Конспект классного часа по теме: " День российской науки. 190 лет со дня рождения Д.И.Менделеева"
классный час (4 класс)

Форма мероприятия: классный час

Тема: «День российской науки. 190 лет со дня рождения Д.И. Менделеева»

Цель: познакомить обучающихся с фактами из жизни Д. И. Менделеева, показать многогранность его профессиональных и жизненных интересов, формировать понимание значимости труда людей разных профессий для развития российской науки и улучшения качества жизни людей, воспитывать уважение к людям науки и их достижениям.

Оборудование: Презентация, раздаточный материал.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_rossiyskoy_nauki.docx23.92 КБ
Файл tekst3.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

 


Конспект классного часа

«ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ НАУКИ. 190 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА»

Выполнили

студенты 24 группы

Волкова Ксения, Кочнева Дарья, Усова Дарья,

Проведение: 22.01.2024

Проверил: _____________________________

Челябинск, 2023

Дата проведения мероприятия: 05.02.2024

ФИО учителя:

Класс: 4в

Тема: «День российской науки. 190 лет со дня рождения Д.И. Менделеева»

Цель: познакомить обучающихся с фактами из жизни Д. И. Менделеева, показать многогранность его профессиональных и жизненных интересов, формировать понимание значимости труда людей разных профессий для развития российской науки и улучшения качества жизни людей, воспитывать уважение к людям науки и их достижениям.

Оборудование: Презентация, раздаточный материал.

Ход классного часа

Этап

Время

Содержание

Примечание

1.Организационный этап

5 минут

Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня наше занятие мы начнём с выполнения задания. Рассмотрите изображения, назовите лишнее. Объясните свой вариант ответа. (Содержание задания: в каждом ряду объектов необходимо найти лишнее изображение.)

Ответы обучающихся: микроскоп, компас, телескоп.

Учитель. Молодцы, вы верно определили «лишнее» в каждой цепочке. А теперь рассмотрим выбранные вами предметы все вместе, что их объединяет? Для чего они служат? Кто их использует и с какой целью? Кто такие учёные?

Ответы обучающихся: все эти предметы используются для изучения какой-либо науки. Телескоп нужен чтобы смотреть на звезды, микроскоп - разглядывать мельчайшие организмы, компас - определять стороны света. Их могут использовать для изучения ученые. Ученые - люди, которые занимаются наукой. Они изучают мир или человека, проводят различные эксперименты, чтобы потом сформировать определённые принципы и правила.

Учитель. На все вопросы вы ответили совершенно верно. Это действительно приборы, которые помогают учёным познавать новое и наблюдать, исследовать и изучать. Посмотрим видеосюжет об этом. (Смотрим видео)

Учитель. Предположите какая же тема классного часа будет сегодня?

Ответы обучающихся: Наука

Учитель. Верно, сегодня мы поговорим о науке. Полностью наша тема звучит так «День российской науки. 190 лет со дня рождения Д.И. Менделеева»

Какую же цель мы можем поставить с вами на этот классный час? Посмотрите на слайд там есть слова подсказки, которые вам помогут.

Ответы обучающихся: Узнать, что такое наука. Познакомиться с ученым Д.И. Менделеевым.

Учитель. Спасибо, вы совершенно верно поставили цель на сегодняшний классный час.

2. Основной этап

30 минут

Учитель. Наука, научные знания – это основа развития общества: от открытия огня до разработки вакцин и полётов в космос. Благодаря научному миру рождаются новые идеи, появляются новые материалы и технологии. От замысловатых узоров снежинок до необъятности космоса — наука раскрывает чудеса природы и наше место в ней. Это подогревает наше любопытство и побуждает исследовать неизведанное, расширяя границы человеческого знания. И поэтому не случайно, ежегодно 8 февраля в нашей стране отмечается День российской науки, а в 2023 году была утверждена премия «Вызов», целью которой является признание труда учёных и поддержка научных открытий в современной России.

А кто-нибудь знает почему именно 8 февраля мы отмечаем День российской науки?

Ответы обучающихся.

Учитель. Именно 8 февраля 1724 года Пётр I подписал Указ об основании Академии наук. И знаете ли вы сколько лет исполняется Академии наук в этом году?

Ответы обучающихся: 300 лет.

Учитель. Верно. В 2024 году Российская академия наук отмечает своё трёхсотлетие. На протяжении этих лет Академия наук меняла своё название, но сохраняла своё основное назначение – способствовать научным достижениям во всех областях жизни человека. И сегодня мы поговорим о Дмитрии Ивановиче Менделееве, великом русском учёном-химике.

И для того чтобы больше узнать о Д.И. Менделееве мы посмотрим 4 фрагмента о его научных интересах и увлечениях.

Но чтобы узнать о чем именно будет вестись рассказ, каждой паре нужно разгадать ребус, у какой-то пары ребус может совпасть, но главная задача этой работы, узнать чем же больше всего любил заниматься Д.И. Менделеев (парная работа)

Учитель. Вы верно разгадали ребусы, а теперь внимание на экран. (просмотр видео)

Учитель. Разнообразие интересов Менделеева поражают: он собирал и систематизировал фотографии, любил фотографировать сам. Любил работать в саду и огороде на даче. Как вы думаете ребята можно ли сказать, что Дмитрий Иванович был разносторонним и творческим человеком? Объясните.

Ответы обучающихся.

Учитель. Только ли знания учёного определяют его достижения? Какие качества помогали Менделееву в жизни? Объясните своё мнение.

Ответ обучающихся. Любознательность, трудолюбие, терпение, усидчивость и целеустремлённость, умение работать с другими людьми

Учитель. А как вы думаете, благодаря кому сформировались эти личностные качества?

Ответы обучающихся.

Учитель. По воспоминаниям самого учёного, именно мама привила ему и любовь к науке, и страсть к чтению, и во многом способствовала формированию его характера, а ведь он был 17 ребёнком в семье. Мария Дмитриевна хлопотала о поступлении Дмитрия в Московский университет, и своим личным примером воспитывала в юном Мите любовь к труду, учению и просвещению. Несомненно, этот союз уважения и любви матери и сына был одним из источников плодотворной деятельности гениального русского химика.

Учитель. А сейчас давайте проведем физминутку и немного разомнемся.

Учитель. А теперь давайте поговорим какими областями науки вы интересуетесь? В каких кружках занимаетесь? И как вы думаете может ли простой человек внести какой-либо вклад в науку?

Ответ обучающихся.

Учитель. А теперь проведём игру и попробуем ответить на вопросы, из разных наук. Для начала нужно разделиться на группы (групповая работа) и каждой команде нужно придумать свое название.

Сегодня специально для вас мы приготовили вот такую замечательную волшебную шляпу. Она содержит в себе много различных вопросов совершенно из разных наук. Первая команда вытаскивает вопрос, если она отвечает верно, то вам дается жетончик, если же не верно, то вопрос передается следующей команде. Важно собрать как можно больше жетонов, чем у соперников.

Учитель. Спасибо вам за работа. А теперь подсчитайте сколько у ваша команда получила жетонов. И в заключении этой игры нам бы хотелось вручить грамоты за 1 место «Название команды», за 2 и за 3.

3. Заключительный этап

5 минут

Учитель. Наш классный час подходит к концу. Давайте же вспомним какую цель мы ставили в начале урока?

Ответ обучающихся. Узнать, что такое наука. Познакомиться с ученым Д.И. Менделеевым.

Учитель. Верно, добились ли мы поставленной цели?

Учитель.  И ведь действительно, наука делает нашу жизнь комфортнее и безопаснее. Без неё немыслимо наше существование, так как всё, что нас окружает – связано с её развитием и достижениями. В нашей стране созданы условия для того, чтобы заинтересовать вас наукой, поддержать стремление ею заниматься. Мы желаем вам много интересных открытий. Спасибо вам за классный час.  



Предварительный просмотр:

Здравствуйте, ребята. Сегодня наше занятие мы начнём с выполнения задания. Рассмотрите изображения, назовите лишнее. Объясните свой вариант ответа. (Содержание задания: в каждом ряду объектов необходимо найти лишнее изображение.) (микроскоп, компас, телескоп.)

 Молодцы, вы верно определили «лишнее» в каждой цепочке. А теперь рассмотрим выбранные вами предметы все вместе, что их объединяет? Для чего они служат? Кто их использует и с какой целью? Кто такие учёные?

 На все вопросы вы ответили совершенно верно. Это действительно приборы, которые помогают учёным познавать новое и наблюдать, исследовать и изучать. Посмотрим видеосюжет об этом. (Смотрим видео)

Предположите какая же тема классного часа будет сегодня?

Верно, сегодня мы поговорим о науке. Полностью наша тема звучит так «День российской науки. 190 лет со дня рождения Д.И. Менделеева»

Какую же цель мы можем поставить с вами на этот классный час? Посмотрите на слайд там есть слова подсказки, которые вам помогут.

Спасибо, вы совершенно верно поставили цель на сегодняшний классный час.

Наука, научные знания – это основа развития общества: от открытия огня до разработки вакцин и полётов в космос. Благодаря научному миру рождаются новые идеи, появляются новые материалы и технологии. От замысловатых узоров снежинок до необъятности космоса — наука раскрывает чудеса природы и наше место в ней. Это подогревает наше любопытство и побуждает исследовать неизведанное, расширяя границы человеческого знания. И поэтому не случайно, ежегодно 8 февраля в нашей стране отмечается День российской науки, а в 2023 году была утверждена премия «Вызов», целью которой является признание труда учёных и поддержка научных открытий в современной России.

А кто-нибудь знает почему именно 8 февраля мы отмечаем День российской науки?

Именно 8 февраля 1724 года Пётр I подписал Указ об основании Академии наук. И знаете ли вы сколько лет исполняется Академии наук в этом году?

Ответы обучающихся: 300 лет. (если не знают отвечаем сами)

Верно. В 2024 году Российская академия наук отмечает своё трёхсотлетие. На протяжении этих лет Академия наук меняла своё название, но сохраняла своё основное назначение – способствовать научным достижениям во всех областях жизни человека. И сегодня мы поговорим о Дмитрии Ивановиче Менделееве, великом русском учёном-химике.

И для того чтобы больше узнать о Д.И. Менделееве мы посмотрим 4 фрагмента о его научных интересах и увлечениях.

Но чтобы узнать о чем именно будет вестись рассказ, каждой паре нужно разгадать ребус, у какой-то пары ребус может совпасть, но главная задача этой работы, узнать чем же больше всего любил заниматься Д.И. Менделеев (парная работа) (ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: УЧЕНЫЙ-ХИМИК; ШАХМАТИСТ; ХУДОЖНИК; ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬ)

Вы верно разгадали ребусы, а теперь внимание на экран. (просмотр видео)

Разнообразие интересов Менделеева поражают: он собирал и систематизировал фотографии, любил фотографировать сам. Любил работать в саду и огороде на даче. Как вы думаете ребята можно ли сказать, что Дмитрий Иванович был разносторонним и творческим человеком? Объясните.

Только ли знания учёного определяют его достижения? Какие качества помогали Менделееву в жизни? Объясните своё мнение.

А как вы думаете, благодаря кому сформировались эти личностные качества?

По воспоминаниям самого учёного, именно мама привила ему и любовь к науке, и страсть к чтению, и во многом способствовала формированию его характера, а ведь он был 17 ребёнком в семье. Мария Дмитриевна хлопотала о поступлении Дмитрия в Московский университет, и своим личным примером воспитывала в юном Мите любовь к труду, учению и просвещению. Несомненно, этот союз уважения и любви матери и сына был одним из источников плодотворной деятельности гениального русского химика.

А сейчас давайте проведем физминутку и немного разомнемся.

А теперь давайте поговорим какими областями науки вы интересуетесь? В каких кружках занимаетесь? И как вы думаете может ли простой человек внести какой-либо вклад в науку?

А теперь проведём игру и попробуем ответить на вопросы, из разных наук. Для начала давайте вспомним правила работы в группе.  

А теперь давайте разделимся на группы (групповая работа) и каждой команде нужно придумать свое название.

Сегодня специально для вас мы приготовили вот такую замечательную волшебную шляпу. Она содержит в себе много различных вопросов совершенно из разных наук. Первая команда вытаскивает вопрос, если она отвечает верно, то вам дается жетончик, если же не верно, то вопрос передается следующей команде. Важно собрать как можно больше жетонов, чем у соперников.  

Вопросы по игре:

Раздел «Математика»

1.        В каком числе столько же букв, сколько цифр в его названии? (Ответ: 100 (3 цифры); сто (3 буквы))

2.        Две дочери, две матери, да бабушка со внучкой. Сколько всех? (Ответ: трое: дочь, мать, бабушка)

3.        Как из трёх палочек сделать четыре, не ломая их? (Ответ: сложить из них цифру 4)

4.        Один кирпич весит один килограмм плюс ещё полкирпича. Сколько весит кирпич? (Ответ: 2 кг, так как полкирпича весят 1 кг.)

Раздел «Русский язык»

1.        Сколько согласных букв в современном русском алфавите? (Ответ: Б В Г Д Ж З Й К Л М Н П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ - 21 согласная буква)

2.         Кто напечатал первую «Азбуку» на Руси? (Ответ: Иван Фёдоров)

3.        Слог первый – нота, Второй – тоже, А в целом – на горох похож (Ответ: фасоль)

4.        Какая буква в современном алфавите самая «молодая»? (Ответ: ё)

Раздел «Окружающий мир»

1.        О каком природном явлении писал русский писатель Лев Николаевич Толстой? «Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами — и жёлтым, и красным, и синим». (Ответ: роса)

2.        Узнайте животное по его описанию: «Её пушистый рыжий хвостик весело мелькает между зелёных веток и служит своей хозяйке парашютом во время прыжков». (Ответ: белка)

3.        Наука об окружающей среде? (Ответ: экология)

4.        С каким природным явлением связана народная примета «Ласточки летают низко к земле»? (Ответ: к дождю)

Раздел «Всё обо всём»

1.        Что из перечисленного изобрели раньше других? Противогаз, механические часы, термометр, телефон (Ответ: механические часы)

2.        Как назывался корабль, на котором Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый полёт в космос? (Ответ: Восток-1)

3.        Как называется профессия человека, который изучает, как жили люди прошлого, восстанавливает по найденным вещам и предметам историю древних цивилизаций? (Ответ: археолог)

4.        В какой стране изобрели электрическую лампочку, радио и запустили первый спутник? (Ответ: Россия)

Спасибо вам за работу. А теперь подсчитайте сколько ваша команда получила жетонов. И в заключении этой игры нам бы хотелось вручить грамоты за 1 место «Название команды», за 2 и за 3.

Наш классный час подходит к концу. Давайте же вспомним какую цель мы ставили в начале урока?

Верно, добились ли мы поставленной цели?

И ведь действительно, наука делает нашу жизнь комфортнее и безопаснее. Без неё немыслимо наше существование, так как всё, что нас окружает – связано с её развитием и достижениями. В нашей стране созданы условия для того, чтобы заинтересовать вас наукой, поддержать стремление ею заниматься. Мы желаем вам много интересных открытий. Спасибо вам за классный час.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект классного часа на тему "День Победы"

Презентация и конспект классного часа на тему "День Победы"...

Конспект классного часа на тему "День защитника отечества". 3 класс.

Я предлагаю Вам разработанный мною конспект классного часа....

1 класс. Конспект классного часа по теме: "Символика Российской Федерации: флаг и герб"

Класс: 1Цели: развитие познавательного интереса к своей Родине; формирование основных понятий о символах государства; воспитание уважительного отношения к символам своего государства.Оборудование: наг...

Конспект открытого классного часа на тему:"Современная российская наука"

Конспект открытого классного часа пригодится вам....

Конспект классного часа по теме "День российской науки" - 3 класс

Дата проведения 05.02.2024Форма мероприятия Классный часТема мероприятия День российской науки. 190 лет со дня рождения Д. МенделееваЦель мероприятия Формирование понимания значимости труда людей разн...

Конспект классного часа по теме "День Российской науки. 190 лет со дня рождения Д.И. Менделеева." - 4 класс

Форма мероприятия: классный час.Тема мероприятия: День Российской науки. 190 лет со дня рождения Д.И. Менделеева. Цель мероприятия: Познакомить обучающихся с фактами из жизни Д. И....