Классный час «Что такое Родина?»
классный час (3 класс)

Цель: формирование гражданской (российской) идентичности

Задачи:

- Закрепить и расширить знания детей о России, Родине, родном крае;
- Развивать наблюдательность, внимание, связную речь;
- Активизировать словарь, познавательный интерес;
- Развивать интеллектуально-познавательное мышление, память, зрительное восприятие;
- Воспитывать любовь к своей Родине, бережное, заботливое отношение к своему родному краю;
- Воспитывать детей в духе возрождения духовно-культурных традиций России.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_chto_takoe_rodina.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Что такое Родина?»

Цель: формирование гражданской (российской) идентичности

Задачи:

- Закрепить и расширить знания детей о России, Родине, родном крае;
- Развивать наблюдательность, внимание, связную речь;
- Активизировать словарь, познавательный интерес;
- Развивать интеллектуально-познавательное мышление, память, зрительное восприятие;
- Воспитывать любовь к своей Родине, бережное, заботливое отношение к своему родному краю;
- Воспитывать детей в духе возрождения духовно-культурных традиций России.

1 Орг. момент

2.Самоопределение к деятельности

 - Ребята, прочитайте слово, записанное на доске (РОДиНА)

- А что это такое, родина (ответы детей). Ваши мнения разошлись. Давайте проведём исследование, что такое Родина.

3. Работа по теме занятия

- Как вы думаете, от какого слова оно происходит?

- Правильно, род, родился.

- А что такое род? (В традиционных и некоторых современных обществах группа людей, возводящих своё происхождение к общему предку -родоначальнику по одной линии)

- И каждый род, семья, имеет свою РОДословную. Для каждого человека родина начинается прежде всего с людей, благодаря которым мы родились, появились на свет. И каждый человек может проследить свою родословную до определённого момента - кто -то больше, а кто-то чуть-чуть.

- В виде чего обычно представляют родословную человека? (в виде дерева)

- Сейчас мы с вами тоже вспомним и «посадим» своё родословное дерево. Посмотрите, что это будет за дерево? (прикрепляется ствол берёзы).

 - Как вы думаете, почему я выбрала именно это дерево? (Берёза - символ России).

- Подумайте, кто будет ближе к корням, на нижних, более старых ветках? (прикрепляем к стволу листочки со словами бабушка-2, дедушка-2). А почему таких листочка по два? (у каждого человека 2 бабушки и 2 дедушки) Аналогично прикрепляются листочки со словами: дядя, тётя, брат, сестра, я.

- Молодцы, вы успешно справились с этим заданием. В зависимости от состава вашей семьи количество веточек и листочков может меняться, но эти основные останутся.

- Посмотрите ещё на наше дерево, какое оно крепкое, красивое. Как и каждая семья, красивая по-своему. Есть ещё и такое название Родины - ОТЧИЗНА, то есть земля отцов.

Закрой глаза, представь уют, 
Представь то место, где всегда поймут, 
Где нету зла и нет печали, 
Где по тебе всегда скучают. 
Ты скажешь - нет такого места… 
Нет, есть - Родительское сердце.

Родителей, как жизнь, не выбирают,
Они нам всем дарованы судьбой.
Спасибо им за то, что воспитали,
За то, что сердцем рядышком со мной.

Родители, как крылья за спиною,
Не для полета… по Земле идти,
Тот счастлив, кто имеет крыльев двое,
Не растерять бы где-то по пути.

- А где растёт наше дерево? Там, где мы РОДились. Там, где Наш дом (показываю слог НА в слове РОДиНА ), Наш край,  НАша  страна, Наша Земля.

РОДИНА (читает обучающийся класса)

Родина – слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком

И на щечке родинка –

Это тоже Родина.

- Скажите, а где находится Наш дом? (прикрепляю картинку дома возле берёзы).

- А наше село, где оно находится? (Аскизский район)

- Что вы знаете о нашем районе? (Показ на карте)

Работа в группах: Проанализируйте документ и составьте рассказ об Аскизском районе.

- Анализ текста, выданного учителем, в группах.

- Отчёты детей.

- Молодцы, вы хорошо справились и с этим заданием.

Исполнение песни «Что зовём мы Родиной»

- Наш Аскизский район является частью Республики Хакасия. В этом году ему исполнилось 100 лет. Какие достопримечательности нашего района можно показать гостям? (ответы детей, сообщение учителя)

Необъятная страна! (Читает обучающийся класса)

Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
(В. Степанов)

-И наша Республика Хакасия, ребята, является только маленькой частью нашей страны. Посмотрите, какая она обширная и привольная… (показ карты РФ)

РОССИЯ - САМАЯ БОЛЬШАЯ СТРАНА В МИРЕ

(Читает обучающийся класса)

От северного полюса и до горы Рагдан
И от Чукотки до Калининграда
Лежит Россия – большая из стран,
И нам земли другой вовек не надо!
Дальний Восток, Сибирь, Урал, Кавказ,
Карелия, Кубань, Крым, Черноземье –
Всё это в сердце каждого из нас,
Всё это наши родовые земли.

  -А почему она так называется, Россия, Русь? (предположения детей)

Сообщение учителя.

Славянская гипотеза гласит, что в VIII-IX вв. было племя среди восточных славян, которое заселило среднее течение Днепра: от Киева и по течению реки Роси до ее притока Россавы. В устье Роси находился город Родня. В этот город бежал Ярополк от своего брата Владимира Святого. Когда в эти места нагрянули варяги, они начали называть землю Русью.

- Русь — первоначально историческое название земель восточных славян и первого государства Древней Руси. Впервые употребляется как название государства в тексте русско-византийского договора 911 года, более ранние свидетельства имеют дело с этнонимом русь (то есть русь как название народа). Согласно летописцу «Повести временных лет» название произошло от варягов племени русь, призванных новгородскими славянами в 862 году в качестве воинской дружины. «Российское царство» было официальным названием нынешней России до 1721 года. В 1721 году Петр I провозгласил Российскую империю. Во времена его правления термин «Россия» окончательно был закреплен. 
      - Как любое государство, наша страна имеет свои символы. По которым мы можем её узнать. Назовите их. (Ответы ребят)

Много и долго мы могли бы говорить о своей стране, народах, её населяющих, славной истории, сегодняшних буднях. Даже и не знаю, с чего лучше начать…  И всё-таки, с чего начинается Россия?

ОТКУДА НАЧИНАЕТСЯ РОССИЯ?

(Читает обучающийся класса)

Откуда начинается Россия?

С Курил? С Камчатки? Или с Командор?

О чём грустят глаза её степные

Над камышами всех её озёр?

Россия начинается с пристрастья

К труду, к терпенью, к доброте.

Вот в чём её звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела её большие,

Её неповторимая судьба.

И если ты причастен с ней – Россия

Не с гор берёт начало, а с тебя

- Как вы понимаете. Ребята, что Россия начинается с тебя?

- Получается, что именно от каждого из нас зависит, каким станет мой дом, моя родословная, моя страна, моя земля. Вот мы и вернулись, ребята, к тому, с чего начали наше исследование - к нашему роду, к нам самим.  А чего же не хватает на нашем «рисунке»? (солнца, неба). А какими нужно стать вам, чтобы над вашим домом, вашей землёй сияло яркое солнышко и было чистое небо? (честными, смелыми, трудолюбивыми, добрыми, ответственными).

Прикрепляем солнце, облака.

4. Итог занятия.

-Скажите, теперь вы можете ответить на вопрос, что такое РОДИНА?

(Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

Классный час "Что такое хорошо и что такое плохо"

Материал содержит презентацию и ход классного часа...

Классный час "Что такое хорошо и что такое плохо?

Тема классного часа соответствует годовому планированию, а так же теме самообразования «Развитие социального интеллекта детей младшего школьного возраста в условиях школы-интерната». Учитывая индивиду...

классный час "Что такое хорошо и что такое плохо"

Конспект классного часа для уч-ся 2-3 класса...