программа компьютерного кружка
рабочая программа (2 класс)

Семенчук Наталья Владимировна

программа компьютерного кружка "мой друг -компьютер"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_kompyuter_22_-_23_.docx34.77 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Бетлицкая СОШ

Принята на заседании

Педагогического совета

От «___» августа 2023г

Протокол №____________

Дополнительная образовательная программа

«Мой друг – компьютер»

Возраст : 8- 10 лет.

Срок реализации :  16 часов

Составитель:

Семенчук Н. В.

Учитель начальных классов

Пояснительная записка

Актуальность данной программы обусловлена введением в 2010 году в Российской Федерации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для начальной школы, в которых указаны требования к результатам начального общего образования. В частности: умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации; умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Основным направлением совершенствования образования начальной школы становится информатизация, включающая в числе прочего формирование информационной культуры и компьютерной грамотности учащихся. Информационные технологии выступают в качестве современных средств развития таких важнейших познавательных процессов человеческой деятельности, как восприятие, внимание, воображение, память, речь.

Практическая значимость: изучая предлагаемый курс, воспитанники расширяют запас понятий, которыми они могут оперировать, приобретают знания, умения и навыки, позволяющие самостоятельно успешно ориентироваться в информационном обществе, применять средства информационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и для саморазвития

  1. Цель программы: создание условий для  формирования у учащихся основ информационно-коммуникационной компетентности (подготовка к разнообразным видам деятельности, связанным с обработкой информации с использованием ИКТ)

Задачи:

Образовательные:

  1. Приобретение  учащимися опыта создания и преобразования текстов, рисунков, схем, графов и графиков различного вида, информационных объектов, моделей и т.д. с помощью компьютера;
  2. Получение предметных знаний, умений и навыков, таких как умение создавать с помощью компьютера простейшие тексты и рисунки, умение использовать электронные конструкторы, использовать компьютер при тестировании, при организации развивающих игр, при поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т.п..

Воспитательные:

  1. Формирование творческого начала, настойчивости, собранности, организованности, аккуратности потребности в саморазвитии;
  2. Формирование активной жизненной позиции;
  3. Формирование навыков сотрудничества, культуры общения, ведения диалога;
  4. Воспитание способностей школьника к адаптации в быстро меняющейся информационной среде как одного из важнейших элементов информационной культуры человека, наряду с формированием общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.

Развивающие:

  1. Развитие умений использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
  2. Развитие познавательного интереса к предметной области «Информатика», расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой, развитие способности умения учить себя;
  3. Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
  4. Освоение основ проектно-творческой деятельности;
  5. Обеспечение подготовки младших школьников к решению информационных и творческих задач на последующих ступенях общего образования.

Отличительные особенности программы

В последнее время ширится признание того, что творческое мышление играет важную роль в овладении школьными дисциплинами, в развитии ребёнка, но до сих пор развитию навыков этого  мышления уделяется мало внимания. Занятия по программе  "Мой друг - компьютер" позволяет  восполнить этот пробел и это отличает данную программу от уже известных подобных программ. Большое количество часов, отведённых на творческие работы, даёт возможность воспитанникам приобретать не только прочные практические навыки  владения компьютерными программами, но и развиваться как творческой личности.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа

Для проведения занятий планируется свободный набор в группы в начале учебного года из учащихся 8 – 10 лет, проявляющих повышенный интерес к компьютерной технике и имеющие дома компьютер. Состав группы – постоянный. Количество детей в группе до 10 человек. Количество детей обусловлено тем, что проведение занятий рассчитано  на компьютерный класс, в котором 10 постоянных мест (нетбуки).

Обеспечение образовательных прав детей с ОВЗ и инвалидов при реализации ДООП - организация образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной программе с учетом особенностей психофизического развития категорий обучающихся согласно медицинским показаниям, для следующих нозологических групп:

- нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие);

- логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заикание);

- соматически ослабленные (часто болеющие дети).

Режим занятий

Срок реализации  16 часов

Периодичность занятий – 1 раз в неделю.

Время проведения занятия 40 мин. Одновременно за компьютером занимается один ребёнок.

Оптимальная продолжительность непрерывного занятия за компьютером для учащихся не более 15 мин. Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см.

Планируемые результаты и способы их проверки

      Требования к уровню освоения содержания дисциплины

должны знать:

  • правила техники безопасности;
  • основные устройства ПК;
  • правила работы за компьютером;
  • назначение и возможности графического редактора PAINT;
  • возможности текстового редактора WORD;
  • назначение и работу программы Power Point;
  • понятия локальных и глобальных сетей;
  • основы Интернет;
  • работу электронной почты;
  • основные понятия программного обеспечения (базовое и сервисное ПО)

должны  уметь:

  • соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
  • включить, выключить компьютер;
  • работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);
  • свободно набирать информацию на русском  и английском регистре;
  • запускать нужные программы, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу.
  • работать с программами   Word, Paint,  Power Point;
  • работать с электронной почтой;
  • создавать презентацию, используя все возможности Power Point;
  • составлять и защищать творческие мини-проекты;

 

Формирование универсальных учебных действий

Личностные

  • внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
  • принятие образа «хорошего ученика»;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Первые шаги в мире информатики»;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;

Метапредметные

Познавательные 

  • начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
  •  сбор информации;
  • обработка информации (с помощью  ИКТ); 
  • анализ информации;
  • передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • использовать  общие приёмы решения задач;
  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  • моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
  • подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
  • синтез;
  • сравнение;
  • классификация по заданным критериям;
  • установление аналогий;
  • построение рассуждения.

Регулятивные

  • начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу; 
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • умение выполнять учебные действия в устной форме;
  • использовать речь для регуляции своего действия; 
  • сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;

Коммуникативные

В процессе обучения  дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Система отслеживания и оценивания результатов детей

При оценке знаний и умений учитывается факт участия, стабильность посещения занятий и интереса к работе в кружке. Кроме того, оценивается динамика личных достижений и удовлетворенности детей и родителей на основе собеседований. Результативность деятельности детей в кружке оценивается также путем анкетирования, тестирования, написание и иллюстрирование статей (WORD, PАINT), редактирование текстов, создание презентаций POWER POINT.

Оценкой достигнутого уровня является участие детей в конкурсах различных рангов. Результаты участия детей фиксируются в портфолио каждого обучающегося кружка.

Тематическое планирование

Название темы

теория

практика

1

Техника безопасности при работе на ПК.

1

2

Устройство компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

1

3

Знакомство с клавиатурой. Алфавитные клавиши. Работа на клавиатурном тренажере.

1

4

 Системный блок: процессор, жёсткий диск, оперативная память, карта памяти

1

5

Запуск программы Paint. . Название файла, панель инструментов, строка меню, палитра, полосы прокрутки. Сохранение, копирование, раскрашивание рисунка.

0,5

0,5

6

Работа с инструментами (карандаш, кисть, прямая и кривая линии, эллипс, прямоугольник, многоугольник, ластик).

1

7

Запуск программы Word. Окно текстового редактора: название документа, строка меню, панель инструментов, панель форматирования. Кнопка свернуть. Кнопка закрыть.

1

8

 Выделение фрагментов текста. Шрифт. Размер шрифта.

1

9

Кнопки для выравнивания текста: по левому, правому краю; по центру; по ширине страницы. Набор текста

1

10

Выделение фрагментов текста. Шрифт. Размер шрифта.

1

11

По краю; по центру; по ширине страницы. Набор текста

1

12

Запуск программы Power Point. Окно программы: название презентации, строка меню, панель инструментов, панель форматирования. Демонстрация слайдов.

1

13

Дизайн, шаблоны слайдов. Навыки работы с программой

1

14

 Вставка анимации в презентацию, рисунка, музыки в слайд.

1

15

Демонстрация собственной презентации

1

16

 Что такое интернет: значение в жизни человека, возможности.

1

ИТОГО

5,5

10,5

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА

Тема 1: Сведения из истории развития компьютерных технологий

Теория (1ч.):  Техника безопасности при работе на ПК. Совершенствование ПК, современные компьютерные технологии.

Оборудование: памятки по технике безопасности при работе на ПК

 Практика (-ч.)

Тема 2. Устройство компьютера (системный блок, монитор, мышь, клавиатура) 

Теория (1 ч) Знакомство с устройством компьютера. Характеристики основных устройств компьютера, назначение. Правила безопасной работы на компьютере.

Практика (1 ч): Учиться правильно подключить устройство. Упражняться разбивать комплектующие компьютера на группы и представлять их в виде схем.

Оборудование: ПК, тетради маркеры, ручки

Тема 3. Знакомство с клавиатурой. Алфавитные клавиши. Работа на клавиатурном тренажере

Теория  Знакомство с клавиатурой. Алфавитные клавиши.

Практика 1ч (Обучение работе с манипулятором «мышь» (левая и правая кнопка).

Оборудование: ПК, тетради маркеры, ручки

Тема 4. Системный блок: процессор, жёсткий диск, оперативная память, карта памяти 

Теория (1 ч) Заглавные и прописные символы русского алфавита. Цифровые клавиши. Числа и цифры. Знаки и символы: «+»; «-»; «=». Клавиши управления курсором. Клавиши: пробел,  Shift, Enter,  Backspace,  Delete. Системный блок: процессор, жёсткий диск, оперативная память, карта памяти

Практика  Упражнение в перемещении окон, изменении их размеров. Запуск программ.

Оборудование: ПК, тетради маркеры, ручки

Тема 5.  Запуск программы Paint. Название файла, панель инструментов, строка меню, палитра, полосы прокрутки. Сохранение, копирование, раскрашивание рисунка.

 Теория (0,5 ч.). Окно графического редактора Paint: название файла, панель инструментов, строка меню, палитра, полосы прокрутки.

Практика (0,5 ч) Запуск программы Paint, работа с панелью инструментов. Упражнение в создании рисунков в программе.

Оборудование: ПК, тетради маркеры, ручки

Тема 6 Название файла, панель инструментов, строка меню, палитра, полосы прокрутки. Сохранение, копирование, раскрашивание рисунка.

Тема 7. Запуск программы Word. Окно текстового редактора: название документа, строка меню, панель инструментов, панель форматирования. Кнопка свернуть. Кнопка закрыть. (2 ч)

Теория (1ч) Знакомство с программой Word.

Практика (1 ч) Запуск программы. Получение справочной информации.

Оборудование: ПК, тетради маркеры, ручки

Тема 8. Выделение фрагментов текста. Шрифт. Размер шрифта.

(2 ч)

Теория (1 ч) Курсор, текстовое поле, линейки, полосы прокрутки.

Практика (1ч) Набор текста. Исправление ошибок. Выделение фрагментов текста. Шрифт. Размер шрифта.

Оборудование: ПК, тетради маркеры, ручки

Тема9 . Кнопки для выравнивания текста: по левому, правому краю; по центру; по ширине страницы. Набор текста. (2 ч)

Теория (1ч) 4 кнопки для выравнивания текста

Практика (1ч) Выравнивание текста: по левому, правому краю; по центру; по ширине страницы.

Оборудование: ПК, тетради маркеры, ручки

Тема10: Выделение фрагментов текста. Шрифт. Размер шрифта

Тема.11  По левому, правому краю; по центру; по ширине страницы. Набор текста. (2 ч)

Теория (1ч) 4 кнопки для выравнивания текста

Практика (1ч) Выравнивание текста: по левому, правому краю; по центру; по ширине страницы.

Оборудование: ПК, тетради маркеры, ручки

Тема.12 Запуск программы Power Point. Окно программы: название презентации, строка меню, панель инструментов, панель форматирования. Демонстрация слайдов. (3 ч)

Теория (1 ч) Окно программы: название презентации, строка меню, панель инструментов, панель форматирования.

Практика (2ч) Запуск программы Power Point.

Оборудование: ПК, тетради маркеры, ручки

Тема13 . Дизайн, шаблоны слайдов. Навыки работы с программой (4ч.)

Теория (1 ч) Работа в программе Power Point.

Практика (3 ч) Дизайн, анимация в презентации, вставка текста, рисунка, музыки в слайд, демонстрация.

Оборудование: ПК, тетради маркеры, ручки

Тема14: Вставка анимации в презентацию, рисунка, музыки в слайд.

Тема:15 Демонстрация собственной презентации

Теория

Практика Дизайн, анимация в презентации, вставка текста, рисунка, музыки в слайд, демонстрация.

Тема 16. Что такое интернет: значение в жизни человека, возможности. (4 ч)

Теория (1ч) Что такое интернет: значение в жизни человека.

Практика (3 ч) Возможности сети интернет - тренировка.

Оборудование: ПК, тетради маркеры, ручки

Формы аттестации и оценочные материалы

В соответствии с ФГОС ООО итоговая оценка результатов освоения дополнительной образовательной программы определяется по результатам предварительной, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

Предварительная аттестация

Срок проведения: сентябрь и первое занятие для вновь пришедшего обучаемого в течение учебного года.

Цель: оценка исходного (начального) уровня знаний учащихся перед началом образовательного процесса по программе.

Форма проведения: контрольное задание.

Содержание аттестации:

Выполнение контрольных заданий:

  1. Включить/выключить компьютер.
  2. Создать рисунок в любом графическом редакторе.
  3. Создать папку на компьютере и сохранить туда предложенные документы.

Форма оценки: балл (0-1) и уровень (высокий, средний, низкий).

Критерии оценки:

За каждое правильно выполненное задание воспитанник получает 1 балл, за

неправильно выполненное задание – 0 баллов.

Методика определения результата

Уровень воспитанника определяется по количеству набранных баллов:

высокий уровень – 3 балла,

средний уровень – 2 балла,

низкий уровень – менее 2 баллов.

Форма фиксации результата: протокол (Приложение 1).

Текущая, промежуточная и итоговая аттестация

Срок проведения:

текущая аттестация  декабрь,

промежуточная (итоговая) аттестация – апрель-май.

Цель:

Текущая аттестация – это оценка качества усвоения учащимися содержания образовательной программы в середине учебного года.

Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения учащимися содержания образовательной программы в конце учебного года.

Итоговая аттестация – это оценка учащимися уровня достижений, заявленных в образовательной программе по завершении всего образовательного курса программы.

Форма проведения: анализ выполненных за предыдущие полгода проекты.

Форма оценки: балл (1-3) и уровень (высокий, средний, низкий).

Соотношение:

высокий уровень – 3 балла

средний уровень – 2 балла

низкий уровень – 1 балл

На основе наблюдений за поведением учащихся на занятиях делается заключение относительно уровня достижения учащимися личностных и метапредметных результатов освоения программы по следующим критериям и показателям.

Критерии

Показатели

Низкий уровень

- устойчивая мотивация только в некоторой части занятия;

- отсутствие увлеченности в выполнении некоторых заданий;

- отказ от выполнения некоторых самостоятельных заданий;

- отказ от работы в группе;

- стеснение собственных высказываний перед группой;

Средний уровень

- положительная мотивация к занятию;

- увлеченность при выполнении заданий;

-затруднения в процессе выполнении самостоятельных заданий;

- отсутствие активности в работе малых групп;

- стеснение на «открытых» занятиях;

Высокий уровень

- устойчивая мотивация к занятиям;

- активность и увлеченность при выполнении заданий;

- умение конструктивно работать в малой группе любого состава;

- творческий подход к выполнению всех заданий, упражнений, изученных за определенный период обучения;

учебно –методическое и информационное обеспечение

  1. презентации по различным темам,
  2. CD-ROMы,
  3. дополнительные программы для работы ,
  4. программы разработки фотооткрыток, визиток и т.д.,
  5. мультимедийная энциклопедия «Кирилл и Мефодий» в двух томах,
  6. плакаты, раздаточный материал,
  7. компьютерные файлы для практической работы и др.


Литература и электронные ресурсы для педагогических работников:

  1. Брыксина О.Ф. Планируем урок информационной культуры // Информатика и образование. – 2001. – 2. – С. 86-93.
  2. Горячев А.В. О понятии “Информационная грамотность. // Информатика и образование. – 2001. –№8 – С. 14-17.
  3. Грязнова ЕМ. Занимательная информатика// Информатика и образование. – 2006. –№6. – С.77 - 87.
  4. ЕфимоваО. Курс компьютерной технологии с основами информатики: Уч. пособие / О. Ефимова, В. Морорзов, Н.Угринович. - М.: ООО «Издательство АСТ»; ABF, 2003. - 424с.
  5. Журова СМ. Внеурочные занятия по информатике // Информатика и образование. – 2006. –5. – С. 8-13.
  6. Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Специальная информатика: учебное пособие. – М.: АСТ-ГГРЕСС: ИнфоркомПресс, 2000. – 400 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Компьютерная грамотность»

Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образовани...

Образовательная программа «Компьютерная азбука»

Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умением планировать свою деятельность и находить информацию, необходимую для решения поставленно...

Программа "Компьютерное Lego - конструирование"

Программа дополнительного образования школьников "Компьютерное "Lego - конструирование" разработана для работы с конструктором LEGO WeDo. Реализация ФГОС....

Проект на компьютерном кружке

Поздравление папы.умение печатать и вставлять картинку...

внеурочная деятельность рабочая программа " Компьютерная долина" 3 класс

разработка рабочей программы по курсу внеурочной деятельности " Путешествие в компьютерную  долину " 3 класс...