Программа по финансовой грамотности.
рабочая программа (4 класс)
В программе записаны темы занятий. темы пронумерованы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 48.75 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
для обучающихся 4 классов
Подготовил: учитель начальных классов
Рац О.Е.
Братск 2024 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 4 класса создана на основе:
- Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования;
- учебного плана по внеурочной деятельности МБОУ «СОШ №13» муниципального образования города Братска на 2024-2025 учебный год
- УМК «Школа России».
Содержание программы внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
4 класс (33ч)
Тема 1. Как появились деньги. Товарные деньги. (1ч.)
Бартер (Обмен предметами - книгами, игрушками, поделками. Разыгрывание сценок: «Рыбак-охотник» «Морской поход по обмену товаром народов Севера с племенами Африки).
Тема 2. Благородные металлы. Монеты. Аверс, реверс. (1ч.)
Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег. Игры: «Найди лишнее слово», головоломки, кроссворды.
Тема 3-4 . История монет. Гривна, рубль, копейка. Полушка, алтын, гривенник и т.д. (2ч.)
Просмотр презентаций: «История денег России»; Примеры первых монет; рассмотреть стороны монет. Оформить выставку рисунков «Моя монета».
Тема 5. Бумажные деньги. . (1ч.)
Наличные, безналичные. Купюры, банковские билеты, ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики. (Снятие родителями денег со счета через банкомат. Оплата через платежные устройства.)
Тема 6. Безналичные деньги. Банк, сбережения, кредит, вклад. . (1ч.)
Подумай и оформи постер «Оборот денег», Блиц-опрос. Мини –исследование (Понаблюдай в течении недели, в каких случаях родители расплачиваются пластиковыми картами, а в каких наличными деньгами. Составь таблицу.
Тема7-8. Валюта.(2ч.)
Резервная валюта. Мировая валюта. Доллар. Евро, фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк. (Валютный курс сегодня. Наблюдение).Решение тестов, решение задач.
Тема 9. .Игра «Поле чудес» Тема: «Разные страны-разная валюта». (1ч)
Тема 10-11. Откуда в семье берутся деньги?. (2ч.)
Доход, зарплата, клад, выигрыш в лотерею, премия, гонорар, МРОТ, прожиточный минимум
Тема 12-13. Рейтинг самых высокооплачиваемых профессий с 2020 года.(2ч.)
Престижные профессии. От чего зависит размер заработанной платы? Просмотр документальных фильмов, обсуждение.
Тема 14 -15. На что семьи тратят деньги? (2ч.)
Рассказ учителя о необходимых расходах: питание, одежда, жилье, коммунальные услуги. Обязательные расходы: налоги, долги, штрафы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Сезонные расходы. Рассмотрение жизненных ситуаций: выбор покупки, Сравнение цен на товары в разных магазинах, подготовка брата или сестры к поступлению в университет.
Тема16. Потребности людей. Закон «О защите прав потребителей», (1ч.)
Рассказ учителя о том, как избежать лишних трат. Тест по расходам.
Тема 17. Услуги. (1ч.)
Рассмотреть цены на услуги. Решение задач.
Тема 18. Практическое занятие. Решение кроссвордов, мини-исследования (Покупка торта и шарлотка в домашних условиях). Составить расход на продукты. Сделать выбор в пользу домашней выпечки. (1ч.)
Тема 19-20. Как правильно планировать семейный бюджет? (2 ч.)
Обсуждение в семье покупки в кредит. Поход в банк для того, чтобы снять или положить деньги. Объяснять последствия образования долгов. Практическая работа: «Как составить бюджет?».
Тема 21. Практическая работа. Кейс. «Семья». Заполни схему. (1ч.)
Тема 22. Банк. Банковские продукты. (2ч.)
Знакомство с вкладами ит.д. Когда возможно оформить дебетовую карту детям.
Тема 23. Пин код дебетовой карты. Как пользоваться банкоматом.
Творческая работа «Создай свой дизайн дебетовой карты».
Тема 24. Банки разные, но функция одна. (1).
Рассказ учителя о банках в Российской Федерации. Экскурсия ВТБ.
Тема 25. Профессии в экономической сфере. Пословицы и поговорки о деньгах.
Тема 26. Экскурсия в Сбер. Как поступить с лишними деньгами? (1ч.)
Учить как откладывать деньги. Банки нам в помощь.
Тема 27. Решение финансовых задач. (1ч.)
Задачи ловушки.
Тема 28. Разработка проектной работы. .(1ч.)
Использование ЭОР.
Тема 29. Кто такие банкроты? (1ч.)
Решение финансовых задач.
Тема 30. Экономия на не самых важных вещах. (1ч.).
Учить вовремя остановиться от ненужных трат.
Тема 31-32. Как с умом управлять своими деньгами? (2ч.)
Рассказ учителя о том как управлять своими деньгами.
Тема 31. Конкурс -« Начну, а ты продолжи», чтение литературы, где речь идет о жизненных ситуациях связанных с разной валютой . (1ч.)
Тема 32. Твои накопления. Как потратить. (1ч.)
Ты едешь в отпуск.
Тема 33. Почему люди делают сбережения? (1ч.)
Планируемые результаты освоения
программы внеурочных занятий «Финансовая грамотность»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Финансовая грамотность» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
- гражданская позиция обучающихся: осознание своих прав и обязанностей, ответственность перед российским обществом, уважение закона и правопорядка;
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
-
- навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной, учебной, проектной и семейной деятельности;
- осознанный выбор из различных возможностей реализации собственных жизненных планов;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- развитие самостоятельности и осознания личной ответственности за свои поступки: планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения семьи;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
- бережное отношение к своему физическому и психологическому здоровью.
Метапредметные:
Познавательные:
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
- умение принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
- умение осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
- умение работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
- умение брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.
- умение самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития.
Предметные:
- формирование системы знаний о финансовой сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
- понимание сущности финансовых институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической и финансовой деятельности людей;
- формирование экономического мышления: умение принимать рациональные решения в условиях ограниченности денежных средств, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своей семьи и большинства в целом;
- развитие навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовать проекты финансовой направленности на основе базовых знаний в сфере финансов и ценных ориентиров.
- использование полученных знаний для эффективного исполнения социально-экономических ролей налогоплательщика, инвестора, заёмщика, наёмного работника, работодателя.
- развитие навыков использования различных способов сбережения и накопления; понимание последствий, ограничений и рисков, существующих для каждого способа.
В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
- сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц;
- объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
- находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
- выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
- устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
- с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
- сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
- выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
- согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
- понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
- готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
- устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
- соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
- находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
- сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Форма организации работы по программе «Финансовая грамотность» коллективная, с использованием групповой и индивидуальной форм работы.
Основные виды учебной деятельности на занятиях:
- Беседы
- Сообщения
- Встречи с интересными людьми
- Просмотр и обсуждение видеоматериала
- Коллективные творческие дела
- Соревнования
- Показательные выступления
- Викторины
- Интеллектуально-познавательные игры
- Трудовые дела
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
- Заочные путешествия
- Акции благотворительности, милосердия
- Творческие проекты, презентации
- Проведение выставок семейного художественного творчества
- Сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная)
Методы:
- игровой;
- словесный;
- частично-поисковый;
- исследовательский;
- наглядно-демонстрационный;
- обсуждение кейсов (.case-studies);
- «мозговой штурм».
Направления воспитания
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части:
- гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры.
- патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности.
- духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
- эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
- физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия - развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях.
- трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.
- экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды.
- ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
Тематическое планирование программы
«Финансовая грамотность»
4 класс
(1 раз в неделю, 33 часа)
№ | Тема занятия | Содержание занятия Форма проведения | ЭОР | Кол-во часов |
1. | Как появились деньги. Товарные деньги | Разыгрывание немых сцен. Сказка «Рыбак и охотник». Знакомство с финансовым термином «Бартер». | 1 | |
2. | Благородные металлы. Монеты. Как устроены монеты: Аверс, реверс,гурт. | Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег. Игры: «Найди лишнее слово», головоломки, кроссворды. | Сайт «История денег» http://istoriyadeneg.ru/ | 1 |
3-4. | История монет. Гривна, рубль, копейка. Полушка, алтын, гривенник и т.д. (2ч.) Просмотр презентаций: «История денег России»; Примеры первых монет; рассмотреть стороны монет. Оформить выставку рисунков «Моя монета». | Просмотр презентаций: «История денег России»; Примеры первых монет; рассмотреть стороны монет. Оформить выставку рисунков «Моя монета». | Сайт «История денег» http://istoriyadeneg.ru/ https://xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/den-finzozh-znanij/materialy-dlya-provedeniya-urokov/ | 2 |
5. | Бумажные деньги. Наличные, безналичные. Купюры, банковские билеты, ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики. | (Снятие с родителями денег со счета через банкомат. Оплата через платежные устройства.) Рассмотреть варианты оплаты товара, услуги. Какие деньги безопаснее, удобнее. Решение задач(Цены на торгу в Москве в 1601 году). Разработка дизайна купюры для страны. | https://xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/den-finzozh-znanij/materialy-dlya-provedeniya-urokov/ | 1 |
6. | Безналичные деньги. Банк, сбережения, кредит, вклад. | Оформление постера «Оборот денег», Блиц-опрос. Мини –исследование (Наблюдение в течении недели, в каких случаях родители расплачиваются пластиковыми картами, а в каких наличными деньгами. Составление таблицы. | Сайт «Основы экономики» http://basic. economicus.ru | 1 |
7.-8 | Валюта. | Резервная валюта. Мировая валюта. Доллар. Евро, фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк. (Валютный курс сегодня.) | 8 серия. https://rutube.ru/video/bdbe06df04f83e35f8819b8150fbf904/ | 2 |
9-10. | Разные страны, разная валюта. | Игра «Поле чудес». | http://goreftinsky.ru/files/bottom_menu/budget/interactiv_game/2016_poslovicy_dengi.pdf | 2 |
11-12. | Откуда в семье берутся деньги? | Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш, в лотерее. Премия. Гонорар. МРОТ. Прожиточный минимум. Потребительская корзина. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес. | https://finance.mail.ru/2025-01-02/komu-proindeksiruyut-zarplaty-v-2025-godu-64270262/ | 2 |
13. | Рейтинг самых высокооплачиваемых профессий с 2020 года. | От чего зависит размер заработанной платы ? Просмотр документальных фильмов, обсуждение. | 1 | |
14-15 | На что семьи тратят деньги? | Необходимые расходы. Рассмотрение жизненных ситуаций: выбор покупки. Сравнение цен на товары в разных магазинах, подготовка брата или сестры к поступлению в университет. | https://xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/den-finzozh-znanij/materialy-dlya-provedeniya-urokov/ | 2 |
16. | Потребности людей. Закон «О защите прав потребителей». | Как избежать лишних трат. | 1 | |
17. | Услуги. | Рассмотреть цены на услуги. Решение задач. | Услуги. 9 серия https://rutube.ru/video/bdbe06df04f83e35f8819b8150fbf904/ | 1 |
18. | Практическое занятие «Как сохранить бюджет семьи». | Решение кроссвордов, мини-исследования (Покупка торта и торт в домашних условиях) сколько денег потрачено в 1 случае и во 2 случае. | 1 | |
19. | Как правильно планировать семейный бюджет? | Покупка в кредит. Последствия образования долгов. Практическая работа: «Составь бюджет среднестатистической семьи». | https://xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/den-finzozh-znanij/materialy-dlya-provedeniya-urokov/ | 1 |
20. | Практическая работа. Кейс «»Семья». | Решение внештатных ситуаций в семье. | 1 | |
21-22. | Банк и его продукты. | Знакомство с вкладами и.т. д. Когда можно оформить дебетовую карту детям. Пин код. Как пользоваться банкоматом. | 2 | |
23. | Экскурсия в «Сбер». | Встреча с представителем «Сбера». Как отложить деньги на будущее? | 1 | |
24-25. | Банки разные, но функция одна. | Экскурсия в ВТБ. | https://xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/den-finzozh-znanij/materialy-dlya-provedeniya-urokov/ | 2 |
26. | Профессии в экономической сфере. | Рассмотреть должности их инструкции. Разбор пословиц о деньгах. | 1 | |
27. | Решение финансовых задач. Задачи ловушки. | https://fincult.info/upload/iblock/f20/puteshestvie_v_mir_finansov_web.pdf | 1 | |
28. | Кто такие банкроты? | 1 | ||
29. | Рассмотрение тем проектов. | 1 | ||
30. | Защита проектов. | 1 | ||
31. | Конкурс «Начну я, а продолжишь ты». | https://xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/den-finzozh-znanij/materialy-dlya-provedeniya-urokov/ | 1 | |
32. | Твои накопления -как потратить. | Ты поехал в отпуск. | https://www.forbes.ru/finansy/451331-kak-pravil-no-kopit-den-gi-i-cto-delat-esli-hocetsa-tratit | 2 |
33. | Почему люди делают сбережения? | https://xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/den-finzozh-znanij/materialy-dlya-provedeniya-urokov/ | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по финансовой грамотности
Рабочая программа по финансовой грамотности для 2- 4 классов...
программа кружка "Финансовая грамотность"
1. Пояснительная записка Рабочая программа по финансовой грамотности для 4 класса (в рамках предмета «Математика») составлена на основе авторской прогр...
Рабочая программа по финансовой грамотности 4 класс
Программа "Финансовая грамотность" составлена на основе Учебной программы, 2-4 классы общеобразов.орг./ Ю.Н. Корлюгова(Дополнительное образование. Серия"Учимся разумному финансовому пов...

Рабочая программа по финансовой грамотности
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают:• развитие основ экономического образа мышления;• воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;&bul...

Программа "Азбука финансовой грамотности"
Курс «Основы финансовой грамотности в начальной школе» - прикладной курс, реализующий интересы учащихся 3–4 классов в сфере экономики семьи.Цель – повышение финансовой грамотно...
Программа по финансовой грамотности
Программа...

Рабочая программа курса "Финансовая грамотность"
Рабочая программа курса "Финансовая грамотность" разработана в соответствии с требованиями ФГОС....
