Ученическое самоуправление в начальной школе.
материал (2 класс) на тему

Кокорева Ольга Валерьевна

В статье дается определение ученического самоуправления. Подробно рассматриваются цели: содействие развитию ребенка, формирование детского коллектива как команды, формирование у учащихся готовности к выполнению различных поручений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_ps.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете 07.11.2014
учителя начальных классов Кокоревой О.В.

«Ученическое самоуправление в начальных классах».

СЛАЙД 1  Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив.

     Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что коллектив детей – это мощное орудие и  ученика воспитывает дух коллектива.

     Самоуправление является современной формой работы с ученическим коллективом, позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи, овладевать навыками делового общения, строить страну своей мечты.

Все знают, что ученическое самоуправление необходимо. Знаний море, а как их применить – непонятно. Так что же такое самоуправление?

 Самоуправление – управление делами  своими собственными силами в какой-нибудь организации, коллективе.

СЛАЙД 2  Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.

Правовые основы ученического самоуправления в России отражены в Федеральном законе “Об образовании” за 1996 год. Статья 50: “Права и социальная защита обучающихся воспитанников” гласит: “Обучающиеся всех общеобразовательных учреждений имеют право… на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений”.

     Развитие классного самоуправления – дело сложное, требующее работы в течение долгого времени; но предоставлять учащимся власть, конечно, нужно.

СЛАЙД 3   Каковы же цели ученического самоуправления в младших классах? Это:

  1.  Содействие развитию ребенка.
  2.  Формирование детского коллектива  как команды.
  3.  Формирование у учащихся готовности к выполнению различных поручений, т.е. выполнять систему социальных ролей.

СЛАЙД 4       Содействие развитию ребенка:

  • Развитие творческого потенциала детей.
  • Стимулирование саморазвития.
  • Планомерное развитие склонностей, способностей и талантов детей.
  • Развитие инициативы и активности.
  • Развитие самостоятельности.

СЛАЙД 5  Формирование детского коллектива как команды:

  • Воспитание уважения к мнению других.
  • Формирование основ взаимодействия.
  • Обучение навыкам общения и слушания.
  • Воспитание чувства ответственности за свои поступки и поступки своих товарищей.
  • Приобщение к коллективной творческой деятельности.
  • Побуждение к осознанному применению навыков культуры поведения при взаимодействии.
  • Формирование умений побеждать и проигрывать.

СЛАЙД 6  Формирование у учащихся готовности к выполнению различных поручений:

  • Развитие социальной направленности в деятельности.
  • Побуждение к самостоятельному выбору видов и способов деятельности.
  • Побуждение к участию в подготовке дел.
  • Привлечение к анализу дел.
  • Развитие стремления к достижению ступеней роста.
  • Побуждение к выполнению поручений.
  • Развитие адекватной самооценки и приобщение к анализу деятельности.

СЛАЙД 7   ЦЕЛЬ включения младших школьников к ученическому самоуправлению – это значит помочь самореализоваться личности в процессе совместной деятельности детей и взрослых.

СЛАЙД 8    См. «Лестница развития ученического самоуправления в младших классах:

Этап подражания (1-2 класс)-

дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, копируя их действия

Этап частичной самостоятельности (2-3 класс)-

дети в состоянии выполнить самостоятельно часть работы, могут сами находить некоторые способы их осуществления.

Этап более полной самостоятельности (3-4 класс)-

дети выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях

СЛАЙД 9    Поэтому подходят следующие девизы:

1 этап – Делай, как я!

2 этап – Делай, как большинство из нас!

3 этап – Делай лучше нас!

СЛАЙД 10   Ученическое самоуправление в младших классах

–  это когда  у каждого ученика  есть поручение, он умеет самостоятельно определить свои возможности, он знает к кому можно обратиться за помощью, он может определить свой личный вклад в общее дело и адекватно оценить  свои ошибки

СЛАЙД 11   Ученическое самоуправление в младших классах – это фундамент, от качества которого зависит  не только социальная инициатива учеников в дальнейшем, но и состояние государственно-общественного управление образовательным учреждении в целом.

Вашему вниманию представляю структуру органов самоуправления во 2 классе.

Для себя, как для классного руководителя, я определила следующие основные принципы самоуправления

*Педагог должен уметь поставить ребенка в ситуацию, из которой ребенок должен искать выход сам.

* Нужно уметь улавливать характер связей, отношений, взглядов, желаний разных детей, уметь уловить их групповые интересы.

* Нужно уметь создавать созидательно – творческую обстановку, уметь организовать игровую мыследеятельность учащихся, в ходе которой детское фантазирование и собственные мысли могли бы пересечься.

В своей работе стремлюсь к определенному стилю отношений с детьми и родителями:

 Не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. Великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал: « Нельзя сводить духовный мир маленького человека только к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками, жизнь станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но, прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель ученического самоуправления в начальной школе.

О важности организации школьного самоуправления было много сказано. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные спо...

Модель ученического самоуправления в начальной школе

О важности организации школьного самоуправления было много сказано. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные способности, н...

Модель ученического самоуправления в начальной школе

Что такое самоуправление. Цели и задачи самоуправления. Организация самоуправления в начальной школе в форме работы групп с системой сменных поручений....

Модель ученического самоуправления в начальной школе

Ученическое самоуправление - это организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности учащихся. Основным структурным элементом самоуправления является класс. Истинное са...

Ученическое самоуправление в начальной школе.

Действует система чередования поручений, чтобы каждый ученик попробовал себя, свои силы и возможности в различных ролях и видах деятельности. Смена поручений с обязательным подведением итогов коллекти...

Организация ученического самоуправления в начальной школе как средство реализации ФГОС

Сегодня, учитывая требования ФГОС, основой воспитательной системы является личностно-ориентированный подход. Каждый ребёнок, как личность имеет свои задачи, свою жизненную программу, которая включает ...

Статья "СИСТЕМА УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗНОСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РАСКРЫТИЯ ИХ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА"

В статье рассказвается о системе самоуправления в отдельно взятом классе, ее особенностях, а также о трудностях, с которми столкнулся педагог. Представлены результаты....