Особенности гражданско-патриотического воспитания в начальной школе
материал (1 класс)
Патритическое воспитание младших школьников в современной школе должно стать объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не в словах, а на деле.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности гражданско-патриотического воспитания в начальной школе
Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников - это воспитание уважения к истории своей страны, к ее национальным традициям, истории культуры.
С чего начинается чувство к Родине? Начинается оно у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, братьям, сёстрам, бабушкам, дедушкам. Чувство любви к родному дому, саду, школе. Это корни, которые связывают ребёнка с родным домом, его ближайшим окружением. Это и есть для ребенка Родина близкая и понятная, со своей культурой и традициями.
На мой взгляд, тема малой Родина является продуктивной для гражданско – патриотического воспитания. Начинать нужно с того, что окружает ребенка ежедневно, чего он может и не замечать. Ведь не случайно в критические минуты своей жизни мы вспоминаем не страну, а Родину своего детства.
Младший школьный возраст – наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни своей страны. Важно не упустить момент и вовлечь каждого ребенка в насыщенную жизнь, деятельность коллектива, направленную на проявление заботы о ближних, любви к Родине.
Цель патриотического воспитания – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру. Важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил её, кто прилагает усилия, чтобы она стала ещё краше, богаче, стала могучей державой. И каждому из нас надо уметь ей быть полезным. А для этого надо много знать и уметь. С детства совершать дела, которые были бы на благо своего дома, школы, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны.
Младший школьный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.
Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребёнок будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.
В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание.
В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
В педагогическом аспекте под гражданско - патриотическим воспитанием понимается - процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
По своему содержанию понятие патриотизм многогранно: это и ощущение неразрывности с окружающим миром, и уважение к культуре своей страны, и гордость за свой народ, свою Родину. Для младшего школьного возраста характерны податливость педагогическим влияниям, наибольшая обучаемость, сила и глубина впечатлений. Период школьного возраста наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как детские образы восприятия очень сильны и ярки, поэтому остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь.
В этот период начинают развиваться те черты характера ребенка, которые незримо связывают с национальной культурой, со своим народом, со всей Родиной. Возможности для такого воспитания заложены во впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых живёт ребёнок, в народных песнях, музыке, играх. Эти эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных патриотических чувств.
Огромную роль в воспитании младших школьников играет педагог. Дети всецело доверяют ему, его слова воспринимаются как истинные и важные. Истоки такого отношения к нему кроются в подражательности детей и недостатке жизненного опыта.
Поведение, взгляды, отношения педагога являются образцом для подражания, детям хочется заслужить его похвалу, одобрение. Поэтому педагогу не так сложно увлечь детей идеей любви к Отечеству, служения ему. Но здесь надо предостеречь от слишком прямолинейного воздействия на детей высокими фразами и понятиями. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его многостороннее формирующее влияние. Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от педагога настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за 4 года не представляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное делает учитель начальных классов, «упражняет детей в этом священном чувстве».
Гражданско – патриотическому воспитанию способствуют следующие формы работы: празднование общегосударственных праздников, связанных с героическим прошлым России; проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла; организация работы школьных музеев; участие в охране памятников истории и культуры родного города; проведение и организация фестивалей патриотической песни; проведение и организация военно – патриотических игр; проведение тематических классных часов; участие в конкурсах связанных с прошлым нашей Родины.
Воспитание патриотической личности – одна из важных задач современной школы.
Проблема патриотического воспитания наиболее актуальна в наше время. Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам всегда были свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания стала более заметной. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому всё острее встаёт вопрос о повышении уровня патриотического воспитания.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
• любящий свой народ, свой край и свою Родину;
• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
• любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
• доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
• выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности…
Патриот – это человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь. Это есть идеологическая нагруженная способность, что – то очень уж возвышенное.
Изучая Стандарт второго поколения, я нигде не увидела слово патриот, патриотическое воспитание, используются слова гражданин и гражданственность. Наверное, это правильно и более приемлемо к современной школе.
Термин «гражданское воспитание» является относительно новым для нашей страны.
Гражданское воспитание не предусматривает однозначно позитивного отношения к какой - либо сфере жизни, но пересекается с патриотическим, нравственным, духовным и социальным развитием личности.
Гражданское воспитание в современном ритме жизни должно формировать у ребенка активную социальную позицию участника и созидателя общественной жизни.
Безусловно, патриотическое воспитание создает определенные предпосылки гражданского поведения. Но в процессе целенаправленного воспитания такого рода качества будут сформированы надлежащим образом.
Патриотическое воспитание и гражданское становление личности – неотъемлемая часть общей культуры государства. Мы хотим жить в процветающей, богатой стране, хотим, чтобы нам было хорошо, чтобы мы ни в чём не нуждались.
Для этого нужно воспитывать подрастающее поколение настоящими гражданами своей Родины. Надо, чтобы они любили свою семью, тот уголок, где они родились и выросли, то государство, которое заботится о нынешнем будущем своих граждан. Дети должны любить свою Родину, уважать её традиции, знать историю своей страны. Если будут такие люди, они сделают всё для процветания нашей России.
С 1 сентября 2022 года во всех школах страны каждый понедельник начинается с занятия «Разговоры о важном».
Главной целью таких занятий является развитие ценностного отношения школьников к своей родине России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. По словам Министра просвещения Сергея Кравцова «События, люди, их деяния и идеи - все это может быть предметом бесед».
По его словам, темами разговоров станут и простые человеческие ценности, например, дружба, уважение к труду, сохранение исторической памяти, милосердие, справедливость.
В рамках проекта ребята узнают о достижениях страны, связанных с экономическими, научными, политическими прорывами, научатся строить коммуникацию, отношения в обществе, поймут, как важно быть здоровыми, гармонично развитыми личностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе
p { margin-bottom: 0.21cm; } Гражданско-патриотическое воспитание в нашей школе.Целевая комплексная программа гражданско-патриотического воспитания «Сыны отечества» управления образования М...

Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе, поиск и разработка инновационных методов и подходов.
В современных условиях идея патриотизма должна стать тем стержнем, вокруг которого сформируются значимые чувства, убеждения, устремления детей, ее готовность и способность к активным действиям для бла...
Гражданско — патриотическое воспитание в начальной школе в рамках ФГОС.
Воспитание детей — самая важная область нашей жизни. Наши дети — это будущие граждане страны и граждане мира. Они будут творить историю и будут воспитывать своих детей. Детей надо вырастит...

Гражданско — патриотическое воспитание в начальной школе в рамках ФГОС.
Воспитание детей — самая важная область нашей жизни. Наши дети — это будущие граждане страны и граждане мира. Они будут творить историю и будут воспитыват...

Статья "Гражданско - патриотическое воспитание в начальной школе"
В современном обществе особенно остро стоит проблема патриотического воспитания детей. За последние годы в стране произошли большие перемены. Но, как бы не менялось общество, мы не должны переставать ...
Статья:"Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе"
В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания школьников, актуальность посвященная 75-летию победы советского народа в Великой отечественной войне. Ключевые слова: ценности, патриотизм, ...

ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан, обладающих высокой нравственной культурой. И одной из глобальных проблем воспитания современной молодежи в России являет...