Проект "Патриотическое воспитание в начальной школе"
классный час
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 62.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ Управление образования МО «Тарбагатайский район»
МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»
Проект
«Патриотическое воспитание в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО»
Автор: Варфоломеева Т.В.
учитель начальных классов
2025 г.
Патриотическое воспитание в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Если принять воспитание как целенаправленную организацию процесса вхождения ребёнка в современное общество, развитие его способности жить в нём достойно, формирования ценностных отношений личности ребёнка к окружающему миру во всех его проявлениях, становится очевидной неотложность решения проблем воспитания патриотизма.
Как показывает опыт работы, уважение к своей стране, к её национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и патриота своей страны без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.
Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. В соответствии с требованиями ФГОС НОО перед всеми нами возникла необходимость внесения изменений, поиска оптимальных путей воспитания младшего школьника, создания условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.
Безусловно, гражданско- патриотическое воспитание в школе должно охватывать всю педагогическую деятельность, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.
На мой взгляд, патриотическое воспитание в начальной школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков. Оно должно быть включено в этот процесс до такой степени органично и последовательно для расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности учащихся сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.
Актуальность исследования:
Данная работа посвящена исследованию патриотической работы в началь6ой школе в рамках реализации ФГОС НОО. В развитии образовательной системы России начинается новый этап. В настоящее время уже опубликован пакет документов ФГОС НОО. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В ФГОС НОО акцентируется внимание на изучение и реализацию программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», обращению к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики. Патриотическое воспитание младшего школьника определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.
Цель работы:
Выявить необходимые условия для формирования основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи).
Из данной темы цели вытекают следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по вопросу формирования основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи).
2. Выявить и проанализировать условия формирования основ патриотизма
3. Описать влияние деятельности учителя.
Предмет исследования:
- условия формирования основ патриотизма
Объект исследования:
-патриотизм учеников начальных классов
В развитии образовательной системы России начинается новый этап. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Патриотическое воспитание младшего школьника определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.
Необходимость работы по патриотическому воспитанию детей в настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, так как в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения. Воспитание патриотизма, чувства любви к Родине, уважения к её богатейшим историческим традициям является одной из самых насущных проблем современного общества. Каждый школьник должен знать историю своей Родины, героическое прошлое своего народа, иметь свою гражданскую позицию, быть сильным и смелым.
Культура –это все то, что создано человечеством в различных сферах жизни. Духовность – личностное качество в человеке, его внутренняя саморегуляция, внутренний психический мир.
В условиях многонациональности российского государства в системе образования важное значение приобретают вопросы воспитания у подрастающего поколения как чувства уважения к другим народам, так и чувства любви к Родине. Необходимо отметить, что, начиная с 90-х годов 20 века, молодое поколение россиян контактирует с новыми социальными посредниками и реалиями. Оно уже не приемлет прежних устоев и ценностей прежней общественной системы, появился новый социальный тип личности. В этих условиях важным является становление обновленной системы патриотического воспитания, формулировка новых задач и повышение эффективности его форм и методов.
Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков приходит федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения (далее – ФГОС НОО), в основе которого лежит формирование компетентностного подхода, развитие универсальных учебных действий. Современное образование ориентировано на развития тех способностей личности, которые нужны и ей, и обществу; включение ее в социальную активность; обеспечение возможностей эффективного самообразования за пределами институциолизированных образовательных систем.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО нового поколения ООП НОО ОУ реализуется через учебный план и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность может быть организована ОУ по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общекультурное, социальное, обще-интеллектуальное), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики. С целью организации внеурочной деятельности ОУ могут заключить договоры о сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования детей.
Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. В соответствии с требованиями ФГОС НОО перед нами возникла необходимость внесения изменений, поиска оптимальных путей воспитания младшего школьника, создания условий, способствующих формированию патриотических качеств личности
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.
Что же такое патриотизм? По толковому словарю русского языка С.И. Ожегова, «патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу».
Патриотизм (греч. πατριώτης – соотечественник, πατρίς – отечество) – это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы [Солженицын,1996].
Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
Исторический источник патриотизма – веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.
Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
Исторический источник патриотизма – веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.
Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к своей Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное. По этой причине, одни люди считают себя патриотами, а другие их таковыми не считают.
На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.
Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.
Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.
В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству.
Патриотизм – это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества (Леонтьев, 2002).
Задачами патриотического воспитания младших школьников являются:
1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны, ее столицы, других городов, государственной символики), некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц).
2. Воспитание у младших школьников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни. Предполагает активизацию эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе, ненависти к врагам.
3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Предполагает формирование у младших школьников определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.
Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Рассматривая патриотизм, необходимо остановится на базовых, глубинных и наиболее устойчивых характеристиках этого отношения между человеком и страной (культурой, природой, народом), выраженных в таких понятиях, как «Отечество» и «Родина». Возможно триада: Общество – Природа – Культура вокруг Человека (воспитанника) представляет собой весьма богатую эвристическую схему.
Этимологический анализ понятий «род», «родство», «родня» дает смысловую связь между субъектом и другими людьми по следующему основанию – близость по общности происхождения, по непосредственному сходству (С. И. Ожегов) (Цит. по Лутовинов 1997). Отсюда отношение к Родине представляет собой связь человека со страной, регионом, основанная на происхождении, непосредственном сходстве.
Очевидно, что слово «Отечество» происходит от «отец», в тоже время привычно до тривиальности словосочетание «Родина – мать». Здесь целесообразно обратить внимание на специфику детско-родительских отношений, которые могут дать ключ к пониманию сущности патриотизма. С одной стороны, в патриотизме присутствуют субъективные детские проекции:
- благодарности детей по отношению к родителям (за порождение на свет),
- уважение детьми родителей (признание авторитета отца, отец носитель социальных норм),
- возможности детей получить физическую защиту, моральную поддержку, совет в трудное время (сильный отец – защитник, покровитель, наставник),
- возможности детей получить тепло, ласка, возможность быть принятым, несмотря на все ошибки, обиды, заблуждения (со стороны любящей матери).
С другой стороны, в рамках этих отношений дети несут обязанность заботы о родителях в старости, болезни и т. п.
Среди, прочих весьма эффективных средств воспитания, особо адекватна – символика. В воспитании патриотических чувств могут использоваться следующие группы символов:
- словесные (девиз, название, имя);
- предметные (знамя, форма, нагрудный знак);
- действенные (ритуалы);
- музыкальные (мелодии, сигналы);
- изобразительные (рисунки).
Процесс воспитания патриотических чувств у учащихся должен строится как педагогическое стимулирование переживаний субъектом происхождения и собственной похожести по отношению к стране, привнесение патриотического контекста в совокупность ролей, ситуаций, норм и правил поведения и деятельности воспитанников. Успешность воспитания патриотических чувств младших школьников при использовании символики зависит от:
- особого свойства содержания и формы символов – возможности образовывать смысловые ассоциативные связи, которые К. Левин называл «валентностью»;
- специфического порядка предъявления символов – сочетание и чередование прямых и опосредованных, индивидуальных и общественных, организованных и стихийных, непрерывных и дискретных, повседневных и событийных смысловых воздействий.
Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу (Агапова, Давыдова).
Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.
Патриотическое воспитание сегодня является одной из актуальных задач школы. Младший школьный возраст является сензитивным для патриотического воспитания, поскольку в этом возрасте дети активно получают и накапливают знания о жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о различных способах поведения. Также в это время взрослый является для них авторитетом и примером, что способствует успешной воспитательной работе. Именно поэтому на данный момент такое нравственное чувство как патриотизм является одним из личностных результатов начального образования.
Под патриотизмом подразумевается любовь к своей Родине, преданность ей, забота о благе своего Отечества, знание и сохранение его культурных особенностей. В свою очередь под Родиной младший школьник может понимать семью, место, где он родился, город, страну, в которой он живёт. (Приложение 1)
Особенностью патриотического воспитания в начальной школе является то, что у младших школьников формируются только основы патриотизма, которые опираются на полученные ими знания о своей стране и «малой» Родине. Исходя из требований ФГОС НОО к личностным результатам образования и опираясь на Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, можно сделать вывод, что результаты патриотического воспитания должны отражать:
- формирование основ гражданской идентичности; осознание учащимися понятия «Родина»;
- уважение к культурному и историческому прошлому России; (Приложение 2)
- ценностное отношение к старшему поколению;
- уважительное отношение к природе;
- знание и уважение государственной символики Российской Федерации;
- уважительное отношение к истории и культуре других народов.
Для наилучшего воспитательного эффекта учителю необходимо организовать работу учеников в подходящей форме.
Наиболее эффективными методами патриотического воспитания на уроке считаются такие методы как беседа, рассказ, создание и анализ ситуаций. Они позволяют сформировать у учащихся представление об особенностях нашей страны и культуре народов, населяющих её, выработать правильные оценки и суждения о понятиях и поступках.
Итак, успешное патриотическое воспитание у детей младшего школьного возраста возможно, если будут соблюдены следующие педагогические условия:
- будет активизирована эмоциональная сфера личности (воспитание таких чувств как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, любви к природе);
- у детей будет сформировано представление о своей стране (через географические и природоведческие сведения);
- у обучающихся будут сформированы умения использовать накопленные знания в игре, трудовой и художественной деятельности.
Список использованной литературы
1. Алиева С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста [Текст] // Начальная школа. – 2014. – №9. – С. 17-20.
2. Азбука нравственного воспитания / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой [Текст]. – М.: Просвещение, 2016. – 345 с.
3. Архангельский С. И. Вопросы измерения, анализа и оценки результатов в практике педагогических исследований[Текст] // - М.: Знание, 2015. -146 с.
4. Маслова Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников в контексте национально-регионального компонента начального общего образования. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Хабаровск, 2007. – 23 с. – [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.dslib.net.
5. Махмудова Р. Н. Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема [Текст] // Аспирант и соискатель. – 2010. – № 3. – С. 51-52.
6. Микрюков В.Ю. Патриотизм: к определению понятия [Текст] // Воспитание школьников. – 2007. – №5. – С. 2-8.
7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб.пособие / Е.И. Рогов. В 2 кн. Кн1. [Текст]. - М: ВЛАДОС, 2010. - 380 с.
8. Развитие патриотизма в России XXI века: концепция, программа и практика патриотического воспитания молодых граждан России / Под ред. В.И. Луговиновой [Текст]. – М.: Гардарики, 2012. – 330 с.
Приложение 1
Классный час на тему: «Я люблю тебя, Россия!»
Цель: воспитывать нравственно-эстетические качества, патриотические чувства;
формировать уважительное отношение к культуре родной страны, стремление больше знать о России
Ход классного часа
Я очень рада встрече с вами. У вас хорошее настроение? У меня сегодня замечательное настроение, давайте подарим друг другу улыбку и познакомимся.
- Ребята, сегодня мы проведём необычный урок, но очень важный для каждого из нас, за ваши ответы вы будете получать жетоны, а в конце занятия выберем самого активного ученика.
Послушайте песню, и скажите, о чём мы сегодня будем говорить. (песня «гляжу в озёра синие»)
-Ребята, сегодня мы с вами посвятим наше мероприятие России – нашей родине. Поговорим о том, почему мы Россию называем родиной, почему мы её любим и бережём.
Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы родиной светлой,
Мы родиной нашей зовём.
Как часто мы слышим громкое, звучное слово- Россия- родина моя!
Какую картинку вы бы нарисовали, если бы её нужно было подписать словом «Россия»?
Россия – это дом, в котором мы живём, и русская берёзка, и крик кукушонка, и полянка. Это место, где ты родился и вырос: улицы, кварталы, аллеи и парки.
Город, историей которого мы гордимся! У каждого из нас есть своя малая родина, но у всех нас есть общая большая родина- Россия.
Талантливые люди: поэты и художники-тоже восхищались красотой российской природы, сложили и написали немало стихов и картин, изображающих и прославляющих красоту нашей природы.
- А теперь посмотрим на репродукции (картины русских художников)
Ну, как не воскликнуть тут: «Господи! Красота-то, какая! И всё это наша Россия»
Российская природа многих людей исцеляла своей мягкостью, добротой, красотой. Но она умеет, и околдовывать, и очаровывать. Природа заставляет людей распрямляться, высоко поднимать голову, она делает человека лучше, добрее, мудрее.
Послушайте стихотворение «Что такое Родина?»
«Что такое Родина?» – маму я спросила.
Улыбнулась мама, повела рукой:
«Это наша Родина, милая Россия.
Нет другой на свете Родины такой!»
Что такое Родина, все ребята знают:
Это мир прекрасный, добрый и большой.
Самая любимая ты, страна родная,
Нет другой на свете Родины такой!
В сердце ты у каждого, Родина – Россия!
Белые березки, колос налитой.
Нет тебя привольней, нет тебя красивей.
Нет другой на свете Родины такой!
-много хороших слов написал о России великий писатель и педагог Константин Дмитриевич Ушинский.
Наше отечество
Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью – потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов…
Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.
1. Мама и Родина очень похожи:
Мама - красивая, Родина тоже!
Вы присмотритесь: у мамы глаза
Цвета такого же, как небеса.
2. Мамины волосы, словно пшеница,
Что на бескрайних полях колосится.
Мамины руки теплы и нежны,
Напоминают луч солнца они.
3. Если поет мама песню, то ей
Вторит веселый и звонкий ручей...
Так и должно быть: что дорого нам,
Напоминает всегда наших мам.
-Любовь человека к России народ выразил в своих пословицах и поговорках:
прочитайте и скажите, как вы их понимаете (на доске народные пословицы)
- Одна у человека мать, одна у него и родина.
- Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей. (ответы детей)
Пословиц о Родине –России гораздо больше. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Игра «собери пословицу»
Кто землю лелеет, того и земля жалеет.
Своя земля не бывает холодна.
Родная землица/ и во сне снится.
Велика русская земля, а везде солнышко.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Каждый человек испытывает чувство гордости за свою родину, свой народ, свою землю, свою страну и её историю. В быту и культуре любого народа есть разные обычаи и традиции. Вы, дорогие ребята, маленькие россияне, и я думаю, вы знаете некоторые традиции и обычаи нашей страны.
Викторина
Я предлагаю вам ответить на вопросы викторины, которая связана с традициями и бытом России.
- Как называется праздник проводов русской зимы? (масленица)
- Какое угощение обязательно на этом празднике? (блины)
- Какие блюда русской кухни вы знаете? (щи, каша, пироги, блины)
- Какую обувь носили крестьяне? (лапти)
- Что такое изба? (деревянный крестьянский дом)
- Назовите русский сувенир, известный во всём мире? (матрёшка)
- Какую одежду носили российские женщины? (сарафан, сапожки)
- Как называется старинная мужская рубашка? (косоворотка)
- Национальное дерево России? (берёза)
- Берёза является символом России. Все праздники и народные гуляния летом проходили в берёзовых рощах. Девушки и женщины, в сарафанах, сапожках пели песни, водили хороводы, прыгали через костёр, играли в подвижные игры. Славились наши чудо – богатыри своей силой и удалью. В какие игры любили играть наши предки? (прятки, городки, катание на санках, игры в снежки, лапта, чехарда, перетягивание каната)
Вот и мы сейчас поиграем в народную игру.
Игра «кошки- мышки»
А в зимние вечера собирались в одной избе у тёплой печки и проводили различные конкурсы: скороговорунов, отгадывали загадки, пели песни, сочиняли сказки. И мы с вами проведём конкурсы.
Первый конкурс на лучшего скороговоруна….
Следующий конкурс: отгадайте загадки.
1.Кто-то за кого-то ухватился цепко,
Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко.
Но ещё помощники скоро прибегут.
Победит упрямицу дружный общий труд (репка)
2. Колотил да колотил по тарелке носом,
Ничего не проглотил и остался с носом (лиса и журавль)
3. А дорога далека, а корзинка нелегка,
Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок? (Маша и медведь)
4. Ах ты, Петя, - простота,
Оплошал немножко, не послушался кота
Выглянул в окошко (Петушок –золотой гребешок)
5. Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться?
Очень вкусная вода в ямке от копытца (сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
6.Красна девица грустна ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко слёзы льёт бедняжка (снегурочка)
Кто ответит, какая тема наших загадок? (русские народные сказки)
Очень много тёплых и добрых слов было сказано на нашем занятии о России.
(составление кластера по теме «Россия»)
За что вы любите Россию
Исторические памятники Родина
Родительский дом Россия
Школа друзья
Наследие предков город, село, степи, горы, сад
Итог: вручение грамот «самый активный»
Ребята, любите свою Россию и помните, что каждый из нас – её частичка.!
Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!
Наше мероприятие подошло к концу. Но знакомство с Россией будет продолжаться всю нашу сознательную жизнь. Желаю всем счастья и великого чувства любви к нашей родине – России!
Классный час для учащихся начальной школы
«Мы слишком мало знаем о войне…»
Цели: познавательное мероприятие ко Дню Победы.
Задачи:
-познакомить детей с историей Великой Отечественной Войны, с ценой ее победы; расширить знания школьников о Великой Отечественной войне;
-дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле;
-дать возможность рассказать ребятам о своем предке, сражавшемся в годы ВОВ;
воспитывать патриотическое отношение, уважение к ветеранам войны, гордость за свою Великую Родину!
Ход классного часа
Учитель:
– Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Я рада приветствовать всех вас в нашем классе!
Сегодня мы проводим единый урок, который называется «Мы слишком мало знаем о войне…», посвященный Дню Великой Победы, который каждый год 9 Мая отмечает вся наша страна и множество людей во всем мире.
Звучит запись, сделанная в 1941 г. советским диктором Ю.Б. Левитаном, с объявлением о начале войны.
Учитель:
– Запись, которую вы сейчас услышали, сделана почти 80 лет назад. Именно этот голос, голос известного советского диктора Юрия Борисовича Левитана услышали люди 22 июня 1941 года. Именно из этого сообщения все узнали, что началась война.
Война длинная, война страшная, война голодная, холодная, война, принесшая много горя и страданий нашему народу.
В последние годы в это время, незадолго до 9 Мая, мы с вами видим на улицах, на одежде людей, на машинах оранжево-черные ленточки. Зачем они нужны? Что они означают?
Ответы детей.
Такая двухцветная лента называется георгиевской. Она относится к ордену Святого Георгия, который традиционно являлся высшей военной наградой в России. Цвета ленты – черный и оранжевый – означают «дым и пламя» и являются знаком личной доблести солдата на поле боя.
Звучит песня «Журавли» (сл. Р. Гамзатова, муз. Я. Френкеля).
Учитель:
- Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших героев, кланяется живым.
Обелиски
Стоят в России обелиски,
На них фамилии солдат…
Мои ровесники мальчишки
Под обелисками лежат.
И к ним, притихшие в печали,
Цветы приносят полевые
Девчонки те, что их так ждали,
Теперь уже совсем седые.
День Победы в нашей стране всегда был особым праздником – праздником со слезами на глазах, так как к нему причастна каждая семья, положившая на алтарь Победы жизни и судьбы своих родных и близких.
80 лет назад, 9 мая 1945 года, завершилась Великая Отечественная война. Тогда наша армия отстояла нашу землю. И перестала литься кровь советских солдат, люди стали возвращаться к мирной жизни.
Вечная память тем, кто пал на полях сражений и от лишений Великой Отечественной Войны, не пал духом и как мог, приближал 9 мая 1945 года.
День Победы
День Победы 9 Мая –
Праздник мира в стране и весны.
В этот день мы солдат вспоминаем,
Не вернувшихся в семьи с войны.
В этот праздник мы чествуем дедов,
Защитивших родную страну,
Подарившим народам Победу
И вернувшим нам мир и весну!
В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края
Мир победил! Окончена война!
Ребята, как Вы думаете, 80 лет назад, это много или мало? Почему?
(Рассуждения детей).
Много, так как ушла из жизни большая часть тех, кто добывал Победу в тяжелейшие годы на фронте и в тылу, и мало, чтобы забылись боль и страдания, причиненные войной. Победа далась большой ценой, и тем бережнее мы должны хранить этот святой для нас праздник, хранить память о миллионах наших соотечественников, отдавших свои жизни за свободу и независимость страны.
Основная беседа.
А сколько лет длилась Великая Отечественная война?
Началась Великая Отечественная война 22 июня 1941 года, она продолжалась если точно, то 3 года, 10 месяцев и еще 17 дней или 1418 дней.
Без малого четыре года
Гремела грозная война.
И снова вся наша природа
Живого трепета полна.
И вот дорогою обратной,
Не покоряемый вовек,
Идет, свершивший подвиг ратный,
Наш стойкий, смелый человек.
Он сделал все, он тих и скромен,
Он мир от темной смерти спас,
И мир, прекрасен и огромен,
Его приветствует сейчас.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям»
«Давайте, люди, никогда
об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии. И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с жестоким, коварным и беспощадным врагом.
22 июня был выходной день. Спали города и села, после выпускных вечеров гуляла молодежь. Выпускники мечтали о своем будущем. Ничто не предвещало беды. Едва начинал брезжить рассвет, часы показывали четыре утра...
И вдруг эту утреннюю тишину нарушило мощное вторжение боевой техники: гул самолетов, лязг танков, пулеметные очереди. Зазвучала незнакомая речь...
Одно из первых сражений войны произошло у пограничной брестской крепости. Около месяца сражался ее героический гарнизон.
...Если бы камни могли говорить, они рассказали бы всему миру о том, как мужественно стояли пограничники! Но силы были слишком неравные.
Неся большие потери, гитлеровцы продолжали наступать в глубь Советского Союза. Вся страна от мала до велика, поднялась на битву с врагом...
И враг стал отступать. Медленно, но уверенно наши войска гнали врага обратно в его логово.
Нелегко доставалась нам эта победа. Гитлеровцы разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населенных пунктов. Они совершали неслыханные зверства. Трудно найти в нашей стране дом, куда бы не пришло горе: кто потерял сына, кто - отца или мать, кто - сестру или брата, кто - друга.
Победа досталась нам дорогой ценой.
Учитель:
Людям, оставшимся в тылу, не оставалось ничего, кроме молитв о своих родных и близких…
Молитва матери
На краю деревни старая избушка,
Там перед иконой молится старушка.
Молится старушка, сына поминает,
Сын в краю далеком родину спасает.
Молится старушка, утирает слезы,
А в глазах усталых расцветают грезы.
Видит она поле, это поле боя,
Сына видит в поле — павшего героя.
На груди широкой запеклася рана,
Сжали руки знамя вражеского стана.
И от счастья с горем вся она застыла,
Голову седую на руки склонила.
И закрыли брови редкие сединки,
А из глаз, как бисер, сыплются слезинки.
Хотя прошло уже 80 лет со дня Победы, но время не властно над памятью людей разных поколений. Вот поэтому мы собрались сегодня здесь.
(Звучит песня «Священная война».)
- Каждый день Великой Отечественной войны на фронте и в тылу был подвигом, проявлением беспредельного мужества и стойкости людей, верности Родине. Более двадцати семи миллионов людей погибло в той страшной войне - каждый восьмой житель нашей страны.
И сегодня мы собрались, чтобы каждый из Вас рассказал о своем прадеде или прабабушке, которые сражались с фашистами.
Слушаем проекты ребят (…)
В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети.
Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях.
О детях войны …(Динара)
Дети войны
Оборванного мишку утешал
Мальчишка в изувеченной избе:
"Кусочек хлеба- это очень мало,
Но крошечка достанется тебе..."
Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля.
"Была семья, был дом... Теперь остались
Совсем одни на свете - ты и я..."
... А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом...
"Ты слышишь, Миш, я сильный, я не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят..."
Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне...
И выбежала из дому тот мальчонка:
"Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!.."
... Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна...
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война?!..
А вот воспоминания тех, кто выжил.
«В сентябре 1941 года немцы заняли нашу деревню. Бабушка от ранения умерла, а меня с дедушкой отправили в концлагерь «Красное село», где дедушку расстреляли, а меня, 12-летнюю, отправили в лагерь Бухенвальд. Детей в лагере было много. Поселили нас при госпитале, сделали донорами. Из многих выкачивали кровь до капли прямым переливанием. Когда я вконец обессилела, меня заразили туберкулезом и отправили на уничтожение. Выжила чудом».
Давайте же минутой молчания почтим память тех, кто отдал свою жизнь в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь.
Минута молчания.
Перелом в ходе войны произошел под Сталинградом (сейчас это город - Волгоград). Здесь, между Волгой и Доном, 200 дней длилось великое сражение, в котором гитлеровцы потеряли убитыми, ранеными и пленными - почти полтора миллиона человек.
Затем наши войска уничтожили вражеские войска в районе Курска, Орла, Белгорода и погнали захваченных немцев через освобожденные Украину и Белоруссию до столицы фашистской Германии Берлина.
Страшась сокрушительного поражения, Гитлер и его ближайшие помощники покончили жизнь самоубийством.
Вскоре был взят Берлин, и 9 мая 1945 года жестокая, кровопролитная война с германским фашизмом закончилась. С этого времени дата 9 мая - считается великим праздником Победы.
Советская армия освободила не только СССР. Она избавила от фашизма и другие страны. Победа нам досталась ужасной ценой — на этой войне мы потеряли 27 миллионов человек.
Каждый год 9 мая в праздник - проходят встречи ветеранов войны. В память о Великой Победе люди возлагают венки и цветы к памятникам боевой славы и братским могилам.
Нынешнее поколение в вечном неоплатном долгу перед теми, кто принес миру Победу и заплатил за неё жизнь.
Подведение итога классного часа.
А сейчас я предлагаю исполнить песню, которая так и называется «День Победы».
Звучит песня «День Победы». Слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова.
Песня, всегда жила в душе солдата. Песня звала на подвиг, приближала победу. А вместе с ней жил и ее неразлучный спутник – баян.
Наша с вами задача, ребята, - не забывать историю подвига нашего народа и пронести ее через поколения.
А уходя, я прошу вас задуматься над вопросом: «Что нужно делать, чтобы войны больше не было?»
Приложение 2
Проект
Тип проекта: социальный, информационно – исследовательский,
групповой, долгосрочный, открытый.
Время работы над проектом: март – апрель
Предмет исследования: семейные архивные и современные фотографии
Продукты проекта: создание страниц памяти в свои семейные архивы, рисунки, сочинения.
Методы работы над проектом: беседы, уроки–исследования, творческая мастерская
Мы использовали следующие методы и формы деятельности:
1. Поисковая деятельность и сбор информации: (записи на основе бесед с бабушками и дедушками, прабабушками и прадедушками, родителями).
2. Уроки–исследования (работа с домашними архивами военных лет- фотографиями, документами, письмами)
3 Организация уголка «Помним! Гордимся!» (на основе фото и архивных документов, рисунков.)
4. Работа в творческой мастерской по созданию проекта:
– написание сочинений
– систематизация материалов
– иллюстрирование, конкурс рисунков
– формирование краткой подписи к своей странице в проекте
«О героях былых времен…»
-оформление электронного варианта проекта
5. Знакомство с дополнительной литературой о Великой Отечественной войне в школьной и районной библиотеках, интернете.
(После того, как дети написали свои истории о войне, произошёл непроизвольный интерес, толчок к чтению книг о войне, так как детям хотелось узнать больше о битвах, где участвовали их родственники, узнать больше и о других людях, участниках Великой Отечественной войны).
6. Защита проекта в классе для учащихся
Цель проекта
Формирование представлений о Великой Отечественной войне (воспитание патриотических чувств у детей школьного возраста) на основе уже имеющихся представлений о войне, сохранению преемственности поколений, формированию у детей уважения к военной истории России, гражданских позиций, воспитанию патриотизма и чувства гордости за свою Родину и свою семью.
Вовлечение детей и их родителей в педагогический процесс, в результате которого и дети, и взрослые смогут почувствовать себя сопричастными к событиям прошлого и стать не только наблюдателями, но и полноценными участниками происходящего.
Задачи проекта
Образовательные
-Активизировать словарь детей, обогатить его путем уточнения понятий: Россия, Отечество, Отчизна; защищать, оборонять, гордиться, сражаться; справедливая, священная, народная, героическая война; пехота, танкисты, артиллеристы, летчики; таран, фашизм, блокада, окопы, траншеи; генералы, маршалы, военачальники.
-Совместно с родителями и учителем подобрать наглядный материал: репродукции картин и плакатов, фотографий, посвященных войне; художественной литературы; аудиозаписи военных песен; составить план бесед о героях, оформить выставки.
-Прививать навыки исследовательской деятельности для последующих лет обучения.
Воспитательные
-Вызывать у детей чувство гордости за свою страну, воспитывать интерес к ее героическому прошлому.
-Воспитывать в детях чувство привязанности к своему родному городу, умение восхищаться не только его красотами, но и жителями и их поступками.
-Воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь к своим близким, чувство гордости и сопереживания за членов семьи, переживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений.
-Формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов.
Развивающие
-Развитие любознательности, расширение кругозора детей, стремления узнать больше нового, полезного, интересного об истории родного города.
-Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
-Развитие мотивов внеучебной деятельности.
-Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
План проекта
Мероприятия | Сроки | Исполнители |
Беседы о войне | март | классный руководитель |
Уроки–исследования | март-апрель | классный руководитель |
Чтение книг о Великой Отечественной войне, их иллюстрирование | март-апрель-май | учащиеся |
Классный час «Великая война» | апрель | учащиеся, классный руководитель |
Поиск информации о жизни родственников в годы войны: | март - апрель | учащиеся, классный руководитель, родители, родственники |
Создание буклета «Ах, война, что ты сделала подлая…» | март - апрель | учащиеся, классный руководитель |
Оформление «Окна Победы» | апрель | учащиеся, классный руководитель, родители |
Участие в конкурсе рисунков | апрель - май | учащиеся, классный руководитель |
Оформление страниц памяти в семейный архив | 15апреля- 1мая | учащиеся, классный руководитель, родители |
Посещение музея Выставка «Великая война, великая победа» | май | учащиеся, классный руководитель |
Классный час «О героях былых времен…» | 6 мая | учащиеся, классный руководитель |
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный – мотивационный этап
Мои ученики имеют опыт исследовательской деятельности.
К 80-летию Великой Победы мы решили выполнить проект «О героях былых времен…».
Ученики сами вышли на проблему и провели исследование-поиск по данной теме.
Начиная наш проект, многие ребята были уверены, что в их семье нет героев и военных, участвовавших в бесстрашной битве с фашистами. Наверное, именно поэтому Великая Отечественная война казалась им далёкой, непонятной и чужой. Но когда мы начали вести поисковую работу, беседы со старшими членами семей, рассматривали архивные фотографии и документы, стало понятно, что это наша общая война, общая память и общий подвиг. Мои мальчики и девочки изменились, они стали серьёзнее и ответственнее. Для детей тема «Великой войны и Великой Победы» теперь стала главной. С помощью учителя и родителей, бабушек и дедушек дети познакомились с историей своей семьи в годы Великой Отечественной войны. Ученики ближе узнали, а кто-то и впервые услышал, о судьбах своих прадедов и дедов, жизнь которых изменила война. Дети эмоционально откликались на рассказы очевидцев, отражали свои впечатления от услышанного и увиденного в рисунках и сочинениях.
2. Основной этап – планирующий, информационно - операционный
Сначала учащиеся в школьной библиотеке нашли книги о Великой Отечественной войне. Они начали читать и делиться друг с другом своими впечатлениями, организовали выставку рисунков-иллюстраций к книгам.
На классном часе «Великая война» каждый из школьников составил план проекта, сформировал возможные вопросы для интервью по поиску сведений о своем родственнике, потом обсудили и выбрали только важные вопросы. После этого каждый начал сбор информации у своих родителей. Оказалось, что большинство пап и мам совсем ничего не знают о своих дедушках и бабушках. Многим ребятам пришлось обращаться к своим бабушкам, дедушкам и другим родственникам. Много времени заняло у ребят на оформление своей странички. Не во всех семьях сохранились старые фотографии, искали у родственников. Некоторые решили написать о прадедах в виде сочинения, а те, кто ничего не узнал о родственниках, которые воевали в ВОВ написали о тружениках тыла. Каждому хотелось написать интересней.
Для нас прадеды и деды защитили нашу Родину и весь мир от фашистских захватчиков! Ради нас они выжили в плену, выстояли в боях, продержались в оккупации, потом отстроили и подняли из руин нашу страну…
Но не смотря на весь энтузиазм некоторые ребята столкнулись с проблемой отсутствия информации. И тогда было принято решение те ребятам, которые не могут ничего рассказать о своих родственниках, могут найти информацию о героях той страшной войны и познакомить с ней всех участников проекта.
Вечная им Память и Слава!!!
3. Заключительный этап - рефлексивно–оценочный.
Как и планировали, 6 мая 2025 года прошел классный час «О героях былых времен…», на котором подвели итоги работы над проектом. Каждый учащийся представлял свою работу, аккуратно оформленную в папке. С белого листа бумаги на нас смотрели две фотографии с коротенькой и лаконичной заметкой. Самостоятельно после защиты своих проектов учащиеся оформили выставку и прочитали стихи.
Дети решили продолжить работу по созданию следующих страничек памяти.
Выставка наших работ не оставила равнодушными учащихся школы. Все, кто пришёл оценить наш проект, с грустью всматривались в фотографии фронтовиков. Они вспоминали своих дедов и прадедов, переживших самую беспощадную и жестокую войну…
Дети и их родители должны помнить, как тяжело досталась Победа, и кому мы обязаны сегодня мирным небом над головой.
Завершением нашего проекта стало посещение музея «Великая война, великая победа». Ребята с особой гордостью несли перед собой страницы из проекта, как будто вместе с ними шагали в одном строю давно ушедшие от нас простые русские солдаты, солдаты – победители!
Спасибо им за Победу! Спасибо за Жизнь!
Это был наш маленький «Бессмертный полк» …
В результате работы над проектом школьники достигли следующих результатов:
- сохранили память о тех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 г., был в плену, добывал Победу в тылу;
- каждый ребенок почувствовал свою сопричастность к празднованию Дня Победы, конкретными делами и поступками смог доставить другому человеку истинную радость;
- появился интерес к изучению истории Российского государства на примерах участия родственников в войне;
- возросло чувство патриотизма и уважения к ветеранам войны и труда;
- приобрели навыки поисково-исследовательской работы;
- получили удовольствие от общения со всеми участниками проекта.
Великая Отечественная война...
Мы знаем о ней только из рассказов, кинофильмов.
Но мы бережно храним в памяти подвиг людей, отстоявших нашу свободу и подаривших нам жизнь.
Мы гордимся нашей Родиной!
Мы гордимся нашими предками!
Память о подвиге этих людей вечно будет жить в наших сердцах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание в начальной школе
Статья отнесена к разделу "Внеклассная работа". Воспитание патриотизма - это важнейшая педагогическая задача нашего времени....

ПРОГРАММА нравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» на 2012 – 2016 гг Учитель начальных классов Новакова Елена Юрьевна
ПРОГРАММАнравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» Автором предложены новые оригинальные формы работы, такие как:1.Акция «Твори добро»....

ПРОГРАММА нравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» на 2012 – 2016 гг Учитель начальных классов Новакова Елена Юрьевна
ПРОГРАММАнравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» Автором предложены новые оригинальные формы работы, такие как:1.Акция «Твори добро»....
Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения
Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС»Секция: «Актуальные проблемы гуманитарного цикла»...
Статья Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения
Тезисы выступления учителя начальных классов Черноусовой Ольги Николаевны по теме «Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II...

«Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС ».
Актуальность темыСистема экологического образования и воспитания сложилась внутри учебно-воспитательного процесса и продуктивно действует в течение всего учебного процесса....

Воспитательная программа учителя начальных классов «Мы живём в России». гражданственно-патриотическое воспитание в начальной школе
В программе воспитательной работы представлены все стороны человеческой жизнедеятельности и развития личности; программа ориентирована на воспитание личности образованной, творческ...