ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
учебно-методический материал (1 класс) по теме

СТАТЬЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dubcova_i.s.-_statya.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Дубцова Ирина Сергеевна,  

МБОУ «Начальная школа – детский сад №44» города Белгорода

Образован не тот, кто много знает,

а тот, кто хочет много знать

и кто умеет добывать эти знания.

В.П. Вахтеров

В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современные образовательные учреждения  ориентированы на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании общечеловеческих ценностей.

Новые социальные запросы, связанные с переходом нашей страны к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале, обусловили возрождение интереса к идеям развивающего обучения, ядром которого является познавательное и личностное развитие ребёнка.

При разработке федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень усвоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода и призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования. Она необходима для планирования образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, начальной школе и обеспечения преемственности образования. [1: 12]

Одной из главных задач современных образовательных учреждений, провозглашенных в концепции модернизации российского образования, является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования его активной позиции.

Её решение особенно актуально для начального обучения, поскольку с позиции отечественных психологов (Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Гальперина, Д.Б. Эльконина и др.) учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 6-10 лет. Реализация этой задачи диктует необходимость познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм общения, методов обучения.

Современный мир пронизан потоками информации. Не  потеряться в этом информационном пространстве, а точно решать свои практические задачи, должен помочь человеку - компьютер. Ведь, «завтрашний день» наших детей – это информационное общество.  Сегодняшние дошкольники и школьники в скором времени будут строить будущее своей страны, укреплять её престиж, повышать уровень жизни её граждан. Учиться общаться с компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать нужную информацию необходимо. На помощь и педагогам, и учащимся приходят современные образовательные технологии, реализация которых требует применения, специально разработанного с этой целью оборудования.

Сфера применения современных интерактивных технологий в обучении практически не имеет ограничений. Использование специального оборудования, позволяет обеспечить интерактивность в образовании начиная с дошкольных, и заканчивая, высшими учебными заведениями.

Дошкольный и младший школьный возраст – это уникальный период для развития личности. Именно в этот период формируются представления ребёнка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие. Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребёнка. 80% информации человеческий мозг усваивает через органы зрения.

На сегодняшний день всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. В связи с этим возникает необходимость подготовки детей к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу. Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения.

Ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения – то, что, пожалуй, больше всего может помочь человеку не просто выжить в современном мире, а реализовать себя, свой творческий потенциал.

С данной точки зрения воспитание у детей исследовательской установки по отношению к жизни является важнейшей задачей нашего образовательного учреждения. А значит, весьма актуальным становится вопрос о том, как создать для детей разных возрастных групп и с разным уровнем развития познавательных потребностей и возможностей такую образовательную среду, которая будет способствовать развитию у ребёнка исследовательского отношения к миру и самому себе, становлению у него исследовательской позиции. [4: 148]

Хорошо известно, что в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей имеются особенно благоприятные внутренние предпосылки для развития исследовательского отношения к миру (В.В. Зеньковский, Н.С. Лейтес, А.Н. Поддьяков). Среди детей данного возраста, отыскать тех, кого не интересует устройство всего живого на Земле, очень непросто. Ежедневно эти любознательные малыши задают десятки сложнейших вопросов. Их интересует определённо всё: из чего состоят животные и растения, почему так жжётся крапива, как получилось, что одни листочки гладкие, а другие пушистые, чем стрекочет кузнечик и многое другое. Нашим педагогам повезло, в образовательном учреждении есть приборы, использование которых, даёт возможность найти ответы на многие детские «почему». [3: 49]

Использование компьютера, интерактивной доски, мультимедийного проектора, звуковоспроизводящего технического устройства, цифрового микроскопа и других технических средств помогает сделать нам любой процесс детской деятельности эмоционально окрашенным, привлекательным, является наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности усвоения материала.

Мудрая китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок видит, слышит и делает всё сам. Цифровой микроскоп является основой для углубленного изучения живой и неживой природы, а так же способствует  развитию таких важных качеств, как усидчивость, наблюдательность, ответственность, аккуратность, внимательность и бережное отношение к природе и животному миру. Ведь, согласитесь, куда интереснее не просто послушать рассказ о составе пыли, а рассмотреть эту пыль собственными глазами. Сколько захватывающих картинок, вы можете рассмотреть в окуляре микроскопа, ещё больше удивительных открытий сделать со своими маленькими естествоиспытателями.

Для рассматривания под микроскопом годится буквально всё. А главное достоинство микроскопа состоит в том, что наличие одного прибора на столе у педагога, даёт возможность вывода изображения на экран. Это превращает обучение детей в подобие увлекательной компьютерной игры.Немаловажную роль играет и то, что педагог вместе с детьми имеет возможность, сохранить полученное изображение, отредактировать его, раскрасить, подписать при помощи простого графического редактора и распечатать, используя принтер.

Использование данного прибора в образовательном процессе нацелено на:

  1. повышение уровня мотивации и познавательной активности детей,
  2. проведение практических работ в образовательной деятельности (индивидуально, групповым методом и фронтально с использованием мультимедийного проектора, самостоятельной научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся),
  3. реализацию задач интеллектуально-направленной педагогики, как средства развития и саморазвития одарённых детей в ИТК насыщенной среде,
  4. изменение способов взаимодействия между педагогом и детьми в ходе совместной деятельности.

Ведущие педагоги и психологи едины во мнении, что всё большее значение с каждым годом приобретает раннее выявление и развитие способностей детей. Чем раньше начинается развитие ребёнка, тем органичнее оно проходит, тем легче детям учиться в школе, тем лучше они подготовлены к решению различных жизненных задач. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу и образовательный процесс в целом.

В настоящее время федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения нацеливают нас не только на приобретение знаний и умений, но и обеспечение качественного процесса обучения, создание соответствующих условий для получения качественного результата в образовании. [2: 79]

Применение информационных технологий в образовательных учреждениях дошкольного и младшего школьного возраста позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога. Человеку никогда не поздно учиться, постигать новое. Не бойтесь новых знаний, а наоборот стремитесь к ним. Стремление к самообразованию – отличительная черта современного педагога.

Литература:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе – От действия к мысли: Пособие для учителя/ Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011
  2. Проектные задачи в начальной школе:Пособие для учителя/ Под ред. А.Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2011
  3. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты/ авт.-сост. В.Ф. Феоктистова. – Волгоград: Учитель, 2012
  4. Развитие исследовательских умений младших школьников/ Под ред. А.Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Исследовательская и проектная деятельность на уроках в начальной школе"

Эта презентация о том, какие виды проектов можно применять на уроках. Описаны упражнения для постановки проблемы на уроках русского языка и математики....

Практика организации исследовательской и проектной деятельности учащихся в современной начальной школе

Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать с...

Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках в начальной школе

Развитие исследовательской и познавательной деятельности...

Организация исследовательской и проектной деятельности на уроках в начальной школе как основное требование ФГОС НОО

Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современный урок пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, ориентирует на пере...

Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках в начальной школе.

Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках в начальной школе....

«Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках в начальной школе»

Анализ работы по самообразованию. Тема: «Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках в начальной школе»...

«Особенности исследовательской и экспериментальной деятельности в работе с детьми с ОВЗ»

Дети с самого рождения являются исследователями - это в них заложено природой. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать но...