Система работы по развитию ручной умелости
рабочая программа
Предварительный просмотр:
МБДОУ д/с «Золотая рыбка»
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка
- Введение
- Цель и задачи
- Предполагаемый результат освоения программы
- Методическое обеспечение
- Формы и методы работы
- Условия реализации Программы
- Итоговая диагностика
- Содержательный раздел
- Дидактический материал и техническое оснащение
- Перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук старшая группа
- Перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук подготовительная группа
- Методы определения ведущей руки
- Список литературы
- Пояснительная записка
В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности.
Содержание дополнительного образования в МДОУ направлено на создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укрепления психико-физического здоровья. Цель внедрения дополнительных образовательных услуг –развитие индивидуальных способностей, креативности, самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством организации кружковой работы.
Коллектив учреждения – сплоченный, творческий коллектив единомышленников, осуществляющих деятельность на проявление конструктивного сотрудничества, личностно-ориентированного взаимодействия в обучении и воспитании детей, уважительного партнерства с семьями.
Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в учреждении, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму «Умные пальчики»
- Введение
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для ребенка, так и для родителей. Психологическое обследование показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную школьную деятельность.
Подготовка детей к обучению в школе в настоящее время - одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция - неуклонное усложнение программы первого класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя начальных классов говорят, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Большую сложность дети испытывают в распределении внимания. Прописывая букву, они забывают о наклоне тетради, о том, что между буквами должно быть одинаковое расстояние, линии должны быть ровные, одного размера и силы нажима. Анализируя графику письма у детей, педагоги отмечают частые отрывы ручки от бумаги, паузы между элементами, чрезвычайная медлительность письма, неустойчивость графических форм и движений руки. Особенно ярко эти недостатки выражены у детей с речевыми нарушениями: они плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мышечная моторика и координация пальцев. Такие дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявляемый им образец, недостаточно ориентируются во времени и пространстве. Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе: В.М.Лыков, Ю.Ф. Змановский, Н.Т.Терехова, А.В. Кенеман, М.Ю. Кистяковская, Т.И.Осокина, М.В.Антропова, М.М.Кольцова, С.О. Филиппова,- отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе. По статистическим данным, в нашей стране с каждым годом увеличивается число детей, у которых при поступлении в школу наблюдается несформированность физиологических предпосылок к овладению письмом, слухо- зрительно моторных координаций.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, неуспеваемости, тревожного состояния ребенка в школе. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.
Выработать у детей четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться, задолго до поступления в школу. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Для предотвращения перечисленных трудностей, мы организовали кружок по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму. Эта услуга была востребована и у родителей детей нашего сада.
- Цель Программы:
обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.
Для решения поставленной цели были выдвинуты психолого-педагогические задачи, и определены направления работы, ориентированные на развитие ручной умелости у детей в разных возрастных группах. Система работы построена с учетом достижений в области педагогики и психологии, с сохранением традиций общественного дошкольного воспитания. В работе использовались современные методики и технологии разных авторов: И .А. Подрезова, Е.В. Колесникова, С. А. Калик, С. О. Филлипова, Г. Г. Галкина, Т. И. Дубинина…
Содержание, объем, порядок изучения программного материала рассчитаны на посещение кружка в течение двух лет, и построены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Общие задачи:
Формировать мотивацию обучения, ориентируясь на выполнение поставленных задач.
Развивать мелкую моторику и зрительно– двигательную координацию.
Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений.
Формировать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, аналогия).
Увеличить объем внимания, памяти.
Развивать речь.
Создать одинаковые условия для успешной подготовки руки к письму, как для праворуких, так и для леворуких детей.
Сохранение здоровья.
Задачи для детей 5-6 лет:
1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, тактильной чувствительности, упражнять в координации движений с речью.
2.Формировать нажим руки, совершенствовать графические умения и навыки в заданиях на штриховку и рисования предметов по клеткам.
3.Развивать пространственную координацию, конструктивные навыки, умение выполнять задания по словесной инструкции.
4.Способствовать развитию зрительно-пространственного восприятия, слуховой памяти, внимания, фонематического слуха.
5.Расширять знания и представления об окружающем мире.
6.Воспитывать организованность, усидчивость и аккуратность в работе.
Задачи для детей 6-7 лет:
1.Тренировать тонко-координированные движения руки, мелкую мускулатуру пальцев.
2.Продолжать работать над развитием слухо- зрительно- моторных функций, ориентировки на микро-плоскости.
3.Совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разных видов.
4.Учить соблюдать во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть), формировать умение работать в общем темпе.
5.Способствовать развитию психических процессов- внимания, памяти, мышления, воображения.
6.Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
7.Воспитывать трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе.
Работа по подготовке детей к обучению письму предполагают организацию разных видов работ в следующих направлениях:
1. Гимнастика пальцев и кистей рук;
2. Задания по изодеятельности и конструированию.
3. Развитие мелкой моторики в работе с мелкими предметами
4. Ориентировка в пространстве и на листе бумаги;
5. Формирование элементарных графических навыков.
Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом необходимо обучение правильным приёмам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.
Особое внимание следует обратить на правильность посадки за столом, правильность удержания пишущего предмета, расположение листа бумаги на столе, формирование умений выполнять линии различной толщины и формы, ориентацию на листе бумаги.
Успешность формирования графического навыка во многом зависит от уровня развития Учебно-важных качеств: способности принимать задачу и произвольно управлять своими действиями; обучаемости; зрительного анализа и зрительно-двигательной координации движений руки; навыков пространственной ориентации.
Предполагаемый результат освоения программы
К концу реализации программы дети должны знать и уметь:
Знать | Уметь |
Знать гигиенические правила письма | Уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме. |
Знать правильное расположение тетради и ручки при письме. | Уметь правильно держать ручку, карандаш. |
Знать правила штриховки. | Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила. |
Знать правила работы с тетрадью. | Уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради. Уметь ориентироваться в тетради, на строке, на странице. |
Знать правила работы с ножницами. | Уметь правильно держать ножницы и работать с ними. |
| Уметь самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры. |
Рисование по клеточкам по слуховому восприятию.
Эта работа предполагает систему приёмов и заданий от простого к сложному. Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, особенности слухового и зрительного восприятия занятия проводятся в тетради в крупную клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умения ориентироваться в пространстве.
На первом этапе ребёнок знакомится с тетрадью в клеточку, рабочей строкой затем учится выполнять задания в ограниченном пространстве-клетке, совершенствует умения измерять условной меркой-клеткой.
В последующем задания усложнятся, постепенно к сложным слуховым диктантам переходим после того, как у детей уже сформировались достаточно чёткие пространственные ориентиры, и они свободно воспринимают слуховые задания. Занятия рекомендуется проводить один раз в неделю по 25 минут. Перед выполнением задания психологический настрой, а после выполнения - упражнения для кистей рук. Задания можно выполнять различным материалом: шариковой ручкой, фломастером, простым или цветным карандашами.
Все знания и умения, полученные на занятиях кружка "Волшебные клеточки" дети закрепляют в свободной деятельности. Для этого в уголке развивающих игр помещены тетради и листочки в клеточку, ручки, карандаши, образцы различных заданий из книжек издательства "Карапуз из серии "Готовим руку ребёнка к письму", "Математика в клеточку " и другие.
Дети самостоятельно перерисовывают картинки по клеточкам, придумывают различные свои фигуры.
Подготовка руки к письму.
Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умение держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки. Овладение строчкой.
Письмо элементов букв: прямой наклонной короткой палочки, прямой наклонной длинной палочки, палочки с закруглением внизу, длинной палочки с петлей, палочки с закруглением вверху и внизу, полуовала и овала.
Пальчиковая гимнастика.
Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. "Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и др.
Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоил какую-нибудь одну "пальчиковую игру", он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т.д. Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с "пальчиковых игр", чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений. Время проведения 3 - 7 минут.
Графические упражнения. Штриховка.
Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу- вверх, необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения.
Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что, когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.
Правила штриховки:
Штриховать только в заданном направлении.
Не выходить за контуры фигуры.
Соблюдать параллельность линий.
Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.
Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.
Вырезывание ножницами.
Педагог уделяет особое внимание усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Задача состоит в том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов. При объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать процесс вырезывания, но и побуждать их давать словесную характеристику движениям рук педагога при показе способов вырезывания. Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезывают не целую форму, а ее половину.
Старшие дошкольники начинают овладевать без предварительной прорисовки, подготовки линии контура навыками силуэтного вырезывания. Обучая силуэтному вырезыванию, успешно используется прием обведения контура предмета в воздухе. Развитию умения "видеть" предмет в воздухе способствуют систематически проводимые игры "Угадай, что рисую?", "Загадай, я отгадаю" (дети или педагог очерчивают в воздухе предмет, отгадывают). Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т.е. учиться планировать предстоящее действие.
Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений. Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов - полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.
- Методическое обеспечение
Занятия по подготовке детей к обучению письму проходят во второй половине дня. Кружок посещают дети, начиная с 5-х лет. Длительность посещения кружка два года. Дети старшей группы занимаются -25 минут, подготовительной группы-30 минут.
Формы и методы работы
Дидактические игры и игровые упражнения.
Занимательные задания и игры-соревнования.
Изобразительная и творческая деятельность.
-наглядный метод обучения и метод практических действий.
-ориентировочно-исследовательская деятельность.
-методы проблемно-поискового характера.
-моделирование и кодирование информации
Условия реализации Программы
1.Систематическое проведение занятий
2.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
3.Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
4.Сотрудничество педагога с семьей.
Дидактический материал и техническое оснащение
Настольные и настольно-печатные игры, разнообразные конструкторы, мозаики разных размеров, пазлы, «Лего», «Маленький строитель».
Материал для рисования, лепки, аппликации, ручного труда (бумага и картон разной фактуры, пластилин, соленое тесто, краски, восковые, цветные и простые карандаши, ножницы, природный материал, ткань, нитки, иголки, проволока…)
Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, природный материал, бусы, пуговицы, крупный бисер, крупы (горох, фасоль, гречка), семена подсолнечника, кабачков, дыни, ракушки…
Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик, рисунков по клеточкам.
«Сухие» бассейны с разными наполнителями (гречка, фасоль, «киндер-сюрприз», каштаны…)
Фигурные и геометрические трафареты, буквы и цифры магнитной азбуки,
Пооперационные схемы изготовления поделок, карточки –таблицы для зрительных диктантов, схемы для «Оригами», рисунки –тренажеры для выкладывания контура предметов.
Пособия по сенсомоторике (пирамидки, вкладыши, шнуровки, «Сенсорные» коврики, кубики, клубки ниток, бутылки с завинчиванием крышек, кнопочницы, замки разных видов).
Тетради в клетку, линейку, тетради на печатной основе с заданиями.
Тематические иллюстрации.
Перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук
Старшая группа
Период | Содержание работы | Цели и задачи проводимой работы |
Октябрь | Знакомство с работой по развитию мелкой моторики рук. | Познакомить и заинтересовать родителей, привлечь к совместной работе. |
Обследование руки детей | Выявить отклонения для дальнейшей работы. | |
Игры с мелким строительным материалом | Развивать ручную умелость, координацию движений, воображение. | |
Игры: «Подбери по форме», «Домино», «Составные картинки». | Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность. | |
Пальчиковые игры: «Пять человечков», «Дружные пальчики», «В гости», «Человечки». | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук. | |
Литература: С. Е .Большакова «Формирование мелкой моторики рук», А.У Белая, В.И. Мирясова «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников». | ||
Ноябрь | Знакомство с карандашом. Игры на развитие 3-х пальцев. | Учить детей правильно держать карандаш |
Работа с карандашом + готовые формы (закрашивание): «Овощи- фрукты», «Грибы», «Домашние и дикие животные». | Закрепить навык закрашивания без пробелов, не выходя за контур. | |
Игры: «Лепка из твердого материала», «Нанизывание бус, пуговиц», «Цветные ниточки» | Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность. | |
Пальчиковые игры: «Зарядка для пальчиков», «Зайки», «Речка и рыбка». | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук. | |
Литература: Щербина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и правильно рисовать. | ||
Декабрь | Знакомство с элементами дымковской росписи | Учить выкладывать орнамент из полосок, кружочков, палочек - закрепить цвета. |
Шнуровка: «Платье», «Сапожок», «Сумка» | Развивать ручную умелость, фантазию | |
Рисование пальчиками «Снежок», «Ягоды» | Развивать тактильную чувствительность. | |
Пальчиковые игры: «А на горке снег, снег...», «Гармошка». | Развивать чувство ритма, координацию движений | |
Литература: Щербина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и правильно рисовать. | ||
Январь | Дорисовка до образа. Игры: «Обведи контуры фигур», «Яркое солнышко», «Засолка овощей». | Учить доводить образ до конца, закрашивать фигуру цветными карандашами. |
Выкладывание фигур из счетных палочек | Развивать воображение, сообразительность. | |
Игры: «Дом и ворота», «Елочка», «Качели». | Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность. | |
Пальчиковые игры: «Замок», «Собака», «Кошка». | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук | |
Литература: Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. | ||
Февраль | Работа в тетрадях: упражнения «Дорисуй узор», «Дождь». | Развивать логическое мышление, формировать внимание, аккуратность, глазомер |
Трафареты геометрические и предметные | - учить дорисовывать до образа; развивать работу обеих рук, мышление, фантазию. | |
Работа с ножницами (ленточки, дорожки) | Развивать конструктивные способности, пространственную ориентацию, мелкую моторику рук. | |
Игры: «Дорисовка до образа», «Улица геометрических фигур» | Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность. | |
Пальчиковые игры: «Мышка», «Зайка» | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук | |
Литература: Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры | ||
Март | Оригами «Сложи квадрат, прямоугольник», «Лягушка» | Развивать сообразительность, мышление, конструктивные и творческие способности. |
Творческая работа с бумагой «Мимоза», «Цыпленок», «Облако». | Учить комкать, отщипывать, вырезать бумагу (доведение до образа), развивать творческие способности. | |
Работа в тетрадях «Продолжи узор» | Развивать пространственную ориентацию, умение анализировать, планировать, | |
Пальчиковые игры: «Дом с трубой», «Бабочка», «Одуванчик» | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук | |
Литература: Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги | ||
Апрель | Ориентировка на листе бумаги, «Укрась платочек», «Кто нарисует больше». | Развивать координацию движений, сформировать внимание, глазомер. |
Работа с проволокой | Развивать умение изготавливать игрушки из проволоки, наматывать пружинку на карандаш | |
Работа с крупой «Золушка» «Дорожка», «Цветок». | Развивать мелкую моторику рук и тактильную чувствительность | |
Пальчиковые игры: «Зеркальце», «Лягушка», «Сороконожка». | Развивать мелкую моторику рук, внимание, оптико – пространственное восприятие. | |
Литература: Дьяченко О.М. Игры и упражнения на развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста. | ||
Май | Знакомство с силуэтами | Учить рисовать с помощью силуэтов, закрашивание их и вырезание по контуру. |
Рассказывание сказки пальцами (см. Приложение) | Развивать работу обеих рук, сообразительность. | |
Обследование руки | Выявление изменений. | |
Пальчиковые игры: «Влез опенок на пенек», «Птички в гнезде». | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук | |
Литература: Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. |
Перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук
Подготовительная группа
Период | Содержание работы | Цели и задачи проводимой работы |
Октябрь | Обследование руки | Выявить отклонения для дальнейшей работы |
Рамки и вкладыши | Закрепить умения правильно держать карандаш и закрашивать без пробелов в определенном направлении | |
Штриховка | Овладение 3-мя видами штриховки на геометрических фигурах | |
Пальчиковые игры «Встреча», «Спит на льдинке целый день». | Развитие тонких моторных координаций, чувство ритма | |
Литература: Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. | ||
Ноябрь | Математическая мозаика | Продолжить создание предметов и сюжетов из геометрических фигур. |
Конструирование из геометрических фигур | Развивать воображение, сообразительность. | |
Работа в тетрадях – «Продолжи узор» | Закрепление навыков работы в тетрадях, формирование образного мышления, развитие координации движений | |
Игры «Магазин», «Сделаем узор», «Украсим кукольное пальто» | Развивать репродуктивное и творческое воображение, зрительно - моторную координацию, глазомер | |
Пальчиковые игры: «В гости к пальчику большому», «Веточки на яблоньках» | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук | |
Литература: Щербина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. | ||
Декабрь | Рисование пальцами, ладошкой «Снежинки», «Воробей», «Мишка», «Слоник». | Развивать творческое воображение, тактильную чувствительность. |
Елочные украшения изготовление игрушек, гирлянд, снежинок своими руками, с помощью трафаретов, силуэтов, ножниц. | Развивать репродуктивное и творческое воображение, память, мышление, зрительно - моторную координацию, глазомер | |
Игры с мелким строительным материалом | Развивать ручную умелость, оптико-пространственное восприятие | |
Пальчиковые игры: «Заводные машинки», «Утречко», «Ножки идут по дорожке». | Развитие тонких моторных координаций, чувство ритма | |
Литература: Венгер И.Б., Венгер А.А. Сенсорное воспитание культуры ребенка | ||
Январь | Штриховка косыми линиями | Развивать умение штриховать в определенном направлении. |
Вышивка на бумаге, картоне «Тропинка», «Яркое солнышко» | Учить работать иглой и нитью, познакомить со швом «вперед иголкой» | |
Работа в тетрадях. | Развивать координацию движений | |
Пальчиковые игры: «Цветные ниточки», «В огороде за забором», «Колокольчик». | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук | |
Литература: Гаврилова С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать. | ||
Февраль | Штриховка дугами | Закрепить знакомые виды штриховки познакомить с новым видом. |
Поделки из проволоки | Развивать мышление, воображение, сообразительность, глазомер | |
Оригами «Зайчик», «Грибок», «Птичка» | Закрепить умение изготавливать поделки из бумаги, формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога | |
Пальчиковые игры: «Цепочка», «Пекарь», «Скакалка» | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук | |
Литература: Дошкольное воспитание № 9; 11.1998. | ||
Март | Штриховка волнистыми линиями | Закрепить умение штриховать, соблюдая параллельность. |
Пуговицы, шнуровка | Закрепить умение составлять узор из пуговиц и научить пришивать их | |
Подарок маме (вышивка на ткани) | Закрепить шов «вперед иголкой» и умение работать с иголкой и ниткой | |
Игры: «Цветок», «Составные картинки», «Нанизывание пуговиц», «Шнуровка». | Развивать репродуктивное и творческое воображение, зрительно - моторную координацию, глазомер | |
Пальчиковые игры: «Четыре братца», «Волчок», «Где живет сапожник?». | Развитие тонких моторных координаций, чувство ритма | |
Литература: Щербина С.В., «Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать». Никитин Б.П. «Ступени творчества или развивающие игры» | ||
Апрель | Книжки- раскраски | Закрепить умение штриховать всеми видами штриховки. |
Закладки | Учить изготовлять закладки из фотопленки, обшивая по краям иголкой с нитью. | |
Математический диктант | Учить выполнять задания по клеточкам в тетради, развивать внимание, мышление | |
Пальчиковые игры: «Зайчики и волк», «Строим дом», «Мальчик-пальчик, где ты был?» | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук | |
Литература: Щербина С.В., «Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать». Никитин Б.П. «Ступени творчества или развивающие игры» | ||
Май | Ориентировка на листе бумаги | Закрепить умение ориентироваться в тетрадях в клетку, развивать умение рисовать по клеткам в нужном направлении. |
Работа с ножницами | Закрепить умение работать с ножницами, вырезать фигуры по контуру, делить фигуры на части | |
Рассказывание сказки руками | Развитие тонких моторных координаций обеих рук | |
Обследование руки | Выявление изменений. | |
Пальчиковые игры: «Вера Веревочка», «Часы», «Лакомка» | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук | |
Литература: Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. |
1.7. Итоговая диагностика
К концу посещения кружка «Умные пальчики» мы предполагаем, что у детей будут сформированы следующие умения:
- Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий.
- Ориентируется в пространстве и на микроплоскости.
- Быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук.
- Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции.
- Сформированы графические навыки.
- Могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания.
Диагностика готовности руки к овладению письмом проводится с использованием методики Е. В. Колесниковой из книги «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» Москва, 2009г., теста К. Йирасика, графических диктантов Д. Б. Эльконина, монометрического теста «Вырезание круга».
Рекомендуемая таблица по итогам диагностики:
Фамилия Имя ребенка | Развитие графических навыков | |||
Срисовывание образца | Штриховка | Графический диктант | Тест Керна Йерасика | |
1. |
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
3. | ||||
4. |
Рекомендуемые задания для диагностики:
1.Развитие мелкой моторики
- Упражнения «Кольцо», «Зайчик» - пальцы зажаты в кулак, указательные и средний пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу),
- «Сделай бусы» нанизывание мелкого и крупного бисера (оценивается быстрота, создание рисунка)
- Завязывание шнурков разной величины
- Застегивание пуговиц (5шт) разного размера.
2. Ориентировка в пространстве
- Зрительные, слуховые диктанты
- Д\И «Найди, где спрятано?»
3. Срисовывание образца
- задания на листе бумаги в клетку, в линейку
- дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение).
4. Штриховка
- выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.
Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения.
5. Графический диктант.
- Задание по типу «Продолжи узор»
- Графический диктант Д.Б.Эльконина
6. Тест Керна Йирасика
- Срисовывание фразы «Он ел суп»
- Срисовывание группы точек
- Рисование фигуры человека
При оценке рисунка человека учитывается:
- наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;
- наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;
- способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей.
7. Вырезание ножницами.
- Вырезание силуэта предмета
- Тест Н.Н. Озерецкого «Вырезание круга» (На карточке изображен толстой линией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов. Вокруг него имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. Допускается отклонений не более 2-х раз.)
Критерии оценки деятельности ребенка:
За каждое правильное задание ставится 5 баллов
Высокий уровень - задания выполнены без ошибок и самостоятельно. Сумма баллов по заданиям - 60-80 баллов
Средний уровень - есть 2-4 ошибки, ребенок использует направляющую и стимулирующую помощь, сумма баллов от36 до 59 балла
Низкий бал - задание не выполнено, сумма баллов от 25 до 35 баллов.
Методы определения ведущей руки
Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные тесты:
Ребенку предлагается несколько спичечных коробков. Задание: «Найди спичку в одном из коробков». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок.
Ребенку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, неведущая рука держит пузырек.
Ребенку предлагается развязать несколько узлов из шнурка средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит).
Ребенок должен протереть классную доску (стол, шкаф и т. д.) тряпкой. Активные действия выполняет ведущая рука.
Ребенка просят поймать мяч одной рукой. Активные действия выполняет ведущая рука.
Раздавать карточки (ведущая рука та, что раскладывает карточки).
Хлопать в ладоши (ведущая рука сверху).
Погладить игрушку, держа ее в руке (ведущая рука гладит).
Рисовать пальцем одной руки на ладони другой.
Неведущая рука держит часы, ведущая выполняет активные, точно дозируемые движения, заводящие часы.
Переплетения пальцев рук. Сверху оказывается большой палец ведущей руки.
Скрещивание рук — «поза Наполеона». Кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки, кисть неведущей руки оказывается под предплечьем ведущей руки.
Вырезание ножницами по кругу. Ведущая рука та, которая держит ножницы
У детей ведущая рука формируется к 4-м годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Если в 4 года ребенок предпочитает левую руку и тем более, если среди родственников есть леворукие, то переучивать ребенка нельзя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь – Лань, Санкт-Петербург, 1997.
- Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики – Дрофа, 2000.
- Лосев П., Плутаева Е. Дошкольное воспитание. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет - № 3, 5,6 2005.
- Гаврина С.Е., Щербинина С.В. Готовим руку к письму. Росмэн-Пресс, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по развитию речи "От слова к тексту".
Система работы "От слова к тексту" по развитию речи актуальна всегда, а особенно актуальна в настоящее время, когда современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, ...
Система работы по развитию исследовательских умений младших школьников
Проблемный семинар. Лекционно-практическое занятие для учителей начальной школы.Цель занятия: показать творческой группе учителей приемы организации исследовательской деятельности учащихся в рам...
Система работы над развитием познавательной активности младших школьников.
В статье раскрывается система работы над развитием познавательной активности младших школьников....
Развитие ручной умелости
Стендовая информация для родителей от учителя-дефектолога...
Система работы по развитию речи в начальной школе посредством заданий творческого характера.
В настояще время педагогическая практика испытывает затруднения в формировании грамотной речи учащихся., предполагающей отсутствие грамматических и речевых ошибок. У 60% детей, пост...
Обобщение и распрастранение опыта работы по теме "Система работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка"
Система работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка"Система работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка"Систем...
Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .
В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на основе ме...