Конспект классного часа для 1 доп. «К» класса ГБОУ школы-интерната №3 г.о. Тольятти «Крылья нашей Победы»
классный час (1 класс)

Кулагина Лидия Борисовна

      «Крылья нашей Победы» - это внеурочное занятие, урок краеведения, посвящённый работникам тыла  Куйбышевского авиационного завода и созданию самолёта ИЛ-2. Формирование целостных знаний о родном крае, воспитание любви и уважения к историческому наследию «малой Родины» является актом формирования национального самосознания (национальной и культурной идентичности) и ответственного гражданского поведения. 

       Длительность занятия: 30 минут (при необходимости длительность и наполненность занятия может быть скорректирована в меньшую сторону).

      Так как ученикам, в связи с их особенностями развития, требуется частая смена деятельности; а также, учитывая, что дети с ОВЗ особенно нуждаются в бережном отношении к своему здоровью, в своём занятии я использовала здоровьесберегающие технологии и в качестве смены вида деятельности, и с целью сохранения и укрепления здоровья. Также мы повторили и закрепили навыки и умения учащихся координировать движения с речью, развивать общую и ручную моторику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulagina_lb_1_dop.k_krylya_nashey_pobedy_klas.chas_.docx529.65 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат № 3 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Тольятти»

ул. Кирова, д. 64, г.о. Тольятти, Самарская обл., 445004. Тел./факс (8482) 22-29-34. E-mail: so_school3i@samara.edu.ru  ул. Матросова, д. 31, г.о. Тольятти, Самарская обл., 445008.

тел./факс (8482) 24-51-31.

Конспект классного часа

для 1 доп. «К» класса ГБОУ школы-интерната №3

г.о. Тольятти «Крылья нашей Победы»

                                                              Конспект составила: учитель Кулагина Л.Б.

Цель:

      Формирование патриотических чувств и любви к своей малой Родине через знакомство с историей Куйбышевского авиационного завода (КуАз) и самолёта-штурмовика ИЛ-2.

Задачи:

1. познакомить обучающихся с понятием «малая Родина»;

2. развивать интерес к самолётостроению;

3. воспитывать уважение и гордость за свой народ;

4. ознакомить обучающихся с понятием КуАз, самолёт-штурмовик, ИЛ-2;

5. способствовать проявлению любознательности и познавательной мотивации;

6. учить координировать движения с речью, развивать общую и ручную моторику;

6. способствовать сохранению и укреплению здоровья.

Длительность занятия: 30 минут (при необходимости длительность и наполненность занятия может быть скорректирована в меньшую сторону). 

Основные смыслы: формирование целостных знаний о родном крае, воспитание любви и уважения к историческому наследию «малой Родины» является актом формирования национального самосознания (национальной и культурной идентичности) и ответственного гражданского поведения.

      Оборудование: макет военного самолёта; карта России; наглядный материал по теме «Малая родина» (изображение этапов строительства КуАз, самолёта ИЛ-2, самолёта ТУ-154, ракеты «Буран» и др.); экран и видеопроектор для демонстрации видеоролика «История памятника ИЛ-2, г. Самара», https://www.youtube.com/watch?v=X25FY91n5eE и песни «Песня об ИЛ-2, кинохроника и современные съёмки»

 https://www.youtube.com/watch?v=YOU_JlQmK0Q

 Список используемой литературы:

1. Леонтьева А.С. Инклюзивные практики патриотического воспитания. — М.: Национальный книжный центр, 2019.

2. Ода заводу № 18. Посвящается событию 10 декабря 1942 года https://topwar.ru/21272-oda-zavodu-18-posvyaschaetsya-sobytiyu-10-dekabrya-1942-goda.html

3. Авиакор – Главная https://www.aviacor.ru/

4. Как это произошло? https://vk.com/@-206012369-kak-eto-proizoshlo

4. Деятельность куйбышевских предприятий по производству штурмовика ИЛ-2 в годы Великой Отечественной войны.

 https://rga-samara.ru/activity/publications/smi/articles/4410/

5. Фоторепортаж из музея Куйбышевского авиационного завода («Авиакора»): телеграмма Сталина, модели самолетов и штурвал Ту-95 | Другой город - интернет-журнал о Самаре и Самарской области

https://drugoigorod.ru/aircraft_factory_museum/

6. «О Параде Памяти в г. Куйбышеве 7 ноября 1941 года» - Официальный сайт муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский Центр «Пилигрим» имени 37 гвардейского Свирского Краснознаменного воздушно-десантного корпуса» городского округа Самара

http://dod-piligrim.ru/vospitatelnyj-protsess/o-parade-pamyati-v-g-kujbysheve-7-noyabrya-1941-goda/

Ход проведения.

1. Мотивационный этап

      Ребята, что у меня в руках? Да, это самолёт. Но не обычный, а военный. И не просто военный, а самый главный военный самолёт ВОВ, штурмовик ИЛ-2! И сегодня я приглашаю вас в историческое путешествие «Крылья нашей Победы».

      Ребята, расправляйте ваши руки-крылья и полетели!

Динамическая пауза «Штурмовик «Ил-2»

Руки в стороны: в полёт

Отправляем самолёт.

Правое крыло вперёд,

Левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре —

Полетел наш самолёт. (Ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево, «летим» по кругу) – повторить несколько раз.

Ну, а нам пора садиться,

Заниматься, не лениться.

2. Основная часть

      Великая Победа в Отечественной войне была завоевана не только на полях военных сражений, но и в тылу. Одна из славных страниц деятельности Самары-Куйбышева в тылу – создание отечественной штурмовой авиации, равной которой не было в мире - штурмовика Ил-2. По значимости вклада в достижение Победы над гитлеровскими захватчиками самолёт-штурмовик С.В. Ильюшина оценивается как первый среди главных самолётов Великой Отечественной войны. Фашисты называли его «чёрной смертью», а конструкторы «Летающим танком». Каждый третий лётчик - штурмовик, ставший в Великую Отечественную войну Героем Советского Союза, - воевал на ИЛе.

       А началось всё 10 октября 1941 г.  В связи с наступлением немецких войск на Воронеж, было решено эвакуировать авиационный завод №18 в Куйбышев, где в срочном порядке начале выпускать штурмовики ИЛ-2. Уже через 2 месяца выпустили первый самолёт. И в феврале 1942 года завод набрал нужный темп и за годы войны дал фронту самое большое количество штурмовиков. Из общего количества Ил-2 (35 941 шт.) 74 % произведено в Куйбышеве — 26 888 шт.

       Чтобы завод быстро заработал на новом месте, часть рабочих уехала в Куйбышев, а часть осталась в Воронеже, чтобы выпуск самолётов не прекращался.

      Выбрали место для постройки, вырыли котлован…, и стройка началась! Людям было очень тяжело, потому что мужчины ушли на войну, было холодно и голодно. На стройке работало много женщин. Необходимо сказать о том, что советские конструкторы КБ Ильюшина и технологи завода № 18 настолько оптимизировали сборку самолёта Ил-2, что в условиях нехватки квалифицированных рабочих на заводах его могли легко собирать обычные люди, женщины и даже подростки.

       Завод ещё только достраивался, а самолёты ИЛ-2 из Воронежа уже стали участниками военного парада 7 ноября 1941 года в Куйбышеве.
10 декабря 1941 г. был выпущен в полет первый штурмовик Ил-2, построенный на новой площадке завода. Авиаконструктор Сергей Ильюшин сам приезжал на завод смотреть, как идёт его строительство и выпуск ИЛов.

       23 августа 1941 года за образцовое выполнение Правительства по выпуску боевых самолётов завод № 18 им. Ворошилова награждён орденом Ленина.

      Судя по воспоминаниям летчиков, Ил-2 считался самым простым для освоения летным составом: прост на взлете и посадке, устойчив в полете. Благодаря большой несущей способности крыла на нём легче было учить молодых пилотов разным полётным хитростям.

        Кстати, знаете, почему фашисты называли Ил-2 «черная смерть»? Дело в том, что через два-три вылета носовая часть самолета и передняя кромка крыла от выхлопов двигателя становились закопченными до черноты. Вот этот летящий на него черный силуэт и видел враг с земли. Врагам было очень страшно, а того, кто боится, победить всегда легче!

       После эвакуации завода с Воронежа, новому заводу в Куйбышеве требовались инженеры. Поэтому для подготовки инженерных кадров было принято решение создать Куйбышевский авиационный институт.

       В День Победы в 1975 году в Самаре открыли памятник штурмовику Ил-2, который стал одним из символов города. Самолёт был восстановлен работниками авиационного завода после того, как его нашли в Мурманской области. Сейчас мы посмотрим небольшое видео.

Видео «История памятника ИЛ-2»

https://www.youtube.com/watch?v=X25FY91n5eE

Подвижная игра «Эскадрилья»

       Игру можно проводить под музыкальное сопровождение. Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».

Мы сегодня самолёты:

(сидят на корточках, руками вращают, изображая мотор)

Мы не дети, мы пилоты! (четыре хлопка в ладоши) 

Руки – нос и руки – крылья

(«нос» - вытянуть руки вперёд, «крылья» - руки в стороны)

Полетела эскадрилья!

(встав, разбежаться, расставив руки в стороны, говоря: -У-У-У…)

      Игра повторяется несколько раз по желанию детей.

       После войны, с середины 1960-х, завод начал выпускать гражданские самолёты Ту-154. Абсолютное большинство этих авиалайнеров (более тысячи самолётов), составлявших основу гражданской авиации СССР и России с 1970-х годов по начала 2000-х годов, было изготовлено именно на этом предприятии.

       Завод относится к числу немногих предприятий России, которые обладают опытом в области серийного производства гражданских и военных самолётов из деталей, узлов и агрегатов собственного производства.

       Не обошел стороной Куйбышевский авиационный завод и ракетно-космическую тематику. На заводе собирали третью ступень советской сверхтяжелой ракеты-носителя 11А52 «Раскат» (Н-1) и клепаные агрегаты на первые две ступени. Эту ракету за её размеры называли Царь-ракета.
А для советского многоразового транспортного космического корабля «Буран» в 1986-1988 годах изготавливались агрегаты крыла и детали кабины.

       В настоящее время АО "Авиакор-авиационный завод" – одно из крупнейших российских авиастроительных предприятий. Основные компетенции завода сегодня – строительство самолетов, капитальный ремонт Ту-154 и техническое обслуживание различных типов воздушных судов (Ту-154, Ан-140, Ан-74), поставка компонентов для различного типа самолетов.

3. Заключительная часть

        Ещё больше узнать об истории завода и самолёта вы сможете, посетив заводской музей. Музей Куйбышевского авиационного завода «Авиакор» располагается в Юнгородке, на улице Земеца, 32.

        И в заключении давайте посмотрим небольшой видеоролик, уверена, что он вам очень понравиться!

Видео «Песня об ИЛ-2»

https://www.youtube.com/watch?v=YOU_JlQmK0Q

       Ребята, сегодня мы с вами вспоминали подвиги тружеников тыла Куйбышевского авиационного завода, которые в тяжелейших условиях в кратчайшие сроки смогли наладить массовый выпуск военного самолёта ИЛ-2. Низкий поклон всем этим людям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа для учащихся 4 класса « Дорогою добра…»

Качество это серьезное, Главное, важное.То, что значит оно,Очень нужно для каждого.В нем забота и ласка,Тепло и любовь.В нем стремленьеНа помощь прийти вновь и вновь.Это качествоВ сердце у многих...

Классный час "Культура России" 4 класс коррекционной школы - интерната 8 вида

Цели:1.                Знакомство с понятием «Культура»2....

Конспект классного часа "Моя семья", 4 класс

Конспект классного часа "Моя семья", 4 класс...

Конспект классного часа для обучающихся 4 класса " Все профессии нужны - все профессии важны"

Данный конспект преднозначен для обучающихся 4 класса специальной коррекционной школы  8 вида. Содержит презентацию, знакомит с миром профессий, занимательный материал....

Конспект классного часа. Тема: "Дружба" 1 класс + презентация

конспект занятия на тему "дружба"занятие проводилось в 1 классе...