Методическая разработка игры «крестики – нолики» на тему «В гости к осени» для младших школьников
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Цель:
-закрепление и обобщение знаний детей об осени в занимательной и игровой форме
Задачи:
- образовательная:
- систематизировать знания об осенних явлениях природы
коррекционно-развивающая:
- способствовать коррекции внимания, памяти, мыслительных операций
воспитательная:
- воспитывать любовь к природе, экологическую культуру
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 80»
г. Кемерово
Методическая разработка игры «крестики – нолики»
на тему
«В гости к осени»
для младших школьников
Составитель: Пискунова Елизавета Евгеньевна, учитель начальных классов |
Пояснительная записка
Методическая разработка игры «крестики - нолики» на тему «В гости к осени» ориентирована на учащихся 1-4 классов.
С раннего детства необходимо учить ребенка чувствовать, видеть красоту природы, беречь ее богатства, понимать, что природа представляет огромную, ни с чем не соизмеримую ценность как источник восстановления его сил и здоровья, познавать связи и отношения в окружающем мире.
Младший школьный возраст рассматривается как период накопления знаний об окружающем мире на основе эмоционального восприятия природы.
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Ознакомление младших школьников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Красота и многообразие природы в любое время года, сезонные изменения непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, творчески выражать свои мироощущения. С помощью обращения к теме «Времена года» учитель должен помочь детям научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями разных времен года, подвести к пониманию зависимости жизни людей, животных и растений от сезона.
Данный урок строится в соответствии с требованиями системно - деятельностного подхода, поэтому на данном уроке используются различные методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемно - поисковый, исследовательский. Высокая умственная и практическая активность детей, предусмотренная на данном уроке, заставляет думать, рассуждать, самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы, развивает любознательность, воспитывает интерес и бережное отношение к природе.
Различные формы работы детей (фронтальная, групповая, в парах и в группах по каналам восприятия информации) позволяют детям научиться взаимному сотрудничеству, уважительному отношению к собеседнику. На данном уроке дети учатся не только высказывать свою точку зрения, но и сопоставлять её с чужой, таким образом, учащиеся приобретают необходимые коммуникативные навыки.
Цель:
-закрепление и обобщение знаний детей об осени в занимательной и игровой форме
Задачи:
- образовательная:
- систематизировать знания об осенних явлениях природы
коррекционно-развивающая:
- способствовать коррекции внимания, памяти, мыслительных операций
воспитательная:
- воспитывать любовь к природе, экологическую культуру
Планируемые результаты
- личностные
- умение применять полученные знания и умения на практике;
- коммуникативные
- вступать и поддерживать коммуникацию в учебной ситуации;
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,
- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач;
- умение работать в группе.
- регулятивные
- принимать и сохранять цели и задачи решения учебных задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность;
- осуществлять рефлексию своей деятельности.
- познавательные
- работать с текстом, иллюстрациями, извлекать информацию;
- использовать в жизни и деятельности полученные знания и умения, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Данная игра может быть полезна для всех специалистов, работающих с детьми младшего школьного возраста, учителей, воспитателей, психологов, а также родителей.
Время проведения: 45 минут.
Место проведения: класс.
Оборудование: игровое поле 1x 1м; состоящее из 6 клеток; наборы табличек с изображением «x» и «o» для жюри; карточки с заданиями; иллюстрации и рисунки.
Условия проведения
Игра может проводиться как внутри одного класса, так и на параллель. Играющие делятся на 2 команды (крестики и нолики), выбирается жюри. Перед началом игры вывешивается игровое поле с названием конкурсов. В каждом конкурсе принимают участие обе команды. Жюри оценивают игру и объявляет результат в конце каждого конкурса путем поднятия табличек с изображением «x» или «o». Та команда, которая побеждает в данном конкурсе, ставит на игровом поле свой знак (крестик, нолик). Следующий конкурс всегда выбирает проигравшая команда. Победит та команда, чей знак чаще повторяется на игровом поле.
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Мы начинаем наш праздник - конкурс, посвященный осени и называется наш конкурс «В гости к осени». Постепенно, на смену тёплого и солнечного лета приходит осень. Осень — чудесное и очень красивое время года. Когда же она начинается? По календарю осень начинается 1 сентября, когда многие дети идут в школу. Осень может быть ранняя (приходит рано) или поздняя (приходит поздно).
Ведущий. Разрешите представить жюри конкурса. (Представляем жюри)
Рефлексия. Покажите сигнальчики. С каким настроением вы пришли на праздник-конкурс.
Представление команд (Каждая команда по очереди представляют свою команду, эмблему, девиз).
Ведущий.
Пожелаем всем друзьям
Сражаться дружно и отважно
Кому достанется победа
Совсем-совсем неважно
Конкурс 1. «Интеллектуальный урожай»
Осень - пора сбора урожая, и сейчас вы имеете возможность собрать свой,
интеллектуальный урожай. Ведущий задает вопросы обеим командам одновременно. Команда, давшая правильный ответ быстрее, получает красную карточку. Очки присваиваются по количеству заработанных карточек.
Вопросы:
#1055;очему листья верхушек деревьев опадают последними?
(Они самые молодые).
#1050;ак иначе в России называют баклажаны? (Синенькие).
#1059; какого зверя осенью в листопад появляются детёныши? (Заяц).
#1050;орнеплоды какого растения называют вторым хлебом? (Картофель).
#1050;огда начинался Новый год на Руси? (1 сентября).
#1050;то осенью улетает, а весной возвращается? (Птицы)
#1050;уда зайцу удобнее бежать: с горы или в гору?
(В гору: у зайца передние ноги короткие ,а задние длинные.)
8. Сколько дней длится осень? (91 день)
9 .Как в России называют период теплой погоды в середине осени? (бабье лето)
10. Какое дерево является символом осени? (клен)
11. Какое универсальное средство от дождя было изобретено в Китае? (зонт)
12. Какие птицы считаются лучшими предсказателями дождя? (ласточки и
стрижи)
13. Сколько дней лил дождь, приведший к Всемирному Потопу? (40 дней)
14. Кто из древнегреческих богов управлял громом и молнией? (Зевс).
15. Как по-китайски будет звучать словосочетание «большой ветер»? (тайфун)
16. Чем заканчивается осень? (ноябрем).
Конкурс 2. «С какого дерева лист»
Осень приходит к нам незаметно, и ещё в конце августа можно заметить, что листочки на некоторых деревьях начали желтеть. Первыми желтеют листочки у берёзы. Вслед за берёзой постепенно теряют свой зелёный цвет листья липы, клёна, вяза и других деревьев. Они становятся красными, жёлтыми, оранжевыми, коричневыми. Это связано с тем, что солнце появляется всё реже, становится холоднее и зелёный цвет в листьях исчезает.
Только хвойные растения, у которых вместо листочков иголочки – ёлки, сосны, пихты остаются зелёными и осенью и зимой. Все, кроме лиственницы – у неё хоть и иголки, но они осенью желтеют и опадают.
Когда осенние деревья одеваются в разноцветные, яркие наряды, начинается листопад. Происходит это в сентябре или в октябре. Листопад – удивительное и очень красивое явление природы!
Опавшие осенние листочки накрывают землю, как ковром, и согревают её холодной зимой.
Каждой команде предлагается угадать, с какого дерева упал листочек. Побеждает команда, которая быстрее выполнит задание.
Конкурс 3. «Отгадай животное»
Осень – особая пора в жизни животных. Многие из них готовятся к предстоящей зиме – запасают пищу, готовят теплые норки, чтобы пережить холода.
Каждой команде предлагается угадать по описанию животного. Побеждает команда, которая быстрее выполнит задание.
1. Шерсть и рыжеватая по цвету, и походит на сосновую кору. Гнездо сооружает около вершины ели или пихты. Питаются орехами, семенами, грибами, ягодами. Основной корм – семена хвойных деревьев. (Белка.)
2. Это хищник. Похож на большую собаку. Называют их санитарами леса, так как они в первую очередь нападают на больных и ослабленных животных… (Волк.)
3. Это мохнатые тяжеловесы среди хищников. От холода его спасает толстый слой жира. Морды у этих зверей вытянуты, как у собак. Глаза и уши очень маленькие, зато когти огромные. Едят корни, ягоды, орехи. Встречают и черные, и темные, и бежевые, и даже ярко-рыжие. Но любимое их лакомство – мед. (Медведь.)
4. Хорошо ловит мышей. Их можно держать вместо кошки. Главная пища – насекомые. Охотится по ночам. У него короткие ноги. Почуяв опасность, сворачивается в клубок и выставляет острые твердые иглы. (Еж.)
5. Живет в озерах, болотах, топях и трясинах. Проводит день в сладкой дремоте. Когда пролетает какое-нибудь насекомое, оно выбрасывает липкий язык и, поймав добычу, быстро ее проглатывает. Вечернюю зарю встречают эти земноводные большими компаниями с обязательным концертом… (Лягушка.)
6. Хоть и хищница, но не отказывается от фруктов и ягод, а в голодный год – и от падали. Знаменитая участница большинства детских сказок. (Лиса.)
Конкурс 4. «Литературный конкурс»
Осень удивительная пора. Многие поэты посвятили этому времени года очень много стихотворений. Каждой команде предлагается отгадать кто автор
строк. Побеждает команда, которая больше даст правильных ответов.
1.Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне прощальная краса.
Люблю я пышные природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса. (А.С. Пушкин)
2.Лес,точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой ,пестрою стеной
Стоит над светлою поляной. (И.А.Бунин)
3.Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студено
Словно как тающий сахар лежит; (Н.А.Некрасов )
4.Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как. бы хрустальный,
И лучезарны вечера. (Ф.И.Тютчев)
Конкурс 5. «Знаешь ли ты птиц?»
Когда наступают холода и исчезают насекомые, перелётные птицы – ласточки, стрижи, мухоловки – начинают готовиться к путешествию в тёплые страны, но не все птицы улетают в теплые края.
Каждой команде предлагается угадать по иллюстрации птиц, и записать их название и к какой группе относятся (перелетные, зимующие). Побеждает команда, которая быстрее выполнит задание.
(3)
1. Щегол 2. Сова 3. Тетерев 4. Рябчик 5. Полярные совы 6. Ворон 7. Ворона 8. Галка 9. Королек 10. Дятел 11. Пищуха 12. Сорока
Конкурс 6. «Явления природы»
В природе постоянно происходят изменения: погода все время меняется. Какие изменения в природе вы часто наблюдаете осенью ? Каждой команде нужно составить рассказ о явлениях природы. Побеждает команда, которая быстрее и подробнее выполнит задание.
Награждение:
Команда, победившая в конкурсе, награждается дипломом. Участникам обеих команд вручаются призы.
Ведущий: Наша игра подошла к концу, и на прощанье хочется сказать, любите природу в любое время года.
Рефлексия: Покажите сигнальчики, с каким настроением для вас прошла вся игра.
Используемая литература:
- Журнал «Начальная школа» №11/12-1998; №5-1991; №10-1994; №6-1993; №9-2007.
- Газета «Начальная школа» №3,2007; №12,2005; №11,2004.
- Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я - гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка бинарного урока. Литературная игра "Крестики-нолики" по творчеству С.Я.Маршака для 4 класса.
Литературная игра "Крестики-нолики" по творчеству С.Я.Маршака. Бинарный урок литературного чтения предназначен для учащихся 4 классов....

Интеллектуальная игра "Крестики-нолики" по теме "Зима пришла - снег и радость принесла!"
Цель занятия: в игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания по окружающему миру, литературному чтению, музыке, технологии.Правила игры:Для участия в игре формируются две команды П...

Внеурочная программа игровой деятельности. Тема: Интеллектуально - познавательные игры. Экологическая игра «Крестики-нолики»
Знакомство с интеллектуально-познавательными играми в 1 классе прошло на примере экологической игры "Крестики-нолики"...

Сценарий воспитательной работы по направлению «Гражданин» для младших школьников ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «КРЕСТИКИ-НОЛИКИ»
Сценарий воспитательной работы по направлению «Гражданин» для младших школьников ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «КРЕСТИКИ-НОЛИКИ»...

Игра "Крестики-нолики" для повторения темы "Времена года" 4 класс английский язык
Игра "Крестики-нолики" может быть использована при повторении любого материала в любом классе, она универсальна. Представлена игра для повторения темы "Времена года" в 4 клас...
Методическая разработка коллективно – творческого дела на тему: «В гостях у сказок А. С. Пушкина»
....
Презентация к обобщающему уроку по русскому языку по теме "Имя существительное". Игра "Крестики-нолики".
Презентация предназначена для проведения обобщающего урока по русскому языку в 3 классе по теме "Имя существительное" в формате игры "Крестики-нолики"....
