Меиодический материал "Формирование дружеский взаимоотношений в детском коллективе"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«КАНЕВСКОЙ СОЦИАЛЬНО – РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
Методический материал
к методическому часу:
«Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе» - мастер - площадка
Разработчик: воспитатель отделения
диагностики и социальной реабилитации
Коропова О.А.
Место проведения: ГКУ СО КК
«Каневской СРЦН»
ст. Новоминская
2025
Дружба-это одна из главных составляющих жизни любого человека. Это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Друг-это тот, кто понимает тебя, как самого себя, кто знает твои недостатки, но принимает тебя таким, какой ты есть. Первый друг, который появляется еще в детстве, часто становится другом на всю жизнь, поэтому детская дружба-это важно и серьезно. А если первая дружба не сложилась, важен опыт общения, этот опыт поможет ребенку выстраивать отношения во взрослой жизни, ведь дружба важна в любом возрасте.
Очень важно учить ребенка тому, что с другом надо не только играть и веселиться, важно и помогать друг другу. Дружба и взаимопомощь неразрывно связаны. И они должны быть с обеих сторон, а не с одной. Бывает так, что один ничего не делает для другого, но постоянно требует, такая дружба не считается настоящей, то проявление эгоизма и потребительских качеств личности. Реальная дружба подростков-очень сложное явление. В одно время могут проявляться взаимная поддержка, доверие, проведение досуга, а в другое-соперничество, ссоры, конфликты. Связано это во многом с тем, что подросток ищет свою индивидуальность, стремится удовлетворить свои эмоциональные и психологические потребности. Причина того, что подросток не может найти себе друга или поддержать отношения с ним, нередко связывается с тем, что современные дети играют в одиночку, больше времени проводят за компьютером. Они не знают простых способов знакомства, не могут проявить соучастие и сопереживание, строить отношения, уступать и общаться друг с другом.
Для того, чтобы зарождались дружба и общение между детьми, нужно:
1.Дать ребенку возможность общения со сверстниками, друзьями - это может быть во дворе, в кружках и секциях.
2.Предоставлять детям возможность действовать самостоятельно, проявлять инициативу и свои способности.
3.В случае конфликта с другом как можно больше узнавать про него, понять причину конфликта и помочь ребенку построить дружеские отношения.
4.Учить ребенка открыто и спокойно высказывать свое мнение, доказывать его, не повышая голоса, без истерик и обид.
Очень часто, пытаясь завязать новые знакомства, дети сталкиваются с грубостью или сами проявляют себя грубо, а потом копят обиды и не желают общаться с другими. На первых порах нужно оказать ему помощь, не оставляя его наедине с проблемой: обсудить произошедшее-кто, где и почему был неправ, как избежать повторение ситуации, объясняя, что гнев и обида не помогут исправить положение.
Нельзя воспитывать ребенка, убеждая быть послушным и добрым всегда и со всеми. Это может обернуться против ребенка - он не сможет противостоять агрессии других детей, замкнется в себе, предпочитая одиночество. Нужно подготовить ребенка к тому, что не все к нему будут относиться одинаково хорошо, оградить от неприятностей не получится, а научиться правильно на них реагировать-это отличное правило.
Бывает так, что среди одноклассников нет того, кто разделял бы интересы подростка, нужно помочь ему найти друзей в другом месте-в секциях, кружках, клубах-там ребенок быстрее найдет тех, которые любят то же, что и он.
Людям нравится чувствовать себя нужными и полезными. Попросив о помощи, ребенок получает шанс оказать ответную услугу - а это отличная возможность укрепить дружеские отношения. Важно, чтобы тот, кому помогают, нуждался в этом и хотел получить помощь. Нельзя навязывать свое видение, даже если уверен на 100%, что человек поступает неправильно и ему нужно помочь. Невозможно научить или вылечить того, кто этого не желает.
В жизни любого человека много тревоги и стресса. Один из способов преодолеть тревогу - добровольно и регулярно влиять на то, чтобы мир стал лучше: защищать природу, помочь пожилым людям, оказать помощь однокласснику в усвоении предмета, внести вклад в воспитание младших братьев и сестер. Если ребенок будет чувствовать свою значимость, то и будет получать удовольствие от помощи другим.
Как вовлечь ребенка в процесс взаимопомощи?
1.Показывать ребенку, что быть полезным-очень важно.
2.Подкрепить свои советы конкретными историями из жизни.
3.Действовать так, чтобы стать образцом подражания.
4.Хвалить, поддерживать благородные поступки.
Очень часто дети не желают помогать друг другу, ленятся, проявляют эгоизм, но высказывание, что завтра и ты можешь оказаться в такой ситуации и некому будет тебе помочь, хорошо ложится на сознание ребенка.
Различные беседы о проявлении доброты, коллективные игры, тренинги укрепляют понимание того, что без добрых дел, без взаимопомощи невозможно существование дружбы, отношений, общества. Если в прошлые десятилетия общение детей складывалось как бы само собой и не требовало вмешательство взрослых, то сегодняшних детей нужно этому учить, учить быть надежным и верным другом.
Тест «Хороший ли ты друг»
1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь?
А) Пойдешь в кино одна (один).
Б) Одолжишь подруге (другу) денег.
B) Найдешь богатенького приятеля, который мог бы сводить вас в кино.
2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь?
А) Проведешь вечер одна (один).
Б) Поможешь ей (ему). Чем быстрее вы закончите работу, тем больше времени останется на веселье.
В) Позвонишь другой (-ому) подружке (другу).
3. Ты идешь по улице и вдруг видишь, что шайка хулиганов пристает к твоей подруге (другу). Как ты поступишь?
А) Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и поспешишь скрыться.
Б) Бросишься на помощь подруге (другу).
В) Расскажешь об этом ее (его) отцу…когда увидишь его.
4. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь?
А) Скажешь ей (ему), чтобы в следующий раз он(а) лучше собиралась в поездку.
Б) Поделишься с ней (с ним) своим обедом.
В) Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал.
Подведем итог.
Больше ответов А: Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов(а) прийти им на помощь.
Больше ответов Б: Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное – твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!
Больше ответов В: Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба – это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.
Я надеюсь, что этот тест заставит каждого из вас задуматься о том, что быть другом – это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой. Давайте подумаем, существует ли некий кодекс дружбы?
Игра «Пойми меня»
Для участия в конкурсе приглашаются по 3 участника из каждой команды. Причём каждый из них выполняет определённую роль: один из участников ничего не видит, т.е. он слепой, второй – ничего не слышит, т.е. он глухой, а третий не может говорить, он немой. Задача команды заключается в том, чтобы договориться о встрече: где (место встречи), когда (день и время), для чего (например, пойти в кино, на день рождения, погулять, покататься на лыжах или коньках и т.д.) На выполнение задания даётся 3 минуты.
Упражнение «По парам»
Сейчас вы будете свободно перемещаться по комнате, когда я скажу «стоп», вы должны как можно быстрее найти себе пару (разбиться в группы по три человека). Кто не попал в группу – выбывает из игры. Посмотрим, кто из нас наиболее быстрые и собранные.
Упражнение «Пять добрых слов»
Каждый участник команды на листе картона обводит ладошку и в центре пишет своё имя. Затем передает рисунок соседу справа, а сам получает рисунок от соседа слева. В одном из “пальчиков” полученного чуждого рисунка каждый пишет какое-нибудь привлекательное качество, которое хотелось бы пожелать его обладателю (например, “ты - добрый”, “ты - веселый”, “ты - остроумный” и т.д.). Рисунки ходят по кругу. Таким образом, все “пальчики” оказываются заполненными. Если пальчиков не хватит, можно писать и на самой ладошке вокруг имени участника. В конце упражнения ладошки возвращаются к своим хозяевам, и вы можете прочитать то, что вам пожелали ваши товарищи и оставить ладошку себе на память (наши ладошки превратились в лучики весёлого солнышка)
Упражнение «Нить»
Все участники становятся в круг. Ведущий: вам необходимо назвать качества личности, помогающие жить в обществе и дружить, при этом вы передаете клубок ниток друг другу, разматывая его. В конце концов, все участники окажутся связанными между собой. (Получилась переплетенная, как паутина, нить).
Как вы думаете, что у нас получилось? Вот так же связаны между собой все люди – деятельностью, поступками желаниями, событиями.
психолог: А сейчас потяните каждый нить на себя. Сдвиньтесь на шаг вправо. Почему нить рвется? Почему вам не удалось сместиться? (Каждый тянет её на себя). Так и в коллективе, нужно уметь договариваться, выполнять общие правила, работать сообща, понимать, друг друга.
Притча о дружбе.
Жил на берегу моря старец. Был он совершенно один, и никого у него не было на всём белом свете. И вот однажды поздним вечером он услышал стук в дверь. Старик спросил: Кто там? За дверью ему ответили: Это твоё богатство. Но старец ответил: Когда-то я был сказочно богат, но это не принесло мне никакого счастья. И не открыл дверь. На следующий день он вновь услышал стук в дверь. Кто там? спросил он. Это твоя любовь! услышал он ответ. Но старец сказал: Я был любим, и сам любил безумно, но это мне не принесло счастья! и опять не открыл дверь. На третий день к нему снова постучали. Кто там? спросил старик. Это твоя дружба! услышал он в ответ. Старец улыбнулся и открыл дверь: Друзьям я всегда рад. Но вдруг... вместе с дружбой к нему в жилище вошли и любовь, и богатство. И старец сказал: Но ведь я пригласил только дружбу! На это вошедшие ответили ему: Ты столько лет прожил на земле, и до сих пор не понял одну простую истину? Только вместе с дружбой приходят и любовь, и богатство.
«По длинной, утомительной дороге шел человек с собакой. Шел он себе, шел, устал, собака тоже устала. Вдруг перед ним - оазис! Прекрасные ворота, за оградой - музыка, цветы, журчание ручья, словом, отдых.
"Что это такое?" - спросил путешественник у привратника.
"Это рай, ты можешь войти и отдохнуть по-настоящему".
"А есть там вода?" - "Сколько угодно: чистые фонтаны, прохладные бассейны..."
"А поесть дадут?"
- "Все, что захочешь".
"- Но, со мной собака".
- "Сожалею сэр, с собаками нельзя. Ее придется оставить здесь".
И путешественник пошел мимо.
Через некоторое время дорога привела его на ферму. У ворот тоже сидел привратник.
"Я хочу пить" - попросил путешественник.
"Заходи, во дворе есть колодец"
"А моя собака?"
- "Возле колодца увидишь поилку".
"А поесть?"
- "Могу угостить тебя ужином".
"А собаке?"
- "Найдется косточка".
"А что это за место?"
- "Это рай".
"- Как так? Привратник у дворца неподалеку сказал мне, что рай - там".
- "Врет он все. Там ад".
"- Как же вы, в раю, это терпите?" - "Это нам очень полезно. До рая доходят только те, кто не бросает своих друзей".
Где человек может найти себе друзей?
Конечно, друзей можно найти где угодно. Но хотелось бы отметить, что лучшие друзья – это друзья детства, школы. В школе проще найти человека, с которым Вам будет интересно вместе, с которым у Вас будут общие планы, общие взгляды, общие интересы, общие проблемы и дела. Вам легче понять друг друга.
Как Вы думаете, есть ли возрастные ограничения дружбы?
Исследованиями и опросами установлено, что возрастных ограничений нет. Но всё же большинство людей придерживаются мнения, что друг должен быть одного возраста или на немного старше или младше Вас самих.
Упражнение «Самый-самый»
По моей команде нужно каждому выбрать одного человека — того, кто был сегодня самым, например, активным. Свой выбор вы показываете молча, подойдя к этому человеку и положив ему свою ладошку на плечо. Выбор свой нужно сделать быстро — на счет «1, 2, 3». Задание понятно? Приготовились!
Итак, кто сегодня был самым-самым сообразительным? А самым шумным? А самым послушным, дисциплинированным? А самым задумчивым?
В заключение несколько полезных советов:
- Не будьте слишком критичны по отношению к окружающим Вас людям. Для установления отношений очень важно, какое Вы сами производите впечатление на окружающих людей. Люди всегда видят Вас такими, какими Вы себя преподносите.
- Чтобы у вас появились друзья нужно уметь общаться. Общение – это целое искусство! Общаться надо учиться. В этой связи, не будьте критичны, мнительны, угрюмы и подозрительны. Если вы всегда энергичны, в меру открыты, спокойны – вы привлекательны для окружающих.
- Держите себя так, ведите себя так, чтобы люди имели основание относиться к Вам с уважением, видели в Вас сильного и привлекательного человека. Старайтесь ни о ком не думать дурно. Устройте себе экзамен: постарайтесь неделю ни о ком не злословить и сплетничать ни вслух, ни про себя. Это довольно сложно! Но получается, что если мы сами ни о ком не думаем плохо, то и нам кажется, что о нас так же все думают только хорошее.
Стройте своё отношение и общение с другими «на равных», не задевайте того, что человеку дорого: его стиль одежды, его увлечения, его близких, его идеалы и ценности.
- Будьте осторожны с юмором. Самый опасный юмор тот, который направлен на другого человека. Если Вам дорого хорошее настроение своё и окружающих, то прежде чем пошутить, подумайте о последствиях.
- Что касается советов, то они редко учат, но часто злят. Поэтому тем, кто любит давать советы, хотелось бы сказать, что их нужно давать только тогда, когда вас об этом просят и только такие, за которые Вам будут благодарны.
- Будьте внимательны к окружающим, не забывайте здороваться, не забывайте поздравлять людей с праздниками, помните дни рождения окружающих вас людей.
И тогда вас тоже обязательно заметят, обязательно запомнят, будут дорожить Вашим общением, будут ценить и уважать. И у каждого из Вас будут настоящие друзья, постоянные друзья, которые помогут Вам в самых сложных жизненных ситуациях.
В заключение: - желаю вам верных и хороших друзей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К вопросу о воспитании терпимости как основы взаимоотношений в детском коллективе
Статья освещает основные аспекты гуманности в процессе воспитания: воспитание доброты и терпимости как основы взаимоотношений в детском коллективе...
Дружеские взаимоотношения младших школьников
Родителей часто волнует проблема дружеских отношений ребенка со сверстниками. Обычно они переживают, что их ребенок либо ни с кем не дружит, либо дружит не с тем, с кем надо....
Родительское собраниеи .Взаимоотношения в детском коллективе.
Речь пойдет о взаимоотношении в детском коллективе сверстников.Педагогическое просвещение и помощь родителям....

Взаимоотношения в педагогическом коллективе
материал предназначенный для учителей, которые только вступили в свою профессиональную деятельность...

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Формирование социальных взаимоотношений в детском коллективе младших школьников имеет многоцелевую, целостно-системную и полифазную проблему, которая состоит из решения базисных задач: осознавать себя...

Конспект внеклассного мероприятия «Взаимоотношения в классном коллективе» (4 класс)
Цели: - дать учащимся представление о том, каким должно быть отношение одноклассников друг к другу;- формировать умение жить в коллективе;- раскрыть сущно...

Воспитание дружеских отношений в детском коллективе
Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, спосо...