Воспитание гуманизма у младших школьников на основе произведений С.Г. Козлова
статья (1 класс)

В статье описаны подходы, помогающие  спланировать занятия  для младших школьников о дружбе и взаимопомощи по сказкам С.Г. Козлова.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание гуманизма у младших школьников на основе сказок С. Г. Козлова

Воспитание гуманизма у младших школьников – важная задача, которая может быть эффективно решена через использование литературных произведений, в частности, сказок Сергея Григорьевича Козлова. Его творчество наполнено глубокими моральными уроками, которые способствуют формированию у детей таких качеств, как доброта, сострадание и уважение к окружающим.

Сказки С.Г. Козлова, такие как «Ежик в тумане» и «Слоненок», предлагают юным читателям не только захватывающие сюжеты, но и возможность задуматься о чувствах и переживаниях героев. Например, в «Ежике в тумане» показана важность дружбы и поддержки, а также умение преодолевать страхи. Эти темы помогают детям осознать ценность взаимопомощи и заботы о других. В процессе чтения и обсуждения сказок С.Г. Козлова педагоги могут задавать вопросы, которые побуждают детей размышлять о своих собственных чувствах и о том, как они могут проявлять гуманизм в повседневной жизни. Это может быть обсуждение ситуаций, в которых герои проявляют доброту, или размышления о том, как ребята могли поступить в аналогичных ситуациях.

Кроме того, сказки С.Г. Козлова могут служить основой для творческих заданий, таких как написание собственных историй с моральным уроком. Это позволит детям проявить свою фантазию и лучше понять гуманистические ценности. Таким образом использование сказок Козлова в образовательном процессе будет способствовать и развитию литературных навыков (умение читать, расширение словарного запаса, понимание структуры текста) и формированию гуманистического мировоззрения у младших школьников.

Обсуждение темы дружбы на примере «Зимней сказки» С Г. Козлова может быть увлекательным и познавательным процессом. Вот несколько подходов, которые помогут организовать беседу:

1. Введение в историю. Начните с краткого пересказа сюжета «Зимней сказки». Обратите внимание на главных героев и их отношения. Это создаст основу для обсуждения. В сказке Медвежонок съел 300 снежинок и заболел на всю зиму. Весной выяснилось, что Ежик не покинул своего больного друга и все это время ухаживал и заботился о нем. Ежик не хотел, чтобы его друг превратился в снежинку.

2. Определение дружбы. Попросите детей поделиться своим пониманием дружбы. Что для них значит быть другом? Как они понимают, что кто-то является их другом? Это поможет установить связь между их опытом и темами, представленными в сказке.

3. Анализ персонажей. Обсудите, как персонажи в «Зимней сказке» проявляют дружбу. Какие поступки показывают их дружеские отношения? Как они поддерживают друг друга в трудные моменты? Это может стать отличной основой для обсуждения ценностей дружбы.

4 Ситуации из жизни. Попросите детей вспомнить случаи из жизни, когда они помогали друзьям и когда друзья помогали им. Сравните эти ситуации с теми, что происходят в сказке. Это поможет детям увидеть, как дружба проявляется в реальной жизни.

5. Решение конфликтов. Выясните, как герои справляются с конфликтами и с недопониманием. Как они находят общий язык? Это может быть полезно для обучения детей навыкам разрешения конфликтов в их дружеских отношениях.

6. Формулировка выводов из беседы. Заверщите обсуждение подведением итогов о том, что дружба делает нас сильнее и как важно поддерживать друг друга. Можно предложить детям нарисовать своего лучшего друга, написать о лучших качествах друзей и о том, что они для них значат.Такой подход поможет детям лучше понять концепцию дружбы и развить навыки общения и эмпатии.

Воспитание у младших школьников чувства сопереживания при взаимопомощи в дружбе и товариществе является важной задачей в воспитательном процессе. Одним из эффективных способов достижения этой цели является использование на занятиях сказок С.Г. Козлова. Эти сказки наполненные глубокими моральными уроками, яркими персонажами могут стать основой для формирования у детей положительных социальных качеств. Сказки С.Г. Козлова часто рассказывают о дружбе и взаимопомощи между героями, что позволяет детям увидеть важность этих ценностей в жизни. Например, в его произведениях часто встречаются ситуации, где персонажи сталкиваются с трудностями и преодолевают их только благодаря поддержке друг друга. Это создает у детей понимание того, что дружба и взаимопомощь являются основой для решения проблем и достижения целей.

Работа с сказками С.Г. Козлова может включать в себя различные формы деятельности: чтение, обсуждение, театрализация, создание иллюстраций или альбома кадров для мультфильма, написание историй с моральным уроком. Во время обсуждений педагог может задавать вопросы, направленные на анализ поступков героев, их дружбы и взаимопомощи. Это способствует развитию критического мышления и эмоционального интеллекта у детей. Кроме того, важно побуждать детей практически применять изученные уроки в жизни. Организация совместных игр, проектов, мероприятий поможет детям развивать навыки сотрудничества и дружбы. Таким образом, сказки С.Г. Козлова служат не только источником знаний, но и мощным инструментом для формирования у младших школьников чувства сопереживания при взаимопомощи в дружбе и товариществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативно-речевых умений младших школьников на основе системы упражнений по восприятию произведений живописи»

Презентация опыта работы  по развитию письменной и устной речи обучающихся на основе системы упражнений по восприятию произведений живописи....

Консультация "Духовно-интеллектуальное воспитание и развитие" младших школьников на основе лингводидактического подхода

В  этой работе  рассматриваются  подходы к решению духовно-интеллектуального воспитания и развития младших школьников с помощью лингводидактики....

Воспитание творческой личности младшего школьника на основе здоровьесберегающих технологий в системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Сегодня одной из приоритетных задач образования становится укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адек...

Роль творчества Г.Х.Андерсена в воспитании гуманизма у младших школьников.

Велика рольсказок Г.Х.Андерсена в духовно-нравственном воспитании ребёнка....

Воспитание патриотических чувств младших школьников на основе отечественных традиций

Выступление воспитателя ГПД ГБОУ СОШ №493 Ксенофонтовой Татьяны Николаевны на секции Рождественских образовательных чтений в Кировском районе Санкт-Петербурга «Нравственные ценности и будущее че...

«Воспитание экологической культуры младших школьников на основе изучения предметов начальной школы, а также во внеурочной деятельности».

Основная цель экологического воспитания -формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции...

Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников как основа формирования их нравственных ценностей

Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников как основа формирования  их нравственных ценностей...