«Особенности исследовательской и экспериментальной деятельности в работе с детьми с ОВЗ»
статья

Кораблёва Наталья Александровна

Дети с самого рождения являются исследователями - это в них заложено природой. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

 Не все дети могут освоить исследовательскую деятельность. Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в силу своих диагнозов, которые ограничивают их умственные и физические способности, не в полной мере могут использовать доступные источники познания для формирования знаний и собственного мировоззрения.

Как же эффективно и легко помочь детям с ОВЗ быть исследователями?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Особенности исследовательской и экспериментальной деятельности в работе с детьми с ОВЗ»

Аннотация

Дети с самого рождения являются исследователями - это в них заложено природой. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

 Не все дети могут освоить исследовательскую деятельность. Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в силу своих диагнозов, которые ограничивают их умственные и физические способности, не в полной мере могут использовать доступные источники познания для формирования знаний и собственного мировоззрения.

Как же эффективно и легко помочь детям с ОВЗ быть исследователями?

В этой статье мы расскажем про наш опыт работы, как вместе с ребенком после уроков заниматься дополнительным творчеством,  поиском информации. Как вместе с детьми и их родителями радоваться малейшему их достижению, выполнять работу поэтапно и дозировано. Как сделать так, что бы исследовательская деятельность в том виде, которая доступна здоровым детям, детям с ОВЗ далась так же легко.

Ключевые слова: проектная деятельность, ребенок с ОВЗ, исследователь.

Статья

Продуктивные технологии обучения

Технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ:

1. Технология разноуровневого обучения 

2. Коррекционно - развивающие технологии 

3. Технология проблемного обучения 

4. Проектная деятельность 

5. Игровые технологии 

6. Информационно-коммуникационные технологии 

7. Здоровьесберегающие технологии 

Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей.

Приоритетными направлениями педагогической коррекции являются:

  1. совершенствование движений и сенсомоторного развития;
  2. коррекция отдельных сторон психической деятельности;
  3. развитие основных мыслительных операций;
  4. развитие различных видов мышления;
  5. коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
  6. развитие речи;
  7. расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
  8. коррекция индивидуальных проблем в знаниях.

Технология проектной деятельности

Для  детей с ОВЗ важен отработанный алгоритм действий, все новые действия учащиеся осваивают медленно и не в полном объеме.

По мнению А.И. Савенкова,  «работая с детьми над их проектами,  мы ориентируем их не просто на поиск некоего нового знания, а на решение реальных, вставших перед ними проблем. Детям в этом случае постоянно приходится учитывать массу обстоятельств, нередко находящихся далеко за пределами задачи поиска истины» [2].

Планируя  организацию учебно – воспитательного процесса,  делаем акцент на развитие исследовательских способностей каждого школьника, индивидуализацию их образования не только с учетом диагноза, но и интересов и склонностей к творческой деятельности.

В своей работе мы опираемся на методики А.И. Савенкова.  

По этой методике проводили упражнения, направленные на различные умения: это умение видеть проблему, умение выдвигать гипотезу и умение задавать вопросы.  

Наблюдения показали, что легче и интереснее для детей с ОВЗ дается работа над формированием  умения задавать вопросы. 

На уроке мы вспомнили игру «Найди загаданное слово». Ребята задавали простые условные вопросы, перечисляя предметы, которые могут лежать в мешочке (Это ручка?, Это игрушка? и т.д.). После этого  мы вывели план, по которому можно узнать о предмете то, что хотим (форма, размер, цвет, мягкий или твердый, предназначение предмета).

Упражнение: «Вопросы домашним животным» вызвало более яркие эмоции, так как у всех есть кошки, и они непосредственно общаются с ними. А используя это упражнение несколько раз, дети сначала повторяли заданные раннее вопросы, тогда мы стали их записывать на ватмане, чтобы не повторять.

Это же упражнение в обратном порядке, т.е. задавая нам вопросы от имени домашнего животного,  оказались интереснее и вызвали большее число ответов. Дети отвечали, перебивая друг друга, и задавали очень много простых неопределенных вопросов (Почему вы меня не моете?; зачем вы меня кидаете в подпол?; почему редко даете мясо?).

Изучая тему «Время глаголов» включила в урок упражнение  «Вопросы машине времени». С помощью этого упражнения дети поняли, что такое настоящее, прошедшее и будущее время, но вопросы  прошлому и настоящему задать не смогли, пока не перефразировала упражнение: задать вопрос в прошлое: встретив своих родителей маленькими, какой вопрос вы им зададите? (Что вы делаете, что едите, что любите?). Вопросы задавались все подряд. Особенность этих детей, отвечая на вопрос учителя,  учащиеся с ОВЗ не обдумывают ответы и вопросы, а отвечают все, что придет в голову.

В процессе работы с детьми с ОВЗ над развитием исследовательских способностей  реализуется принцип создания ситуации успеха для учащихся, который предполагает ориентацию всего учебного процесса на учащегося: его интересы, жизненный опыт и индивидуальные особенности.

Важно на каждом занятии останавливаться на одном умении. Не стоит ставить задачу шире и работать над несколькими умениями одновременно, это приводит к переутомляемости детей с ОВЗ и потере интереса ко всей деятельности на уроке.

Используемая методика требует корректировки для таких детей. Ведь эффективность исследовательской работы у детей с ОВЗ оказывает положительное воздействие на их дальнейшее обучение, способствует самостоятельному мышлению и получению знаний и опыта из непосредственно личного общения с реальной жизнью, развивая у них независимость, самостоятельность, инициативу и рефлексию.

Опыт участия класса для детей с ОВЗ

 в опытно-экспериментальном исследовании

Мы с ученики моего класса начали активно участвовать в конкурсах проектно-исследовательских работ.

Та как легче и интереснее для детей с ОВЗ дается работа над формированием  умения задавать вопросы. Мы организовали «Мозговой штурм» , где ребята могли задавать любые вопросы которые приходили им в голову. Так рождались темы проектов.

Например : «Почему самолеты такие тяжелые, но они летают и не падают?». После этого ребятам уже гораздо легче работать по структуре проекта. Остается лишь направлять их рассуждения в нужное русло. Составив теоретическую часть, мы перешли к практической. В нашей школе есть ТехноЛаб, в котором ребята могут осуществить любую задумку. Там под руководством специалистов ребята создали макет самолета и практическим путем убедились, что полет самолета зависит от его строения. Данный проект был высоко оценен жюри в конкурсе «Первые шаги в науку»

Один из наших проектов , который мы представали на конкурсе «Я познаю мир» мы начали довольно неожиданно. В рамках внеурочной деятельности, мы отправились на мастер класс по изготовлению изделий из глины. И в ходе мастер класса мы начали рассуждать и задавать вопросы «Как изделие можно использовать?», «Используется ли сейчас изделия из глины?». Тема оказалась такой увлекательной, что вернувшись в стены школы мы начали работать над теоретической частью. Так получилось, что свой проект мы начали с практической, а не с теоретической части. Но не смотря на это получился замечательный проект под названием «Удивительный мир глины»

Список используемой литературы

  1. Савенков, А. И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания [Текст] / А.И. Савенков - Ярославль: Академия развития, 2002. –  208 с.
  2. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. [Текст] / А.И. Савенков – Самара: Учебная литература, 2004. –  80 с.
  3. Организация учебно – исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС: учебно-методическое пособие [Текст] / авт.-сост. Т.А. Иванова. – Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2014. – 91 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности здоровьесберегающей деятельности в работе с детьми с ограниченными возможностями

Проблема состояния здоровья детей с ограниченными возможностями, обучающихся в общеобразовательной школе, в последнее время является очень актуальной. Как показывают данные ООН, ВОЗ о положении детей ...

Особенности исследовательской и проектной деятельности в начальных классах

Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это позволяет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику о...

Презентация "Особенности организации внеурочной деятельности при работе с детьми с повышенной мотивацией "

Презентация содержит в себе основные понятия работы с одарёнными детьми.Содержит множество иллюстраций....

Статья на тему : « Особенности использования информационных компьютерных технологий в работе с детьми с ОВЗ»

Статья содержит в себе рекомендации учителю по использованию в работе ИКТ в коррекционной школе....