Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»
рабочая программа (1 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы" (1 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_programma.docx48.85 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20

с углубленным изучением отдельных предметов» г. Ухта

(МОУ «СОШ № 20»)

Принято

решением педагогического совета

от «31»августа 2020 г

Протокол № 1

Утверждено

Приказом директора

МОУ «СОШ №20»

от «31»августа 2020 г

№ 01-13/113

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Умники и умницы»

Направление: общеинтеллектуальное

Адресат программы: 1 класс

Срок освоения программы : 1 год

Составитель: учитель Гасанова Р.С.

г. Ухта, Республика Коми, 2021 г.

Пояснительная записка.

Направление развития личности: общеинтеллектуальное

Вид деятельности: познавательная деятельность

Актуальность программы определена следующими факторами:

Программа представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.

Адресат программы: 1 класс, набор в группу осуществляется на добровольной основе.

Объем программы: 33часа (33 недели,1 раз в неделю по 1ч)

Срок освоения программы:1 год обучения

Цель программы: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Задачи программы:

- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

-развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

\

Личностными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий .
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих умений.

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.

В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатовприобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Формы контроля: стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О.А., текущий: прогностический; рефлексивный контроль по результату,

Формы промежуточной аттестации: турнир

Содержание курса внеурочной деятельности

Тема 1. Вводное занятие.

Организационные вопросы. Правила техники безопасности на занятиях. Цели и задачи. Планируемые виды деятельности и результаты. Загадки веселого карандаша.

Тема 2. Город закономерностей.

Классификация признаков. Порядковый счет. Правила волшебного квадрата. Загадки веселого карандаша. Нахождение закономерностей.

Тема 3. Город загадочных чисел.

Загадки для ума. Математические знаки. Знакомство с цифрами для написания цифр индекса. Знакомство с римской нумерацией. Загадки веселого карандаша. Лесные примеры. Магические рамки. Числовые дорожки. Знакомство с косточками домино.

Тема 4. Город логических рассуждений.

Установление причинно-следственных связей. Определение истинных и ложных высказываний. Работа по образцу. Заполнение схем. Загадки для ума. Заполнение таблиц.

Тема 5. Город занимательных задач.

Знакомство с понятием величина. Масса. Время. Числа в сказках. Нахождение отличий. Задачки для ума. Графический диктант.

Тема 6. Город геометрических превращений.

Знакомство с геометрическими телами::шар, пирамида, конус, цилиндр, параллелепипед. Нахождение отличий. Понятие «симметрии» Турнир.

Формы организации: индивидуальная, коллективная, групповая, работа в парах; беседа, игра, практическая работа, самостоятельная работа.

Виды деятельности: практико-ориентированные учебные занятия, тематические конкурсы, занятия-испытания.

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Введение в школьную жизнь. Удивительная страна.

1

1

2

Город закономерностей

7

7

3

Город загадочных чисел

9

9

4

Город логических рассуждений

8

8

5

Город занимательных задач

6

6

6

Город геометрических превращений

2

2

ИТОГО

33

1

32

Поурочное планирование

Тема

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Удивительная страна.

1

0,5

0,5

Стартовая работа

Город закономерностей

2

Аллея Признаков

1

1

3

Порядковый проспект

1

1

4

Порядковый проспект

1

1

Самостоятельная работа

5

Улица Волшебного квадрата

1

1

6

В космической лаборатории

1

1

7

Художественная площадь

1

1

8

Испытание в городе Закономерностей

1

1

Прогностический контроль

Город загадочных чисел.

9

Улица Загадальная

1

1

10

Цифровой проезд

1

1

11

Числовая улица

1

1

Творческий проект

12

Заколдованный переулок

1

1

13

Улица Магическая

1

1

14

Вычислительный проезд

1

1

15

Переулок Доминошек

1

1

Фронтальный опрос

16

Переулок Доминошек

1

1

17

Испытание в городе Загадочных чисел

1

1

Город логических рассуждений

18

Улица высказываний

1

1

Рефлексивный контроль

19

Улица Правдолюбов и

Лжецов

1

1

20

Отрицательный переулок

1

1

21

Проспект Логических задач

1

1

22

Проспект Логических задач

1

1

23

Проспект Логических задач

1

1

презентация

24

Проспект Логических задач

1

1

25

Испытание

в городе Логических рассуждений

1

1

Графический диктант

Город занимательных задач

26

Улица Величинская

1

1

27

Временной переулок

1

1

28

Улица Сказочная

1

1

29

Хитровский переулок

1

1

30

Смекалистая улица

1

1

Контроль по результату

31

Испытание в городе Занимательных задач

1

1

Город геометрических превращений

32

Фигурный проспект. Турнир.

1

1

Промежуточная аттестация.

33

Зеркальный переулок

1

1

Итого

33

0,5

32,5



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы" 2 класс

      Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы" 1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование занятий. Используются тетради О. Холодовой "Юным умникам и умницам"....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» направление: общеинтеллектуальное 2 класс

Личностными результатами изучения курса во втором классе является формирование следующих умений.Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы" для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» на 2019-2020 учебный год 3 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»:разработана на основе авторского курса О. А. Холодовой «Развитие познавательных способностей»  для третье...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы" 4 класс

Рабочая программа  курса "Умники и умницы» составлена на основе авторской программы Л.В. Мищенкова  и реализует общекультурное направление внеурочной деятельности....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» 1 класс

Рабочая программа составлена  составлена на основе  авторской программы  Л.В. Мищенковой «36 занятий...