Программа лагеря дневного пребывания "Финансовая школа"
материал

Зуськова Марина Викторовна

Материал программы подобран в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе участия в играх, проектах формируются практические умения и навыки, которые пригодятся им в повседневной жизни. Новизна данной программы в том, что она повышает уровень развития способностей учащихся в области финансов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_lagerya_dnevnogo_prebyvaniya_wecompress.com_.doc692.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

 «Средняя школа №1 имени Героя Советского Союза Е.И.Стерина»

УТВЕРЖДЕНА

приказом по МБОУ «Средняя школа №1»

от _____________№_________

Программа лагеря  дневного пребывания детей

«Финансовая школа»

Автор программы: Зуськова М.В.

г.Рославль

 2021

Информационная карта программы

Наименование программы

 Программа лагеря дневного пребывания детей

 «Финансовая школа»

Исполнители программы

1. Педагогический коллектив МБОУ «Средняя школа №1»

2. Ученический коллектив.

3. Социальные партнёры.

Научно- методические основы разработки программы

1.Стратегия повышения финансовой грамотности в  РФ на 2017-2023 годы;

2. Перечень мероприятий Департамента Смоленской области по образованию и науке и Отделения по Смоленской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу в области повышения финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций в Российской Федерации на 2017-2021

3. Конвенция о правах ребёнка.

4. Распоряжение Правительства РФ от 22.05.2017 года №978-р «Об утверждении Основ государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей»

5. Приказ Минобрнауки от 13.07.2017 года № 656 «Об утверждении примерных положений об организациях отдыха детей и их оздоровления»

6.Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза Е.И.Стерина».

7. Приказ директора школы «Об организации отдыха детей в период летних каникул  2021 г.» от 24.05.2021 № 177

Цель программы

Создание условий для развития экономического образа мышления  школьников

Задачи программы

  1. Формирование основ финансовой грамотности.
  2. Воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье.
  3. Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
  4. Формирование здорового образа жизни.
  5. Развитие познавательного интереса к истории родного края, города.
  6. Воспитание бережного отношения к природе.
  7. Воспитание культуры поведения.

Основные направления программы

финансово-экономическое,

духовно-нравственное,

спортивно-оздоровительное, профилактика ДТП и пропаганда ПДД, ППБ,

экологическое.

Сроки реализации

1 смена в июне (21 день)

Материально-техническое и методическое обеспечение

Программа лагеря дневного пребывания с организацией двухразового питания реализуется на базе МБОУ «Средняя школа №1»

В распоряжении  лагеря  имеются:                                                                                                        - спортивная площадка;                                                                                                    - спортивный зал;                                                                                                 - медицинский кабинет;                                                                                          - отрядные комнаты;                                                                                              

- столовая;

- рекреация.

Оснащение:

  • Ноутбук и проектор;
  • Компакт-диски;
  • Спортивно-игровой материал;
  • Канцелярские товары

Ресурсно-методическое обеспечение

- методическая литература по организации летнего отдыха детей;

- разработки, сценарии различных мероприятий;

-диагностический материал

Кадровый потенциал

Кадровое обеспечение- 100%:

-начальник лагеря;

-педагогические работники (воспитатели, ответственные за соблюдение санитарно-эпидемиологических норм, электробезопасность)

- медицинский работник;

- обслуживающий персонал.

Педагогические кадры

        Начальник лагеря, воспитатели несут ответственность за жизнь и здоровье детей, соблюдение распорядка дня, норм санитарной и пожарной безопасности, организацию и содержание оздоровительно-досуговой деятельности, работу органов самоуправления и проведение досуговых мероприятий в рамках программы, анализируют деятельность отрядов.

Порядок управления реализацией программы

Общее руководство осуществляет начальник лагеря на базе  МБОУ «Средняя школа №1», реализацию программы - коллектив лагеря.

Ожидаемые результаты программы

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства;
  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
  • развитие самостоятельности и осознания личной ответственности за свои поступки;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
  • оздоровление воспитанников лагеря через реализацию комплекса эффективных профилактических и спортивно-оздоровительных   мероприятий и формирование чувства уверенности в своей безопасности;
  • укрепление дружбы между детьми разного возраста;
  • воспитание бережного отношения к окружающим, к природе.
  • повышение интереса к изучению истории родного края, города.

Контроль за исполнением программы

Начальник лагеря:

-обеспечивает материально- техническое, кадровое, методическое сопровождение;

-контролирует и анализирует ход выполнения программы;

-предоставляет информацию о реализации программы   в Рославльский комитет образования.

Педагогический коллектив:

-реализует ход выполнения программы;

-анализирует и корректирует ход выполнения программы;

-осуществляет информационное и методическое обеспечение реализации программы.

Оценка Эффективности программы.

Диагностика

Вводная

диагностика

Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в  отрядах:

- анкетирование;

- беседы;

-планерки начальника лагеря и воспитателей.

Пошаговая

диагностика

Запись по результатам мероприятий и дел лагеря.

Беседы на отрядных сборах.

Итоговая

диагностика

Анкетирование

Творческий отзыв

Беседы в отряде

Пояснительная записка

В современном обществе каждый уважающий себя человек должен быть финансово грамотным. Правильно ли мы пользуемся имеющимися у нас финансами? Как сделать так, чтобы наш капитал приумножался? На эти и другие вопросы ребята в лагере дневного пребывания «Финансовая школа» получат ответы в течение 21 дня финансовой грамотности.

Самой удачной формой реализации финансового воспитания является работа лагеря с данной  направленностью, который позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу исследовательской работы.   Смена учебной деятельности на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках лагеря с финансовой направленностью, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал.  

Педагогический коллектив МБОУ «Средняя школа № 1» находится в поиске новых эффективных путей организации лагеря, чтобы пребывание ребят в нем стало не только развлекательным, но и познавательно насыщенным с позиции финансовой направленности и более эффективным с точки зрения укрепления знаний, а также развития творческих способностей.  

Основная цель программы:

создание условий для развития экономического образа мышления  школьников, достичь которого можно через обучение основам финансовой грамотности детей, формирование положительной мотивации к повышению финансовой грамотности, что будет способствовать более реалистичному пониманию детьми экономических ситуаций и более грамотному принятию ключевых в их жизни решений для обеспечения собственного благосостояния, и финансовой безопасности.

Материал программы подобран в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе участия в играх, проектах формируются практические умения и навыки, которые пригодятся им в повседневной жизни. Новизна данной программы в том, что она повышает уровень развития способностей учащихся в области финансов.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Повышение уровня финансовой грамотности.
  • Получение новых знаний в области финансовой грамотности.
  • Убеждение в необходимости ведения личного бюджета.
  • Умение повышать эффективность работы в команде.

Социальные:

  • Укрепление и оздоровление детского организма: формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены), развитие физических качеств.
  • Эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года.
  • Развитие творческой и исследовательской активности каждого ребенка.
  • Приобретение опыта общения со сверстниками в новых для них условиях.
  • Развитие лидерских качеств.

1) Организовать:  

  • безопасные условия пребывания воспитанников в лагере;
  • разнообразные формы работы, направленные на развитие творческих, коммуникативных способностей воспитанников, на повышение экологической грамотности и здорового образа жизни, в том числе и совместные с социально-культурными учреждениями города.

2) Способствовать укреплению физического и психического здоровья детей.

3) Сформировать:

  • ключевые компетенции воспитанников на основе включения их в разнообразную творческую деятельность;
  • качества, составляющие культуру поведения;
  • ответственность за порученное дело, умение работать в коллективе;
  • навыки общения.

4) Привить ответственное потребительское поведение.

5) Научить ребят грамотно вести личный бюджет и делать сбережения.

Практическая значимость программы

Приобретенные участниками смены в ходе реализации программы навыки творческой и исследовательской работы могут быть с успехом транслированы в другую предметную область. Знания в области финансовой грамотности расширяют общий кругозор и эрудицию участников смены.

Подходы, используемые при планировании и проведении лагерной смены

Программа лагеря дневного пребывания «Финансовая школа» опирается на следующие подходы:

  • личностно – ориентированный подход, позволяющий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности;
  • культурологический подход, с позиции которого воспитание рассматривается как «целенаправленное, построенное на научных основах, отражающее природу ребёнка и природу развития личности; организованное педагогом – профессионалом восхождение ребёнка к культуре современного ему общества, а также вхождение его в контекст культуры и развитие способностей жить в современном обществе, сознательно строить свою жизнь, достойную человека»;
  • деятельностный подход через игровые технологии;
  • системный подход, позволяющий установить взаимосвязь полученных результатов с целями, задачами, содержанием и способами организации педагогического процесса.

Механизм реализации программы

I этап. Подготовительный –  апрель- май

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия лагеря дневного пребывания детей начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

  • проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
  • издание приказа по школе о проведении летней кампании;
  • разработка программы деятельности лагеря дневного пребывания детей «Финансовая школа»;
  • подготовка методического материала для работников лагеря;
  • отбор кадров для работы в лагере дневного пребывания детей;
  • составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

II этап. Организационный – июнь

     Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

  • встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
  • запуск программы «Финансовая школа»;
  • знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

III этап. Практический – июнь

Основной деятельностью этого этапа является:

  • реализация основной идеи смены;
  • вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
  • работа творческих мастерских.

IV этап. Аналитический – последняя неделя июня

Основной идеей этого этапа является:

  • подведение итогов смены;
  • выработка перспектив деятельности;
  • анализ предложений детьми, родителями (законными представителями), педагогами, внесенными по деятельности лагеря дневного пребывания детей в будущем.

Основные направления программы: финансово-экономическое, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, профилактика ДТП и пропаганда ПДД, ППБ, экологическое.

Содержание программы

Программа предполагает постепенное расширение и существенное углубление знаний в области финансовой грамотности, развитие умений и навыков учащихся, более глубокое усвоение материала путем последовательного прохождения.

Программа направлена на формирование у учащихся основ финансовой грамотности, погружает участников в реальность, в которой ежедневно приходится принимать ответственные финансовые решения. Мастер-классы, деловые игры и тренинги учат определять особенности финансовых инструментов и развивают умения, необходимые для их использования.

Кроме этого, программа предусматривает индивидуальную творческую работу, работу в микрогруппах над созданием творческих программ, изготовление рисунков, плакатов. В этой работе дети воплощают свои замыслы и фантазию, используя освоенные теоретические и практические навыки.

Тематический план программы по направлениям деятельности

№ п/п

Раздел

Мероприятие

Количество часов

Финансово-экономическое направление

1

Наши семьи

Что такое семья? Обязанности членов семьи.

1

2

«Хочу» и «надо» - делаю выбор.

1

3

Откуда берутся товары и услуги?

1

4

Профессии людей.

1

5

Экономик объясняет, что такое экономика.

1

6

Потребности людей.

1

7

Наш микрорайон

Путешествие на необитаемый остров.

1

8

В чем мы ограничены, а в чем нет?

1

9

Что мы знаем о потребностях?

10

Путешествие в страну Натурального Хозяйства.

1

11

Товарное хозяйство.

1

12

Обмен в стране Натурального Хозяйства.

1

13

Наш город

Что могут деньги и для чего они нужны?

1

14

История денежной единицы России.

1

15

Заработная плата. Расходы. Бюджет семьи.

1

16

ДОЛ-игра «Шаги к успеху».

1

17

Как помочь тем, кто не работает?

1

18

Наш город. Строительный бизнес.

1

19

Газетный бизнес.

1

20

Экономика в школе.

1

21

Последнее путешествие в страну волшебницы Экономики.

1

Духовно-нравственное направление

1

Я - гражданин

День России «Русь, Россия, Родина моя! Игра-беседа». Конкурс рисунков «С  любовью к России».

1

2

Возложение цветов к вечному огню в Сквере погибших воинов. Акция «Птица памяти».

1

3

Конкурс рисунков на асфальте «Пейзаж родного края».

1

4

Я – человек

«У Лукоморья» - викторина по сказкам А.С. Пушкина».

1

5

Театр литературных импровизаций «Старая сказка на новый лад».

1

6

Открытие лагерной смены «Вот оно, какое наше лето».

1

Спортивно-оздоровительное направление

1

Я и здоровье

Подвижные игры на свежем воздухе «На дворе у нас игра»

1

2

Конкурс рисунков на асфальте «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

1

3

Я за безопасность

Конкурс плакатов «Пусть дорога будет безопасной»

1

4

Игра – путешествие «Дорожный лабиринт».

1

5

Конкурсная программа «Знатоки правил пожарной безопасности»

1

Экологическое направление

1

Я и природа

Конкурс экологического рисунка.

1

2

Экологическая игра «Путешествие капельки».

1

3

Экскурсия «Нельзя изучать природу только по книжкам, нужно  наблюдать ее!». Посещение СЮН.

1

4

Квест-игра «Экологический серпантин».

1

5

Квест-игра «Загадки лета».

1

Нормативно-правовые документы

В основе концепции программы следующие нормативно-правовые документы:

  1. Конвенция о правах ребенка.
  2. Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
  3. Положение о лагере дневного пребывания детей.
  4. Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
  5. Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
  6. Приказы Комитета образования.
  7. Должностные инструкции работников.
  8. Заявления от родителей.
  9. Акт приемки лагеря.
  10. Планы работы.

Объективные факторы работы лагеря

Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:

  1. Временный характер детского объединения.
  2. Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В летнем лагере с дневным пребыванием детей предлагается самый разнообразный спектр занятий.
  3. Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.
  4. Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.
  5. Природно-климатическая база – природное окружение, чистый воздух является важной составляющей успеха лагеря.
  6. Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.

Организация взаимодействия лагеря дневного пребывания детей «Финансовая школа» с социумом

 

Условия реализации программы

Кадровые ресурсы

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

Начальник лагеря

Воспитатели отряда (из числа педагогов школы)

Медицинский работник

Шеф - повар

Повар

Кухонные работники

Обслуживающий персонал

Материально-технические ресурсы

Применение

Источник финансирования и материальная база

Ответственные

1

2

3

4

Кабинеты

Отрядные комнаты: просмотр фильмов, часы отдыха, игры

Материальная база школы

(закупка канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов)

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал

Спортивный

зал

Занятия спортом, спортивные мероприятия

Материальная база

школы

Воспитатели

Спортивная площадка

Линейка, проведение игр на свежем воздухе, спортивные состязания

Материальная база

школы

Воспитатели

Школьный двор

Отрядные дела, игры-путешествия

Материальная база

школы

Воспитатели, Начальник лагеря

Рекреация

Праздничные мероприятия и концерты, постановки

Материальная база

школы

Воспитатели

Медицинский

кабинет

Медицинский контроль мероприятий лагеря

Материальная база

школы

Медицинский работник школы

Школьная столовая

Завтрак, обед

За счет средств бюджета

Заведующая производством

Оценка эффективности программы

Диагностика

Вводная

диагностика

Начало работы отряда. Ознакомление с пожеланиями и предпочтениями ребят, определение психологического климата в отряде:

- анкетирование;

- беседы в отрядах;

- планерки начальника отряда и воспитателей.

Пошаговая

диагностика

Запись по результатам мероприятий и дел отряда.

Беседы на отрядных сборах.

Итоговая

диагностика

Анкетирование

Творческий отзыв

Беседы в отрядах

Список используемой литературы:

  1. Лунина А.Д. «Коллективные творческие дела» М., 2010г.
  2. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере.  С.И. Лобачева. Москва: ВАКО, 2007 г.
  3. Титов С.В. «Здравствуй, лето!» г. Волгоград «Учитель» 2010г.
  4. УМК «Образовательная программа «Модульная образовательная программа интерактивных мероприятий по финансовой грамотности» для школьных лагерей и проведения мероприятий в рамках программы общего и/или дополнительного образования»   Электронное издание Авторы-составители: Финогенов В.К., Туренок В.А., Гридасова Д.В. Москва. 2019 г.

Приложение 1

План-сетка работы лагеря с дневным пребыванием детей «Финансовая школа»

05.06

Пятиминутка безопасности: ПДД, пожарная безопасность, игры на свежем воздухе, информационная безопасность, правила поведения вблизи открытых водоёмов.

Открытие лагерной смены «Вот оно, какое наше лето»

Что такое семья? Обязанности членов семьи.

07.06

Оформление отрядных уголков

«У Лукоморья» - викторина по сказкам А.С. Пушкина

«Хочу» и «надо» - делаю выбор.

08.06

Откуда берутся товары и услуги?

Подвижные игры на свежем воздухе «На дворе у нас игра»

09.06

Конкурс экологического рисунка

Профессии людей

10.06

Конкурс плакатов «Пусть дорога будет безопасной»

Экономик объясняет, что такое экономика

11.06

День России «Русь, Россия, Родина моя!» (игра-беседа)

Конкурс рисунков «С любовью к России»

Потребности людей

12.06

Выходной день

14.06

Игра-путешествие «Дорожный лабиринт»

Путешествие на необитаемый остров

15.06

Минутка здоровья. «Друзья Мойдодыра и наше здоровье»

В чем мы ограничены, а в чем нет?

16.06

Экологическая игра «Путешествие капельки»

Что мы знаем о потребностях?

17.06

Театр литературных импровизаций «Старая сказка на новый лад»

Путешествие в страну Натурального Хозяйства

18.06

Квест-игра «Загадки лета»

Товарное хозяйство

19.06

Конкурс рисунков на асфальте «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

Обмен в стране Натурального Хозяйства

21.06

Экскурсия «Нельзя изучать природу только по книжкам, нужно наблюдать её!»

Что могут деньги и для чего они нужны?

22.06

Возложение цветов к вечному огню в Сквере погибших воинов

Акция «Птица памяти»

Заработная плата. Расходы. Бюджет семьи.

23.06

Весёлые старты

История денежной единицы России

24.06

Конкурс рисунков на асфальте «Пейзаж родного края»

ДОЛ-игра «Шаги к успеху»

25.06

Конкурс-игра «Весёлые минутки»

Как помочь тем, кто не работает?

26.06

Беседа «Мы за здоровый образ жизни!»

Наш город. Строительный бизнес

28.06

Операция «Добрый сюрприз»

Газетный бизнес

29.06

Квест-игра «Экологический серпантин»

Экономика в школе

30.06

Операция «Чистота»

Итоговая выставка детского творчества

Праздник «Скажем лагерю, прощай!»

Последнее путешествие в страну волшебницы Экономики

Приложение 2

Открытие лагерной смены

Викторина по ПДД

Занятие «Откуда взялись деньги»

ДОЛ-игра «Шаги к успеху»

День памяти и скорби

Уголок лагеря

Лэпбук «Поговорим о деньгах»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа лагеря дневного пребывания

Пояснительная записка.  Цели и задачи программы Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены Направления и виды деятельности Художественно – творч...

Программа лагеря дневного пребывания "Космическое путешествие"

 В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических система...

Программа лагеря дневного пребывания «Луч»

Оздоровительно-развивающая пограмма летноего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базеМКОУ СОШ №30 п.Калары....

Программа Лагеря дневного пребывания

Программа предназначена в помощь руководителю лагеря дневного пребывания, которые организуются при школах для оздоровления детей в летний период...

Программа лагеря дневного пребывания «Истоки» (программа туристско-краеведческой направленности, реализуемая в условиях ЛДП)

Программа лагеря дневного пребывания «Истоки»(программа туристско-краеведческой направленности,реализуемая в условиях ЛДП ) Календарно-тематическое планирование. расчитана на 21 день....

Программа лагеря дневного пребывания

Программа лагеря дневного пребывания литературно- художественного направления "Литературная Кубань. Лето с книгой"....