«Экскурсия как средство интеграции теории и практики в образовании»
статья
В современном образовательном процессе одной из ключевых задач является интеграция теоретических знаний с практическим опытом. Одним из наиболее эффективных способов достижения этой цели являются экскурсии. Они позволяют учащимся не только усваивать информацию, но и применять свои знания в реальной жизни, что способствует более глубокому и осмысленному обучению.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Эрхирикская СОШ»
Учитель начальных классов: Юможапова О.Ю.
«Экскурсия как средство интеграции теории и практики в образовании»
В современном образовательном процессе одной из ключевых задач является интеграция теоретических знаний с практическим опытом. Одним из наиболее эффективных способов достижения этой цели являются экскурсии. Они позволяют учащимся не только усваивать информацию, но и применять свои знания в реальной жизни, что способствует более глубокому и осмысленному обучению.
Значение экскурсии в образовательном процессе
Экскурсия — это форма внеурочной деятельности, которая обладает уникальной способностью объединять теорию и практику. Во время экскурсии учащиеся получают возможность увидеть в действии то, что они изучают в классе. Например, экскурсия в музей может помочь ученикам лучше понять исторические события и культурные явления, которые они изучают на уроках истории и искусства.
Очевидное преимущество экскурсий заключается в том, что они делают образовательный процесс более увлекательным и запоминающимся. Ученики имеют возможность непосредственно взаимодействовать с объектами изучения, что может вызывать у них интерес и вдохновение, способствуя более глубокому пониманию и усвоению материала.
Интеграция теории и практики
Экскурсии помогают преодолеть разрыв между теорией и практикой, возникающий в традиционном классе. Они предоставляют учащимся возможность:
1. Наблюдать реальные процессы и явления. Когда дети видят, как работает наука, технология или искусство, это вызывает у них больше доверия к полученным знаниям.
2. Проводить практические исследования. На экскурсциях учителя могут организовать исследования или эксперименты, которые позволят учащимся применить теоретические знания на практике. Например, в ходе экскурсии в ботанический сад дети могут изучить различные виды растений, проводить их классификацию и наблюдать за экосистемами.
3. Развивать критическое мышление. Экскурсии могут стать платформой для обсуждения и анализа. Учащиеся могут задавать вопросы, высказывать предположения и формулировать выводы на основе собственных наблюдений, что способствует развитию их аналитических способностей.
4. Укреплять командное взаимодействие. Работа в группе во время экскурсии развивает у детей навыки взаимодействия и сотрудничества. Это способствует развитию умения работать в команде, что является важным навыком в современном обществе.
Виды экскурсий
Экскурсии делятся на две группы: школьные и внешкольные. Школьная экскурсия – это форма учебно – воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту, по выбору учителя и по темам, связанным с программами.
Школьные экскурсии имеют два вида:
- урочные – проводимые в учебное время. Урочные экскурсии входят в систему уроков по темам учебных предметов, поэтому педагог заранее планирует проведение экскурсии в своем плане. В связи с этим, педагог может самостоятельно создавать специальные условия, для решения которых необходима экскурсия в школьной музей или за его пределы. Так же экскурсию можно включить и в последующие уроки, соблюдая тематическую линию.
Тематикой урочных экскурсий могут быть: патриотическое воспитание обучающихся, знакомство с культурой и природой родного края, литературное и историческое прошлое населенного пункта, знаменитые земляки, географические и биологические особенности местности, производство и т.д.
- внеурочные – факультативные – проводимые до или после занятий в классе. Материал, рассматриваемый на внеурочных экскурсиях, может выступать дополнением к школьному курсу, а может и нести в себе отвлеченную, развивающую информацию.
Внеурочные экскурсии могут быть организованы по темам: краеведческого поиска, изучения быта, особенностям праздничных приготовлений, обрядов и т.д.
Рассмотрим понятие внешкольная экскурсия и определим её особенности и специфику. Внешкольные экскурсии направлены на расширение культурного кругозора детей, воспитание их в духе патриотизма, любви и уважению к труду, дают всестороннее гармоничное воспитание.
Объектами внешкольных экскурсий чаще всего становятся производственные и промышленные предприятия, что профессионально ориентирует обучающихся; выходы на открытую местность для знакомства с природой к реке, водоканалу, роще; посещение исторических мест, архитектурных ансамблей; исторически знаменитых зданий и т.д.
Особенностью внешкольной экскурсии является то, что для детей предусматриваются выходы для наблюдения каждого из объектов, рассказ в таких экскурсиях более краток.
По содержанию экскурсии делятся на следующие группы:
- группа природоведческих экскурсий (или их называют «Экскурсии в природу»). Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе;
- краеведческие экскурсии (в первую очередь – знакомство с микрорайоном, в котором находится школа);
- музейные экскурсии, которые непосредственно связаны с таким понятием, как «музейная педагогика».
По дидактическим целям различают: вводные (предваряющие изучение нового материала); сопровождающие его изучение; итоговые (целью является закрепление полученного материала).[1]
Не нужно забывать, что все экскурсии, проводимые для обучающихся, должны содержать в себе элемент разрядки: игры, вопрос – ответ и т.д.
Отличительной особенностью экскурсии для детей в сравнении с экскурсией для взрослых является то, что в них значительное место занимают общеобразовательные элементы, а для экскурсий организованных для детей больше должно быть познавательных и воспитательных моментов. Педагог должен дать обзорную информацию, использовать при этом выдержки из произведений художественной литературы, сравнений, стихов, интересных фактов.
Направления экскурсионной работы:
1. Досугово - развлекателное направление предполагает организацию экскурсий и поездок на различные объекты района, города с целью знакомства с местами активного отдыха и организации такого отдыха учащихся и их семей. Деятельность этого направления формирует у учащихся навыки здорового образа жизни и экологической культуры, навыки социальной культуры, расширяет их знания о родных местах, формируя патриотические чувства.
2. Научно-познавательное направление предполагает организацию экскурсий в музеи, на различные природные и производственные объекты. Отличие этих экскурсий от тех, о которых говорилось выше, в том, что их цель – развитие познавательных способностей и навыков, расширение и углубление предметных умений. Деятельность этого направления тесно связана с программами учебных предметов, хотя, конечно, связана и с Программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, так в процессе активного участия в подобных экскурсиях учащиеся приобретают опыт социального взаимодействия с людьми разных профессий, с людьми разного возраста и разного образа жизни.
Методика проведения экскурсии
В методике выделяют три блока:
Подготовка экскурсии. Успех любой экскурсии зависит от тщательности ее подготовки учителем или учителями (если экскурсия комплексная). В содержание подготовки входит тщательное изучение учителем объекта экскурсии, места ее проведения. В подготовку входит определение цели, задач и содержание экскурсии, доведение их до учащихся, продумывание методики, показа и рассмотрения объекта экскурсии, способов вовлечения учащихся в активное восприятие, привлечение к показу и рассказу специалистов. Следует заранее дать им соответствующие инструкции и рекомендации. Тема, которая будет раскрываться в ходе экскурсионного занятия, должна быть актуальной и соответствовать плану учебных занятий, которая поможет в большей степени усвоить предмет. После утверждения темы экскурсии следует определить её цель. Нужно помнить, что основная цель школьных экскурсий – углубленное изучение школьной программы. Большое значение при подготовке проведения экскурсий имеет готовность самих учащихся. Она заключается в четкой постановке перед учащимися целей, которые должны быть достигнуты ими в ходе экскурсии и в последующей обработке собранного материала: формулирование общих и индивидуальных заданий, информирование учащихся о способах ведения записей, зарисовок и т.д. Перед выходом на экскурсию проводится вступительная беседа, уточняющая задания, определяются формы, порядок, сроки проведения экскурсии, время, отводимое на экскурсию, оговариваются порядок, вопросы дисциплины (для младших школьников). Особое внимание в ходе этой беседы уделяется правилам поведения и технике безопасности. Педагог напоминает учащимся о правилах поведения на улице, в общественных местах. При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду учащихся. Учащиеся должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном. В системе подготовительной работы активно используются игры-тренинги, предполагающие включение элементов психогимнастики в различные виды детской деятельности и направленные на формирование адекватной самооценки и навыков конструктивного общения с миром природы, воспитание ценностного отношения к тому, что окружает экскурсантов.
Выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме. В процессе экскурсии руководитель организует наблюдение учащихся и их самостоятельную работу, сообщает необходимые сведения, консультирует. Качество экскурсии вне зависимости от ее тематики, напрямую зависит от умения учителя, экскурсовода возбудить активность учащихся, заинтересовать их содержанием экскурсии, поставить перед ними серию проблемных вопросов, ответы на которые можно получить, лишь включившись в активную поисково-познавательную деятельность. Во время экскурсии ученики могут производить записи, зарисовки и т.п. Важно отметить, что экскурсия составленная педагогом не должна быть перегружена объектами показа, один академический час экскурсии должен содержать в себе не более 10 главных объектов показа. Обработка материалов экскурсии и подведение ее итогов. Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, полученные знания включаются в общую систему изученного по теме (что является одним из важнейших дидактических принципов педагогики - системность знаний), выделяет самое существенное из увиденного, выявляет впечатления и предварительные оценки учащихся. В дальнейшем возможно проведение коллоквиумов, подготовка учащимися докладов, изготовление газет, альбомов, организация выставок, а также написание сочинений, проведение рефлексивных мероприятий, викторины, вопросы друг другу по теме экскурсии и пр. Заключительный этап предполагает оформление результатов в виде выставок лучших письменных работ, рисунков, оформление стендов с фотографиями, выпуск школьной или классной стенгазеты, подготовку и демонстрацию компьютерных презентаций, видеопросмотр фильмов.
Результаты реализации экскурсионной программы предполагают 3 уровня освоения:
- Приобретение школьником социальных знаний об устройстве общества, адекватное времени понимание социальной реальности.
- Формирование ценностного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, знания, труд, культура).
3. Получение опыта социального взаимодействия в открытой общественной среде.
На действенность экскурсии влияет ряд факторов:
● содержание;
● методика и техника ведения;
● знания педагога;
● подготовленность участников к освоению экскурсионного материала;
● условия проведения экскурсии.
Использование экскурсии в учебно-воспитательном, образовательном процессе образовательных учреждений, следует учитывать как возрастные, так и психологические особенности учащихся. Подготовленность группы к восприятию экскурсионного материала. Тематика и особенности организации должны соответствовать возможностям детей, их интересам и потребностям. Б.Е. Райков – российский методист – биолог, видный педагог дал основные советы подготовки экскурсии школьникам.[2]
1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.
2. Изучи место куда ведешь экскурсию.
3. Выдерживай тему экскурсию, не отвлекайся на случайные вопросы.
4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.
5. Избегай длинных объяснений.
6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.
7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.
8. Умей правильно показать объекты и научи слушателей правильно смотреть их всем должно быть видно.
9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.
10. Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.
Исходя из всего вышесказанного следует то, что экскурсию можно отнести к одним из самых популярных педагогических методик в предоставлении дополнительных знаний по предметам.
Примеры успешных экскурсий
- Посещение исторических мест. Во время экскурсии, например, на раскопки древних памятников или на места военных сражений, ученики могут практически почувствовать связь с историей, что углубляет понимание учебного материала.
- Музейные экскурсии. В музеях ученики получают возможность увидеть экспонаты, о которых они читали в учебниках, что оживляет предмет и делает его более реальным.
- Научные центры и лаборатории. Экскурсии в научные центры позволяют учащимся соприкоснуться с последними достижениями науки и техники, увидеть, как проводятся эксперименты и исследования, и даже поучаствовать в них.
Заключение
Экскурсии являются мощным инструментом в процессе обучения, позволяя интегрировать теоретику и практику. Они не только делают обучение более увлекательным, но и помогают учащимся погрузиться в изучаемый материал, увидеть его применение в реальной жизни. Важно, чтобы учителя осознавали значение экскурсионной деятельности и включали её в свою практику, создавая тем самым условия для более глубокого и осмысленного усвоения знаний. Поддерживая активное практическое обучение через экскурсии, мы формируем у детей не только знания, но и важные жизненные навыки, что является залогом их успешного будущего.
[1] Б.Е. Райков Экскурсионный план средней школы / Школьные экскурсии, их значение и организация: Сб. науч.-лед. статей/ Под ред. Б.Е. Райкова. - Пг., 1921
[2] Лукина Т. А. Борис Евгеньевич Райков (1880-1966). — Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1970. — 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ноосферное образование: теория и практика
Результатом деятельности в использовании нейропсихолгических приемов стала видео кассета со всеми упражнениями по заданной теме. С этой видеокассетой мне было...
Вклад В.А. Сухомлинского в развитие теории и практики современного российского образования
Выступление учителя на педагогических чтениях,посвящённых В.А. Сухомлинскому...

Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг (начальное общее образование) «Теория и практика решения логических задач по математике» 3 класс
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности....

Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг (начальное общее образование) «Теория и практика решения логических задач по математике» 4 класс
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности....

Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг (начальное общее образование) «Теория и практика решения логических задач по математике» 3 класс
Начальная школа...

Всероссийский конкурс тотальное тестирование «Теория и практика преподавания, владение педагогическими технологиями, средствами, методами» .
Всероссийский конкурс тотальное тестирование ....

Всероссийский конкурс тотальное тестирование «Теория и практика преподавания, владение педагогическими технологиями, средствами, методами»
laquo;Теория и практика преподавания, владение педагогическими технологиями, средствами, методами» Диплом (1-ой степени)....
