Школьный театр "Чародей"
рабочая программа
Целью занятий данного кружка является развитие театральной и музыкальной культуры учащихся, как части их духовной культуры через коллективное творчество
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 71.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа школьного театра «Чародей» составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования и основного общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся. Программа разработана с учетом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство».
Школьный театр – популярное направление внеурочной деятельности, которое объединяет в себе различные виды искусства, создаёт в школе особую художественно-эстетическую атмосферу. Внутренняя природа театрального действия глубоко родственна принципам системно-деятельностного подхода. Она реализуется через эмоционально насыщенные, личностно значимые формы активного проживания художественных образов, идей и смыслов. В связи с этим данный вид творческого развития обучающихся является одним из наиболее эффективных способов и форм самопознания, самораскрытия, самореализации личности.
Деятельность школьного театра вносит большой вклад в реализацию программы воспитательной работы, открывает широкие возможности для самоорганизации обучающихся, проявления их активной социальной позиции. Внеурочные театральные занятия содержат в себе глубокий психотерапевтический потенциал, они способны выполнять функцию арт-пропедевтики (А. Мелик-Пашаев), предупреждения причин делинкветного поведения обучающихся. Дух сотрудничества, активные формы совместной проектной деятельности школьников, разнообразные способы привлечения родительской аудитории укрепляют гуманистические, нравственные, семейные ценности. Дружба, взаимопомощь, чувство коллективизма, самоотдача, настроенность на другого человека, уверенность в себе – эти и другие исключительно важные качества личности, ценностные установки формируются органично и естественно в процессе занятий театром. Каждое представление школьного театра является ярким событием, создают атмосферу праздника, волшебства, придают учебно-воспитательному процессу особое измерение, дают импульс жизненной энергии, свободы.
ЦЕЛЬ - развитие театральной и музыкальной культуры обучающихся как части их духовной культуры через коллективное творчество.
Достижению поставленной цели способствует решение круга задач:
− приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через опыт собственного проживания сценических образов, развитие и совершенствование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в искусстве и в жизни;
− развитие эмоционального интеллекта; общих и специальных способностей обучающихся, в том числе таких как ассоциативное и образное мышление, воображение, память, внимание, наблюдательность, чувство ритма, музыкальный слух и голос, координация и пластика движений, мимика, речь и т.д.;
− формирование устойчивого интереса к постижению художественной картины мира, приобретение разнообразного опыта восприятия произведений искусства;
− приобретение навыков театрально-исполнительской деятельности, понимание основных закономерностей музыкального и театрального искусства, их языка, выразительных средств;
− накопление знаний о театре, музыке, других видах искусства; владение специальной терминологией;
− воспитание уважения к культурному наследию России; практическое освоение образного содержания произведений отечественной культуры;
− расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыке и театральной культуре других стран и народов;
− формирование чувства коллективизма, сопричастности к общему творческому делу, ответственности за общий результат;
− гармонизация межличностных отношений, формирование позитивного взгляда на окружающий мир;
− получение опыта публичных выступлений.
Отличительными особенностями и новизной программы является:
- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;
- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературного чтения и музыки, литературного чтения и живописи, изобразительного искусства и технология, вокал и ритмика);
- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Занятия проводятся 1 час в неделю. Итого в 1 классе – 33ч, во 2-4 классе – 34ч.
Основное содержание занятий – постановка спектаклей, которая реализуется через репетиции и выступления на сцене, а также текущую работу, направленную на развитие комплекса сценических способностей, умений и навыков обучающихся; опыт восприятия, анализа и осмысления произведений музыкально-театральных жанров.
По форме проведения занятия подразделяются на следующие типы:
1) занятие-прослушивание (мелкогрупповое и / или индивидуальное) − при наборе в театральный кружок,
− для периодической оценки индивидуального темпа развития исполнительских и творческих навыков обучающихся;
− для работы с солистами, исполнителями главных ролей;
2) занятие, направленное на развитие комплекса сценических умений и навыков (актёрские, танцевальные этюды и упражнения, импровизации; хоровые распевания, разучивание ролей);
3) творческая проектная деятельность (создание декораций, костюмов, реквизита; рекламаи PR коллектива в целом, конкретной постановки; работа над режиссёрским замыслом спектакля; популяризация театрального искусства среди сверстников);
4) репетиционно-постановочный процесс: работа над фрагментами спектакля, групповая (по партиям, по ролям) и коллективная вокально-хоровая работа, постановка мизансцен, хореография;
5) сводная репетиция, прогон спектакля;
6) сценический показ: спектакль, представление, концерт;
7) посещение театров, музеев, просмотр видеоспектаклей; обсуждение, анализ событий театральной жизни.
Формы проведения занятий:
- игра
- беседа
- иллюстрирование
- изучение основ сценического мастерства
- мастерская образа
- мастерская костюма, декораций
- инсценирование прочитанного произведения
- постановка спектакля
- работа в малых группах
- актёрский тренинг
- выступление
Разделы программы:
1. «Мы играем – мы мечтаем!»
2. Театр.
3. Основы актёрского мастерства.
4. Просмотр театральных постановок.
5. Наш театр.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Мы играем – мы мечтаем! Игры, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению».
Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.
Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.
Просмотр театральных постановок. Просмотр спектаклей. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.
Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 КЛАСС (33 ЧАСА)
№ п/п | Тема
| Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
| Раздел «Мы играем – мы мечтаем!» | 10 | – | 10 |
1-10 | Игры на развитие внимания и воображения. | 10 | – | 10 |
| Раздел «Просмотр спектаклей» | 8 | – | 8 |
11-16 | Просмотр спектаклей в театрах или видеодисках.
| 6 | – | 6 |
17-18 | Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. | 2 | – | 2 |
| Раздел «Наш театр» | 15 | – | 15 |
19-33
| Инсценирование сказок Корнея Чуковского.
Отчётные спектакли. | 15 | – | 15 |
Итого 33 | Итого | 33 | – | 33 |
2 КЛАСС (34 ЧАСА)
№ п/п | Тема
| Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
| Раздел «Театр» | 6 | 4 | 2 |
1 | Дорога в театр. | 1 | 2 | - |
2-4 | В театре. | 3 | - | 2 |
5-6 | Как создаётся спектакль. | 2 | 2 | – |
| Раздел «Основы актёрского мастерства» | 5 | 1 | 4 |
7-11 | Мимика. Пантомима. | 5 | 1 | 4 |
| Раздел «Просмотр спектаклей в театрах или видеодисках» | 5 | – | 5 |
12-14 | Просмотр спектаклей в театрах или видеодисках.
| 3 | – | 3 |
15-16 | Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. | 2 | – | 2 |
| Раздел «Наш театр» | 18 | – | 18 |
17-22 | Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». | 6 | – | 6 |
23-28 | Работа над спектаклем по сказкам-миниатюрам Дж. Родари. Отчётный спектакль. | 6 | – | 6 |
29-34 | Работа над спектаклем по сказкам дядюшки Римуса. Отчётный спектакль. | 6 | – | 6 |
Итого 34 | Итого | 34 | 5 | 29 |
3 КЛАСС (34 ЧАСА)
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
| Раздел «Театр» | 15 | 10 | 5 |
1-3 | Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор. | 3 | 2 | 1 |
4 | Древнегреческий театр. | 1 | 1 | – |
5 | Театр «Глобус». | 1 | 1 | – |
6 | Театр под крышей. | 1 | 1 | – |
7 | Современный театр. | 1 | 1 | – |
8 | Театральный билет. | 1 | – | 1 |
9 | Театр кукол. | 1 | 1 | – |
10-11 | Музыкальный театр. | 2 | 2 | – |
12-13 | Цирк. | 2 | 1 | 1 |
14 | Музыкальное сопровождение. Звуки и шумы. | 1 |
| 1 |
15 | Зритель в зале. | 1 | - | 1 |
| Раздел «Просмотр спектаклей в театрах или видеодисках» | 5 | – | 5 |
16-18 | Просмотр спектаклей в театрах или видеодисках.
| 3 | – | 3 |
19-20 | Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. | 2 | – | 2 |
| Раздел «Основы актёрского мастерства» | 4 | 1 | 3 |
21-24 | Театральный этюд. | 4 | 1 | 3 |
| Раздел «Наш театр» | 10 | – | 10 |
25-29 | Работа над спектаклем по сказкам Ш. Перро. Отчётный спектакль. | 5 |
| 5 |
30-34 | Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена. Отчётный спектакль. | 5 | – | 5 |
Итого 34 | Итого | 34 | 11 | 23 |
4 КЛАСС (34 ЧАСА)
№ п/п | Тема
| Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
| Раздел «Театр» | 4 | 4 | – |
1-2 | Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. | 2 | 2 | – |
3-4 | Театральные жанры. | 2 | 2 | – |
| Раздел «Основы актёрского мастерства» | 16 | 2 | 14 |
5 | Язык жестов. | 1 | – | 1 |
6-8 | Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции. | 3 | – | 3 |
9-10 | Интонация. | 2 | – | 2 |
11-12 | Темп речи. | 2 | – | 2 |
13 | Рифма. | 1 | – | 1 |
14 | Ритм. | 1 | – | 1 |
15 | Считалка. | 1 | – | 1 |
16 | Скороговорка. | 1 | – | 1 |
17 | Искусство декламации. | 1 | - | 1 |
18 | Импровизация. | 1 | 1 | - |
19-20 | Диалог. Монолог. | 2 | 1 | 1 |
| Раздел «Просмотр спектаклей в театрах или видеодисках» | 4 | – | 4 |
21-24 | Просмотр спектаклей в театрах или видеодисках. Беседа после просмотра спектакля.
| 4 | – | 4 |
| Раздел «Наш театр» | 10 | – | 10 |
25-28 | Работа над спектаклем по басням И.А. Крылова. Отчётный спектакль. | 4 |
| 4 |
29-34 | Работа над спектаклем по сказкам А.С Пушкина. Отчётный спектакль. | 6 | – | 6 |
Итого 34 | Итого | 34 | 6 | 28 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение программы направлено на достижение трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. Тематика театральных постановок способна отражать важнейшие направления воспитательной работы, ориентирована на комплекс базовых национальных ценностей.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы кружка отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
1. Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к освоению традиций своего края, музыкальной культуры народов России; стремление развивать и сохранять культуру своей страны, своего края.
2. Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой культуры, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в театральной, музыкальной, социокультурной жизни образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, праздничных мероприятий.
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать театральное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной творческой деятельности, при подготовке спектаклей, концертов, участии в фестивалях и конкурсах.
4. Эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства, стремление видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества,таланта; осознание важности музыкального и театрального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5. Ценности научного познания: ориентация на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение языком искусства, овладение основными способами исследовательской деятельности на материале доступной текстовой, аудио- и видео-информации о различных явлениях искусства, использование специальной терминологии.
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе артистической, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
7. Трудового воспитания: установка на посильное активное участие в практической деятельности при подготовке спектакля, проведении репетиций, сценических показов; трудолюбие, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культурыиискусства; уважениектруду ирезультатамтрудовойдеятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Овладение системой универсальных познавательных действий в рамках школьного кружка-театра «Затейники» реализуется в контексте развития специфического типа интеллектуальной деятельности – художественно-образного, музыкального мышления, которое связано с формированием соответствующих когнитивных навыков обучающихся, в том числе:
1.1. Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального, театрального явления;
- сравнивать виды и жанры театрального искусства, элементы музыкально-театрального действия, сценические образы, сюжеты;
- устанавливать основания для сравнения, проводить аналогии, находить ассоциации с другими явлениями искусства;
1.2. Базовые исследовательские действия:
- следовать за развитием, наблюдать процесс развёртывания драматического действия;
- формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, сценического воплощения театральных образов;
- составлять алгоритм действий и использовать его для решения актёрских, музыкально-исполнительских и других творческих задач;
1.3. Работа с информацией:
- выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
- различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной или творческой задачей;
- использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений, развивать мышечную память как способ сохранения пластической информации;
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Овладение системой универсальных коммуникативных действий реализуется, в первую очередь, через совместную деятельность, содержанием и результатом которой является постановка и публичный показ музыкальных спектаклей. Она предполагает индивидуальные, групповые и коллективные формы работы.
Сценическое действие предполагает не только игру актёров, пение и танец. Оно не может быть реализовано без решения дополнительных практических задач, которые также обеспечиваются силами участников театрального коллектива (рабочий сцены, осветитель, костюмер, гримёр, администратор; ответственные за изготовление реквизита, бутафории; ответственные за информационную поддержку и т.д.).
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Личные результаты обучающихся, сформированные в результате занятий в школьном театре воспитывают ценные навыки, привычки, установки, которые обеспечивают социальные аспекты функциональной грамотности, вырабатывают компетенции, позволяющие быстро адаптироваться в окружающем мире.
Регулятивные универсальные учебные действия тесно смыкаются с коммуникативными умениями и навыками.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- выступать на сцене, играть разнохарактерные роли, выразительно и достоверно передавая художественный замысел автора, вкладывая в актёрскую игру личностно значимый смысл;
- исполнять вокальные, танцевальные, пластические номера в составе развёрнутого драматического действия, отдельных сценах, концертных номерах;
- органично и естественно чувствовать себя перед публикой, взаимодействовать с партнёрами по сцене;
- понимать специфику, иметь представление о комплексе выразительных средств театрального искусства;
- владеть основами ораторского и вокального искусства, уметь выразительно и грамотно говорить, петь, освоить различные манеры пения и сценической речи;
-представлять на концертах, праздниках, фестивалях и конкурсах результаты коллективной музыкально-исполнительской, творческой деятельности, принимать участие в культурно-просветительской и общественной жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000.
2. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009
3. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы. Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.
4. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
5. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.
6. Похмельных А.А.Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc
7. Как развивать речь с помощью скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php
8. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.
9. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа «Исследование взаимосвязи личностных особенностей детей младшего школьного возраста с уровнем школьной мотивации»
Значение школьного периода в жизни человека трудно переоценить. От того, как он складывается – успешно или неуспешно, зависит многое в жизни человека, в том числе многие личностные качества, которые ф...
Статья «Влияние личностных особенностей детей младшего школьного возраста на школьную мотивацию»
Важно формировать у учащихся младших классов такие качества личности, которые необходимы для жизни в новых условиях открытого общества: ответственности, инициативности, самостоятельности, что возмож...

Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»
Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...
Понятие школьной дезаптации. Уровни и формы школьной дезадаптации.
Описание основных уровней и форм школьной дезедаптации....

Реферат " Школьная адаптация и дезадаптация у детей младшего школьного возраста.".
данный реферат раскрывает основные понятия "адаптация 2 и "дезадаптация", содержит рекомендации по успешной адаптации ребёнка к школе.Введение.Что такое адаптация к школе Глава1.1.1. Физиологичес...


