональный фон, улучшается качество жизни в целом.

Плюсы секрета популярности правополушарного рисования?

  • Правополушарное рисование нацелено на снятие ограничивающих убеждений "я не умею рисовать", развитие креативных способностей
  • Быстрый результат с нуля. Уже через 30 минут каждый нарисует свою первую картину, что очень хорошо успеть провести в рамках урока.
  • Так как результат виден сразу и, как правило, намного превосходит ожидания, появляется бодрость, уверенность в своих силах, улучшается настроение.
  • Обучение проходит легко, непринужденно. Занятия провожу в игровой форме, сочетаю обучающие и развлекательные элементы, поэтому интересны детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одаренными детьми через интеграцию урочной и внеурочной деятельности

Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:§  выявление одаренных детей; §  развитие творческих способностей на уроках;§  развитие способностей во...

Система работы учителя с одаренными детьми младшего школьного возраста в рамках урочной и внеурочной деятельности

Всему в школе обучить нельзя, поэтому важно научить мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблем.Где, когда и как искать умненьких ребят? Как не по...

«Использование нетрадиционных методик и приёмов в урочной и внеурочной деятельности для коррекции эмоционально – волевой сферы детей с ОВЗ»

Из опыта работы воспитателей   Огоньковой А.С. и Антоновой Л.Ш., представленном на  практическом семинаре по использованию видов арт –терапии в  работе с детьми начальной...

Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности.

Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. Чаще всего одаренные дети лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Будущее одаренного ребенка, в отл...

Инновационные формы и методы работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности

В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому  работа с од...

Формы организации практической работы в урочной и внеурочной деятельности, направленной на освоение детьми основ нравственности и морали, изучение правил этикета в процессе формирования навыков общения (из опыта работы)

Формы организации практической работы в урочной и внеурочной деятельности, направленной на освоение детьми основ нравственности и морали, изучение правил этикета в процессе формирования навыков общени...