Классный час "Хлеб- всему голова."
классный час (3 класс)

Свириденко Светлана Романовна

Классный час о том, каке выращивали и перерабатывали зерно.Как хлеб проходит путь от зерна до готового изделия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта классного часа

Свириденко Светлана Романовна

ГБОУ школа №578 Приморского района Санкт- Петербурга

Тема

Хлеб- всему голова.

Класс

3

Форма проведения

Групповая работа

Цель: формирование уважительного отношения к хлебу и людям, его производящим.

Задачи:

Обучающая: Расширять кругозор учащихся, расширять знания о процессе создания хлеба;

Развивающая: способствовать развитию мыслительной деятельности;

Воспитывающая: Раскрыть значение хлеба, важность труда земледельца.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: Формирование чувства прекрасного.

Регулятивные УУД: Целеполагание, решение проблемной ситуации, контроль.

Познавательные УУД: Рефлексия способов и условий действия, контроль процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД: Умение договариваться, находить общее решение. Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. Взаимопомощь по ходу выполнения задания. Умение слушать собеседника.

Применяемые технологии

Творческих  мастерских

Методы

-информационно-рецептивный (осуществляется восприятие и осмысление знаний, фиксация информации в памяти)

-частично-поисковый (эвристический) (обучающиеся  рассуждают, обобщают, делают выводы)

- беседа

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

Способы и критерии  оценки результатов

1.Организационный

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Светлана Романовна.  

Я сегодня очень хочу с вами познакомиться и совершить путешествие в прошлое.

Обучающиеся заходят и происходит деление на три команды. (по количеству столов)

включаются в работу

Коммуникативные УУД:

-слушать собеседника и понимать речь других

-строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей

-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им

Регулятивные УУД:

-планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией

-настраивать себя на продуктивную работу

-планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Личностные УУД:

-самоопределение

-смыслообразование

наблюдение

2. Создание проблемной ситуации, целеполагание.

-Недавно я была в кафе и услышала от пожилого мужчины: «К хлебу бережно относись! Хлеб всему голова!».

И мне сразу вспомнилось, что эту фразу я часто слышала в детстве от бабушки. И у меня возник вопрос: « А что же значит эта фраза?».

Хлеб…голова…(слайд 2)

-Ну это же не хлеб вместо головы? (на слайде Кощей с Колобком  вместо головы из  фильма «последний богатырь 3»). (Слайд 3)

-Первым делом я решила заглянуть в толковый словарь, ведь там ответы на многие вопросы хранятся. И вот что нашла; ( Слайд 4) 

Хлеб – это пищевой продукт, который выпекается из теста. Как правило, для приготовления теста используется мука и вода, а также ряд ингредиентов, например, дрожжи и соль.

Голова —  верхняя часть тела человека, верхняя или передняя часть тела животного, содержащая мозг.

-Ну это все и раньше знали, но откуда же эта фраза пошла? И что она значит?

Надо найти ответна этот вопрос!  (Слайд 5)

-Для того чтобы понять появление данной фразы, мы с вами должны пройти путь хлеба, а для этого угадаем что я спрятала в мешочках, которые лежат у вас на столах.

-Дети, как вы думаете, что с глубокой древности было основой русского стола?

Ответы детей

Пощупайте содержимое мешочков. Что в них? (в мешочках пшеница, мука). (слайд 6)

- А почему именно эти продукты я принесла к вам? (Слайд 7) 

Ответы обучающихся. ( из этого готовят хлеб)

-Действительно, это хлеб. В мире есть понятия, ценность которых ни в чём не измеряется. Это воздух, земля, вода, солнце. К ним также относится хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда. «Ведь без хлеба не обходится ни один скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол.

В современном мире хлеб люди покупают в магазинах и это не представляет никакой трудности. Всегда ли так было?

-А для этого мне нужны талантливые люди! Я узнала, что в вашей школе как раз такие есть! Вы мне поможете?

Как можно иначе назвать талантливых людей в определенном ремесле?

-мастера

Тогда по хлопку мы с вами превращаемся в мастеров. ( хлопаем все вместе)

Отвечают на вопросы.

Пытаются угадать, что спрятано в мешочках, которые лежат на столах. Рассуждают.

Познавательные:

-устанавливать закономерности, строить рассуждения

-анализировать, сравнивать, группировать различные объекты

Коммуникативные УУД:

-воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

-слушать и понимать речь других

-формулировать свое мнение в устной форме

-высказывать свое предположение

-сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать.

Регулятивные УУД:

-планировать свою деятельность

-определять последовательность действий

-организовать выполнение заданий учителя

-высказывать свое предположение.

Личностные УУД

-смыслообразование

Наблюдение, диалог

3.Основная часть.

Слайд 8

-Перед тем, как прийти к вам,  я зашла в библиотеку и узнала, что учёные - археологи считают, что хлеб на Руси появился в 6-7 веке. Об этом говорят небольшие «глиняные хлебцы» которые лежали рядом с жертвенными печами. А рядом было скопление зерна.

Но это мне не дало окончательного ответа на мой вопрос. Поэтому я предлагаю вам отправиться в

прошлое и пройти весь путь от зерна до хлеба. Может тогда нам откроется тайна.

-Сейчас переверните конверт, который лежит у вас на столе, и вы узнаете, роль кого предстоит выполнить.

Учащиеся переворачивают конверты. Таким образом, появляются группы «Крестьяне», «Мельники», «Пекари».

Конверт «Крестьяне»-  карточки: зерно, росток, колосок, колос, сноп, зерно.

Задание: Расположите карточки  в порядке развития зерна и заполните пропуски в тексте.

( Слайд  9 в момент работы групп) :

Воспоминанья о былом

Мы ворошим теперь все реже

И за обеденным столом

Не делим хлеб, а просто режем,

Притом, забыв про нож неострый,

Ворчим, что хлеб немного черствый,

А сами, может, в этот час

Черствей его во много раз.

 ( Когда выступают Крестьяне  слайд 10):

Постепенно появляется цепочка картинок, в которой поэтапно показан путь зерна.

Текст: Мы крестьяне. Нам выпадала честь работать с землей. Подготовка земли под посев – работа тяжелая. Весной мы дружно сеяли_____________. От сева во многом зависела наша жизнь. Урожайный год – это безбедная, сытая жизнь. В неурожайные годы приходилось голодать. Со временем, зерно даст ____________. Из него появится маленький________________, который превратится в большой и красивый______________. Мы соберем колосья в _____________. Затем, мы передадим полученное богатство Мельникам.

-Легко ли было крестьянам выращивать хлеб в то время? Была у них современная техника?

-На большей части Руси росли могучие, непролазные леса. Людям приходилось выкорчевывать (вырывать)  деревья, освобождать почву от корней. Даже равнинные территории вблизи рек обрабатывать для сева было непросто.

В те времена не было никаких прогнозов погоды, поэтому крестьяне полагались на себя и народные приметы.

Бережно хранили семена для будущего сева в сухом прохладном месте, чтобы они не проросли раньше времени. Не раз проверяли, хороши ли семена. Зернышки клали в воду – если они не всплывали, а опускались на дно, значит, хорошие.

-Скажите пожалуйста, дорогие Крестьяне, все ли зерно мы передадим Мельникам?

Ответы детей.

-Для чего мы оставим часть зерна себе и будем его хранить до весны?

Ответы детей.

-Крестьяне часть зерна оставляли себе, чтобы посеять весной , а часть передавали  Мельникам.

Конверт «Мельники»- карточки: камень (зернотерка), ступка, жернова, водная мельница, мельница ветряная.

Задание: Расположите в порядке появления способы мукомольного производства и заполните пропуски в тексте.

( Слайд 11  в момент выступления Мельников)

Появляется цепочка картинок, в которой показаны способы мукомольного производства от более раннего к современному.

Мы мельники. Наш труд не легче и не менее ответственный чем у крестьян. Первыми инструментами для измельчения зерна были каменные ________________. Затем зерно стали не толочь, а перетирать. Процесс перемола зерна постоянно совершенствовался. Появилась ______________________________

Значительным шагом вперед стало изобретение ручной перетирной мельницы. Ее основа – ____________ – две тяжелые плиты, между которыми растиралось зерно. Молоть зерно стало легче, но эта работа по-прежнему оставалась тяжелой. Ситуация изменилась только после того, как была сконструирована водяная _________________________.

С течением времени устройство     совершенствовалось, появились ветряные ________________, их лопасти вращал ветер.

-Ветряные мельницы строили в районах, где поблизости не было водоемов. В некоторых местностях жернова приводили в движение животные – лошади, быки, ослы.

Конверт «Пекари»-  текст, таблица

Задание: Прочитайте текст и, используя информацию, расположите карточки в таблице.

Во время выступления Пекарей слайд 12

Название хлеба

Из какой муки сделан хлеб

Кто мог себе его позволить

Ржаной

Из ржаной муки

Простые Крестьяне

Пшеничный

Из пшеничной муки

Богатые горожане

Боярский

Из пшеничной муки высшего сорта, с добавлением масла

Богатые горожане по праздникам и особым случаям

Данные, полученные археологами при раскопках, свидетельствуют о том, что уже в период начального развития славянской земледельческой культуры в 6-7 веках  появляется первый хлеб. Об этом говорят небольшие по размеру «глиняные хлебцы», лежавшие около жертвенных печей. К примеру, в древнем Звенигороде археологами были обнаружены не только имитирующие хлеб слепки, но и скопления зерна.

Известно, что в жизни славян этого периода огромную роль играл именно Ржаной (чёрный) хлеб, который пекли из ржаной муки. Хлебом бедных крестьян был решётный хлеб и мякина, мука для этих булок либо просеивалась через решето, либо не просеивалась вообще. Он был намного дешевле и сытнее Пшеничного, который пекли из пшеничной муки. Такой хлеб могли себе позволить более богатые горожане.

Чуть позднее, в 9-12 веках  появился сорт хлеба, который был недоступен обычному человеку. Этот хлеб назывался Боярским. В его состав входила пшеничная мука особого помола с добавлением масла, молока и всевозможных заморских специй. Такие булки пеклись только для Богатых горожан на заказ и по особому случаю или на праздник.

- Во все времена к труду пекаря на Руси относились с особым почтением и уважением. Пекарь должен был быть не только искусным мастером, но и честным человеком. За пекарями был особый контроль, тех же, кто допускал порчу хлеба, сурово наказывали. Хороших пекарей даже освобождали от налога.

Каждая команда представляет свой результат.

Отвечают на вопросы. Переворачивают конверты и узнают свою роль.

Работают совместно над выполнением задания группы. Представляют результат работы группы.

Познавательные:

-осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

-осуществлять синтез как составление целого из частей

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других

-строить понятные для собеседника высказывания

-воспринимать информацию на слух

-отвечать на вопросы учителя

Регулятивные УУД:

-планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой

-принимать и сохранять учебную задачу

-организовать выполнение заданий учителя

Личностные УУД

-смыслообразование

-нравственно-этические

Наблюдение, диалог

3 Заключительная часть. Рефлексия

-Легко было достать хлеб? Легкий это был труд?

-Вот и получается, что пословицу «Хлеб всему голова» все знают с детства. А мы с вами , проведя исследование выяснили, почему же люди относятся к хлебу настолько уважительно?

Ответы детей

-Приготовление хлеба -  совсем нелегкий труд. Ведь сначала его нужно вырастить из маленького зернышка, поухаживать за посевом. Вот поэтому надо ценить каждую крошку хлеба, относиться к нему бережно и с любовью.

И даже в наше время, несмотря на появление современной техники, это тяжелый физический труд.

-Привычка беречь хлеб – это дань прошлому.

-Спасибо за вашу работу!

Слайд 13  

Спасибо за внимание!

Познавательные:

- систематизировать, обобщить изученное, делать выводы

Коммуникативные УУД:

-строить высказывание

-оформлять мысли в устной форме

Регулятивные УУД:

-осуществлять самоконтроль

Личностные УУД

-смыслообразование

Диалоговая форма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час Тема: Хлеб - всему голова.

Тема: Хлеб - всему голова....

Классный час Хлеб-всему голова

Откуда хлеб пришел на стол, свойства хлеба, цена хлеба. Хлеб блокадного Ленинграда....

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса "Хлеб - всему голова" воспитывает у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей. Предварительно, перед классным часом, была организована экскурсия на Хлебозавод...

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса по теме "Хлеб - всему голова"....

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса по теме "Хлеб - всему голова"....

Хлеб-всему голова. А, каша? Классный час.

В мероприятиии говорится о бережном отношении к хлебу. Рассказывается о разновидностях каш и полезности этих продуктов....

Классный час "Хлеб - всему голова"

Сценарий  классного часа для учащихся 2 класса....