конспект внеурочного занятия " Семейные ценности"
план-конспект занятия (4 класс)
Данный материал предназначен для проведения внеклассного занятия для детей с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.78 КБ | |
| 31.78 КБ |
Предварительный просмотр:
региональной научно-практической (очно-заочной) конференции
«Школа как платформа для успешной социализации обучающихся
на уровне профессионального образования»
ИНФОРМАЦИЯ ОБ УЧАСТНИКЕ КОНФЕРЕНЦИИ | |
Фамилия, имя, отчество | Алексеева Ирина Владимировна |
Должность, преподаваемый предмет | Учитель |
Краткое наименование ОУ | ГКОУ «Котовская школа – интернат» |
| |
Почтовый адрес | Ул.Свердлова,д.20 кв.7 |
Моб. телефон (обязательно!!!) | 89047722523 |
Форма участия | заочная |
ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ | |
Секция | Воспитание семейных ценностей: сотрудничество семьи, школы и общества |
Название статьи | « Семейные обычаи, традиции, ритуалы» |
Конспект внеклассного занятия
Тема : « Семейные обычаи, традиции, ритуалы»
Цели занятия:
- Познакомить учащихся с понятием семейных традиций, обычаев и ритуалов.
- Развивать уважение к культурному наследию и разнообразию семейных традиций.
- Способствовать развитию навыков общения и работы в группе.
Оборудование:
- Доска и маркеры
- Бумага и цветные карандаши/фломастеры
- Презентация (если возможно)
- Видеоматериалы о традициях разных народов (по желанию)
Словарь:
Семейные традиции, праздники, обычаи, почитание старших ,пословицы, уважение.
Ход занятия :
Введение:
_ здравствуйте дети! Как ваше настроение? Какая сегодня погода? Какое время года? Какое сегодня число?
-У каждого из вас есть своя семья .А что означает это слово?. Семь я- означало семеро детей, то есть большая дружная семья. Раньше на Руси в семьях было много детей –и десять и пятнадцать. Все жили дружно, помогали друг другу. А сейчас , можно сказать, что семья-это папа, мама, я. А сколько детей в вашей семье?
Ответы детей.
- А кто еще входит в состав семьи , кроме родителей и детей?
Ответы детей
-Правильно, бабушки и дедушки.
У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
А у них есть я,
Что это?
СЕМЬЯ!
-А еще есть прабабушка и прадедушка. Кого называют этими словами?
Ответы детей.
- если расширить понятие семья, то сюда можно включить еще дядей, тетей, двоюродных братьев и сестер.
_ как вы думаете, для чего человеку нужна семья?
Ответы детей
_ Правильно. Для того, чтобы помогать и поддерживать друг друга. Заботиться о младших и стареньких. А еще для того , чтобы не быть одиноким. Человеку плохо и тоскливо жить одному. Игра «А ты мне кто?»
Ведущий: Кто нам брат, кто нам друг, становись скорее в круг!
Друг друга за руки возьмем и играть сейчас начнем. (Дети становятся в круг,
воспитатель подходит к любому ребенку и спрашивает: «Я – мама, а ты мне
кто?» (Дочка, сын). Кто ответил, становится рядом и задает другому вопрос: я
– папа, я – брат, я сестра, я – бабушка и т.д., а ты мне кто?)
Физминутка
Раз-хлопок ( поворот влево, хлопок ладонями)
Два –хлопок ( поворот вправо, хлопок ладонями)
Повернись еще разок! (повороты с хлопками поочередно в каждую сторону)
Раз, два, три, четыре!
Плечи выше, руки шире! (приподнимаем плечи, руки в стороны)
Опускаем руки вниз
И за парты вновь садись! (опускаем руки-садимся)
-Сегодня наш разговор пойдёт о семье, о семейных взаимоотношениях, семейных ценностях и традициях
-А давайте соберём солнышко на лучах которого будут все ваши слова, чувства о семье. Напишите на каждом лучике 1 слово :что такое семья для вас…
Самостоятельная работа
(собираем солнышко на доске: дети на лучиках пишут, что для них семья и прикрепляют на доску)
Какое замечательное солнышко у нас получилось!
-Семья – это мама, папа, бабушки и дедушки…
-У всех семьи разные. А чем они отличаются друг от друга.
Ответы детей.
- Главное отличие –это традиции, которые в каждой семье свои. Семейные традиции – это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи, взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейных традиций великое множество. И у каждой семьи они свои. Традиции обязательно должны быть в каждой семье для укрепления семейных взаимоотношений. В семье не может не быть традиций, так как традиции объединяют всех членов семьи. Со временем, в каждой семье появляются новые традиции. Важно выбрать то, что нравится всем в семье – и детям, и взрослым. В каждой дружной и сплоченной семье несколько семейных традиций, которые делают ее неповторимой, дружной, счастливой, где царит взаимная любовь и уважение каждого друг к другу. Давайте поговорим о традиции каждой семьи в отдельности. Обсудим значимость традиций для всех членов семьи и для каждого.
Например: Семейные праздники и дни рождения членов семьи. Эта традиция подчеркивает значимость каждого члена семьи. Подготовка к празднику, приобретение подарков, сервировка праздничного стола, оформление самого праздника привносят особую атмосферу, способствующую душевной теплоте, внимании и заботе друг о друге всех домочадцев. К этому дню готовятся заранее, а виновник торжества ждет подарки, это праздник в честь него и для него.
Семейные дни рождения пропитаны любовью и добротой, здесь говорят о важном событии для каждого, строят планы на будущее, радуются успехами и достижениями друг друга. Ребята, у кого есть такая традиция совместно собираться за одним столом, праздновать дни рождения членов семьи? (ответы учащихся).
Это замечательно, когда в семье все делают сообща. Вместе ходят в кино, на концерт, или на футбол, посещают библиотеку, вместе делают покупки в магазине, ходят в походы, отправляются летом к морю или в поход с палатками, вместе посещают спортивные секции, ходят на тренировки.
Ребята кто совместно с родителями проводит каникулы, выходные, свободное время, как вы его проводите, поделитесь (ответы учащихся).
В семье, возникает много вопросов, которые требуют принятия решения. И, тут появляется «семейный совет», конечно, мы его так не называем, но только сообща в семье принимаются все важные решения.
На семейном совете выбирают, в какой детский сад пойдет ребенок, решают в какую, школу отправить будущего первоклассника; в какую из секций записать будущего спортсмена, или какой кружок будет посещать будущая певица или будущий артист. Какую крупную покупку необходимо сделать в первую очередь, что необходимо семье, ипотека на новую квартиру, или машина для поездок на работу и отдых. Все эти вопросы решает семья совместно. Принимаются «за» и «против», и всегда сообща находят решение.
Ребята, а в вашей семье есть «семейный совет»? Какие вопросы обсуждаются на «семейном совете»? (ответы учащихся).
- Работа с пословицами
Прочитайте пословицу.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
-О каком качестве семьи идет речь? О силе.
О физической силе? Когда так говорят?
(Семья дружная, всё делают сообща)
Бывает много крыш в доме? (нет)
Что могут означать слова : когда над ней крыша одна.
(Когда в семье одна цель, общие взгляды и делают все сообща)
Попробуйте и вы правильно составить пословицы.
Конверты со словами. Если используется интерактивная доска, то можно дать задание соединить две половинки.
- В семье и каша гуще.
- Семейное согласие всего дороже.
- Земля без воды мертва, человек без семьи - пустоцвет.
- В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Дерево держится корнями, а человек семьёй.
- Вместе тесно, а врозь скучно.
- Молодцы!
Игра – опрос:
- сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы, которые помогут выяснить, есть ли в вашей семье традиции. Если то, о чем я скажу, есть в вашей семье, вы выполняете, что я вам говорю
– Совместные обеды и ужины – хлопните в ладоши
– Не начинать есть, пока все не сядут за стол – встаньте.
– На день рождения обязательно покупать торт и ставить свечи – круговые движения головой.
– Пожелание «спокойной ночи» обязательно всем членам семьи – потянуться (руки вверх)
– Совместное изготовление и украшение блюд к празднику, например раскрашивание яиц на Пасху – потереть ладоши
– В летне-осенний период поход в лес или поездка на море – поднять руку
– Совместные походы за покупками по выходным – – руки вниз
– Субботняя уборка с распределением обязанностей: кто-то пылесосит, кто-то поливает цветы, моет пол… – глубокий вдох -выдох
– Регулярные занятия спортом.
Повернулись вправо – влево
Тихо сели – вновь за дело
Отмечать семейные праздники – тоже традиция.
– Какие праздники отмечают в вашей семье?
(Учащиеся рассказывают, как в их семье отмечают праздники.)
Игра «Сундучок памяти»
В каждой семье есть такая традиция хранить очень памятные предметы
(семейные реликвии). Иногда они передаются из поколения в поколение. Вот
такие предметы сегодня собраны в нашем сундуке.
Достаётся предмет из сундука и ребенок рассказывает об этой вещи по
схеме.
Чей это предмет? Какой семьи?
Ребенок узнает предмет своей семьи, берет в руки и начинает
рассказывать о нем.
Что это?
Откуда оно появилось в вашей семье?
К кому оно принадлежит?
Где и для чего применялось?
Чем оно дорого для вас?
В семье каждый из нас выполняет свои обязанности. Обязанности могут быть
основными и дополнительными. У взрослых – работа, у детей учеба – этоосновные обязанности. В семье так же важен труд каждого человека и у
взрослых и у детей.
Давайте посмотрим, какие из этих обязанностей относится вам, а какие
родителям. Я называю обязанность, а вы поднимаете карточку с
изображением членов семьи.
приготовить обед
построить дом
убрать игрушки
помыть полы
помыть посуду
затопить баню
починить машину
связать носки, варежки
испечь пирог.
Каждая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. Я думаю у каждого из вас есть желание жить в крепкой, дружной и благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.
- Ребята, а наш класс можно назвать семьёй? (Ответы учащихся)
- Что вы нового узнали на сегодняшнем занятии? (Ответы учащихся)
Пусть не болеют ваши родные; растите умными; пусть в вашей семье будут только радостные события; пусть в вашем доме будет много друзей и всегда будет весело; пусть родители любят вас; будьте счастливы; будьте добрыми и отзывчивыми; пусть всё вокруг будет красивым, пусть не будет войны на Земле; любите друг друга.
-Дарю вам вот такие сердечки, пусть они приносят вам любовь, радость и счастье.
Список источников:
- "Семейные традиции: как создать и сохранить" – авторы: Ирина и Сергей Кузнецовы.
- "Традиции и обычаи русского народа" – автор: Татьяна Петровна Соколова.
- "Семья и традиции: социокультурный аспект" – автор: Ольга Викторовна Смирнова.
- "Книга о семье" – автор: Наталья Романова.
Статьи и исследования
- "Роль семейных традиций в воспитании детей" – статья в журнале "Психология и семья".
- "Семейные ритуалы и их значение для формирования идентичности" – исследование в журнале "Социология".
- "Семейные традиции: связь поколений" – статья на сайте "Педагогика и психология"
Онлайн-ресурсы
- Сайт "Семейные традиции" – https://www.semejnye-traditsii.ru
- Блог "Традиции наших предков" – https://traditsii-nashikh-predkov.ru
Предварительный просмотр:
региональной научно-практической (очно-заочной) конференции
«Школа как платформа для успешной социализации обучающихся
на уровне профессионального образования»
ИНФОРМАЦИЯ ОБ УЧАСТНИКЕ КОНФЕРЕНЦИИ | |
Фамилия, имя, отчество | Алексеева Ирина Владимировна |
Должность, преподаваемый предмет | Учитель |
Краткое наименование ОУ | ГКОУ «Котовская школа – интернат» |
| |
Почтовый адрес | Ул.Свердлова,д.20 кв.7 |
Моб. телефон (обязательно!!!) | 89047722523 |
Форма участия | заочная |
ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ | |
Секция | Воспитание семейных ценностей: сотрудничество семьи, школы и общества |
Название статьи | « Семейные обычаи, традиции, ритуалы» |
Конспект внеклассного занятия
Тема : « Семейные обычаи, традиции, ритуалы»
Цели занятия:
- Познакомить учащихся с понятием семейных традиций, обычаев и ритуалов.
- Развивать уважение к культурному наследию и разнообразию семейных традиций.
- Способствовать развитию навыков общения и работы в группе.
Оборудование:
- Доска и маркеры
- Бумага и цветные карандаши/фломастеры
- Презентация (если возможно)
- Видеоматериалы о традициях разных народов (по желанию)
Словарь:
Семейные традиции, праздники, обычаи, почитание старших ,пословицы, уважение.
Ход занятия :
Введение:
_ здравствуйте дети! Как ваше настроение? Какая сегодня погода? Какое время года? Какое сегодня число?
-У каждого из вас есть своя семья .А что означает это слово?. Семь я- означало семеро детей, то есть большая дружная семья. Раньше на Руси в семьях было много детей –и десять и пятнадцать. Все жили дружно, помогали друг другу. А сейчас , можно сказать, что семья-это папа, мама, я. А сколько детей в вашей семье?
Ответы детей.
- А кто еще входит в состав семьи , кроме родителей и детей?
Ответы детей
-Правильно, бабушки и дедушки.
У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
А у них есть я,
Что это?
СЕМЬЯ!
-А еще есть прабабушка и прадедушка. Кого называют этими словами?
Ответы детей.
- если расширить понятие семья, то сюда можно включить еще дядей, тетей, двоюродных братьев и сестер.
_ как вы думаете, для чего человеку нужна семья?
Ответы детей
_ Правильно. Для того, чтобы помогать и поддерживать друг друга. Заботиться о младших и стареньких. А еще для того , чтобы не быть одиноким. Человеку плохо и тоскливо жить одному. Игра «А ты мне кто?»
Ведущий: Кто нам брат, кто нам друг, становись скорее в круг!
Друг друга за руки возьмем и играть сейчас начнем. (Дети становятся в круг,
воспитатель подходит к любому ребенку и спрашивает: «Я – мама, а ты мне
кто?» (Дочка, сын). Кто ответил, становится рядом и задает другому вопрос: я
– папа, я – брат, я сестра, я – бабушка и т.д., а ты мне кто?)
Физминутка
Раз-хлопок ( поворот влево, хлопок ладонями)
Два –хлопок ( поворот вправо, хлопок ладонями)
Повернись еще разок! (повороты с хлопками поочередно в каждую сторону)
Раз, два, три, четыре!
Плечи выше, руки шире! (приподнимаем плечи, руки в стороны)
Опускаем руки вниз
И за парты вновь садись! (опускаем руки-садимся)
-Сегодня наш разговор пойдёт о семье, о семейных взаимоотношениях, семейных ценностях и традициях
-А давайте соберём солнышко на лучах которого будут все ваши слова, чувства о семье. Напишите на каждом лучике 1 слово :что такое семья для вас…
Самостоятельная работа
(собираем солнышко на доске: дети на лучиках пишут, что для них семья и прикрепляют на доску)
Какое замечательное солнышко у нас получилось!
-Семья – это мама, папа, бабушки и дедушки…
-У всех семьи разные. А чем они отличаются друг от друга.
Ответы детей.
- Главное отличие –это традиции, которые в каждой семье свои. Семейные традиции – это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи, взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейных традиций великое множество. И у каждой семьи они свои. Традиции обязательно должны быть в каждой семье для укрепления семейных взаимоотношений. В семье не может не быть традиций, так как традиции объединяют всех членов семьи. Со временем, в каждой семье появляются новые традиции. Важно выбрать то, что нравится всем в семье – и детям, и взрослым. В каждой дружной и сплоченной семье несколько семейных традиций, которые делают ее неповторимой, дружной, счастливой, где царит взаимная любовь и уважение каждого друг к другу. Давайте поговорим о традиции каждой семьи в отдельности. Обсудим значимость традиций для всех членов семьи и для каждого.
Например: Семейные праздники и дни рождения членов семьи. Эта традиция подчеркивает значимость каждого члена семьи. Подготовка к празднику, приобретение подарков, сервировка праздничного стола, оформление самого праздника привносят особую атмосферу, способствующую душевной теплоте, внимании и заботе друг о друге всех домочадцев. К этому дню готовятся заранее, а виновник торжества ждет подарки, это праздник в честь него и для него.
Семейные дни рождения пропитаны любовью и добротой, здесь говорят о важном событии для каждого, строят планы на будущее, радуются успехами и достижениями друг друга. Ребята, у кого есть такая традиция совместно собираться за одним столом, праздновать дни рождения членов семьи? (ответы учащихся).
Это замечательно, когда в семье все делают сообща. Вместе ходят в кино, на концерт, или на футбол, посещают библиотеку, вместе делают покупки в магазине, ходят в походы, отправляются летом к морю или в поход с палатками, вместе посещают спортивные секции, ходят на тренировки.
Ребята кто совместно с родителями проводит каникулы, выходные, свободное время, как вы его проводите, поделитесь (ответы учащихся).
В семье, возникает много вопросов, которые требуют принятия решения. И, тут появляется «семейный совет», конечно, мы его так не называем, но только сообща в семье принимаются все важные решения.
На семейном совете выбирают, в какой детский сад пойдет ребенок, решают в какую, школу отправить будущего первоклассника; в какую из секций записать будущего спортсмена, или какой кружок будет посещать будущая певица или будущий артист. Какую крупную покупку необходимо сделать в первую очередь, что необходимо семье, ипотека на новую квартиру, или машина для поездок на работу и отдых. Все эти вопросы решает семья совместно. Принимаются «за» и «против», и всегда сообща находят решение.
Ребята, а в вашей семье есть «семейный совет»? Какие вопросы обсуждаются на «семейном совете»? (ответы учащихся).
- Работа с пословицами
Прочитайте пословицу.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
-О каком качестве семьи идет речь? О силе.
О физической силе? Когда так говорят?
(Семья дружная, всё делают сообща)
Бывает много крыш в доме? (нет)
Что могут означать слова : когда над ней крыша одна.
(Когда в семье одна цель, общие взгляды и делают все сообща)
Попробуйте и вы правильно составить пословицы.
Конверты со словами. Если используется интерактивная доска, то можно дать задание соединить две половинки.
- В семье и каша гуще.
- Семейное согласие всего дороже.
- Земля без воды мертва, человек без семьи - пустоцвет.
- В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Дерево держится корнями, а человек семьёй.
- Вместе тесно, а врозь скучно.
- Молодцы!
Игра – опрос:
- сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы, которые помогут выяснить, есть ли в вашей семье традиции. Если то, о чем я скажу, есть в вашей семье, вы выполняете, что я вам говорю
– Совместные обеды и ужины – хлопните в ладоши
– Не начинать есть, пока все не сядут за стол – встаньте.
– На день рождения обязательно покупать торт и ставить свечи – круговые движения головой.
– Пожелание «спокойной ночи» обязательно всем членам семьи – потянуться (руки вверх)
– Совместное изготовление и украшение блюд к празднику, например раскрашивание яиц на Пасху – потереть ладоши
– В летне-осенний период поход в лес или поездка на море – поднять руку
– Совместные походы за покупками по выходным – – руки вниз
– Субботняя уборка с распределением обязанностей: кто-то пылесосит, кто-то поливает цветы, моет пол… – глубокий вдох -выдох
– Регулярные занятия спортом.
Повернулись вправо – влево
Тихо сели – вновь за дело
Отмечать семейные праздники – тоже традиция.
– Какие праздники отмечают в вашей семье?
(Учащиеся рассказывают, как в их семье отмечают праздники.)
Игра «Сундучок памяти»
В каждой семье есть такая традиция хранить очень памятные предметы
(семейные реликвии). Иногда они передаются из поколения в поколение. Вот
такие предметы сегодня собраны в нашем сундуке.
Достаётся предмет из сундука и ребенок рассказывает об этой вещи по
схеме.
Чей это предмет? Какой семьи?
Ребенок узнает предмет своей семьи, берет в руки и начинает
рассказывать о нем.
Что это?
Откуда оно появилось в вашей семье?
К кому оно принадлежит?
Где и для чего применялось?
Чем оно дорого для вас?
В семье каждый из нас выполняет свои обязанности. Обязанности могут быть
основными и дополнительными. У взрослых – работа, у детей учеба – этоосновные обязанности. В семье так же важен труд каждого человека и у
взрослых и у детей.
Давайте посмотрим, какие из этих обязанностей относится вам, а какие
родителям. Я называю обязанность, а вы поднимаете карточку с
изображением членов семьи.
приготовить обед
построить дом
убрать игрушки
помыть полы
помыть посуду
затопить баню
починить машину
связать носки, варежки
испечь пирог.
Каждая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. Я думаю у каждого из вас есть желание жить в крепкой, дружной и благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.
- Ребята, а наш класс можно назвать семьёй? (Ответы учащихся)
- Что вы нового узнали на сегодняшнем занятии? (Ответы учащихся)
Пусть не болеют ваши родные; растите умными; пусть в вашей семье будут только радостные события; пусть в вашем доме будет много друзей и всегда будет весело; пусть родители любят вас; будьте счастливы; будьте добрыми и отзывчивыми; пусть всё вокруг будет красивым, пусть не будет войны на Земле; любите друг друга.
-Дарю вам вот такие сердечки, пусть они приносят вам любовь, радость и счастье.
Список источников:
- "Семейные традиции: как создать и сохранить" – авторы: Ирина и Сергей Кузнецовы.
- "Традиции и обычаи русского народа" – автор: Татьяна Петровна Соколова.
- "Семья и традиции: социокультурный аспект" – автор: Ольга Викторовна Смирнова.
- "Книга о семье" – автор: Наталья Романова.
Статьи и исследования
- "Роль семейных традиций в воспитании детей" – статья в журнале "Психология и семья".
- "Семейные ритуалы и их значение для формирования идентичности" – исследование в журнале "Социология".
- "Семейные традиции: связь поколений" – статья на сайте "Педагогика и психология"
Онлайн-ресурсы
- Сайт "Семейные традиции" – https://www.semejnye-traditsii.ru
- Блог "Традиции наших предков" – https://traditsii-nashikh-predkov.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Семейные ценности"
Основной целью программы является создание условий для формирования отношений в семье как к высшей ценности человека, пропаганда духовно-нравственных семейных традиций и базовых ценностей, социальная ...

Конспект внеклассного занятия "Семейные ценности"
Внеклассное занятие помогает дать детям представление о значении семейных ценностей в жизни человека, воспитывает уважение и бережное отношение к семейным ценностям и традициям семьи....
Конспект внеурочного занятия. Тема: "Семья. Семейные ценности и традиции.".
Занятие внеурочной деятельности для учащихся 4 класса на тему "Семья. Семейные ценности и традиции."....

Конспект внеурочного занятия «Семейный бюджет» (1 класс)
Название курса: «Финансовая грамотность»Направленность внеурочной деятельности: ОбщеинтелектуальнаяКласс / возраст детей: 1 класс, 6-7летТема: «Семейный бюджет»Планируемые резу...
Конспект внеурочного занятия на тему: Семейный бюджет. 3 класс.
Конспект внеурочного занятия на тему: Семейный бюджет. 3 класс. Интегрирование с окружающим миром и технологией....

Конспект внеурочного занятия "Семейный бюджет" 3 класс
Цель занятия: формирование ответственного поведения в области экономических отношений в семье.Планируемые результаты:·...

Конспект внеурочного занятия «Традиционные семейные ценности»
Цель: воспитывать у обучающихся уважение к семейным ценностям и традициям, способствовать пониманию необходимости выстраивать взаимоотношения в семье на основе любви, взаимоуважения и взаимопомощи дру...