Проект в области добровольческой (волонтёрской) деятельности «Огоньки добра»
проект
В последнее время приобретает актуальность такое направление общественной деятельности, как волонтерство. О бескорыстной помощи и добровольчестве нам известно еще из истории развития человечества. Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включающий новые формы и методы взаимопомощи, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности. Мотивы волонтерства - не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей.
В
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное
учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 2»
Проект в области добровольческой (волонтёрской) деятельности «Огоньки добра»
Составитель: Ковальчук Ксения Сергеевна
Петергоф 2024
Пояснительная записка
Актуальность
В последнее время приобретает актуальность такое направление общественной деятельности, как волонтерство. О бескорыстной помощи и добровольчестве нам известно еще из истории развития человечества. Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включающий новые формы и методы взаимопомощи, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности. Мотивы волонтерства - не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей.
Дети с нарушениями в развитии живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем нормально развивающиеся дети. Технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка и другие тенденции негативно отражаются на социализации детей, воспитывающихся в домах-интернатах. Повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчужденность, изолированность выдвигают на первый план задачу социализации детей.
Задача может быть решена при одновременной реализации таких условий, как создание благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их возможностей и особенностей развития, тесное сотрудничество педагогов группы специалистов.
Технология «Дети - волонтеры» проста в использовании и может входить в работу с детьми с нарушениями в развитии, ее реализация может решать задачи социально-коммуникативного развития ребенка с нарушениями интеллекта: становление самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции собственных действий.
Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДДИ №2 способствует позитивной социализации детей через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе.
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Формировать гуманные представления у детей с помощью замечаний, наставлений и порицаний невозможно. Важно воспитывать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого.
Актуальность организации детского волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всё больше педагогов. Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за здоровыми, духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь слабым и оступившимся. Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в ДДИ№2, как социальном институте, который должен готовить к жизни.
Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помочь взрослым. Волонтерство способствует развитию у детей милосердия, как умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для себя.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Сроки реализации проекта: с 10.01.2025 по 31.12.2025 гг.
Тип проекта: практико-ориентированный, информационно – просветительский.
Вид проекта: групповой
Участники проекта: дети, педагоги, младший медицинский персонал
Цель проекта: создать в Учреждении волонтерское движение, направленное на развитие духовно-нравственной личности ребёнка с нарушениями в развитии и формирование высокого патриотического сознания, через участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях, создание добровольческого отряда «Волонтёрчик»
Задачи:
- расширение представлений о волонтерском движении у воспитанников, педагогов, младшего медицинского персонала;
- формирование у детей чувства собственного достоинства как у представителя своего народа;
- разработка новых форм и методов, объединив усилия педагогов и младшего медицинского персонала по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности;
- воспитание нравственных качеств (доброта, отзывчивость, взаимопомощь, самостоятельность, инициативность, ответственность);
- дать практические навыки участия в волонтерском движении;
- формирование коммуникативных способностей детей с нарушениями в развитии, навыков сотрудничества, позитивных установок на добровольческую деятельность.
- составить план мероприятий и реализовать его в течение 2023-2025 гг.
Предполагаемый результат
- Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников и сотрудников ДДИ№2 направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев;
- участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность;
- дети научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;
- они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.
- при этом важно, что у них не только сформируется негативное отношение к плохому, но и обеспечены способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников;
- инновационные технологии помогут детям в накоплении социального опыта;
- внедрение волонтерского движения в ДДИ№2 на основе свободного объединения педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей, а не принуждением приведет к более эффективному формированию у детей таких качеств как милосердие, ответственность, самостоятельность;
- спроектированная система волонтерского движения в ДДИ обеспечит повышение профессиональной компетентности педагогических работников.
Содержание проекта
Календарный план реализации проекта
«Огоньки добра»
№ | Название мероприятия и цель | Сроки реализации |
1 | Просмотр видео презентации «Дети – волонтеры». Цель: познакомить детей с новым понятием «волонтеры» и показать суть работы и помощи окружающим волонтерами. Беседа «Мы – маленькие волонтеры». Цель: формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность; воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми. Торжественное мероприятие «Огоньки добра» (принятие в ряды волонтерского движения) Цель: создание благоприятного эмоционального настроя на участие в волонтёрском движении. | Январь-февраль |
2 | Акция «Накормите птиц зимой». Цель: оказать посильную помощь птицам, зимующим в нашей местности, помочь пережить морозы и недостаток пищи; развивать гуманное отношение к птицам, мотивацию и интерес к их охране. | Январь Февраль Декабрь |
3 | Участие в акции «Сдал бумагу – спас собаку и кошку, и дерево», гЛомоносов. Цель: формирование у детей заинтересованного, бережного отношения к лишенным крыши животным и посильная помощь приюту(ам) для бездомных собак и кошек. Сбор макулатуры в помощь бездомным животным. Беседа «Легко ли быть добрым?» Цель: создать условия для воспитания доброты, милосердия. Выявление правильного и ошибочного представлений о доброте и добрых делах. | Февраль Май Август Ноябрь |
4 | Акция: «Крышечки добра». Цель: привлечение детей и взрослых к совместному решению экологических и социальных задач. Внедрение принципов грамотной утилизации отходов и вторичной переработке товаров. | В течение года |
5 | Трудовой десант «Убираем мусор» Цель: содействие в поддержании чистоты в Английском парке. Беседа «Береги свою планету» Цель: знакомство детей с понятиями «экология», «мусор», «пластиковый мусор». Формирование желания жить в чистой окружающей среде и оказывать посильную помощь в очищении её от мусора. | Апрель Сентябрь |
6 | Акция «Никто не забыт, ничто не забыто». Шефство над заброшенными братскими могилами бойцов Советской армии на Бабигонском кладбище г.Петергоф. Возложение цветов на Приморском мемориальном комплексе г.Петергоф. Цель: формирование чувства сопричастности к общему подвигу и общей памяти. Воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к защитникам Отечества, памяти павшим. Беседа «Родина моя» Цель: воспитание чувства патриотизма у воспитанников. Сохранение памяти о солдатах Великой Отечественной войны и участниках трудового фронта; воспитание чувства уважения к героическому прошлому России. | Май Июнь |
7 | «Волонтеры - друзья животных». Посещение приюта «Ковчег» в г.Кронштадт. Цель: формирование гуманного отношения, желания проявлять заботу и участие в судьбе животных, пробуждение социальной эмпатии к «братьям нашим меньшим». Оказание посильной помощи приюту. | Апрель Ноябрь |
8 | Посещение СПБ ГБСУСО «ДИПИ» и КЦСОН «Надежда» п.Лопухинка Праздничные концерты к Международному женскому дню, Дню Победы, Новогодний концерт. Мастер-классы: «Осенний лес», «Новогодний колокольчик». Цель: укрепление связей между поколениями, формировать доброе уважительное отношение к старшему поколению, создавать позитивное праздничное настроение. | Март Май Сентябрь Октябрь Декабрь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт проекта "Калужская область - родина маршала Победы Жукова Г.К."
Паспорт к проектной работе...

Общегородская добровольческая акция "10 000 добрых дел"
В данном разделе представлены материалы внеклассного мероприятия "Толерантность - путь к миру", посвященных толерантности, разработанных и проведенных учителем 19.11.2015 для обучающихся 1-4 кла...

Учебный проект "Чтение с увлечением" в рамках регионального проекта Пензенской области PROчтение.
Некогда самая читающая в мире страна становится нечитающей. Эта проблема волнует в настояший момент многих, а в первую очередь - школьных учителей. Предлагаем вашему вниманию разработку проекта ...

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВЛИЯНИЕ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ»
в опыте представлены формы и методы практической деятельности, диагностика и диаграммы....

«Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». (Волонтёрская деятельность. Проектная деятельность. Помощь животным.)
Исследование, целью которого было узнать, откуда берутся бездомные животные в посёлке Тульском и найти оптимальные пути решения проблемы бездомных животных....

Профилактика правонарушений. Формирование социально-ответственного поведения через волонтёрскую деятельность (на примере деятельности отряда ЮИД)
Выступление на педагогическом совете "Профилактика правонарушений". Формирование социально-ответственного поведения через волонтёрскую деятельность (на примере деятельност...

