Занятие "Откуда азбука пришла?"
методическая разработка

Занятие, посвященное Дню славянской письменности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkuda_azbuka_prishla.docx39.4 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «КАНЕВСКОЙ СОЦИАЛЬНО – РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

Конспект занятия

 «Откуда азбука пришла?»

(День славянской письменности и культуры)

  

Разработчик: воспитатель отделения

диагностики и социальной реабилитации

Коропова О.А.

Дата проведения: 24.05.2025

Место проведения: ГКУ СО КК

«Каневской СРЦН»

Возрастная группа детей: 7-18лет

ст. Новоминская

2025

Цель: Расширение знаний и представлений об истории возникновения славянской письменности и её роли в развитии человечества.

 Задачи:

- Приобщение детей к русской культуре и традициям.

- Знакомство детей с истоками славянской письменности и   культуры.  

-  Развитие познавательного интереса.

Оборудование: икона святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, пословицы о языке, презентация, аудиозаписи колокольного звона.

Ход мероприятия

- Всероссийский День славянской письменности и культуры. Это большой праздник для всех нас, потому что все мы говорим и пишем на родном русском языке.        

А знаете ли вы, кому мы должны быть благодарны за все это? За наше письменное слово, на котором записаны наши любимые книжки?

За нашу грамоту, которой мы учимся в школе? За нашу великую русскую литературу, с которой вы еще только познакомитесь в старших классах. А благодарны должны быть Святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию. Они были иноками (монахами) и всю свою жизнь посвятили созданию нашей письменности.

Святые Кирилл и Мефодий прежде всего перевели на славянский язык Евангелие и богослужебные книги. Благодаря этому  русский народ с самого начала мог учиться православной вере на понятном ему языке. И сейчас, уже более тысячи лет церковнославянский язык используется в русской православной церкви во время богослужения.

Книги сохранили до нас Слово Божие и предания далеких лет. Словом Божиим сотворена Вселенная, а человек поставлен Богом выше всего земного. Словом объединяются люди, им созидается все в этом мире. Но самое главное – слово в молитве восходит к Богу, беседуя с Ним.

Мы благодарны просвещенью,

наука – солнце, душу грей,
Рукой отцов благославленный

иди в историю смелей.
К апостолам высокославным

любовь святая глубока
Дела Кирилла и Мефодия в

России  будут жить века.

- Люди пользуются устной речью с незапамятных времен. Письмо возникло гораздо позднее. Письменность — одно из самых важных культурных завоеваний человечества. Цивилизация возникает вместе с появлением письма. Без письма были бы невозможны те достижения науки, техники, культуры, которыми современный мир отличается от первобытного.

Буквы—значки, как бойцы на параде,

В строгом порядке построены в ряд:

Каждый в условленном месте стоит

И называется…/алфавит/

Прапрадедовской порой

Встали буквы в чёткий строй..

Строй как строй, да не простой,

Он зовётся …/азбукой/                            

-Знаете ли вы, как возникла русская письменность? Но ответьте сначала на такой вопрос: « Чем отличается азбука от алфавита?» Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки):

АЗБУКА: АЗ + БУКИ
а слово “алфавит” происходит из названия двух первых букв греческого алфавита: АЛФАВИТ: АЛЬФА +

-А знаете ли вы, как, откуда пришла к нам азбука?

На берегу теплого моря в городе Солунь (Салоники) жили два брата, сыновья военачальника. Отец их был греком, а мать-славянка говорила с детьми на родном славянском языке. Оба брата получили хорошее образование. Однажды к византийскому императору прибыли послы от князя Ростислава. Послы просили направить к ним учителей, которые вели бы церковные службы на славянском. Император позвал Кирилла и сказал, что кроме него никто другой сделать этого не сможет.

-Азбуки,  приспособленной передавать славянскую речь, тогда еще не существовало. Но славяне, видимо, уже пытались записывать свою речь при помощи латинских и греческих букв. Настоящая азбука была создана Константином Философом в 863 году. В работе ему помогал Мефодий, хорошо владевший славянским языком. Создав славянский алфавит, братья начали переводить с греческого на славянский главные богослужебные книги, в первую очередь Евангелие. Язык этих переводов, выполненных Константином, Мефодием, а затем их учениками, теперь называют старославянским языком.

- Братья Константин и Мефодий родились в Солуни (Салониках). Это был многоязычный город Македонии. В нем жили греки, армяне, арабы, евреи, персы и славяне. Старший брат, Мефодий, родился в 815 году. Он успешно начал военную службу и был назначен воеводой в населенную славянами область. Воеводой Мефодий пробыл десять лет, а затем ушел в монахи. Младший брат, Константин, родился в 827 году. Уже в юности он отчетливо осознавал, что его путь — это путь ученого-книжника. После смерти отца Константин попал в Константинополь, где учился в знаменитой школе в Магнаурском дворце, а позже стал библиотекарем при соборе Святой Софии и фактически секретарем патриарха. Затем Константин на некоторое время поселился в одном из монастырей близ Босфора в Малой Азии, а в конце 850-го или начале 851 года вернулся в Константинополь, чтобы занять кафедру философии в университете.

- Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.

- Древнейшие славянские надписи и рукописи, относящиеся к X веку, выполнены двумя графическими системами. Одну из них называют кириллицей, а другую — глаголицей (старославянское слово  глаголь означает речь, слово). 

- Глаголица — изобретение более яркое и самобытное, нежели кириллица. Количество букв в глаголице почти точно соответствует количеству звуков (точнее, фонем) старославянского языка. Иными словами, создатели глаголицы основательно разобрались в славянской фонетике и благодаря этому создали для нее подходящую письменность. Буквы глаголицы не скопированы с другого алфавита (как кириллица — с греческого), а созданы самостоятельно. Похоже, глаголицу ее творцы предназначали специально для священных книг: первая буква «аз» по форме напоминает крест. Начертания многих других букв тоже имеют в основе крест, треугольник и  круг.

- А теперь вы будете работать в группах. Посмотрите внимательно на записи Прочитайте слова, записанные с помощью глаголицы.

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2024/02/17/metodicheskaya_razrabotka.doc_image3.jpg C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Image198.gif https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2024/02/17/metodicheskaya_razrabotka.doc_image4.jpg 

- Кириллица, в сущности, — это греческий алфавит с дополнительными знаками для славянских звуков, которых нет в греческом языке. Потому в кириллице есть несколько ненужных для славянского языка букв вроде «кси» и «пси». Первоначально кириллица включала 43 буквы. Постепенно формировалось и критическое отношение к кириллице.

- А теперь группам дается следующее задание.

Прочитайте слова, написанные по-старославянски. Попробуйте их перевести на современный русский язык. Подберите к ним родственные слова, которые используются в наши дни:

ПЬРСТЪ - палец - напёрсток

ЛОВИТВА - охота - ловить

ДЛАНЬ – ладонь

ТЪЩЕТА - суета – тщетный

- В старых церковных текстах встречаются самые разные надстрочные знаки, чаще всего используются следующие:

  • Ударения
  • Придыхания
  • Титло - знак для сокращения слов и обозначения числовых    значений

-В начале XVII века ученый-филолог Мелетий Смотрицкий, автор первой подробной грамматики церковно-славянского языка, пришел к выводу, что в кириллице есть ненужные буквы. Реформу азбуки в начале XVIII веке провел Петр I.  Петру I удалось лишь устранить буквы «от», «омега» и «пси», он также узаконил две разновидности букв — прописные и строчные — и отменил знаки титл, которые использовались для сокращенного написания слов. Реформа 1708—1710 гг. разделила единый алфавит на два: один — традиционный, для написания церковных книг, а другой — новый, светский, гражданский.  

- В 1735 г. Были исключены из алфавита буквы «кси» и «зело», а также «ижицу», которая, однако, позже вновь была восстановлена. Тогда же была введена в алфавит буква й. 

- В 1918 г. из азбуки было исключено несколько букв. Эту букву называли «буквой-страшилищем», «буквой-пугалом». Это буква «ять». Она затрудняла правописание и приносила (особенно школьникам) немало огорчений.

- В 1735 году в алфавит были введены две буквы: Э  и Й». Буква э сравнительно молодая. Она появилась в азбуке, как было сказано, только в 1735 г. Самая молодая буква в русском алфавите — это буква ё. Известен ее создатель, у нее есть «день рождения», и в 1997 г. ей исполнилось 200 лет. В 1797 г. писатель и историк Николай Михайлович Карамзин издал второй альманах стихов «Аониды», в котором впервые использовал букву ё. 

-А теперь, ребята, я предлагаю вам ответить на вопросы викторины,  и мы посмотрим, кот был из вас самым внимательным.

Викторина

1.Где родились  Св. Кирилл и Св. Мефодий?

( Салоники. Македония)

2.Кем был отец Кирилла и Мефодия?

(Большим военачальником)

3.Как звали Св. Кирилла в миру, до пострига в монахи?

(Константин)

4.Какой алфавит предок русского алфавита?

(Греческий)

5.Какой знак в кириллице ставится над числом для того, чтобы не перепутать его со словом?

 (титло) 

6. Какую букву называли и «самой русской буквой», и «буквой страшилищем?»

(Ять)

7.Какую букву называли «бездельником», «лодырем», «дармоедом»?  

(ъ-ер)                                                    

8.Какие три буквы были добавлены в наш алфавит последними?

(Ё,Й,Э)

9.Как называлась первая книга на Руси для обучения грамоте?

(Псалтырь)                                                            

10. Назовите последнюю букву кириллицы?

(Ижица)

11. Кто провел первую реформу азбуки?

(Пётр1)

-Молодцы, ребята! Вижу, что вы внимательно слушали наших ведущих.

Учитель.

- Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв – 33.

Начиная с 1992 года, празднование Дня славянской письменности и культуры приобретает государственный характер. В этом году в Москве на Славянской площади был сооружен памятник святым братьям. Вот уже несколько лет 24 мая к этому памятнику направляются крестные ходы из московских храмов, а Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершает праздничный молебен в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей братьев Кирилла и Мефодия.

Когда май месяц расцветает,

Числа двадцать четвертого

Славянский мир весь восхваляет

Кирилла и Мефодия.

По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.

И будет славить Русь родная святых апостолов славян…
И сладким звуком их имен, свои молитвы оглашая,
Из века в век, из рода в род, она их память соблюдает!

- Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку.

Буква к букве – будет слово.

Слово к слову – речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям,

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит! 

-Благодарю вас, ребята, за активное участие в нашем классном часе. Желаю вам быть верными служителями и хранителями животворного высокого славянского слова и письменности, которую двенадцать столетий назад подарили славянам святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 1 классе по теме "Азбука, азбука каждому нужна". Программа Е.Д. Критской, Сергеевой

Открытый урок в 1 классе по программе Е.Д. Критской. Тема урока "Азбука, азбука каждому нужна". На этом уроке первоклассники знакомятся с  элементами нотной грамоты.   В форме игры мале...

Открытый урок в 1 классе на тему: "Русская азбука азбука или алфавит"

Данный материал содержит подробный конспект урока с использованием игровых, групповых технологий и физминуток....

Праздник Азбуки. За всё, чему ты нас учила , спасибо Азбука тебе.

Для  1  класа  праздник  прощания  с  Азбукой....

Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

Праздник проводится в конце обучения грамоте с участием родителей первоклассников и старшеклассников.Цели:·         развитие познавательной активности и творчес...

Урок прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

На уроке дети рассказывают про буквы, отгадывают загадки, ребусы, читают, выполняют интесесные задания....

Сценарий праздника прощания с азбукой. « Прощай, Азбука!»

Сценарий мероприятия для 1 класса "Прощай Азбука", включающий в себя инсценированные произведения детских писателей....

Азбука, азбука каждому нужна..

Азбука, азбука каждому нужна... (УРОК МУЗЫКИ)...