Формирование основ ученического самоуправления в начальной школе, путем вовлечения учащихся в проектную деятельность.
проект (1, 2, 3, 4 класс)
Сегодня актуальны такие качества личности, как владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, способность к самообразованию, воспитанность. Если ученик будет обладать указанными свойствами, то ему легче будет реализоваться в современном обществе.
Таким образом, основываясь на цели и задачи обучающихся в Лицее № 6, мне необходимо было найти такие формы работы, которые с учетом новых подходов, заложенных в государственных образовательных стандартах начального общего образования, позволили бы вовлечь учащихся в самоуправленческую деятельность, создать условия для формирования таких качеств как организованность, ответственность, активность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Слайд 1. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, ПУТЕМ ВОВЛЕЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Слайд 2. Сегодня актуальны такие качества личности, как владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, способность к самообразованию, воспитанность. Если ученик будет обладать указанными свойствами, то ему легче будет реализоваться в современном обществе.
Таким образом, основываясь на цели и задачи обучающихся в Лицее № 6, мне необходимо было найти такие формы работы, которые с учетом новых подходов, заложенных в государственных образовательных стандартах начального общего образования, позволили бы вовлечь учащихся в самоуправленческую деятельность, создать условия для формирования таких качеств как организованность, ответственность, активность.
Формирование человека, умеющего строить достойную жизнь в достойном обществе, требует сегодня воспитания и развития следующих качеств:
- уважение к правам и свободам человека;
- творческая инициатива;
- умение ставить цели и достигать их;
- самостоятельность в решении личных и общественных проблем;
- ответственность за себя и других.
Слайд 3. В основе проектной деятельности лежит развитие умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему, умения принимать ответственность за свои решения.
Использование проектной деятельности помогает решать сразу несколько задач:
- каждый ученик может проявить себя как творческая личность;
- каждый ученик включен в деятельность, которая ему «по душе»;
- школьники учатся самовыражению, самоопределению, самореализации;
- работа над проектом воспитывает целеустремленность, инициативность;
- фундаментальные знания связываются с эмоциональной памятью, что исключает возможность забывания.
Слайд 4. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД:
- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось видеть трудности, ошибки);
- (ставить и удерживать цели);
- планировать (составлять план своей деятельности).
Познавательные УУД:
- моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное).
Коммуникативные УУД:
- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.
Слайд 5. Таким образом, актуальность проблемы определяется следующим:
- востребованность обществом социально адаптированной личности;
- поиск интересных, действенных форм воспитательной работы с современными детьми, как с отдельно взятой личностью, так и с детским коллективом;
- поиск форм взаимодействия и сотрудничества семьи и школы.
Слайд 6. Новизна моей воспитательной системы состоит в создании системы организации проектной деятельности, направленная на развитие самоуправления в коллективе младших школьников.
Слайд 7. Ведущая педагогическая идея заключается в создании системы работы, способствующей развитию самоуправления в коллективе младших школьников через проектную деятельность на уроках и во внеурочное время.
Работа по организации самоуправления в классе на основе проектно-исследовательской деятельности в системе урочной и внеурочной работы была разделена на несколько этапов.
- Диагностический (постановка проблемы, определение цели и задач работы над темой, метод наблюдения учителем, диагностика учащихся педагогом-психологом, прогнозирование результатов, изучение психолого-педагогической литературы по проблеме)
- Практический (формирование методического комплекта, отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов, работа проектов, участие в конференциях)
- Обобщающий (творческий отчет, оформление работы по теме самообразования, представление материалов, анализ работы по организации самоуправления)
Слайд 8. Начальным этапом проектной деятельности для младших школьников могут стать проектные задачи, решение которых становится возможным, начиная с 1 класса. Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи каждому ребенку учителем предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора или системы заданий и данных, требуемых для их выполнения.
Слайд 9. Целесообразно построить работу таким образом, чтобы решение отдельных задач отдельными учениками приводили бы к достижению общей цели.
Слайд 10. Проект «В гости к осени».
Роль учащихся в данном проекте была исполнительской. Детям предлагались проектные задачи, которые были включены в уроки и внеклассные мероприятия в соответствии с тематическим планированием. Задачей ученика являлось выполнение задания и оценка своей деятельности и деятельности товарищей.
Слайд 11. Проект «Моя семья» был разработан для знакомства ребят с семьями одноклассников.
Слайд 12. Еще один проект «Выборы Президента Сказочной страны».
Знакомство с понятиями «выборы», «голосование».
В результате работы над проектами дети:
- смогли познакомиться, узнать друг друга во внеурочной деятельности;
- смогли продемонстрировать результаты своей деятельности и дать ей оценку;
- получили возможность оценить работу товарищей;
- получили возможность соотнести самооценку с оценкой одноклассников и сделать вывод о ее объективности;
- получили возможность формирования навыка структурирования деятельности;
- познакомились с последовательностью этапов работы над проектом, усвоили новые термины.
Организацию работы на данном этапе можно представить в виде
схемы:
Слайд 13. «Безопасный путь домой» - коллективный ученический проект. Работа велась в группах, разделенных по принципу принадлежности к району проживания. Совместное изучение местности позволило детям выполнить макет микрорайона, в котором находится школа и наметить наиболее безопасные маршруты от дома до школы.
На данном этапе дети направлялись педагогом, корректировались действия учащихся там, где это было необходимо.
В результате работы над проектом:
- дети научились самостоятельно определять цель, задачи, делать предположения и выводы.
- дети получили первичные навыки по планированию своей деятельности. Организацию работы на данном этапе можно представить в виде схемы:
Слайд 14. «Интерактивный Сказочный календарь» - коллективный ученический проект. Работа велась в группах, разделенных по принципу одни рисовали рисунок, другие делали поделки, третьи находили информацию. Совместная работа позволила создать Интерактивный Сказочный календарь, с которым ребята выступили на «Ростке», затем мы сходили в детский сад «Брусничка», рассказали дошколятам и подарили календарь.
На данном этапе дети направлялись педагогом, корректировались действия учащихся там, где это было необходимо.
В результате работы над проектом:
- дети научились самостоятельно определять цель, задачи, делать предположения и выводы.
- дети получили первичные навыки по планированию своей деятельности.
Слайд 15. Для формирования навыков частичного управления был разработан проект, который выполнялся с привлечением всех детей класса.
Слайд 16. В творческом проекте «Новый год к нам идёт!» дети четко структурировали работу. Детьми была изучена литература, собрана информация, подобраны подвижные игры, оформлены окна в кабинете, придуманы задания для адвент – календаря, сделана своими руками игровая зона.
Слайд 17. Еще один проект «Ёлочка – красавица в Лицее № 6!». Как следует из опроса родителей, учителей, старшеклассников, на территории лицея на Новый год не ставили для детей ёлочку. Задумались, на помощь пришли родители и закипела работа.
Одна группа проводила опрос, другая пригласила ребят участвовать в акции «Подарок для ёлочки» (изготовить елочные игрушки), делали и собирали игрушки, третья собирала информацию о хвойных деревьях, четвертая давала задание раскрасить по клеточкам, какая получится ёлочка, пятая подбирала игры и песни.
Большинство детей активно включились в самостоятельную деятельность и были готовы к взаимодействию, самоконтролю, самоорганизации.
Коллектив находится в стадии развития, сформированы некоторые навыки самоуправления.
Учитывая многообразие проектов и способов организации проектной деятельности, учителем используется данная форма как основная для организации самоуправления в классе.
Ёлочку установили, провели открытие, мы убирали снег, чистили территорию, в заключении оформили стенгазету «2 а у новогодней ёлки!».
Работа строилась по определенному алгоритму. Таким образом, в активной самостоятельной деятельности дети учились взаимодействию друг с другом, с учителем и родителями.
Слайд 18. Работа по развитию самоуправления в классе велась параллельно через создание и деятельность малых инициативных групп. Класс был разбит на постоянные группы (звёздочки), которые по очереди выполняли различные поручения по дежурству в классе.
Каждый ученик имел возможность выполнять поручения разной направленности. Ответственными за работу в группах назначались дети по очереди.
Слайд 19. Разные дети справлялись с данным поручением по-разному. На начальном этапе развития коллектива деятельность групп заключается в следующем:
- Дежурство по классу: чистая доска; чистый пол; полив цветов.
- Дежурство по столовой чистый стол.
- Переменка: организация подвижных игр.
- Учебный сектор: раздача тетрадей; контроль готовности к уроку.
- Здоровье: организация физминуток на уроке.
Постепенно виды поручений изменятся в соответствии с интересами и потребностями учащихся. К 4 классу работа малых инициативных групп будет строится следующим образом:
- Дежурство по классу: чистая доска; чистый пол; полив цветов.
- Дежурство по столовой: чистый стол; чистые руки.
- Учебный сектор: подготовка проверки домашнего задания на доске; контроль готовности к уроку.
- Переменка: организация подвижных игр.
- Учебный сектор: раздача тетрадей; контроль готовности к уроку.
- Проектная группа - разработка краткосрочного проекта (например, фрагмент какого-либо урока в соответствии с тематическим планированием, участие в конкурсах, подготовка к праздникам и т.д.).
Слайд 20. Такая форма работы удобна и при разработке коллективных проектов, когда каждая группа выполняет свою часть работы, а возможность контролировать процесс переходит к проектной группе.
Результаты работы по данной воспитательной системе показывают, что применение метода проектов позволяет достичь определённых результатов:
- наблюдается активизация мыслительной деятельности и творческой активности обучающихся;
- наблюдается положительная динамика в сторону совершенствования навыков самоорганизации, сотрудничества с учителем и сверстниками;
- наблюдается частичное овладение способами управления действиями партнера: контроль, коррекция, оценка
Слайд 21. Результативность воспитательной системы будет прослеживаться на протяжении четырех лет.
По результатам диагностики М.И. Рожкова по определению уровня самоуправления в ученическом коллективе можно отметить повышение по следующим параметрам:
- вовлеченность учащихся в самоуправленческую деятельность с 13% до 49%;
- организованность классного коллектива с 22% до 48%;
- ответственность за результаты совместной работы в классе с 26% до 51%.
Слайд 22. Обеспечена позитивная динамика качества знаний учащихся.
Ученики свободно оперируют усвоенной терминологией, активно используют свои знания в самостоятельной работе, повысилось качество знаний по предметам.
Результатом положительной динамики качества знаний является активное участие детей в творческих конкурсах и научно - практических конференциях.
Слайд 23. Обучающиеся свободно оперируют усвоенной терминологией, активно используют свои знания в самостоятельной работе, повысилось качество знаний по предметам.
Слайд 24. Замысел проекта объединяет, роли распределяются, далее идёт содержательная работа. Так складываются группы, которые могут стать первым толчком к созданию прочных дружеских связей.
Слайд 25. Предлагая детям участвовать в проектной деятельности, мы получаем возможность управлять созданием групп. В групповых проектах у участников формируются навыки сотрудничества, что способствует развитию коллектива.
Слайд 26. Таким образом, использование метода проектов в начальной школе обеспечивает целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирует навыки самоорганизации, что способствует развитию самоуправления коллектива.
Я считаю, обязанность учителя начальных классов - заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни.
Слайд 27. Немецкий поэт, драматург Лессинг точно сказал «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя бы криво, да сами».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель ученического самоуправления в начальной школе.
О важности организации школьного самоуправления было много сказано. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные спо...
Модель ученического самоуправления в начальной школе
О важности организации школьного самоуправления было много сказано. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные способности, н...

Модель ученического самоуправления в начальной школе
Что такое самоуправление. Цели и задачи самоуправления. Организация самоуправления в начальной школе в форме работы групп с системой сменных поручений....

Ученическое самоуправление в начальной школе.
В статье дается определение ученического самоуправления. Подробно рассматриваются цели: содействие развитию ребенка, формирование детского коллектива как команды, формирование у учащихся готовности к ...

Модель ученического самоуправления в начальной школе
Ученическое самоуправление - это организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности учащихся. Основным структурным элементом самоуправления является класс. Истинное са...

Ученическое самоуправление в начальной школе.
Действует система чередования поручений, чтобы каждый ученик попробовал себя, свои силы и возможности в различных ролях и видах деятельности. Смена поручений с обязательным подведением итогов коллекти...

«Формирование основ самоуправления в начальной школе, путем вовлечения учащихся в проектную деятельность»
Воспитательная практика направлена на создание системы, способствующей развитию самоуправления среди младших школьников через проектную деятельность как в урочное, так и во внеурочное время....




