социальное проектирование
методическая разработка

Шитякова Алёна Юрьевна

презентация "Социальное проектирование, как метод конструктивного взаимодействияс социумом"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальный проект «Часики»

 В декабре в Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Солнечный» прошел фестиваль социального проектирования «Свой мир мы строим сами».

Целью фестиваля стало выявление коллективного социально-деятельностного опыта юных воспитанников Центра, развитие у них активной гражданской позиции, демонстрация полезности и эффективности возможностей воспитанников в поддержке социально значимых идей и проектов.

«Сегодня в нашу жизнь все прочнее входят проектные технологии. Они зарекомендовали себя и стали популярными во всех сферах деятельности, именно поэтому важно работать в этом направлении и развивать у воспитанников интерес к определённым действиям в сторону решения социальных проблем»

Я расскажу подробнее о проекте 3 группы.

Создание часовой зоны в группе.

Выбор темы нашего проекта обусловлен  в первую очередь необходимостью обновления наглядно-развивающей среды в группе с учётом изменения возрастной категории воспитанников. Так же мы учитывали и  наполняемость группы- это Дети младшего школьного возраста, большая часть которых имеет серьёзные нарушения интеллектуальной сферы , что, как правило, влечёт за собой затруднения при формировании основных ориентировочных понятий (во времени и пространстве).

Время и пространство - наиболее трудные категории для усвоения детьми с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), потому необходимо уделять им особое внимание. Очень важно научить особых детей самостоятельно ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (регулируя и планируя деятельность), менять темп и ритм свих действий в зависимости от наличия времени. Эти умения дают детям возможность развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, так как уровень развития временных представлений является одним из важных показателей интеллектуального развития.

Навык различения промежутков времени формируется на основе личного опыта. Умение регулировать и планировать свою деятельность во времени, создаёт основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, необходимые ребёнку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями развития значительно замедляют процесс формирования ориентировки во времени. Временные представления не только формируются позже, чем у нормально развивающихся детей, но и отличаются качественно.

Такие дети зачастую имеют нечеткие представления о продолжительности временных периодов, испытывают затруднения при определении их последовательности, слабо владеют временной терминологией.

Поэтому в процессе коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ОВЗ одной из ведущих задач является формирование именно временных представлений.

С этой целью широко используются  дидактические игры и упражнения, в данном случае- визуальная зона с понятными детям ориентирами (фото самих себя), большую роль играет и использование художественного слова- стихи, загадки, песенки..

Благодаря наглядности, дидактические игры и упражнения активно способствуют овладению знаниями, так как в увлекательной форме усиливают познавательный потенциал детей с ОВЗ.

Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей , имеющих задержку в развитии с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, обязательно! с опорой на наглядность, словесный материал (рассказы, сказки, стихи, загадки, пословицы),  дидактические игры и упражнения.

Упражнения по формированию навыка различать и называть время необходимо проводить систематически, но по возможности ненавязчиво. Большое значение имеет то, насколько часто дети используют в речи названия периодов времени, мер времени.   Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения помогает осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними, что несомненно способствует развитию интеллекта.

Для работы над проектом мы выделили несколько основных целей:

-дать детям возможность самостоятельно выбрать интересующее их направление деятельности, помочь в планировании этапов работы;

-побуждать к  активному сотрудничеству в совместной взросло-детской деятельности с самостоятельным привлечением помощи извне;

 И, как итог,- создание визуально- практической зоны для формирования навыка ориентировки во времени.

Работа проведена в 4 этапа

1.Подготовительный этап.

  1. Обсуждение вариантов заполнения свободного пространства.
  2. Выбор наиболее актуальной, интересной темы.
  3. Определение  необходимых ресурсов и источников их получения.

2.Проектировочный. (основной)

        1.Создание и утверждение эскиза .

2. Составление бюджетной схемы

3. Определение возможных партнёров, договор о сотрудничестве.

      3.Практический этап.

  1. Освобождение необходимого пространства для реализации идеи.
  2. Покраска стены.
  3. Подбор и оформление фотографий, согласно эскизу.
  4. Размещение фотографий на стене в форме циферблата.
  5. Приобретение механизма и стрелок.
  6. Изготовление цифр и основы циферблата.
  7. Установка циферблата, цифр и механизма согласно эскизу..
  8. Презентация готовых часов объяснение механизма работы с опорой на наглядность.

 4.Обобщающий этап.

1.Анализ результатов работы

2.Защита проекта перед воспитанниками и сотрудниками центра.

По результатам проделанной работы, можно с уверенностью сказать,  основная цель проекта - выявление социально-деятельностного опыта воспитанников Центра, развитие у них активной гражданской позиции, демонстрация полезности и эффективности возможностей воспитанников, достигнута.

Наши дети научились  формулировать необходимые в работе действия и потребности, активно сотрудничать в совместной деятельности со взрослыми и, как итог, успешно осваивают временные понятия с опорой на зрительные ориентиры.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

социально значимая, имеющая социальный эффект; результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для ребёнка практическое значение и принципиально, качественно новое в его личном опыте; задуманная, продуманная и осуществленная в деятельности; в ходе которой ребёнок вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом; через которую формируются социальные навыки ребёнка. Социальное проектирование – это деятельность:

Слайд 3

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания

Слайд 4

Учебно-познавательная деятельность ребенка с ограниченными возможностями здоровья не всегда возможна и эффективна при использовании традиционных средств обучения, поэтому необходимо применять специфические приемы и средства обучения и воспитания больных детей.

Слайд 5

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, НАГЛЯДНОСТЬ

Слайд 6

Цели - дать детям возможность самостоятельно выбрать интересующее их направление деятельности, помочь в планировании этапов работы; - побуждать к активному сотрудничеству в совместной взросло-детской деятельности с самостоятельным привлечением помощи извне; - создание визуально- практической зоны для формирования навыка ориентировки во времени .

Слайд 7

1. Подготовительный этап. Обсуждение вариантов заполнения свободного пространства. Выбор наиболее актуальной, интересной темы. Определение необходимых ресурсов и источников их получения.

Слайд 8

2. Проектировочный. (основной ) Создание и утверждение эскиза . Составление бюджетной схемы Определение возможных партнёров, договор о сотрудничестве.

Слайд 9

3 . Практический этап. Освобождение необходимого пространства для реализации идеи. Покраска стены. Подбор и оформление фотографий, согласно эскизу. Размещение фотографий на стене в форме циферблата. Приобретение механизма и стрелок. Изготовление цифр и основы циферблата. Установка циферблата, цифр и механизма согласно эскизу

Слайд 10

4.Обобщающий этап . 1.Анализ результатов работы 2.Защита проекта перед воспитанниками и сотрудниками центра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы по социальному проектированию для классных руководителей

Уважаемые коллеги! Предлагаю вам индивидуальные и коллективные проекты моих учащихся 1-4 классов в виде презентаций, творческих отчётов и разработок внеклассных мероприятий....

Метод социального проектирования как условие социализации детей старшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Процесс социализации детей с нарушением интеллекта будет проходить успешно, если в образовательный процесс будет введен метод социального проектирования, который дает  возможность детям с н...

Статья "Формирование гражданской активности через социальное проектирование

В статье представлена моя работа по формированию гражданской активности учащихся. Выступление на городском МО....

социальное проектирование

Созданию социального проекта предшествовала предыстория: для того, чтобы повысить скорость чтения, мы во втором классе предложили детям носить каждый день на уроки книги для дополнительно...

технология социального проектирования

Экологический проект "Покорми птиц зимой"...