Программа "Орлята России" 1-в класс
рабочая программа (1 класс)

РОГУДЕЕВА ЛИЛИЯ АНАТОЛЬЕВНА

Программа "Орлята России" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                

Учитель начальных классов,

классный руководитель 1-В  класса

Рогудеева Л.А.

2023

  1. Пояснительная записка

  1. Содержательные основы Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России»

В рамках, указанных выше тенденций была разработана и начала своё осуществление Всероссийская Программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» (далее – Программа, программа «Орлята России»). Внедрение программы «Орлята России» в практику общеобразовательных школ Российской Федерации позволяет решать одну из главных задач государственной политики в сфере образования – сохранение и развитие единого образовательного пространства России.

  1. Актуальность программы «Орлята России»

Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего образования, так и в

«Примерной рабочей программе воспитания», в которой указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в образовательной организации».

Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира.

В данном разделе мы определим своё понимание основных понятий и категорий, заложенных в Программе.

  1. Тезаурус основных понятий программы «Орлята России»

Понятие «социальная активность младшего школьника» в контексте Программы рассматривается как творчески-преобразовательное отношение социального субъекта к окружающей его социальной и природной среде, проявление возможностей и способностей человека как члена социума, устойчивое активное отношение личности к отдельным общностям или обществу в целом; развитие социальной активности отражает превращение личности из объекта в субъект общественных отношений.

Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для само- определения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации»).

Коллективно-творческая деятельность – это совместная деятельность детей и взрослых, направленная на развитие навыков социального взаимодействия и творческих способностей каждого участника деятельности, интеллектуальное развитие, а также формирование организаторских способностей.

Событийность – это принцип, предполагающий, что для эффективного воспитания необходимо повседневную, будничную жизнь детей насыщать яркими, запоминающимися событиями, которые были бы привлекательны для детей и обладали бы при этом достаточным воспитательным потенциалом .

Детский коллектив – группа детей, в которой создаётся система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого её члена.

Ценность – значимость для людей тех или иных объектов и явлений.

 Ценностные основания, заложенные в Программе: Родина, семья, команда, природа, познание, здоровье.

Микрогруппа – основное место общения и деятельности ребёнка в смене. В группе из 4–5 человек он готовится к отрядным делам, дежурит, обсуждает возникшие проблемы, делится впечатлениями. В коллективе класса микрогруппы формируются с целью чередования творческих поручений.

  1. Ценностные основания программы «Орлята России»

Примерная рабочая программа воспитания, задавая целевые ориентиры и требования к результатам программ воспитания образовательных учреждений, обеспечивает соответствие ФГОС, единство воспитательного пространства и его смыслов в образовательных учреждениях Российской Федерации, а также позволяет на основе российских базовых национальных ценностей выделить ценностные основания программы «Орлята России»: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание.

Родина – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, дому, земле, людям, желание служить своему Отечеству тем делом, к которому есть призвание, и быть полезным своей стране; формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности через уважение национальных традиций народов России, истории и культуры своей страны.  Семья – основа развития страны и благосостояния народа, исток добра, любви, верности, поддержки, сочувствия, взаимного уважения, возможность сохранения добрых семейных традиций с

учётом национальных и религиозных принадлежностей.

Команда – содружество, искренность, уверенность в успехе; совместная деятельность в соответствии с нравственными нормами; умение отдавать своё время другому и бескорыстно приходить на помощь, желание добра и блага другому.

Природа – бережное и ответственное отношение к окружающей среде, природному наследию своей страны, осознание влияния людей на окружающую среду, понимание зависимости жизни людей от природы.

Познание – открытие окружающего мира и понимание себя в нём; активность, любознательность и самостоятельность в познании, первоначальные представления о многообразии и взаимосвязи природных и социальных явлений и объектов, о науке и научном знании.

Здоровье – равнение на чемпионов, ценность здорового образа жизни; безопасное поведение как в быту, так и в информационной среде, принятие своей половой принадлежности.

  1. Главным принципом участия в Программе должно стать: всё делать вместе, со- обща и делать для других! Вместе – радости и удачи, вместе – активное действие и увлекательное приключение!
  2. Методологической основой Программы является воспитание в коллективно-творческой деятельности, автор которой, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования (РАО) Игорь Петрович Иванов, считал, что самый педагогически эффективный коллектив – это единое содружество взрослых и детей, а самая эффективная воспитывающая деятельность – та, что создаётся и развивается самими воспитанниками, вовлечёнными в процесс жизнетворчества.

Материалы Программы позволяют педагогам использовать подготовленные материалы в работе с детьми 1–4-х классов. При этом, понимая огромную разницу между обучающимися 1-го класса и более старших параллелей, мы развели логику реализации и содержание треков Программы в со ответствии с этими особенностями.

  1. Построение курса внеурочной деятельности для 1-го класса

Первоклассники занимают особое место среди обучающихся начальных классов. Учитывая их физиологические, психологические и познавательные особенности развития, учителю необходимо первоначально решить вопросы, связанные с адаптацией детей к учебному процессу. Поэтому вхождение в программу «Орлята России», знакомство с треками для ребят 1-го класса начинается со 2-й четверти. Последовательность треков, а также количество занятий в каждом треке для обучающихся в первом классе отличается от предлагаемых для остальной начальной школы.

Для подготовки первоклассников к участию в программе «Орлята России» в первой четверти      учителю предлагаются для проведения с детьми четыре игровых занятия, по два в каждом месяце   четверти.

Чет- верть

Деятельность

Даты

Комментарии

1

2

3

4

I четверть

4 игровых занятия для:

  • вхождения ребёнка в ритм и атмос феру школьной деятельности;
  • включения детей в деятельность, мотивирующую на дальнейшее уча стие в Программе.

Занятия:

  • с использованием игр на командообразование, создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы в классе, мотивацию на участие в Программе;
  • для приобретения опыта совмест ной деятельности в команде;
  • для выявления лидеров и формиро вания в дальнейшем микрогрупп для использования методики ЧТП (чередования творческих поручений);
  • первичная оценка уровня сплочён ности класса.

сен- тябрь, октябрь

В первой четверти учителю необходимо ре шить ряд главных задач:

введение первоклассника в новый для него школьный мир, помощь ребёнку в адаптации к но вым социальным условиям, сохранение/настрой на позитивное восприятие учебного процесса.

А также развитие мотивации детей на участие в программе «Орлята России».

У каждого учителя есть собственный опыт реше ния вышеобозначенных задач, и к этому опыту в рамках подготовки к участию в программе «Орля та России» мы предлагаем добавить проведение четырёх игровых занятий.

Дни и время, удобное для их проведения, педагог выбирает самостоятельно.

Каникулы с 30 октября по 7 ноября

II четверть

Вводный орлятский урок для перво классников

08–09

ноября

Основными задачами являются старт Программы для детей и эмоциональный настрой класса на участие в Программе.

«Орлёнок – Эрудит»

11–25

ноября

Ко второй четверти учебный процесс и все свя занные с ним новые правила жизнедеятельности становятся для ребёнка более понятными.

Данный трек позволит, с одной стороны, поддержать интерес к процессу получения новых знаний, с другой стороны, познакомить обучающихся с разными способами получения информации.

«Орлёнок – Доброволец»

28

ноября –

14

декабря

Тематика трека актуальна круглый год. Важно как можно раньше познакомить обучающихся с понятиями «доброволец», «волонтёр», «волонтёрское движение».

Рассказывая о тимуровском движении, в котором участвовали их бабушки и дедушки, показать преемственность традиций помощи и участия.

В решении данных задач учителю поможет празднование в России 5 декабря Дня волонтёра.

«Орлёнок – Мастер»

15–23

декабря

Мастерская Деда Мороза: подготовка класса и классной ёлки к новогоднему празднику / участие в новогоднем классном и школьном празд нике.

Каникулы с 26 декабря по 8 января

III четверть

«Орлёнок – Мастер»

9–20

января

Знакомимся с мастерами различных профессий; посещаем места работы родителей – мастеров своего дела, краеведческие музеи и пр.

«Орлёнок – Спортсмен»

23

января –

10

февраля

К середине учебного года у всех школьников нарастает гиподинамический кризис, повышается утомляемость. Как следствие, согласно статистике, середина учебного года – это один из периодов повышения заболеваемости среди школьников.

Рекомендуем к предложенному содержанию трека добавить больше занятий, связанных с двигательной активностью, нахождением детей на свежем воздухе.

Каникулы с 13 февраля по 19 февраля

«Орлёнок – Хранитель историче ской памяти»

20

февраля

10

марта

Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи,

Мы (класс) – хранители своих достижений, Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны.

Решению задач трека будет способствовать празднование Дня защитника Отечества, Между- народного женского дня и других праздников.

«Орлёнок – Эколог»

13 марта

12

апреля

Пробуждение природы после зимы даёт учителю более широкие возможности для проведения трека. Часть мероприятий можно уже проводить за пределами здания школы. Расширяются возможности использования природного материала, возможности проведения различных экологических акций и пр.

Каникулы с 27 марта по 2 апреля

IV четверть

«Орлёнок – Лидер»

13 апре- ля –

28 апре- ля

В логике Программы важно, чтобы все треки прошли до трека «Орлёнок – Лидер», так как он является завершающим и подводящим итоги

участия первоклассников в Программе в учебном году. Основными задачами являются оценка уровня сплочённости класса, приобретенных ребёнком знаний и опыта совместной деятельности в классе как коллективе.

Подведение итогов участия

в Программе в текущем учебном году

1 мая –

24 мая

В УМК – использование игровых методов диагно стики результатов.

Основными результатами, которые нам необхо димо оценить, станут:

  • личностное развитие ребёнка (изменение его позиции от «наблюдателя» до «активного участника»);
  • сформированность класса как коллектива;
  • уровень принятия/осознания ценностей, зало женных в Программе.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности для 1-го класса

Трек «Орлёнок – Эрудит» – 5 занятий Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – конверт-копилка

Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти. Именно к этому времени учебный процесс и все связанные с ним новые правила жизнедеятельности становятся для первоклассника более понятными. Данный трек позволит, с одной стороны, поддержать интерес к процессу получения новых знаний, с другой стороны, познакомить обучающихся с разными способами получения информации.

Тема

Содержание темы

Виды деятельности

Формы организации занятий

1

«Кто такой эрудит?»

Введение в тему, мотивация, целе полагание. Знакомство с понятием

«Эрудит»: лексическая работа – значения нового слова.

Учитель организует обсуждение вопро са: как называют тех, кто много знает, тех, кто обладает большими знаниями? Для достижения цели занятия использует игровое взаимодействие с мульт- героями.

Познавательная, игровая.

Взаимодействие – групповое, фрон тальное, индивиду- альное.

Просмотр мультфильма; решение ребусов, кроссвордов, загадок; танцевальный флешмоб

2

«Эрудит – это …»

Совместно с детьми обсуждают и фиксируют качества, необходимые для того, чтобы стать и быть эру дитом.

Через групповую работу учатся рассуждать и слушать другого, работать вместе, ценить знания.

*Работа с конвертом-копилкой трека «Орлёнок – Эрудит».

Познавательная, игровая, проблем но-ценностное общение.

Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное.

Диалог с детьми; работа в парах; высказывание детьми своей точки зрения;

логические и интеллектуальные игры-минутки

3

«Всезнайка»

Учимся узнавать главные качества эрудита, осознавать ценность умственного труда в жизни человека. Определяем значимость совместной работы.

*Работа с конвертом-копилкой трека

«Орлёнок – Эрудит».

Познавательная, игровая, проблем но-ценностное общение.

Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивиду альное.

Повторение материала

4

«Встреча с интересным эрудитом – книгой»

Выход в библиотеку (районная, школьная), совместно с библиотекарем знакомство с детскими энциклопедиями и другими интересными книгами, запись обучающихся в библиотеку.

Познавательная, проблемно-ценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное

Посещение библиотеки; работа с книгой

5

«Подведём итоги»

Смотрят фото или видео, как проходил трек, открывают конверткопилку, анализируют результат, совместно составляют опорную схему: чему научились, что узнали.

Познавательная, проблемно-ценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное.

Работа в парах; просмотр фото/ видео; составление и использование опорных схем

Трек «Орлёнок – Доброволец» – 5 занятий

Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота

Символ трека – Круг Добра

Реализация трека проходит для ребят 1-х классов осенью, но его тематика актуальна круглый год. Важно как можно раньше познакомить обучающихся с понятиями «доброволец», «волонтёр», «волонтёрское движение». Рассказывая о тимуровском движении, в котором участвовали их бабушки и дедушки, показать преемственность традиций помощи и участия. В решении данных задач учителю поможет празднование в России 5 декабря Дня волонтёра.

Тема

Содержание темы

Виды деятельности

Формы органи- зации занятий

1

«От слова

– к делу»

Введение в тему. Мотивация, целеполагание. Знакомство с понятиями «добро», «доброволец», «волонтёр», «добровольчество»: лексическая работа – значения новых слов.

На занятии прослушивают песню или просмотр отрывка мультфильма «Если добрый ты», чтение рассказа «Просто старушка» для того, чтобы помочь детям охарактеризовать те или иные поступки, действия, сделать выводы.

Можно использовать психологический приём: «Ребята, прижмите свои ладошки к сердцу, закройте глаза, улыбнитесь, подумайте о чём-то добром. Кто готов, откройте глаза. Прикоснитесь ладошками к своему соседу, по- желайте друг другу всего самого хорошего». Символ волонтёрства – приподнятая рука с раскрытой ладонью и сердцем.

Работа с символом трека «Орлёнок – Доброволец» –

Кругом Добра.

Познавательная, проблемно-ценностное общение.

Взаимодействие

– групповое, фронтальное, индивидуальное

Прослушивание песни или просмотр мультфильма; анализ рассказа; танцевальный флешмоб

2

«Спешить на помощь безвоз- мездно»

Важно с детьми прийти к пониманию того, что в их силах делать добрые дела. Вместе их придумать, обсудить, решить, что можно сделать уже в ближайшее время. Знакомству детей с понятиями «добра» и «добровольчества» способствует решение ими кейсов, или проблемных ситуаций.

Работая в микрогруппах, дети погружаются в пробле мы, касающиеся темы добровольчества, анализируют, примеряют на себя разные роли и ситуации. Деятельность в микрогруппах по 3 человека позволяет увидеть и услышать разные мнения и точки зрения.

*Работа с символом трека «Орлёнок – Доброволец» –

Кругом Добра.

Познавательная, проблемно-ценностное общение.

Взаимодействие

– групповое, фронтальное, индивидуальное

Участвуют в игре; решение кейсов; создание

«Классного круга добра»; танцевальный флешмоб

3

«Совмест- ное роди- тельское собрание

«Наша за- бота!»

Совместное обсуждение с родителями и детьми: Как делать добро для бабушек и дедушек (родным, соседям)? Что значит быть добрым рядом с ними? Обучающиеся становятся соучастниками коллективного благородного дела. Важным моментом является то, что родители включаются и совместно с детьми и педагогом выбирают то доброе дело, которое им по силам. Дети на примере своих родителей учатся тому, как распределять роли, выполнять поручения, вести конструктивные раз- говоры, то есть работе в команде во благо добра. * Работа с символом трека «Орлёнок – Доброволец» Кругом Добра.

Познавательная, проблемно-ценностное общение.

Взаимодействие

– групповое, фронтальное, индивидуальное

Обсуждение вопросов; мероприятия

на сплочение не только для детей, но и для родителей

4

«Доброво- лец – это доброе сердце»

Встреча с гостем, который достиг успехов в области добровольчества.

*Работа с символом трека «Орлёнок – Доброволец» – Кругом Добра.

Дополняют «Классный круг добра» впечатлениями о встрече.

Познавательная, проблемно-ценностное общение.

Взаимодействие

– групповое

Встреча с волонтером; интервью-беседа

5

«Подве- дём итоги»

*Работа с символом трека «Орлёнок – Доброволец». Творческая работа «Классный круг добра». Дополняем качествами добровольца (выбирая из: милосердный, злой, отзывчивый, вредный…). Просмотр видео/слайд-шоу о том, как прошёл трек, чем запомнился и что доброго смогли сделать для других.

Познавательная, проблем- но-ценностное общение.

Взаимодействие

– групповое,

фронтальное, ин- дивидуальное

Просмотр фото/ видео; обсуждение хода трека; участие в игре; участие в флешмобе

Трек «Орлёнок – Мастер» – 5 занятий

Ценности, значимые качества трека: познание

Символ трека – шкатулка мастера

В рамках данного трека дети знакомятся с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок – Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети – активные участники Мастерской Деда Мороза: готовят класс и классную ёлку к новогоднему празднику / участвуют в новогоднем классном и школьном празднике. Вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела и различных профессий (на уровне региона или страны); посещений мест работы родителей – мастеров своего дела, краеведческих музеев и пр.

Тема

Содержание темы

Виды деятельности

Формы организации занятий

1

«Мастер – это …»

Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «Мастер»: лексическая работа – значения нового слова. Работа в парах – расскажи- те о своих родителях – мастерах своего дела друг другу.  («Моя мама мастер своего дела. Она...»).

Блиц-высказывания ребят: «Я узнал, что у Никиты мама – повар. Она мастер готовить салаты»…) Пробуем себя в роли мастера. Что может делать мастер? Хотите попробовать себя в роли мастера? Обсуждаем, придумываем, делаем простое оригами, дорисовываем, создаем коллективную работу по объединению оригами в единый смысловой сюжет, после чего организовывается творческое выступление учащихся.

Подводим итоги. Кто такой мастер? Кто может быть мастером? Какими мы были мастерами? Что нужно сделать нам, чтобы стать мастерами? Как мастер создаёт свою работу – придумывает, делает/создаёт, показывает и радует других.

*Работа с символом трека – шкатулкой мастера.

Познавательная, досугово-развлекательная, художественное творчество, проблемно-ценностное общение.

Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное

Прослушивание стихотворения; просмотр мультфильма; обсуждение вопросов; изготовление оригами; танцевальный флешмоб

2

«Мастерская Деда Мороза…»

Реализуем нашу идею (учитель выстраивает занятие на основе этапов коллективно-творческой деятельности).

*Работа со символом трека «Орлёнок – Мастер». В шкатулку вкладываем итоги дела – анализ КТД, можно снять видео с впечатлениями ребят.

Ребятами под руководством педагога осуществляется изготовление одной большой новогодней гирлянды – для создания новогоднего настроения в классе и чувства коллектива среди обучающихся

– идея: «Одной большой командой делаем общее дело».

Познавательная, досугово-развлекательная, художественное творчество, проблемно-ценностное общение.

Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное

Отгадывание загадок; деление на группы; танцевальный флешмоб

3

«Класс масте- ров»

Основной посыл данного занятия – реализация идей по украшению класса или классной ёлки, знакомство с историей новогодних игрушек в России, праздника Нового года в целом.

Обучающиеся продолжают создавать себе атмосферу праздника и волшебства своими силами. Отличительной чертой является то, что дело реализуется всеми обучающимися под руководством педагога – дети выдвигают свои предложения, идеи, инициативы.

*Работа с символом трека – шкатулкой мастера. В шкатулку вкладываем идеи по созданию праздника Нового года, игрушки, подарки, сделанные стараниями ребят.

Познавательная, художественное творчество.

Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное

Реализация идей по украшению

класса/класс ной ёлки; знакомство

с историей новогодних игрушек

4

«Классная ёлка»

Данное занятие отводится для самого праздника Нового года. Классный коллектив своими силами, идеями, инициативами, с поддержкой педагога и родителей устраивает Новый год на свой лад, соблюдая придуманные ими же традиции.

Приглашаются родители, которые становятся зрителями творческих успехов своих детей: актёров, декораторов, художников, костюмеров, сценаристов. Праздник от самого начала до конца пропитан гордостью за свой класс и себя как организатора.

*Работа с символом трека – шкатулкой мастера. В шкатулку вкладываем фотографии праздника Нового года, подарочки, открытки – всё созданное детьми.

Познавательная, художественное творчество.

Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное

Украшение классной ёлки; знакомство

с историей Нового года

5

«Ново- годнее настрое- ние»

Занятие – подведение итогов трека. Смотрят видеоролик/слайд-шоу, демонстрирующие процесс прохождения трека, обучающиеся делятся впечатлениями, мнениями.

*Работа с символом трека – шкатулкой мастера. В шкатулку вкладываем, например, идеи на будущий год.

Познавательная, художественное творчество.

Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное

Просмотр фото/видео – анализ результатов; составление опорной схемы

Трек «Орлёнок – Спортсмен» – 5 занятий

Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни

Символ трека – ЗОЖик (персонаж, ведущий здоровый образ жизни)

Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.

Тема

Содержание темы

Виды деятельности

Формы организации занятий

1

«Утро мы начнём с за- рядки»

Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «Орлёнок – Спортсмен»: лексическая работа – значения нового слова.

Что такое здоровый образ жизни? Из чего он со стоит? Почему это важно?

*Работа с символом трека «Орлёнок – Спортсмен»

Создаем визуальный образ человека, ведущего здоровый образ жизни, дописывая к нему ответы детей. Учитель должен обратить внимание на сло- ва детей о зарядке. Говорим о важности зарядки для человека в любом возрасте. Далее обязательно каждая группа по ЧТП должна показывать на уроках, переменах мини-зарядки, которые придумывает сама.

Дети совместно с педагогом придумывают траиционную утреннюю зарядку как для школы, так и для дома. ОБЯЗАТЕЛЬНО: создаём памятку с упражнениями, дети забирают её домой.

*Работа с символом трека «Орлёнок – Спортсмен».

Познавательная, игровая, проблемно-ценностное общение, физкультурно- спортивная

Взаимодействие

– групповое, фронтальное, индивидуальное

Танцевальная зарядка; введение об- раза ЗОЖика; работа в парах

2

«Сто затей для всех друзей»

Вспоминаем первое занятие. Что получилось сделать дома? Актуализация полезности физкультминуток на уроках и переменах, пред ложение сделать зарядку утренней традицией. Знакомство с подвижными играми и площадка ми, где можно в них играть.

Осознание детьми идеи, что зарядка может быть весёлой и энергичной.

*Работа с символом трека «Орлёнок – Спортс мен» – фиксируем подвижные игры.

Познавательная, игровая, про блемноценност ное общение.

Взаимодействие

– групповое, фронтальное, индивидуальное.

Весёлая физ культминутка; обсуждение вопроса; участие в подвижных играх; встреча с ЗОЖиком; танцевальная зарядка

3

«Весёлые старты»

Спортивные соревнования. Используем плака ты, кричалки.

Смена ролей при выполнении этапов: команда каждый раз решает, кто из числа команды будет судить этот этап, кто помогать педагогу с реквизитом.

*Работа с символом трека «Орлёнок – Спортсмен»: фиксация мысли, что спортивные игры для всех: и для спортсменов, и для болельщиков, и для судей, и для зрителей.

Познавательная, игровая.

Взаимодействие

– групповое, фронтальное, индивидуальное.

Участие в весёлых стартах; проба спортивных ролей детьми

4

«Самые спортивные ребята моей школы»

Встреча-подарок с выдающимися спортсмена ми школы (3–4 действующими учениками-спортсменами школы). Гости расскажут детям, что необходимо для того, чтобы быть талантливым спортсменом, какие награды можно получить, о тех российских спортсменах, кото рые являются примером не только для них, но и для многих таких же ребят.

*Работа с символом трека «Орлёнок – Спортсмен».

Фиксация вывода о том, что нужно, чтобы стать профессионалом в спорте».

Познавательная, проблемно-ценностное общение.

Взаимодействие

– групповое, фронтальное, индивидуальное.

Прослушивание рассказа спортсмена школы; интервью-бе седа со спортсменами

5

«Азбука здо- ровья»

Подведение итогов. Дети рассматривают фото или видео, как проходил трек, по опорной схеме анализируют и дополняют правила организации подвижных игр, играют в новую игру.

*Работа с символом трека «Орлёнок – Спор тсмен».

Составляют «Азбуку здоровья» – тезисно записы вают мысли о том, что нужно, чтобы быть здоровым.

Познавательная, игровая.

Взаимодействие

– групповое, фронтальное, индивидуальное.

Просмотр фото/видео; анализ/допол нение правил подвижных игр

Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» – 5 занятий

Ценности, значимые качества трека: семья, Родина

Символ трека – альбом «Мы – хранители»

В рамках трека происходит ценностно ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края через понимание фразы «Я и моё дело важны для Родины». Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи, Мы (класс) – хранители своих достижений, Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны. Решению задач трека способствует празднование Дня защитника Отечества, Международного женского дня и других праздников.

Тема

Содержание темы

Виды деятельности

Формы организации занятий

1

«Орлёнок

– Храни- тель исто- рической памяти»

Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «хранитель»: лексическая работа – значения нового слова.

Кто может быть хранителем? Что можно хра нить? Для кого хранить? Зачем хранить? Как и где хранить?

*Работа с символом трека – альбомом Хранителей исторической памяти – ответы на во просы собираем в альбом «Мы – хранители». Учимся работать в парах/группах. Возможна помощь наставника-старшеклассника. Дети делают выводы о важности сохранения знаний и материалов об исторической памяти и транс лирования её будущим поколениям. Получают ответ на главный вопрос: «Как можно сохранить историческую память?» Проба внести себя в историю класса/школы через фотографирование.

*Работа с символом трека «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» (альбом): вкладываем идеи по сохранению исторической памяти региона, страны.

Познаватель ная, игровая, проблемно- ценностное общение.

Взаимодействие – индивидуальное, групповое, фронтальное.

Обсуждение вопросов; просмотр презентации, старых фотографий; работа в паре; просмотр видео о куль турных и исторических ценностях региона/ страны;

историческое фотографирование.

На занятии происходит различная деятельность:

работа в парах по изучению данных в дет ской энциклопедии, просмотр познавательного видеоролика об историческом и культурном богатстве своего региона / своей страны, просмотр фотографий о прошлом, старине.

2

«История школы – моя исто- рия»

Данное занятие позволяет обучающимся ощутить себя учениками именно этой

школы, носителями идей, традиций школы, в которой обучаются, – самоидентификация себя как ученика школы. Занятие отведено на знакомство со школой, где обучаются дети: историей, традициями, героями, выдающимися людьми, которыми гордится школа.

Ключевой момент знакомства состоит в том, что оно происходит в виде игры по станциям, где ребята выполняют различные задания и путешествуют по школе, знакомясь с её работниками в том числе. Такой формат занятия позволит не только достичь поставленных целей, но и пробудить в детях чувство гордости за школу.  *Работа с символом трека «Орлёнок

– Хранитель исторической памяти» (альбом): вкладываем опорные схемы по результатам игры по станциям.

Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение.

Взаимодействие – индивидуальное, групповое, фронтальное.

Пение в караоке; участие в игре-путешествии;

подведение итогов че рез игровой приём.

3, 4

«Поход в музей»

Занятие посвящено знакомству с музеями – школьным, городским, районным.

Обучающиеся с помощью экскурсовода знакомятся с экспонатами, историей музея – позна ют свой родной город, край.

*Работа с символом трека «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» (альбом): дополняем альбом информационными карточками, сделанными детьми, о том, что было увидено в музее.

Познавательная, проблем- ноенност- ное общение.

Взаимодей ствие – групповое.

Экскурсия

5

«Исто- рическое чаепи- тие»

К ребятам в класс приходят наставники и учитель истории старших классов (экскурсовод-краевед, историк, родитель – знаток истории).

Актуализация полученной на предыдущих встречах информации. Дети за чашкой чая за- дают интересующие их вопросы по истории и событиям в России. Гости отвечают. Также гости могут задать вопрос ребятам. Самый лучший вопрос поощряется гостями.

*Работа с альбомом Хранителя, подведение итогов: впечатления и пожелания гостей за- носятся в альбом. Дети, которые умеют писать, также могут оставить записи о своих впечатлениях.

Познавательная, проблем- ноценностное общение.

Взаимодействие – групповое, фронтальное.

Чаепитие;

встреча с приглашён- ными гостями

Трек «Орлёнок – Эколог» – 5 занятий

Ценности, значимые качества трека: природа, Родина

Символ трека – рюкзачок эколога

Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника и пр.

Тема

Содержание темы

Виды деятельности

Формы органи- зации занятий

1

«ЭКОЛОГиЯ»

Введение в тему. Мотивация, целеполагание. Знакомство с понятиями «экология», «эколог»: лексическая работа – значения новых слов. Обсуждение по вопросам: кто должен беречь природу и заботиться о ней? Просмотр мультфильма «Давайте вместе украшать природу» направляет рассуждения детей к идеям по защите и украшению окружающей среды – первым элементарным шагам в экологию.

*Работа с символом трека – рюкзачком эколога. Вкладываются знаки, характеризующие бережное обращение к природе.

Познавательная, игровая.

Взаимодействие

– групповое, фронтальное, индивидуальное.

словесная игра; работа в парах; работа с визуальным образом;

подвижная игра; сбор рюкзачка- эколога; участие в игре; просмотр мультфильма

2

«Каким должен быть настоящий эколог?»

Мотивация: видеофильм – красота природы России. Как сохранить? Уберечь?

*Работа с символом трека – рюкзачком эколога.

Составляем правила эколога. Определяют качества эколога (добавляем в рюкзачок). Посредством игр обучающиеся знакомятся с «визитка- ми» природы: следами животных, пением птиц, описанием особо распространённых растений и животных.

*Работа с символом трека – рюкзачком эколо га.

Анализ: дополняем рюкзачок эколога.

Познавательная, игровая, проблем но-ценностное общение.

Взаимодействие

– групповое, фронтальное, индивидуальное.

Коллективное обсуждение, участие в игро вом упражнении; дополнение рюкзачка эколога;

работа в группах; отгадывание загадок; работа с кар- точкой

3

«В гости к природе»

Данное занятие отводится для экскурсии (в ботанический сад, в лес, в музей).

Дети в естественной среде наблюдают за природой, за её явлениями, особенностями, при- родными «знаками».

*Работа с символом трека – рюкзачком эколога: фиксируем полученную на экскурсии информацию.

Познавательная, проблемно-ценностное общение.

Взаимодействие

– групповое, фронтальное, ин- дивидуальное.

Экскурсия

4

«Мы друзья природе»

Данное занятие – интеллектуально-креативная игра, посвящённая экологии и экологическому поведению обучающихся. Через игру обучающиеся отвечают на вопросы о том, что люди делают у нас в стране, чтобы сохранить природу; как понимать природу; как природа «говорит» с людьми, когда ей «плохо»?

*Работа с символом трека – рюкзачком эколо га: фиксируем «симптомы» болезни природы, устанавливаем взаимовлияющую связь природа

– экология – человек.

Познавательная, игровая, проблем но-ценностное общение.

Взаимодействие

– групповое, фронтальное, индивидуальное.

Участие в игре работа в груп пах

5

«Орлята – экологи»

Подводим итоги. Организация просмотра слайд-шоу или видео о том, как проходил трек, обсуждение того, как проходил трек, делают выводы об экологической культуре и поведении. Просмотр и обсуждение экологиче ских мультфильмов о природе.

*Работа с символом трека – рюкзачком эко- лога: дополняем событиями и именами ребят, которые, по мнению класса, были лучшими в треке.

Познавательная, проблемно-ценностное общение.

Взаимодействие

– групповое, фронтальное, индивидуальное.

Просмотр фото/видео; дополнение рюкзачка эко лога; просмотр мультфильмов

Трек «Орлёнок – Лидер» – 5 занятий

Ценности, значимые качества трека: дружба, команда

Символ трека – конструктор «Лидер»

Трек является завершающим в учебном году, подводящим итоги участия первоклассников в Программе. Основными задачами являются оценка уровня сплочённости класса, приобретённых ребёнком знаний и опыта совместной деятельности в классе как коллективе.

Тема

Содержание темы

Виды деятельности

Формы организации занятий

1

«Лидер – это …»

Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «лидер»: лексическая работа – значения нового слова.

От учителя звучит вопрос детям: кто со мной хочет в команду? Учимся работать в команде – знакомство с явлением лидерства через игру, учитель объясняет задание, учит детей слушать друг друга, показывает, как правильно такие за дания выполнять, даёт ребятам подсказки, что нужно сделать при выполнении задания.

Подведение итогов: работа с конструктором

«Лидер» (собираем понятие «лидер»).

Познавательная, игровая, проблем но-ценностное общение.

Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное

Участие в игре; заполнение чек-листа

2

«Я хочу быть лидером»

Обсуждение: Кто может быть лидером? Для чего быть лидером? Данное занятие подразумевает более глубокое усвоение детьми понятия лидера и лидерства в целом. А также здесь подробно разбираются качества лидера. Ключевая точка занятия – проведение педагогом социометрии для изучения атмосферы в классе: дружный коллектив или нет, для понимания педагогом, как в дальнейшем направлять деятельность класса и выстраивать свою работу.

*Работа с символом трека – конструктором

«Лидер». Фиксируются качества лидера.

Познавательная, игровая, проблем но-ценностное общение.

Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное.

Участие в игре; прослушивание песни / просмотр мультфильма; обсуждение результатов; танец; проведение игры; проведение социометрии

3

«С коман- дой дей- ствую!»

Данное занятие подразумевает выход за пределы класса. На большой просторной территории классный коллектив будет проходить испытания, направленные на сплочение и командообразование. В этой игре нет победи телей. Она предназначена для того, чтобы улучшить эмоциональную атмосферу класса. Педагогу важно понимать, что для проведения игры ему необходима дополнительная помощь коллег или старшеклассников-наставников.

*Работа с конструктором. Выводы по игре «Ко- манда».

Познавательная, игровая.

Взаимодействие – групповое.

Игра на командо-образование по станциям «Команда»

4

«Как ста- новятся лидера- ми?»

Смотрят фото/видео, как проходил трек. Подводят итоги, обращаясь к конструктору

«Лидер». Встреча с администрацией школы по теме: «Традиции школы, ими гордится школа»; пресс-конференция со старшеклассником-лиде ром; демонстрация классных достижений.

*Работа с конструктором. Выводы по встрече с лидерами.

Познавательная, проблемно-ценностное общение.

Взаимодействие – групповое, фронтальное.

Встреча, пресс- конференция

5

«Мы друж- ный класс»

Выход детей с родителями, наставниками и классным руководителем на «выходной». Квест для сплочения коллектива класса, родителей и наставников, коллективные подвижные игры, вы- пуск итоговой КЛАССной газеты «Какими мы были

– и вот какими стали!»

*Работа с конструктором. Выводы: Мы теперь лидеры! (Мы тоже лидеры)

Познавательная, игровая, проблем но-ценностное общение.

Взаимодействие – групповое, фронтальное.

Поход; подвижные игры;

выпуск газеты

3. Целевой блок и предполагаемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный подход, позволяющий за период освоения ребёнком образовательных треков (траекторий социально-коммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в названии программы заключён сущностный нравственный идеал «Орлёнок России».

Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления творческой энергии каждого ребёнка, для развития его инициативы, для формирования активной позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание особенностей психологического развития младшего школьника и условия для формирования самостоятельной личности будущего подростка. Учтено соотнесение построения учебных четвертей и распределение нагрузки в них. Цикличность курса, где даётся возможность вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребёнку, опираясь на полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить этот опыт в своей жизни.

Курс внеурочной деятельности представляет комплекс из 9 занятий по 7 трекам Программы отдельно для 1-х классов. Изменение позиции ребёнка в реализации содержания, логика каждого трека выстроены на основе коллективно-творческой деятельности И.П. Иванова и с учётом возрастных особенностей младших школьников в зависимости от класса.

Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социально-ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие само стоятельности и ответственности.

Задачи курса:
  1. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности граждан нашей страны, России.
  2. Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценностям с учётом национальной, религиозной принадлежности.
  3. Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
  4. Развивать творческие способности и эстетический вкус.
  5. Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к физи ческой культуре.
  6. Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в без возмездной деятельности ради других людей.
  7. Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окружа ющему миру.
  8. Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и ис следовательскую деятельность.

Предполагаемые результаты курса

Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками содержания учебно-методического комплекса программы «Орлята России» определены в соответствии с ФГОС основными направлениями воспитания, зафиксированными в Примерной рабочей программе воспитания, и основываются на российских базовых национальных ценностях.

По итогам участия в программе «Орлята России» в течение учебного года младший школьник:

  • понимает важность социально значимых ценностей Программы (понимает сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского государства; осознаёт принадлежность к своему народу и общности граждан России; понимает значение государственных символов; уважает духовно-нравственную культуру своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаёт и принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста; ориентирован на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознаёт ценность труда в жизни человека, семьи, общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду);
  • применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса, общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознаёт ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве; владеет основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к природе, не- приятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдения, систематизации и осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знаний);
  • демонстрирует социально значимую активность в социуме (демонстрирует уважение к государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает старших; бережно относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде, проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности экологических норм; выражает познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям, науке).
  1. Календарно-тематическое планирование, 1-й класс

Срок проведения

Тема

Количество часов

Подготовительный этап к участию в Программе

сентябрь

Игровая программа «Играй, узнавай, найди друзей в классе»

1

сентябрь

«Мы будем друзьями в классе»

1

октябрь

«Волшебные слова дружбы»

1

октябрь

«Правила настоящих друзей»

1

8–9 ноября

Вводный орлятский урок

1

«Орлёнок – Эрудит»

11 ноября

«Кто такой эрудит?»

1

13 ноября

«Эрудит – это…»

1

18 ноября

«Всезнайка»

1

22 ноября

«Встреча с интересным эрудитом – книгой»

1

25 ноября

«Подведём итоги»

1

«Орлёнок – Доброволец»

29 ноября

«От слова – к делу»

1

2 декабря

«Спешить на помощь безвозмездно»

1

6 декабря

«Совместное родительское собрание “Наша забота!”»

1

9 декабря

«Доброволец – это доброе сердце»

1

13 декабря

«Подведём итоги»

1

«Орлёнок – Мастер»

16 декабря

«Мастер – это…»

1

20 декабря

«Мастерская Деда Мороза…»

1

23 декабря

«Класс мастеров»

1

10 января

«Классная ёлка»

1

13 января

«Новогоднее настроение»

1

«Орлёнок – Спортсмен»

24 января

«Утро мы начнём с зарядки»

1

27 января

«Сто затей для всех друзей»

1

31 января

«Весёлые старты»

1

3 февраля

«Самые спортивные ребята моей школы»

1

8 февраля

«Азбука здоровья»

1

«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»

21 февраля

«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»

1

24 февраля

«История школы – моя история»

1

28 февраля

«Поход в музей»

1

03 марта

«Поход в музей»

1

06 марта

«Историческое чаепитие»

1

«Орлёнок – Эколог»

14 марта

«ЭКОЛОГиЯ»

1

17 марта

«Каким должен быть настоящий эколог?»

1

4 апреля

«В гости к природе»

1

7 апреля

«Мы друзья природе»

1

11 апреля

«Орлята – экологи»

1

«Орлёнок – Лидер»

14 апреля

«Лидер – это…»

1

18 апреля

«Я хочу быть лидером!»

1

21 апреля

«С командой действую!»

1

25 апреля

«Как становятся лидерами?»

1

28 апреля

«Мы дружный класс»

1

Подведение итогов

1-25 мая

Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном году

1

ИТОГО:

41

  1. Методическое и материально-техническое обеспечение

Программа «Орлята России» – интересно или обычно? Совместное с ребёнком творчество – сложно или профессионально-радостно? Четыре года (или чуть больше 1460 дней) – много это или мало? Ведь каждый из этих дней должен стать для младшего школьника той единственной и неповторимой ступенькой к большому миру новых достижений и свершений, должен наполниться открытиями и интересными событиями. Пусть это будут дела небольшие и не грандиозной масштабности, но они должны помочь ребёнку лучше понять историю своей Родины и её культурное наследие, раскрыть для себя значение главных ценностей человечества – дружбы и доброты, значимости за боты и труда на благо Отчизны.

Ученик начальной школы через активное участие в Программе должен осознать, что наша Родина – это большая многонациональная семья, в которой единство народов России не только забота государства, но и его личное большое и значимое дело. Необходимо научить ребёнка гордиться своей Родиной через любовь к семье, к малой Родине и России в целом.

Младшие школьники через систему дел, идущую по восходящей от простых к делам более сложным, от индивидуальной работы – к работе в творческих группах, должны научиться выдвигать идею и реализовывать ее в общественно значимой деятельности. Главным педагогическим подходом для каждого учителя в этом направлении должны стать значимость реализации каждой детской инициативы, проявление ребёнком самостоятельности и самодеятельности.

Система дел и логика треков вырабатывает в ребятах способность не только выступать в роли лидера или исполнителя, но и учит по-новому относиться к себе, к своим друзьям, к своей роли в детском коллективе.

Предложения по оборудованию и оформлению рекреации/холла/уголка программы «Орлята России» для начальной школы: http://img.orlyonok.ru/doc/oor.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации

Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...