Классный час "Честность" (2-4 класс).
классный час (2 класс)

Тюкина Наталья

Классный час "Честность" (2-4 класс).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_chestnost_2-3_klass.docx91.54 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Честность»

Тюкина Наталья Олеговна, учитель начальных классов,

На свете нет ничего прекраснее честного человека.

Ромен Роллан, французский писатель.

Пояснительная записка

Форма: занятие (классный час).

Тема: Честность.

Цель: формирование представления о нравственном понятии и качестве человека «честность».

Аудитория: 2-3 класс

Продолжительность: 30 минут

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Средства ИКТ и оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, презентация по теме, лестница «Внутренние достоинства человека» и карточки, модель человека, карточки с названиями качеств, карточки с цитатами, басня Л.Н. Толстого «Правда всего дороже», толковый словарь В. Даля.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знание понятия честность, честь;

- умение рассказывать о честном человеке.

Личностные:

- соблюдать основные моральные нормы, ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

- осознавать важность понятия честности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

- определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

- оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные УУД:

- аргументировать свой ответ;

- слушать и понимать речь других;

- оформлять свои мысли в устной форме, работать в паре;

- выбирать информацию, работать с высказываниями;

- высказывать своё мнение о прочитанном, определять главную мысль текста.

- проявлять интерес к общению, договариваться о совместном выполнении заданий.

Познавательные УУД:

- формулировать познавательные цели;

- извлекать необходимую информацию;

- искать и выделять информацию;

- анализировать с целью выделения признаков;

- создавать модель человека;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- строить логические цепи рассуждений;

- осуществлять словарную работу;

- читать правильно и осознанно.

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь, пожалуйста, с нашими гостями.

- Сегодня, когда я шла на работу, моё внимание привлёк один рекламный щит

.

- Как вы думаете, что такое честность?

- Почему «Всё равно»?

- Эта фраза отражает основную идею и призывает людей не оставаться равнодушными и не бездействовать, сталкиваясь с проблемами общества. Каждый человек отвечает за то, что происходит вокруг.

- Почему об этом надо говорить с детьми?

- Как вы думаете, для нас это важно? Стоит ли нам с вами поговорить об этом?

- Французский писатель Ромен Роллан, писал:

На свете нет ничего прекраснее честного человека.

Ромен Роллан, французский писатель.

На доске появляется цитата.

- Как вы понимаете это высказывание? Какие качества характеризуют честного человека? Нечестного?

- О каком качестве человека мы будем беседовать?

Ученики приветствуют учителя, гостей.

- Честность.

Высказывания детей.

Дети читают цитату. Один ученик зачитывает её вслух.

Ответы детей (честный человек всегда говорит правду, а нечестный обманывает, жульничает)

- Честность (на доске).

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

- Как вы думаете, трудно ли быть честным человеком? Почему? (появляется модель человек)

- Есть ли такие люди, которые поступают нечестно?

- Почему человек поступает нечестно?

- А вы поступаете нечестно?

- Перед нами модель человека.

- Одна половина показывает хорошие качества человека, вторая плохие качества.

- Честность – какое качество?

честность

- Какое качество противоположно ему?

На доске:

честность нечестность,

- Чтобы узнать, что такое честность, обратимся к толковому словарю Владимира Даля.

- Как интересно! Открываем «честь».

- Что же такое честность?

На доске появляется:

Честь

честность нечестность,

доблесть

благородство

души

чистая совесть

- Вот такой человек чести получился у нас с вами, благодаря Владимиру Далю. Какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы стать человеком чести?

- Как назвать человека, у которого нет чести?

На доске:

Честь Бесчестье

честность нечестность,

доблесть

благородство

души

чистая совесть

- Как вы понимаете слово «доблесть»?

- Какое качество противоположно этому качеству?

На доске:

Честь Бесчестье

честность нечестность,

доблесть трусость

благородство

души

чистая совесть

- Как вы думаете, что такое «благородство души?

- Какое качество противоположно ему?

На доске появляется:

Честь Бесчестье

честность нечестность,

доблесть трусость

благородство подлость

души

чистая

совесть

- Как вы понимаете фразу «чистая совесть»?

- Какое качество противоположно этому качеству?

На доске:

Честь Бесчестье

честность нечестность,

доблесть трусость

благородство подлость души

чистая нечистая совесть

совесть

- Посмотрите на нашего человека. Что вы можете о нём рассказать?

- Скажите, вы себя к какой части человека отнесёте? В вас чего больше: честности или нечестности?

- Как вы поступите, если продавец вам сдаст больше сдачи, чем положено?

- Проверим с помощью физкультминутки, какие поступки вы считаете честными, а какие нет.

Дети отвечают на вопросы.

- Хорошее.

- Ложь, нечестность.

- В словаре нет такого слова, есть слово честь.

- ЧЕСТЬ ж. внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.

- Качество, свойство человека.

- честностью, доблестью, благородством души, чистой совестью.

- Бесчестный, нечестный.

- Готовность преодолеть препятствия для достижения какой-либо высокой цели, самоотверженность в какой-либо деятельности.

- Трусость.

- Это проявление доброты к тем, кто в ней нуждается. Это то, что идет от чистого сердца и не прописано в законах и правилах.

- подлость.

- Это когда человек невинен, то есть не сделал ничего плохого.

- Бессовестность, нечистая совесть.

- Перед нами человек, слева от которого мы видим его положительные качества, а справа отрицательные. Слева человек честный, а справа бесчестный, нечестный.

Физкультминутка-разминка «Честно-нечестно»

- Ребята, я буду задавать вам вопросы. Если ваш ответ «да» - вы должны присесть, а если «нет» - привстать.

Честно ли списывать домашнее задание?

Честно ли обсуждать поступки других?

Честно ли толкаться ради победы?

Честно ли соблюдать правила во время игры?

Честно ли бросать друга в беде?

Честно ли брать чужие вещи без спроса?

Честно ли вернуть найденную вещь хозяину?

Честно ли признавать свою вину?

Этап 3. Практикум

Многие русские писатели писали поучительные произведения, где высмеиваются отрицательные качества, пороки одних, и подчеркиваются нравственные достоинства других. Лев Николаевич Толстой написал замечательную басню, которая называется «Правда всего дороже». Как вы думаете, о чём это произведение?

- Послушайте, пожалуйста, эту басню.

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал. Отец пришёл и спросил:

—Кто разбил?

Мальчик затрясся от страха и сказал:

—Я.

Правда всего дороже.

Отец сказал:

—Спасибо, что правду сказал.

- Почему отец сказал такие слова?

- Как поступил Петя? Как бы вы поступили на месте мальчика?

- Что испытывал мальчик, перед тем как признаться? Почему?

На доске:

Честь Бесчестье

честность нечестность,

доблесть трусость

благородство подлость

души

чистая нечистая совесть

совесть страх

- Какой вывод мы можем сделать про качества Пети?

- Можно ли назвать Петю человеком чести?

- Какую главную мысль хотел донести до читателей Лев Николаевич?

- Как вы думаете, какому человеку легче жить на свете, который всегда говорит правду или который лжет и обманывает? Честному или Нечестному?

- Как бы вы поступили на месте мальчик?

- Какого человека можно назвать честным?

- Страх – это то, что иногда мешает человеку быть честным. Нужно бороться со своим страхом, иначе страх заведёт вас на дорожку нечестности.

Ответы детей.

- Потому что мальчик сказал правду.

- Честно, благородно.

- Страх, он боялся. Он думал, что его накажут, будут ругать.

- Петя честный человек. Несмотря на свой страх, он смог признать свою вину.

- Можно, ведь только человек чести обладает таким качеством как честность.

- Правда всего дороже.

Ответы детей.

- Честный человек всегда старается говорить правду, поступать честно. У него чистая совесть и благородная душа.

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

- Посмотрите на модель человека чести. Какими качествами он должен обладать?

На доске:

Честь Бесчестье

честность нечестность,

доблесть трусость

благородство подлость

души

чистая нечистая совесть

совесть

Страх

- Можно ли увидеть эти качества? Почему?

- Это внутренняя красота души. Это внутренние нравственные достоинства человека. Вспомните, определение чести.

Внутренние

достоинства

человека

Честь Бесчестье

честность нечестность,

доблесть трусость

благородство

души подлость

чистая нечистая совесть

совесть

Страх

- Какие ещё внутренние нравственные достоинства человека, вы знаете?

- Когда можно увидеть эти внутренние достоинства человека?

- Чтобы быть человеком, обладающим этой внутренней красотой, мы всё время должны становится лучше, развивать в себе эту внутреннюю красоту, расти над собой, подниматься выше.

- Перед вами лестница «Внутренние достоинства человека» и карточки. На одних каточках написано то, что поможет нам подниматься по ступенькам – честные поступки, на других – то, что заставит нас спуститься. Поместите на лестницу те карточки, которые помогут людям расти (работа в парах).

Внутренние

достоинства

человека

Карточки:

Говорю правду

Слушаю свою совесть

Боюсь признать вину

Поступаю честно

Живу без совести

Признаю свою вину

Скрываю правду

- Это только несколько ступеней, которые помогает нам стать лучше. Важно не только становится лучше, но и не дать себе опуститься вниз по этой лестнице.

Ответы детей.

- Нет, это внутри.

- ЧЕСТЬ ж. внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.

- доброта, уважение, щедрость, скромность, заботливость, сострадание дружелюбность и др.

- в поступках, действиях, словах.

Дети помещают на лестницу:

Говорю правду

Слушаю свою совесть

Поступаю честно

Признаю свою вину

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

- Ребята, мы с вами смоделировали человека, собрали часть лестницы внутренних достоинств, которая относится к честности.

- Скажите, пожалуйста, легко ли быть честным?

- Какие качества помогают быть честным человеком?

- У вас на парте лежат листочки с высказываниями людей. В каком высказывании отражена главная мысль нашего занятия? Обсудите это в парах.

1. «Честность всего дороже»

2. «Знал бы ты честь, посовестился бы» В. Даль.

3. «На свете нет ничего прекраснее честного человека» Р. Роллан.

4. «Никогда не поздно замолчать, если знаешь, что лжёшь» А. Дюма (сын).

Наше занятие я закончу словами: Будьте честными по жизни. Ведь честность является нравственным важнейшим качеством достоинства человека. Это даст вам возможность получить уважение и понимание окружающих. Шагайте по лестнице вверх, растите, становитесь красивыми не только внешне, но и внутренне. Желаю вам удачи!

Дети подводят итоги.

Высказывания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование классного коллектива (из опыта работы классного руководителя 1-4 классов)

«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» А.П.Чехов. Перефразируя классика, я скажу так: « Если я, как классный руководитель, сд...

Классный час во 2 классе на тему «Классный коллектив»

Классный час способствует воспитанию в духе коллективизма, формированию и сплочению детского коллектива....

Классный час во 2 классе на тему «Классный коллектив»

Классный час во 2 классе на тему «Классный коллектив»Подготовила Мухина М.С.Цели: дать учащимся представление о том, каким должно быть отношение одноклассников друг к другу, как созда...

Подборка классных часов для 2 класса. Классные часы 2 класс.

Уникальная помощь классному руководителю начальной школы. Различная тематика классных часов во 2 классе: о дружбе, о книге, о правилах поведения в библиотеке, о правде и лжи, о добре, ... и многое дру...

Подборка классных часов для 3 класса. Классные часы в 3 классе.

Подбор материала классных часов в 3 классе. Различная тематика: о правилах дорожного движения в занимательной, доступной игровой форме; о цене хлеба!; о правилах поведения в столовой; о зависти, ...Бе...

Подборка классных часов в 4 классе. Классные часы в 4 классе.

Тематическая подборка классных часов для 4-классников. Различная тематика: тренировка памяти, ты и твои друзья, вредные привычки, добрые дела, ... и много полезной информации. В помощь классному руков...