Образовательная программа «Компьютерная азбука»
методическая разработка по информатике (1 класс) на тему

Поддубная Инна Анатольевна

 

Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умением планировать свою деятельность и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, эффективно использовать новые технологии.

Такие умения необходимы сегодня каждому молодому человеку. Поэтому первой и важнейшей задачей является формирование у учащихся соответствующего стиля мышления, и начинать это следует в младших классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon komp._azbuka_poddubnaya.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»

Принята на заседании                                        Утверждена приказом

педагогического совета                                     директора МОУ ДОД «ЦВР»

«_____»_____________2012 г.                          ___________ Н.Н. Ведищева

Протокол № _________                                     Приказ № ________

                                                                               от «____» _________ 2012 г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«КОМПЬЮТЕРНАЯ  АЗБУКА»

Автор:Поддубная Инна Анатольевна,

педагог дополнительного

образования

Возраст обучающихся: 6-9 лет

Срок реализации: 2 года

Оленегорск

2012 год

Пояснительная записка

Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умением планировать свою деятельность и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, эффективно использовать новые технологии.

Такие умения необходимы сегодня каждому молодому человеку. Поэтому первой и важнейшей задачей является формирование у учащихся соответствующего стиля мышления, и начинать это следует в младших классах.

Развитие детей младшего школьного возраста с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики.

Необходимо, с одной стороны, стремиться к развитию мышления и творческих способностей детей, а с другой стороны - давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме.

Занятия информатики, их непохожесть на другие занятия, несут детям не только приятные минуты совместной творческой игры, но и служат ключом для собственного творчества.

Сущность творчества - в предугадывании результата. Учащийся, работая с компьютером, становится исследователем, открывателем. Это означает, что он учится делать выводы и обобщать, исходя из собственного опыта.

Цель программы:

 овладение умениями и навыками использования ПЭВМ для решения творческих, учебных и практических задач.

Задачи программы:

  1. Обучающие:
  1. дать начальные знания в области информационных технологий
  2. научить пользоваться прикладными программами.
  3. последовательно наращивать потенциал умений самостоятельной работы с компьютером;
  4. формировать готовность обучающихся использовать типовые информационные технологии для решения познавательных и практических задач.
  1. Развивающие:
  1. способствовать развитию умений и навыков пользоваться полученными знаниями;
  2. способствовать развитию информационной культуры.

3.         Воспитательные:

  1. воспитывать у обучающихся интерес к изучению информационных технологий,  стремление к знаниям,  самостоятельность в работе с компьютером.

Направленность программы

Общекультурный уровень программы предусматривает удовлетворение интересов ребенка, расширение информированности в области компьютерных технологий.

Данная программа предназначена на учащихся 6-9 лет. Школьная программа информатики не охватывает учащихся данного возраста. В школьном курсе предмет информатика вводится с 5 класса. Знания, которые дает учащимся общеобразовательная школа, в большей степени носят теоретический характер, при этом, главный упор делается на изучение основ алгоритмизации и программирования.

К сожалению, из-за малого количества школьных практических занятий большинство выпускников школ имеют поверхностные практические навыки пользователей компьютера, не говоря уже о работе в локальных компьютерных сетях и глобальной Сети Интернет. В высшие учебные заведения по данному направлению поступают лишь те выпускники, кто занимался дополнительно, либо в компьютерных объединениях, либо самостоятельно, имея компьютер дома.

Обучение пользовательским  навыкам нужно начинать в более раннем возрасте. Это возможно только в условиях дополнительного образования, которое должно взять на себя обучение учащихся практическим знаниям и умениям и формирование профессиональной ориентации на более раннем этапе.

Сроки реализации  программы

Программа рассчитана на два года обучения (1 год – 33 часа, 2 год – 34 часа).

Задачи обучения:

 - приобретение навыков работы с клавиатурой. Знакомство с основными устройствами компьютера. Получение и закрепление навыков работы с графической  информацией.

- закрепление навыков работы с клавиатурой. Получение и закрепление навыков работы с текстовой информацией. Знакомство с коммуникационными технологиями.

Формы и методы обучения

Занятия проходят в форме:

  1. беседы;
  2. практических (лабораторных) занятий;
  3. занятий по проверке и оценке знаний (контрольные работы и т.п.).

 

Методы проведения занятий:

  1. Объяснительно-иллюстративный - передача и организация усвоения знаний  обучающимися.
  2. Репродуктивный - обучение умению воспроизводить знания и способы деятельности.
  3. Частично-поисковый  (эвристический)  метод - обучение отдельным  этапам исследовательской работы.

Ожидаемые результаты

По окончании обучения обучающиеся должны

знать:

-         правила техники безопасности при работе с компьютером и правила противопожарной безопасности;

-         понятия информации и информационных процессов;

-         назначение функциональных клавиш;

-         основные устройства персонального компьютера;

-         возможности графического редактора;

-     возможности текстового редактора;

-         правила поиска информации в Интернете.

уметь:

-         приводить примеры информационных процессов;

-         приводить примеры применения компьютеров;

-         работать с клавиатурой;

-         загружать прикладные программы;

-         работать с графической информацией;

-         возможности текстового редактора;

-         правила поиска информации в Интернете.

Формы оценки результативности

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем письменного опроса и практических заданий.

Материально-техническое обеспечение:

-        локальная сеть из 10 рабочих станций и сервера;

-        принтер;

-        сканер;

-        компьютерные столы;

-        столы;

-        стулья.

Методическое обеспечение:

1.        Плакаты:

-        рабочий стол Microsoft Windows;

-        формы указателя мыши;

-        структура окна программы WordPad;

-        инструментарий графического редактора Paint;

-        сервисы Интернет.

2.        Раздаточный материал к занятиям:

-        открытки и образцы рисунков к графическому редактору;

-        алгоритм разрезания и склеивания строк в текстовом редакторе;

-        алгоритм работы с фрагментами текста;

3.        Образцы заданий к темам:

-        текстовый процессор WordPad.

4.        Программное  обеспечение:

-        детская компьютерная энциклопедия «КиМ»;

-        азы информатики;

-        изучение клавиатуры;

-        ребусы;

-        устройство компьютера;

-        учебник по Internet;

-        клавиатурные тренажеры: «Ваbуtуре»; «Клавиатор»; «Воmbinа»; «КиМ»;

-        операционная система «Microsoft Windows».

Учебно-тематический план 1 года обучения


п.п.

Тема

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Знакомство с компьютером

10

3

7

3.

В мире информации

7

3

4

4.

Графический редактор

7

3

4

5.

Знакомство с клавиатурой

7

2

5

6.

Заключительное занятие

1

-

1

ИТОГО:

33

12

21

Содержание программы 1 года обучения


п.п.

Тема

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

Ознакомление с планом работы на год. Инструктаж по ТБ и противопожарной

безопасности.

1

1

-


2.

Знакомство с компьютером.

Приемы работы с «мышью». Рабочий стол. Виды курсора. Структура окна. Изменение размеров и местоположения окна. Практическая

работа. Зачетная работа.

10

3

7

3.

В мире информации.

Понятие информации. Виды представления информации. Информационные процессы. Информационные носители. Способы хранения информации.

Источник, приемник и канал передачи. Преобразование информации при передаче. Схема обработки информации. Информационная схема компьютера. Состав компьютера.

Практическая работа. Зачетная работа.

7

3

4

4.

Графический редактор

Знакомство с редактором, его значение, внешний вид. Инструменты рисования. Цвет. Работа с фрагментом рисунка. Практическая работа.

Зачетная работа.

7

3

4

5.

Знакомство с клавиатурой

Клавиши управления курсором. Приемы редактирования информации. Буквенно-цифровая часть. Специальные управляющие клавиши. Функциональные клавиши.

Практическая работа.

7

2

5

6.

Заключительное занятие

Зачетная годовая работа.

1

-

1

ИТОГО:

33

12

21

Учебно-тематический план 2 года обучения


п.п.

Тема

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

1.

Введение.

2

1

1

2.

Приёмы работы с компьютером.

4

2

2

3.

Основы работы с графической информацией.

9

2

7

4.

Основы работы с текстовой информацией.

9

2

7

5.

Основы работы алгоритмизации.

9

3

6

6.

Заключительное занятие.

1

-

1

ИТОГО:

34

10

24

Содержание программы 2 года обучения


п.п.

Тема

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

1.

Введение.

Ознакомление с планом работы на год. Инструктаж по ТБ и противопожарной

безопасности.

Виды информации. Информационные процессы.

2

1

1


2.

Приёмы работы с компьютером. Структура клавиатуры. Компоненты компьютера. Техника работы с клавиатурой. Хранение информации в компьютере. Дерево каталогов диска.

4

2

2

3.

Основы работы с графической информацией.  Графическая информация. Графический редактор (интерфейс). Создание и сохранение графического изображения.  Загрузка и редактирование графического изображения.  Инструменты Заливка, Масштаб.  Операции над фрагментами графического изображения. Инструменты, Надпись, многоугольники, Кисть и Распылитель. Рисование дуг. Сжатие и растяжение изображений. Наклон, отражение и поворот изображений.  Практическая работа. Зачётная работа.

9

2

7

4.

Основы работы с текстовой информацией. Текстовая информация. Знакомство с программой ТР.  Создание нового текстового документа. Сохранение текста. Загрузка и редактирование текста. Работа со строками текста. Понятие фрагмента текста. Операции над фрагментом. Полный цикл работы с текстом. Практическая работа. Зачётная работа.  

9

2

7

5.

Основы работы алгоритмизации. Понятие алгоритма.  Линейный алгоритм. Задача «Волк, коза и капуста».  Исполнитель алгоритма. Система команд и среда обитания исполнителя. Компьютерные исполнители алгоритмов. Знакомство с языком Intel.  Знакомство с исполнителем Чертежник.  Работа над алгоритмом (запись, редактирование, выполнение сохранение). Составление линейных алгоритмов. Вспомогательный алгоритм. Практическая работа. Зачётная работа.

9

3

6

6.

Заключительное занятие

Зачетная годовая работа.

1

-

1

ИТОГО:

36

13

23

Список литературы для педагога

1. Дуванов А.А. Программно - методическая система «Азы информатики», 2001г. Электронная версия.

2.         Симонович С.В. Евсеев Г.А. Алексеев А.Г. Общая информатика: Учебное пособие. – М.: АСТ-пресс, 2001. – 591 с.

3.         Скетчер А. Интернет для школьников и их родителей. – М.: Триумф, 2003. – 271 с.

Программу составила

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД «Центр внешкольной работы»                            И. А. Поддубная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ) ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОСНОВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений  Российской Федерации  является важнейшим нормативным документом по введению федеральных государственных образовательных ст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе

Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской программы по литературному чтению для учащ

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы...

Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стан¬дарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авт

Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стан­дарта начального общего образования на ос...