Развитие эмоционального интеллекта у обучающихся начальной школы
классный час

Милешина Анастасия Андреевна

Сценарий занятия, направленного на развитие эмоционального интеллекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_zanyatie_emotsionalnyy_intellekt.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие для 4А класса

«Эмоциональный интеллект»

Описание основных этапов занятия

Слайд 1

Педагог: Давайте познакомимся с основными правилами, которые будут действовать на занятии:

  1. «Здесь и сейчас» — во время работы обсуждаем только те вопросы, которые значимы именно в данный промежуток времени.
  2. «Искренность, открытость, доброжелательность» — обращаемся друг другу доброжелательно, искренне и открыто выражаем эмоции.
  3. «Микрофон» — не перебиваем друг друга, даже при обсуждении очень интересной темы.
  4. «Регламент» — ценим время, выделенное на каждое упражнение.

Слайд 2

Педагог: Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами поговорим об эмоциях и эмоциональном интеллекте. Слышали такое словосочетание? Как вы его понимаете?

Приветствие — это первое, что слышит человек. От того, с какими эмоциями вы произносите это слово, на 70% зависит, как собеседник будет к вам расположен: скептически или благосклонно, будет ли дальше слушать и слышать вашу речь.

Сейчас мы выполним упражнение «Интонация», в ходе которого поздороваемся друг с другом, и делать это будем с определенным настроением. Для выполнения упражнения всем необходимо встать в круг. Я раздам каждому по карточке, на котором написано название эмоционального состояния, которое необходимо вам изобразить в процессе приветствия «Здравствуйте, меня зовут...». Задача остальных — угадать настроение одноклассника. (Обучающиеся приветствуют друг друга по кругу и угадывают настроение одноклассников)

Слайд 3

Педагог: Все мы постоянно испытываем различные эмоции: радость, грусть, печаль и другие. На слайде вы видите «Колесо эмоций», с помощью которого мы познакомимся с базовыми эмоциями. На каждом лепестке «Колеса эмоций» показаны степени интенсивности той или иной эмоции. Например, мы понимаем, что радость от состояния эйфории и восторга может переходить к состоянию спокойствия и безмятежности. Следующий слой лепестков открывается, когда мы смотрим на соединение эмоций. Например, любовь = радость+ доверие.

Как вы думаете, почему нужно обращать внимание на эмоции и чувства людей, для чего их нужно изучать?

(Ответы обучающихся)

Педагог: Вы правы! Изучать эмоции и чувства необходимо, чтобы понимать себя и окружающих людей, уметь контролировать себя и общаться без конфликтов. Для этого необходимо развивать эмоциональный интеллект!

Слайд 4

Педагог: Эмоциональный интеллект — это способность правильно истолковывать эмоции, которые испытываешь ты сам и окружающие тебя люди, а также умение ими управлять.

Слайд 5

Педагог: Ребята, чтобы узнать, насколько ваш эмоциональный интеллект помогает достигать поставленных целей в общении с окружающими, я сейчас предлагаю вам пройти несложный тест.

Предлагаю оценить, насколько хорошо вы понимаете свои и чужие эмоции, умеете управлять ими. На экране 4 вопроса, на которые необходимо ответить, озвучивать ответы не нужно. Посчитайте, сколько отрицательных ответов у вас получилось.

Вопросы:

  1. Бывают ли у вас в жизни ситуации, когда вы не справляетесь со своими эмоциями и они мешают вам?
  2. Бывают ли у вас ситуации, когда ваше состояние мешает настроиться на учебу?
  3. Легко ли вам понимать то, что чувствуют другие?
  4. Легко ли вы умеете влиять на свои чувства и чувства других? Например, разрядить обстановку или утешить друга.

(Обучающиеся отвечают на вопросы, подсчитывают количество отрицательных ответов)

Педагог: Ребята, если у вас 0 отрицательных ответов, то ваш эмоциональный интеллект на высоком уровне. Если 1 отрицательный ответ — у вас достаточно развит эмоциональный интеллект. Если у вас 2 и более отрицательных ответов, то возможно вам стоит поработать над изучением своих и чужих эмоций, развитием навыка управления эмоциями.

Педагог: Как вы считаете, нужно ли вам работать над развитием своего эмоционального интеллекта?

(Ответы обучающихся)

Педагог: Теперь разберемся, как мы можем понимать эмоции и чувства, которые переживаем сами и которые испытывают окружающие люди.

Сейчас мы с вами объединимся в команды по 4 человека и выполним упражнение «Кто больше?». Вам необходимо назвать как можно больше эмоций и чувств, которые переживает человек в течение жизни. Если в течение 10 секунд команда не называет нужное слово, то она не участвует дальше.

(Команды поочередно называют чувства и эмоции человека)

Педагог: А как мы выражаем эмоции? Можно ли, глядя на человека, понять, что он чувствует в данный момент, какую эмоцию переживает? Что помогает это определить?

(Ответы обучающихся)

Слайд 6

Педагог: Правильно, важным средством выражения эмоций человека является его мимика. Мимика — выражение лица человека. Лицо человека способно выражать различные эмоции.

Педагог: Предлагаю вам выполнить упражнение «Понимаете ли вы язык мимики». Посмотрите на лица, изображенные на слайде, и попробуйте расшифровать, какие эмоциональные состояния закодировал художник. Для ответа поднимите руку.

(Обучающиеся расшифровывают эмоциональные состояния лиц, изображенных на экране)

Ответы: 1 — скука, безразличие; 2 — враждебность; 3 — веселье; 4 — обида; 5 — грусть, печаль; 6 — сомнение, недоверие, 7- удивление.

Педагог: На любые жизненные ситуации люди эмоционально реагируют (выражают эмоции и чувства) и выражают свое отношение к происходящему при помощи мимики, слов и интонаций голоса, позы и движений.

Слайд 7

Педагог: Давайте вместе создадим эмокнижку 4А класса, которая поможет нам понять общее настроение, царящее в вашем учебном коллективе. Для этого понадобятся одинаковые бумажные круги. На каждом круге напишите название эмоции, которую вы чаще всего испытываете, когда приходите в класс. Раскрасьте круг, согните его пополам. Половинку обратной стороны (без рисунка) мы намажем клеем, приклеим к обратной стороне другой заготовки и таким образом создадим эмокнижку. (Ведущий раздает каждому обучающемуся бумажные круги.)

Слайд 8

Педагог: Ребята, а как мы можем управлять своими эмоциями и эмоциями других людей?

(Ответы обучающихся)

Педагог: Чтобы управлять своими эмоциями и эмоциями окружающих людей важно:

  • учиться выражать свои эмоции;
  • учиться рассказывать о сильных переживаниях;
  • учиться распознавать и различать базовые эмоции (читать книги, слушать музыку, смотреть фильмы и определять эмоции героев, связи между их чувствами и поступками);
  • учиться понимать чувства других людей (общаться с другими людьми и определять их эмоциональное состояние);
  • учиться переходить из одного эмоционального состояния в другое (например, когда человек сильно волнуется, можно остановиться — досчитать до 10 — выдохнуть — рассказать о своих чувствах).

Педагог: Ребята, сегодня мы познакомились с понятием «эмоциональный интеллект», проанализировали уровень развития своего эмоционального интеллекта и научились различать эмоции. Узнали ли вы что-то новое для себя?

(Ответы обучающихся)

Педагог: Мне хотелось бы узнать, насколько хорошо вы поняли тему сегодняшнего занятия. Предлагаю выразить свое мнение, нарисовав палочку в соответствующем столбике на доске. Если вы все поняли и можете поделится полученной информацией с друзьями и родителями, то палочку ставите в столбике №1, если у вас остались вопросы по теме, то в столбике №2, если вам было совсем ничего не понятно, то в столбике №3.

(Реакции обучающихся)

Педагог: Благодарю вас за активную работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Распространение педагогического опыта по развитию эмоционального интеллекта младших школьников на основе интерактивных психологических игр и упражнений

Каждый педагог, особенно в начале школе, стремится создать в классе дружную атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом и учителем, тем самым облегчить п...

Эмоциональный интеллект у детей начальной школы

Эмоциональный интеллект у детей начальной школы !...

Интегрированное занятие по теме: «Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предложений. Развитие эмоционального интеллекта»

Тема. Составление предложений, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предложений. Развитие эмоционального интеллекта.Цели:1.        развивать умение со...

4 педагогические игры, направленные на развитие эмоционального интеллекта. Подойдут для зимнего лагеря, занятий в детском саду/школе или тренинга. Для детей от 6 лет.

1. Что чувствует мама, если…» Цель ♦ содействовать формированию эмоциональной децентрации у детей. Ведущий рассказывает детям ситуации, близкие их жизненному опыту, например, на темы наказаний р...

Проблемы развития функциональной грамотности у обучающихся начальной школы

Функциональная  грамотность трактуется следующим образом: «Умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: работе, государстве, семье, з...

Статья на тему: «Важность развития читательского интереса у обучающихся начальной школы»

Изменения в системе образования в последние десятилетия и исследования в области литературоведения, педагогики и психологии создают благоприятные условия для поиска новых путей в области развития инте...

Развитие эмоционального интеллекта у детей в начальной школе

Развитие эмоционального интеллекта у детей в начальной школе — это важная задача, стоящая перед нами, педагогами. Это не только способствует социальной адаптации учащихся, но и формирует основу ...