Конспект занятия "Эксперименты с мукой"
план-конспект урока (1 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект по экологии (экспериментальная деятельность) в старшей группе
«Эксперименты с мукой»
Тема недели: откуда хлеб пришел
Цель: ознакомление детей со свойствами муки через экспериментирование.
Программные задачи:
Образовательные: расширять и уточнять знания детей о хлебных зерновых культурах; познакомить со свойствами муки; продолжать формировать умение предвидеть последствия действий; учить работать в нетрадиционной технике рисования (рисование мукой);
Развивающие: развивать познавательный интерес к экспериментированию, умению делать вывод; развивать слуховой, зрительный, тактильный анализаторы; развивать внимание, мышление, память;
Воспитательные: воспитывать партнерские отношения при работе в парах; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Предварительная работа: знакомство с этапами изготовления хлеба, знакомство с работой хлеборобов, знакомство с техникой хлеборобов, знакомство с разновидностями хлебобулочных изделий.
Словарная работа: щепотка, крупинка, растворилась, помутнела, дрожжи.
Материалы и оборудование: кроссворд, буквы для кроссворда, емкость с мукой (по количеству детей), черный картон (по количеству детей х 2), пластмассовая ложка (по количеству детей), шарф, емкость с сахаром, емкость с солью, стакан с водой (по количеству детей), маркер, клей ПВА в емкости, кисти тонкие для клея, салфетки (по количеству детей), иллюстрации.
Ход:
Этап занятия | Содержание | Примечания |
#1055;одготовительный | Педагог: «Ребята, я получила странное письмо. В письме четыре пустые клетки – зашифрованное слово. И только, выполнив определенные задания, вы поможете мне узнать, что же в нем написано. В первой клетке живет буква, которая спряталась в слове МАКАРОНЫ, и стоит на первом месте. (М) Во второй клетке живет буква, которая спряталась в слове БУЛКА, и стоит на втором месте. (У) В третьей клетке живет буква, которая спряталась в слове БУБЛИК, и стоит в конце слова. (К) В четвертой клетке живет буква, которая спряталась в слове БАТОН, и стоит в нем на втором месте. (А) – Давайте прочитаем, какое же слово у нас получилось! (МУКА) - А что же такое мука? Из чего она сделана? (Из молотого зерна). – А для чего нужна мука? (Для того, чтобы выпекать хлеб, батон, булки, печенье). – Молодцы! Вы все ответили правильно. Мука нужна для того, чтобы выпекать хлебобулочные, кондитерские, макаронные изделия». | Педагог демонстрирует пустой кроссворд. Педагог вывешивает угаданные буквы в кроссворд. |
#1054;сновной | Педагог: «Но все ли вы знаете о муке и о ее свойствах? Сегодня у нас будет с вами необычное и интересное занятие. Что появилось перед вами? (Мука). Осторожно понюхайте муку. Мука имеет запах? (Да, у муки есть запах, но он какой-то особенный). – Мука имеет запах. Но он не очень выраженный. Даня, подойди ко мне, пожалуйста. У тебя сейчас будет интересное задание. Твоя задача: с закрытыми глазами определить, что ты нюхаешь: муку, соль или сахар. - В какой по счету емкости ты определил, что там мука? Как ты это определил? Вы можете взять щепотку муки в руки и попробовать пальчиками высыпать муку обратно в тарелку. Что произошло? (Она высыпалась). Какой вывод мы можем сделать? – Мука сыпучая. Хорошо. Но что-то мы еще забыли сказать. Давайте еще раз возьмем пальчиками щепотку муки. Скажите, какая она на ощупь? (Легкая, мягкая, пышная, воздушная) – Мука мягкая, пушистая. Очень хорошо! Ребята, найдите у себя на столах кусочек картона. Какого он цвета? (Черного). А какого цвета у нас мука? (Белая). Если мы высыпем муку на картон, то что будет? (Мы увидим муку и ее частички). Давайте так и сделаем. Какие крупинки у муки? (Маленькие). Давайте попробуем раздавить эти маленькие крупинки кончиком пальцев. У нас получается? (Нет). Почему? - Мука – твердое вещество. Витя, подойди ко мне, пожалуйста. Сейчас у тебя будет ответственное задание. Твоя задача – закрытыми глазами определить, что ты щупаешь: муку, сахар или соль. -В какой по счету емкости была мука? Почему ты так решил? Молодец, садись. Разровняйте муку на картоне. Как вы думаете, можно ли на муке рисовать? Попробуйте что-нибудь нарисовать на муке пальцем. – Оказывается на муке можно писать и рисовать. Теперь снова разровняйте поверхность. Напишите ваше имя (первую букву имени). А я пройду и посмотрю, правильно ли вы написали. ФИЗМИНУТКА «ЗОЛОТОЕ СОЛНЫШКО, ТЫ СОГРЕЙ НАМ ЗЁРНЫШКО!» Дождик, дождик, поливай! Будет хлеба урожай! (Дети вытягивают руки вперёд, ладонями вверх и «брызгают» на себя водой) Дождик землю поливал, и росточек подрастал! (Дети медленно встают). К свету и теплу тянулся (руки в стороны) И красавцем обернулся (руки вперёд). Золотые колоски на ветру качаются, (Дети встают на носочки, поднимают прямые руки вверх, кисти рук опущены вниз). Низко наклоняются. (Дети машут поднятыми вверх руками и приговаривают: Поспел урожай! Приезжай, убирай! (Наклоны вниз) Замечательно! Вернемся к нашим экспериментам. Возьмите ложечку муки и положите ее в стакан с водой, осторожно размешайте. Что случилось с мукой? (Растворилась, а вода помутнела) - Добавьте еще две ложечки. Размешайте и определите, что получилось? (Получилось жидкое тесто) – Смесь стала тягучая, липкая, плотная, густая. Таким образом, замешивают тесто для выпечки. Для того чтобы испечь пышные булки, в тесто добавляют разные ингредиенты: масло, соль, сахар, яйца, дрожжи. – Сейчас, в один из ваших стаканчиков добавим немножко сахара и дрожжей. Ариша, выйди, помоги мне.В другой стаканчик – только дрожжи. А третий так и оставим только с мукой водой. Посмотрите, я сделаю маркером отметки на всех этих стаканах. Как вы думаете, что я отметила маркером? ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ С МЯЧОМ Откуда хлеб пришел? – из магазина. А как в магазин попал? – из пекарни. Что делают в пекарне? – пекут хлеб. Из чего? – из муки. Из чего мука? – из зерна. Откуда зерно? – из колоса пшеницы. Откуда пшеница? – выросла в поле. Кто ее посеял? – хлеборобы. - Назовите, какие вы знаете хлебобулочные изделия. (Хлеб, батон и др.). А сейчас давайте взглянем на наши стаканчики с тестом на батарее. Какой вывод мы можем сделать? - Дрожжи – это химическое вещество, которое употребляется в пищу через тесто. - Дрожжи выделяют углекислый газ – от этого газа тесто и поднимается. - Без сахара дрожжи работать не будут». | Педагог просит дежурного помочь раздать емкости с мукой. Дети аккуратно подносят к лицу емкости с мукой. Педагог завязывает ребенку глаза шарфом. Подносит к носу сначала емкость с сахаром, затем – мукой, потом – с солью. Дети берут щепотку муки и высыпают пальцами муку обратно в емкость. Дети еще раз перебирают муку кончиками пальцев. Дети высыпают с помощью ложечки муку на картон. Вите педагог закрывает глаза шарфом. Сначала педагог дает потрогать емкость с солью, емкость с сахаром. Затем – с мукой. Дети рисуют на картоне мукой. Дети пишут свое имя. Дети размешивают муку в стакане с водой. Педагог вызывает одного ребенка, он добавляет в стакан с тестом сахар и дрожжи. В другом остается просто тесто. В 3 стакан добавляются к тесту только дрожжи. Делает на стаканах отметки маркером. Дети встают на ковре в круг вместе с педагогом. Педагог, задавая вопрос, бросает мяч ребенку, тот возвращает мяч с ответом. Дети рассматривают 3 стаканчика с тестом. |
3. Заключительный | Педагог: «Ребята, сейчас я прошу вас вернуться на свои места. Давайте вспомним, что мы сегодня делали? Но кое-что на ваших столах осталось незамеченным. Что же это? (Клей). Ребята, положите к себе черный картон, возьмите в руки кисть. Как вы думаете, что вы сейчас будете делать? (Дети отвечают). Ребята, какое у нас сейчас время года? Каким цветом лучше всего изобразить зиму? (Белым). А с чем белого цвета мы сегодня с вами работали? (Мукой). Но разве мука прилипнет к картону без клея или воды? (Нет). А сейчас посмотрите на эти иллюстрации. Я предлагаю и вам сделать зимний пейзаж с помощью клея и муки. Сначала мы наносим клей на картон. Как бы «рисуем» клеем полностью весь рисунок. Когда он будет готов, насыпаем с помощью ложечки или пальцев муку на клей. Чтобы не было лишней муки, просто наклоняем лист картона и мука осыпается вниз. Теперь вы можете полюбоваться на ваши рисунки. А сейчас я прошу вас оценить наше занятие с помощью смайлов. | Дети садятся за столы. Педагог демонстрирует детям иллюстрации поделок с зимним пейзажем. Дети оценивают занятие с помощью смайлов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Поделом вору и мука"
Конспект данного занятия может быть использовани для профилактики правонарушений....

"Мука и другие рафинированные продукты"
Конспект урока на тему "Мука и другие рафинированные продукты" с презентацией....

"Мука и другие рафинированные продукты"презентация к уроку.
"Мука и другие рафинированные продукты" презентация к уроку по курсу "Основы здорового питания"...

Зерновые культуры. Практическая работа по получению муки.
Экскурсия в кабинет "Растениеводство"...

Интеллектуальный марафон "Без муки нет науки"
Интеллектуальный марафон посвящается Дню науки - 8 февраля. Задания каждого этапа позволяют развивать у учащихся логику, внимание, аккуратность, ответственность, любознательно...
Общеобразовательная общеразвивающая программа по формированию здорового образа жизни обучающихся образовательных учреждений «Гигиена – не мука, гигиена - не скука, а важная наука»
Программа «Гигиена – не мука, гигиена – не скука, а важная наука» (далее – Программа) имеет социально-педагогическую направленность.Здоровье – самая большая д...
