Проект программы внеурочной деятельности по предмету окружающий мир «Мой любимый поселок»
рабочая программа (2 класс)

Котрехова  Ирина Александровна

Проект программы внеурочной деятельности по предмету окружающий мир разработан для учеников начальной школы. Стремясь к далёким странам, мы порой забываем, что совсем рядом есть неизвестная нам земля - наша малая Родина. Познакомившись, ребята сделают для себя много открытий. Обучающиеся должны знать настоящую и прошлую историю своего поселка в Октябрьском районе ХМАО-Югре. Я считаю, что каждый ученик нашего поселка должен знать его историю, достижения, иметь чувство гордости за свой поселок. Именно с любви к своей малой родине, к родному краю, где человек родился и вырос, и начинается формирование любви к своей стране.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kotrehova_i.a.doc162.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект программы внеурочной деятельности по предмету окружающий мир

«Мой любимый поселок»

Выполнила:

                          Котрехова    Ирина                                            Александровна

                                 

  учитель начальных классов

 

МБОУ «Приобская средняя

 общеобразовательная школа»

Пояснительная записка

      Проект программы внеурочной деятельности  по предмету  окружающий  мир     разработан для учеников начальной школы. Стремясь к далёким  странам, мы порой забываем, что совсем рядом есть неизвестная нам земля - наша малая Родина. Познакомившись, ребята сделают для себя много открытий. Обучающиеся  должны знать настоящую и прошлую историю своего поселка в Октябрьском районе ХМАО-Югре.  Я считаю, что каждый ученик нашего поселка  должен знать его историю, достижения, иметь чувство гордости за  свой поселок. Именно с любви к своей малой родине, к родному краю, где человек родился и вырос, и начинается формирование любви к своей стране. 

    В разработке  проекта раскрываются такие вопросы,  как  история нашего поселка, жизнь и быт жителей.   Обучающиеся знакомятся с символикой поселка, района, округа. Знакомство с темами проходит через проектирование, проводится исследовательская  работа по нахождению информации.  Я думаю,  что  эта тема актуальна, каждый житель нашего поселка Приобье  обязан знать происхождение его.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), с требованиями к результатам освоения основной образовательной  программы МКОУ «Приобская СОШ»; основными подходами к развитию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования, с учетом требований к оснащению образовательного процесса.

 Программа разработана на основе:

  • Федерального закона  N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012;

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России № 1897 от 17.12.2010 г.

 Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, возможностей   применения ИКТ не только в учебном процессе, но и в реализации проектной деятельности. Программа учитывает возрастные, общеучебные  и психологические особенности младшего школьника.

      Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование к организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. В  ФГОС  НОО воспитание рассматривается как  ценностно-ориентированный процесс. В соответствии с ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через  внеурочную деятельность.

      Основной из характеристик  современного человека,  действующего  в пространстве культуры,  является способность к проектной деятельности, которая направлена на выработку: объединений знаний, полученных в ходе учебного процесса; развитие творческих способностей  и логического мышления; самостоятельных исследовательских умений ( сбор и обработка информации, постановка проблемного вопроса, проведение экспериментов, анализ результатов); приобщение к конкретным жизненно важным проблемам.

        Цель  курса:  сформировать у обучающихся знания об истории  поселка, в котором они живут; подвести их к пониманию своего места в поселке, районе, округе; научить проектированию минимального уровня сложности.

Задачи курса:

*Выяснение особенностей развития истории родного поселка;

*Изучение  исторических памятников и достопримечательностей своей малой Родины; 

*Выяснение роли поселка в округе;

*Приобретение навыков и умений  в использовании ИКТ;

*Обработка информации;

*Формирование умений учебного проектирования;

*Воспитание коммуникативности  инициативности самостоятельности  и предприимчивости;

*Расширение рамок общения в соцуме;

*Развитие опыта неформального  общения взаимодействия.

     Обучающиеся начальных классов в основном не обладают умением  работать  с учебной техникой,  в связи с этим  практические занятия проводятся с ознакомлением  с учебной аппаратурой  и умение  работать с ней под руководством учителя.

Сроки реализации программы

          Количество часов, на которое рассчитана программа,  составляет 34 занятия  в  год.  Занятия в 3 классе проводятся по 40 минут (1ч в неделю). Каждое занятие делится на теоретическую (обучающиеся создают материальную базу  данного проекта) и  практическую (переводят собранную информацию в электронный вид).

      На занятиях применяются ноутбуки, веб-камера, фотоаппарат, видеокамера, по возможности – сканер и принтер. Для работы используются: среда для   программирования Microsoft Power Point, Microsoft Office Word средства интернета.

       Курс тесно связан с предметом «Окружающий мир». Объектами изучения данного курса являются: семья,  культурное развитие поселка, значимость его в округе. Обучающиеся могут на уроках Окружающего мира демонстрировать свои проекты, использовать свои знания приобретенные во внеурочной деятельности.

      В результате изучения  курса у обучающихся должны быть сформированы личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные:

     Позволяют сделать учение - осмысленным, учитывая их реальные жизненные цели и ситуации; - устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса; - усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к малой  Родине, знание истории  , культуры своего поселка,  края; умение  ориентироваться в важнейших для региона событиях прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее; научатся ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей.

Регулятивные:

     Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки цели, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности; адекватно воспринимать оценку учителя, партнера; вносить в свою работу исправления, дополнения; в сотрудничестве с учителем, одноклассниками ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно.

Познавательные:

         Включают  действия  исследования, поиска, отбора информации, используя справочные материалы, интернет, встречу с людьми ;  моделируют   изученное содержание; используют, на доступном уровне, логические приемы  мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); выделяют существенную  информацию из небольших текстов; используют   ИКТ, справочники, дополнительные источники информации;  находят факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;  отличают  реальные  исторические  факты  от вымыслов.

Коммуникативные:

    Обеспечивают возможность сотрудничества:  договариваться и приходить к  общему решению, работая в паре, в группе;  вступать в диалог  ( отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное, отстаивать свое мнение); строить продуктивное сотрудничество и взаимодействие с одноклассниками и взрослыми; быть терпимым к другому  мнению; учитывать его  в совместной работе; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Особенность программы:

     Особенностью программы является то, что она несет в себе комплексный подход в системе образования обучающихся. Реализация курса рассчитана на организацию работы обучающихся во внеурочное время, занимающихся  проектной деятельностью под руководством учителя начальных классов.

    Работа по курсу  способствует активному сотрудничеству: с семьей, школой,  школьной библиотекой, социальными партнерами (МКОУ ДДТ «Новое поколение», музеями, МКУ «Приобская библиотека семейного чтения», МБУК «КИЦ» Приобский ДК, МБУСП "РСШОР", МБОДО «Детская школа искусств»); сплочению классного  коллектива обучающихся и родителей; установлению партнерских отношений с одноклассниками. Обучающиеся должны осознавать значимость своей работы, аргументировано излагать свои мысли,  идеи; расширять свой кругозор, отстаивать  свою точку зрения,  анализировать свою деятельность. Развивается интерес к истории своей семьи, поселка, традициям своего поселка. Во взаимодействии обучающиеся с учителем, родителями работают над проектами, которые публично защищают. Для облегчения процесса исследования, учителю необходимо обеспечить обучающихся дополнительными средствами сбора и обработки информации.

Основные направления содержания деятельности:

     В рамках данного курса образовательный процесс имеет развивающий характер, направленный на реализацию их интересов и способностей, развитие природных задатков обучающихся. Все занятия  должны обеспечить развитие личности ребенка, поэтому педагогу целесообразно использовать проблемные методы обучения и личностно-ориентированную технологию.

    Необходимо уделить внимание   особенностям организации учебного процесса как: неформальный характер психологической атмосферы на занятиях; включение в занятия игровых элементов,  стимулирующих инициативу и активность обучающихся; сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности; моральное поощрение инициативы и творчества;  регулирование активности и отдыха; создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения.

Методы работы:

      Словесные методы: беседа, сообщения, рассказ - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

     Наглядные методы: демонстрации, выставки  рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций.

    Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей.

     Практические методы: практические работы, проекты, изготовление рисунков, плакатов, схем.

     Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, которые способствуют развитию навыков и умение детей.

    Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Мой любимый поселок» необходимо использовать такие формы проведения занятий, для оценки достижения планируемых результатов, как :  занятия-встречи с информантами, экскурсии,  защита проектов,  практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, выставки работ. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность и гордость  к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации занятий заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается ( пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия поселка и т. д.). Как можно больше проводить экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, игровые технологии, проектные технологии, компьютерные технологии, здоровьесберегающие технологии, краеведо – туристические технологии.

Формы контроля   планируемых результатов:

    Текущий контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль,  разноуровневые задания.

Планируемые результаты:

      В педагогических измерениях различают три уровня результатов образования.

      Первый уровень – планируемый,  который заложен в государственных образовательных стандартах: приобретение обучающимися  первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни, социальных знаний. 

      Второй уровень - получение ценностного отношения к социальной реальности в целом, опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, безопасность). 

     Третий уровень - формирование социально приемлемых моделей поведения, получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия.

     Чтобы достичь уровня результатов, большое значение имеет сотрудничество обучающегося с учителем как значимым для него носителями положительного  социального знания  и повседневного опыта.

      В ходе реализации внеурочной проектной деятельности необходимо достичь следующих результатов:

* формирование позитивных отношений обучающегося к базовым ценностям общества (семья, Отечество, природа, труд, культура);

* использовать различные справочные издания;

* повысить знания об истории поселка;

* формирование умений учебного проектирования;

* приобретение конкретных технических учений в использовании ИКТ;

* приобретение социальных знаний (понимание социальной реальности);

* развитие индивидуальности обучающегося в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;

* формирование гражданской, коммуникативной, социальной, этической компетентности обучающегося;

* воспитание толерантности.

     В результате работы по программе внеурочной деятельности обучающиеся

должны знать:

* Информационные источники поиска  необходимой информации;

*Способы обработки информации;

* Как представить результат своей работы - Историю своей семьи, поселка.

* Исторические факты поселка; 

* Какую роль поселок играет в регионе;

* Структуру проектной и исследовательской деятельности;

*Основные отличия цели и задачи проектной исследовательской деятельности.

должны уметь:

* Самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов (постановка и определение цели);

* Проектную и исследовательскую деятельность разделять на этапы;

* Планировать совместную деятельность по реализации оценивания своего вклада в решение общих задач группы, учитывая особенности ролевого поведения;

* Пользоваться энциклопедиями, ресурсами интернета для поиска информации, библиотечными справочниками;

 *  Выдвигать идеи, формулировать предположения, гипотезы;

 * Находить компромисс, других, выражать себя, слушать и понимать;                                                                                              

*  Строить устный доклад, выбирать форму презентации проекта.

Форма подведения итогов

     По окончании курса  производится оценивание предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий обучающихся в следующих формах:  беседа, тестирование, защита проектов, материалов презентаций, сообщений,  исследовательских работ на занятиях, классных часах, школьных, муниципальных и региональных конкурсах, фестивалях.

Содержание курса:

Название темы

Содержание

теория

практика

1.

Вводное занятие.

Введение в программу. Знакомство с программой кружка. Показ образцов проектной деятельности. Вводная презентация «Что такое проектная деятельность».

Практическая работа:

 Составление правил работы в группах.

2.

Мой дом - моя крепость.

Мой домашний адрес: улица, дом, квартира. История моей семьи. Древо семьи. Исследовательская работа по нахождению данных о своей семье (беседа с родителями, родственниками) Вставка изображений на страницы альбома. Фотосессия членов семьи. Оформление альбома «Моя семья».

3.

Школьная жизнь.

Беседа с социальным педагогом, завучем по воспитательной работе о школьной жизни, проводимых мероприятий. Изображение правил поведения  в школе в виде рисунков. Выставка фотографий родителей, которые учились в нашей школе. Мини- сочинение о школьной жизни. Экскурсия в школьный музей.

4.

История моего поселка.

Поиск информации как появился и развивался поселок. Символика поселка. Путешествие по истории поселка. Спортивные школы и комплексы поселка. Путешествие по дворцам культуры поселка. Путешествие по библиотекам поселка. Легенды и предания об интересных фактах  поселка. Значимость поселка в округе.

5.

Улицы нашего посёлка.

Экскурсия по посёлку. Знакомство с улицами посёлка. Поиск  информации в честь кого названы улицы, парки.

Практическая работа: сделать снимки главных улиц посёлка, нарисовать план местности.

6.

Достопримечательности поселка.

Экскурсия по поселку. Фотосессия достопримечательностей. Оформление альбома «Достопримечательности поселка». Поиск информации о поселке. Мини- сочинение. Акция «Доброе дело» (чистка снега, листьев у памятников).

7.

Знаменитые люди.

Экскурсия в городскую библиотеку. Встреча со знаменитыми, интересными  людьми поселка. Поиск информации о знаменитых людях, героях  поселка Приобье. Выставка книг, написанные людьми поселка.

8.

Итоговое занятие

Итоговое занятие проходит в виде путешествия по главным темам проекта. Дети вспоминают о том, как они работали, что им помогло выполнять работу качественно и правильно. Награждение дипломами. Показ слайд – шоу.  Защита проектов.

Итого

11ч

23ч

Материально- техническое обеспечение:

1. Компьютер ( подключенный к локальной сети Интернет) документ – камера,   проектор, экран, интерактивная доска, фотоаппарат, сканер, принтер.

2. Учебные средства (столы, доска, стулья)

3. Информационные материалы.

Методическая литература:

  1.  http://priobie.net/ Приобье
  2. МКУ «Приобская библиотека семейного чтения» МО городское поселение Приобье.

*Картотеки:  «Семейные реликвии», «Знать, чтобы уберечь!», «Индивидуальной и коллективной информации»,

*Краеведческая картотека «Югра: история и современность».

*Тематические папки «Мы пишем, о нас пишут», «Моя малая Родина «Приобье».

      3. http://priobie.ru/index.php/администрация/правовые-акты/постановления/2012-год/417-2011-10-10-13-10-03

      4.admpriobie@mail.ru

      5. Стихи Ирины Гимпель, Евгения  Ивановича Соломаха, Зинаиды  Ильиничны Пашиной.

   6. Утро на Приобской протоке [текст] Татьяна Абдумаминова // Приобье - точка роста. 50 лет. - Екатеринбург : Солярис, 2014. – с. 32.

   7. Мозаика сказок : сказки / И. В. Гимпель, О. М. Егорова . - Челябинск - Приобье : [б. и.], 2009. - 60, [2] с. : ил. ; 21 см.

     8.О Приобье пишу. Тебе, Приобье. Поселок Приобье стоит величаво. Тебе, район. Моя судьба. Обь. Здравствуй, край Югорский! Земля Югры: стихи / Т. Горбунова // Моя судьба - Югорский край. - Ханты - Мансийск : Печатный мир , [Б. г.]. – с. 97-101

 9. Парк Победы (стихотворения) // «Я славлю Приобье – глубинку России…»: сборник стихов. – Приобье 2009. – С.48 -68.

Календарное – тематическое планирование

Кол

По факту

По плану

Тема занятия

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания

Вводное занятие.

Мой дом - моя крепость.

Мой домашний адрес.

Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя

История моей семьи.

Моя семья в истории поселка.

Оформление альбома.

Школьная жизнь.

Экскурсия в школьный музей. Знакомство с админи страцией школы.

admpriobie@mail.ru 

Налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают -установлению доброжелательной атмосферы во время урока

Проект «Правила поведения в школе»

Встреча с родителями, которые учились в школе.

История моего поселка.

Экскурсия в библиотеку. Поиск информации.

bib.priobie@mail.ru

zorkov_86@mail.ru 

Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации

учащимся, возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога

Экскурсия по поселку.

День рождения  поселка. История поселка.

Символика поселка.

Привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; групповой работы или работы в парах

Поделись  тем, что узнал. Проекты.

Организации нашего поселка.

Спортивные школы моего поселка.

Мы гордимся спортсменами поселка.

Чем славится наш поселок.

Значимость поселка в округе.

Улицы нашего посёлка.

Экскурсия по улицам поселка.

Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий

Улица, по которой я хожу.

Составление маршрута школа-дом.

Составление плана поселка.

Достопримечательности поселка.

23

Памятники архитектуры.

bib.priobie@mail.ru

Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя.

24

История появления памятников.

25

Выставка фотографий.

26

Поселок в будущем. Проект.

Знаменитые люди.

27

Экскурсия в библиотеку. Поиск информации.

bib.priobie@mail.ru

zorkov_86@mail.ru

admpriobie@mail.ru

Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации

учащимся, возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога

28

Чтение книг наших писателей.

29

Чтение книг наших писателей.

30

Улицы и парки в честь наших людей.

31

Встреча с местным писателем.

32

Наш поселок славен людьми.

33

Знаменитые люди нашего поселка. Проект.

34

Итоговое занятие. Защита проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности по предмету технология, 2- 3 класс.

Цель: развитие творческих способностей младших школьников, эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки....

Программа внеурочной деятельности по предмету «Духовное чтение» 2 класс

Данная программа составлена для учащихся 2 класса с учетом их возрастных особенностей, способствует формированию духовно-нравственной личности, опираясь на творческий потенциал каждого ребенка и разви...

Программа внеурочной деятельности по предмету технология, для 2-3 классов.

Цель: развитие творческих способностей младших школьников, эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки....

Рабочая программа внеурочной деятельности по предмету шахматы

Рабочая программавнеурочной деятельностипо предмету шахматы...

Проект программы внеурочной деятельности "Учусь создавать проекты"

Проект программы внеурочной деятельности составлен с учетом требований ФГОС, направлен на  формирование универсальных учебных действий,  овладение спосoбами работы c информацией, достижение ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по предмету «Учимся писать сочинение и изложение»

Программа внеурочной деятельности «Учимся писать изложение и сочинение» для учащихся 1-4 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного ст...

Проект программы внеурочной деятельности по предмету окружающий мир «Моя малая родина»

Проект программы внеурочной деятельности  по предмету  окружающий  мир     разработан для учеников начальной школы. Обучающиеся  должны знать настоящую и прошлу...