Программа лагеря дневного пребывания "Финансовая школа"
материал
Материал программы подобран в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе участия в играх, проектах формируются практические умения и навыки, которые пригодятся им в повседневной жизни. Новизна данной программы в том, что она повышает уровень развития способностей учащихся в области финансов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 692.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя школа №1 имени Героя Советского Союза Е.И.Стерина»
УТВЕРЖДЕНА приказом по МБОУ «Средняя школа №1» от _____________№_________ |
Программа лагеря дневного пребывания детей
«Финансовая школа»
Автор программы: Зуськова М.В.
г.Рославль
2021
Информационная карта программы
Наименование программы | Программа лагеря дневного пребывания детей «Финансовая школа» | |
Исполнители программы | 1. Педагогический коллектив МБОУ «Средняя школа №1» 2. Ученический коллектив. 3. Социальные партнёры. | |
Научно- методические основы разработки программы | 1.Стратегия повышения финансовой грамотности в РФ на 2017-2023 годы; 2. Перечень мероприятий Департамента Смоленской области по образованию и науке и Отделения по Смоленской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу в области повышения финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций в Российской Федерации на 2017-2021 3. Конвенция о правах ребёнка. 4. Распоряжение Правительства РФ от 22.05.2017 года №978-р «Об утверждении Основ государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей» 5. Приказ Минобрнауки от 13.07.2017 года № 656 «Об утверждении примерных положений об организациях отдыха детей и их оздоровления» 6.Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза Е.И.Стерина». 7. Приказ директора школы «Об организации отдыха детей в период летних каникул 2021 г.» от 24.05.2021 № 177 | |
Цель программы | Создание условий для развития экономического образа мышления школьников | |
Задачи программы |
| |
Основные направления программы | финансово-экономическое, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, профилактика ДТП и пропаганда ПДД, ППБ, экологическое. | |
Сроки реализации | 1 смена в июне (21 день) | |
Материально-техническое и методическое обеспечение | Программа лагеря дневного пребывания с организацией двухразового питания реализуется на базе МБОУ «Средняя школа №1» В распоряжении лагеря имеются: - спортивная площадка; - спортивный зал; - медицинский кабинет; - отрядные комнаты; - столовая; - рекреация. Оснащение:
Ресурсно-методическое обеспечение - методическая литература по организации летнего отдыха детей; - разработки, сценарии различных мероприятий; -диагностический материал | |
Кадровый потенциал | Кадровое обеспечение- 100%: -начальник лагеря; -педагогические работники (воспитатели, ответственные за соблюдение санитарно-эпидемиологических норм, электробезопасность) - медицинский работник; - обслуживающий персонал. Педагогические кадры Начальник лагеря, воспитатели несут ответственность за жизнь и здоровье детей, соблюдение распорядка дня, норм санитарной и пожарной безопасности, организацию и содержание оздоровительно-досуговой деятельности, работу органов самоуправления и проведение досуговых мероприятий в рамках программы, анализируют деятельность отрядов. | |
Порядок управления реализацией программы | Общее руководство осуществляет начальник лагеря на базе МБОУ «Средняя школа №1», реализацию программы - коллектив лагеря. | |
Ожидаемые результаты программы |
| |
Контроль за исполнением программы | Начальник лагеря: -обеспечивает материально- техническое, кадровое, методическое сопровождение; -контролирует и анализирует ход выполнения программы; -предоставляет информацию о реализации программы в Рославльский комитет образования. Педагогический коллектив: -реализует ход выполнения программы; -анализирует и корректирует ход выполнения программы; -осуществляет информационное и методическое обеспечение реализации программы. | |
Оценка Эффективности программы. Диагностика Вводная диагностика | Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в отрядах: - анкетирование; - беседы; -планерки начальника лагеря и воспитателей. | |
Пошаговая диагностика | Запись по результатам мероприятий и дел лагеря. Беседы на отрядных сборах. | |
Итоговая диагностика | Анкетирование Творческий отзыв Беседы в отряде | |
Пояснительная записка
В современном обществе каждый уважающий себя человек должен быть финансово грамотным. Правильно ли мы пользуемся имеющимися у нас финансами? Как сделать так, чтобы наш капитал приумножался? На эти и другие вопросы ребята в лагере дневного пребывания «Финансовая школа» получат ответы в течение 21 дня финансовой грамотности.
Самой удачной формой реализации финансового воспитания является работа лагеря с данной направленностью, который позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу исследовательской работы. Смена учебной деятельности на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках лагеря с финансовой направленностью, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал.
Педагогический коллектив МБОУ «Средняя школа № 1» находится в поиске новых эффективных путей организации лагеря, чтобы пребывание ребят в нем стало не только развлекательным, но и познавательно насыщенным с позиции финансовой направленности и более эффективным с точки зрения укрепления знаний, а также развития творческих способностей.
Основная цель программы:
создание условий для развития экономического образа мышления школьников, достичь которого можно через обучение основам финансовой грамотности детей, формирование положительной мотивации к повышению финансовой грамотности, что будет способствовать более реалистичному пониманию детьми экономических ситуаций и более грамотному принятию ключевых в их жизни решений для обеспечения собственного благосостояния, и финансовой безопасности.
Материал программы подобран в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе участия в играх, проектах формируются практические умения и навыки, которые пригодятся им в повседневной жизни. Новизна данной программы в том, что она повышает уровень развития способностей учащихся в области финансов.
Задачи программы:
Образовательные:
- Повышение уровня финансовой грамотности.
- Получение новых знаний в области финансовой грамотности.
- Убеждение в необходимости ведения личного бюджета.
- Умение повышать эффективность работы в команде.
Социальные:
- Укрепление и оздоровление детского организма: формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены), развитие физических качеств.
- Эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года.
- Развитие творческой и исследовательской активности каждого ребенка.
- Приобретение опыта общения со сверстниками в новых для них условиях.
- Развитие лидерских качеств.
1) Организовать:
- безопасные условия пребывания воспитанников в лагере;
- разнообразные формы работы, направленные на развитие творческих, коммуникативных способностей воспитанников, на повышение экологической грамотности и здорового образа жизни, в том числе и совместные с социально-культурными учреждениями города.
2) Способствовать укреплению физического и психического здоровья детей.
3) Сформировать:
- ключевые компетенции воспитанников на основе включения их в разнообразную творческую деятельность;
- качества, составляющие культуру поведения;
- ответственность за порученное дело, умение работать в коллективе;
- навыки общения.
4) Привить ответственное потребительское поведение.
5) Научить ребят грамотно вести личный бюджет и делать сбережения.
Практическая значимость программы
Приобретенные участниками смены в ходе реализации программы навыки творческой и исследовательской работы могут быть с успехом транслированы в другую предметную область. Знания в области финансовой грамотности расширяют общий кругозор и эрудицию участников смены.
Подходы, используемые при планировании и проведении лагерной смены
Программа лагеря дневного пребывания «Финансовая школа» опирается на следующие подходы:
- личностно – ориентированный подход, позволяющий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности;
- культурологический подход, с позиции которого воспитание рассматривается как «целенаправленное, построенное на научных основах, отражающее природу ребёнка и природу развития личности; организованное педагогом – профессионалом восхождение ребёнка к культуре современного ему общества, а также вхождение его в контекст культуры и развитие способностей жить в современном обществе, сознательно строить свою жизнь, достойную человека»;
- деятельностный подход через игровые технологии;
- системный подход, позволяющий установить взаимосвязь полученных результатов с целями, задачами, содержанием и способами организации педагогического процесса.
Механизм реализации программы
I этап. Подготовительный – апрель- май
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия лагеря дневного пребывания детей начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
- издание приказа по школе о проведении летней кампании;
- разработка программы деятельности лагеря дневного пребывания детей «Финансовая школа»;
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- отбор кадров для работы в лагере дневного пребывания детей;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
II этап. Организационный – июнь
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
- запуск программы «Финансовая школа»;
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
III этап. Практический – июнь
Основной деятельностью этого этапа является:
- реализация основной идеи смены;
- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
- работа творческих мастерских.
IV этап. Аналитический – последняя неделя июня
Основной идеей этого этапа является:
- подведение итогов смены;
- выработка перспектив деятельности;
- анализ предложений детьми, родителями (законными представителями), педагогами, внесенными по деятельности лагеря дневного пребывания детей в будущем.
Основные направления программы: финансово-экономическое, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, профилактика ДТП и пропаганда ПДД, ППБ, экологическое.
Содержание программы
Программа предполагает постепенное расширение и существенное углубление знаний в области финансовой грамотности, развитие умений и навыков учащихся, более глубокое усвоение материала путем последовательного прохождения.
Программа направлена на формирование у учащихся основ финансовой грамотности, погружает участников в реальность, в которой ежедневно приходится принимать ответственные финансовые решения. Мастер-классы, деловые игры и тренинги учат определять особенности финансовых инструментов и развивают умения, необходимые для их использования.
Кроме этого, программа предусматривает индивидуальную творческую работу, работу в микрогруппах над созданием творческих программ, изготовление рисунков, плакатов. В этой работе дети воплощают свои замыслы и фантазию, используя освоенные теоретические и практические навыки.
Тематический план программы по направлениям деятельности
№ п/п | Раздел | Мероприятие | Количество часов |
Финансово-экономическое направление | |||
1 | Наши семьи | Что такое семья? Обязанности членов семьи. | 1 |
2 | «Хочу» и «надо» - делаю выбор. | 1 | |
3 | Откуда берутся товары и услуги? | 1 | |
4 | Профессии людей. | 1 | |
5 | Экономик объясняет, что такое экономика. | 1 | |
6 | Потребности людей. | 1 | |
7 | Наш микрорайон | Путешествие на необитаемый остров. | 1 |
8 | В чем мы ограничены, а в чем нет? | 1 | |
9 | Что мы знаем о потребностях? | ||
10 | Путешествие в страну Натурального Хозяйства. | 1 | |
11 | Товарное хозяйство. | 1 | |
12 | Обмен в стране Натурального Хозяйства. | 1 | |
13 | Наш город | Что могут деньги и для чего они нужны? | 1 |
14 | История денежной единицы России. | 1 | |
15 | Заработная плата. Расходы. Бюджет семьи. | 1 | |
16 | ДОЛ-игра «Шаги к успеху». | 1 | |
17 | Как помочь тем, кто не работает? | 1 | |
18 | Наш город. Строительный бизнес. | 1 | |
19 | Газетный бизнес. | 1 | |
20 | Экономика в школе. | 1 | |
21 | Последнее путешествие в страну волшебницы Экономики. | 1 | |
Духовно-нравственное направление | |||
1 | Я - гражданин | День России «Русь, Россия, Родина моя! Игра-беседа». Конкурс рисунков «С любовью к России». | 1 |
2 | Возложение цветов к вечному огню в Сквере погибших воинов. Акция «Птица памяти». | 1 | |
3 | Конкурс рисунков на асфальте «Пейзаж родного края». | 1 | |
4 | Я – человек | «У Лукоморья» - викторина по сказкам А.С. Пушкина». | 1 |
5 | Театр литературных импровизаций «Старая сказка на новый лад». | 1 | |
6 | Открытие лагерной смены «Вот оно, какое наше лето». | 1 | |
Спортивно-оздоровительное направление | |||
1 | Я и здоровье | Подвижные игры на свежем воздухе «На дворе у нас игра» | 1 |
2 | Конкурс рисунков на асфальте «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» | 1 | |
3 | Я за безопасность | Конкурс плакатов «Пусть дорога будет безопасной» | 1 |
4 | Игра – путешествие «Дорожный лабиринт». | 1 | |
5 | Конкурсная программа «Знатоки правил пожарной безопасности» | 1 | |
Экологическое направление | |||
1 | Я и природа | Конкурс экологического рисунка. | 1 |
2 | Экологическая игра «Путешествие капельки». | 1 | |
3 | Экскурсия «Нельзя изучать природу только по книжкам, нужно наблюдать ее!». Посещение СЮН. | 1 | |
4 | Квест-игра «Экологический серпантин». | 1 | |
5 | Квест-игра «Загадки лета». | 1 | |
Нормативно-правовые документы
В основе концепции программы следующие нормативно-правовые документы:
- Конвенция о правах ребенка.
- Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
- Положение о лагере дневного пребывания детей.
- Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
- Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
- Приказы Комитета образования.
- Должностные инструкции работников.
- Заявления от родителей.
- Акт приемки лагеря.
- Планы работы.
Объективные факторы работы лагеря
Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:
- Временный характер детского объединения.
- Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В летнем лагере с дневным пребыванием детей предлагается самый разнообразный спектр занятий.
- Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.
- Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.
- Природно-климатическая база – природное окружение, чистый воздух является важной составляющей успеха лагеря.
- Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
Организация взаимодействия лагеря дневного пребывания детей «Финансовая школа» с социумом
Условия реализации программы
Кадровые ресурсы
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Начальник лагеря
Воспитатели отряда (из числа педагогов школы)
Медицинский работник
Шеф - повар
Повар
Кухонные работники
Обслуживающий персонал
Материально-технические ресурсы
№ | Применение | Источник финансирования и материальная база | Ответственные |
1 | 2 | 3 | 4 |
Кабинеты | Отрядные комнаты: просмотр фильмов, часы отдыха, игры | Материальная база школы (закупка канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов) | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Спортивный зал | Занятия спортом, спортивные мероприятия | Материальная база школы | Воспитатели |
Спортивная площадка | Линейка, проведение игр на свежем воздухе, спортивные состязания | Материальная база школы | Воспитатели |
Школьный двор | Отрядные дела, игры-путешествия | Материальная база школы | Воспитатели, Начальник лагеря |
Рекреация | Праздничные мероприятия и концерты, постановки | Материальная база школы | Воспитатели |
Медицинский кабинет | Медицинский контроль мероприятий лагеря | Материальная база школы | Медицинский работник школы |
Школьная столовая | Завтрак, обед | За счет средств бюджета | Заведующая производством |
Оценка эффективности программы
Диагностика
Вводная диагностика | Начало работы отряда. Ознакомление с пожеланиями и предпочтениями ребят, определение психологического климата в отряде: - анкетирование; - беседы в отрядах; - планерки начальника отряда и воспитателей. |
Пошаговая диагностика | Запись по результатам мероприятий и дел отряда. Беседы на отрядных сборах. |
Итоговая диагностика | Анкетирование Творческий отзыв Беседы в отрядах |
Список используемой литературы:
- Лунина А.Д. «Коллективные творческие дела» М., 2010г.
- Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И. Лобачева. Москва: ВАКО, 2007 г.
- Титов С.В. «Здравствуй, лето!» г. Волгоград «Учитель» 2010г.
- УМК «Образовательная программа «Модульная образовательная программа интерактивных мероприятий по финансовой грамотности» для школьных лагерей и проведения мероприятий в рамках программы общего и/или дополнительного образования» Электронное издание Авторы-составители: Финогенов В.К., Туренок В.А., Гридасова Д.В. Москва. 2019 г.
Приложение 1
План-сетка работы лагеря с дневным пребыванием детей «Финансовая школа»
05.06 Пятиминутка безопасности: ПДД, пожарная безопасность, игры на свежем воздухе, информационная безопасность, правила поведения вблизи открытых водоёмов. Открытие лагерной смены «Вот оно, какое наше лето» Что такое семья? Обязанности членов семьи. | |||||
07.06 Оформление отрядных уголков «У Лукоморья» - викторина по сказкам А.С. Пушкина «Хочу» и «надо» - делаю выбор. | 08.06 Откуда берутся товары и услуги? Подвижные игры на свежем воздухе «На дворе у нас игра» | 09.06 Конкурс экологического рисунка Профессии людей | 10.06 Конкурс плакатов «Пусть дорога будет безопасной» Экономик объясняет, что такое экономика | 11.06 День России «Русь, Россия, Родина моя!» (игра-беседа) Конкурс рисунков «С любовью к России» Потребности людей | 12.06 Выходной день |
14.06 Игра-путешествие «Дорожный лабиринт» Путешествие на необитаемый остров | 15.06 Минутка здоровья. «Друзья Мойдодыра и наше здоровье» В чем мы ограничены, а в чем нет? | 16.06 Экологическая игра «Путешествие капельки» Что мы знаем о потребностях? | 17.06 Театр литературных импровизаций «Старая сказка на новый лад» Путешествие в страну Натурального Хозяйства | 18.06 Квест-игра «Загадки лета» Товарное хозяйство | 19.06 Конкурс рисунков на асфальте «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» Обмен в стране Натурального Хозяйства |
21.06 Экскурсия «Нельзя изучать природу только по книжкам, нужно наблюдать её!» Что могут деньги и для чего они нужны? | 22.06 Возложение цветов к вечному огню в Сквере погибших воинов Акция «Птица памяти» Заработная плата. Расходы. Бюджет семьи. | 23.06 Весёлые старты История денежной единицы России | 24.06 Конкурс рисунков на асфальте «Пейзаж родного края» ДОЛ-игра «Шаги к успеху» | 25.06 Конкурс-игра «Весёлые минутки» Как помочь тем, кто не работает? | 26.06 Беседа «Мы за здоровый образ жизни!» Наш город. Строительный бизнес |
28.06 Операция «Добрый сюрприз» Газетный бизнес | 29.06 Квест-игра «Экологический серпантин» Экономика в школе | 30.06 Операция «Чистота» Итоговая выставка детского творчества Праздник «Скажем лагерю, прощай!» Последнее путешествие в страну волшебницы Экономики |
Приложение 2
Открытие лагерной смены
Викторина по ПДД
Занятие «Откуда взялись деньги»
ДОЛ-игра «Шаги к успеху»
День памяти и скорби
Уголок лагеря
Лэпбук «Поговорим о деньгах»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа лагеря дневного пребывания
Пояснительная записка. Цели и задачи программы Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены Направления и виды деятельности Художественно – творч...
Программа лагеря дневного пребывания "Космическое путешествие"
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических система...
Программа лагеря дневного пребывания «Луч»
Оздоровительно-развивающая пограмма летноего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базеМКОУ СОШ №30 п.Калары....

Программа лагеря дневного пребывания "Дружба" МБОУ Платовской СОШ. Презентация.
Презентация отражает жизнь детей в лагере....
Программа Лагеря дневного пребывания
Программа предназначена в помощь руководителю лагеря дневного пребывания, которые организуются при школах для оздоровления детей в летний период...

Программа лагеря дневного пребывания «Истоки» (программа туристско-краеведческой направленности, реализуемая в условиях ЛДП)
Программа лагеря дневного пребывания «Истоки»(программа туристско-краеведческой направленности,реализуемая в условиях ЛДП ) Календарно-тематическое планирование. расчитана на 21 день....

Программа лагеря дневного пребывания
Программа лагеря дневного пребывания литературно- художественного направления "Литературная Кубань. Лето с книгой"....










