Игровая программа для учащихся начальной школы "Как на Масленой неделе..."
методическая разработка (4 класс)

Евсеева Светлана Ивановна

Игровая программа знакомит младших школьников с историей празднования Масленицы, приобщает  детей  к духовным ценностям наших предков, учить понимать и осмысливать традиции русского народа. В программу входит не только ознакомительный материал о традициях празднования Масленицы, но и игры, песни, загадки, конкурсы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Как на Масленой неделе...30.82 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ: Краснодонская ООШ

Игровая программа для учащихся начальной школы

«Как на масленой неделе…»

Учитель высшей категории: Евсеева С. И.

Цель: ознакомить младших школьников с историей празднования Масленицы, приобщить детей

к духовным ценностям наших предков.

Задачи: Образовательные: учить понимать и осмысливать традиции русского народа, обобщить их знания о праздновании Масленицы на Руси; обогатить словарный запас младших школьников, тренировать умение отгадывать загадки, расширить знания о народном этикете.

Развивающие: развитие памяти, внимания, мышления, ловкости, чувства такта и ритма. Воспитательные: воспитание патриотизма, основанного на уважении к укладу жизни, обычаям наших предков, воспитание чувства общности со своими истоками.

Социальные: направлять детское взаимодействие, коммуникацию, учить детей договариваться, не вступая в конфликт друг с другом.

Ведущий: Эй, добрые господа! Пожалуйте сюда!.

Два раза не повторяю, поэтому один раз объявляю

Дорогие ребята, все, кто любит блины в сметане,

Приходите Масленицу встречать, а зиму прогонять!

Ребята, в этом году Маслена неделя с 24 февраля по 2 марта. Но мы с вами отпразднуем сегодня. Вы не против? Отлично!

-Распрекрасные девчоночки, помашите пальчиком указательным!

Гляньте, они у нас к веселью такие внимательные!

-А теперь оттопырьте пальчики большие!

Вы не просто внимательные - Вы крутые!

-А теперь помашите мизинчиком - да такие девчата на празднике просто гостинчики!

А парнишки-то, парнишки-то какие, только посмотри!

-Парнишки, покажите-ка ваши мышцы- бицепсы - Просто круть!

-А теперь мышцы-трицепсы - ну просто жуть!

Жуть какая красота - веселья срочно нам сюда!

Ну, с такими-то личностями праздник у нас выйдет Отличный!

Как разохотимся, да как пойдем - Забав кучу нагребем! Будем забавы прям сию минуту, отовсюду по сусекам скрести, да друг на друга трясти!

Игра « Гребём забавы»

- Правой рукой по сусекам скребем-скребем-скребем - На ГОЛОВУ соседа рядом трясем трясем-трясем. Ведь если забавы на голову ему потрясти- Он Вас будет домой на руках нести!

-Левой скребем-скребем-скребем и Соседу, который слева на УХО трясем трясем- трясем. Ведь если на ухо ему потрясем- С ним под ручку домой уйдем!

- Двумя руками забавы будем нагребать, и на коленки и под коленки двум соседям посыпать. Ведь если посыпать на коленки и под коленками- они нас угостят блинами и гренками!

- Скребем Забавы снизу вверх- и трясем вообще на всех. Ведь если всех обстрясти- Щеки от радости будут расти!

А теперь задача наиглавнейшая - Встряска Настроения - супернежнейшая!

Игра « Настроение поискали»

Настроенье -поискали, поискали и нашли!

( ищем руками внизу, как белье полощем, взяли как штангу)

Вверх подняли-покачали-покачали –потрясли

( руками вверх, в стороны)

Повертели-поболтали-покрутили- потрясли

( руками вертим, болтаем, трясем)

Аккуратно ухватили и с собою унесли

( как бы ухватили руками и за спину) (На ускорение)

- Ребята, а вы знаете, что это за праздник? Масленица – это веселые проводы зимы, радостная встреча близкого, весеннего тепла, обновления природы. Наши предки верили, что Зиму злую нужно помогать прогонять, а Весну – красавицу закликать, приманивать, «умасливать» угощениями – блинами. Отсюда и название праздника «Масленица». А чтобы Зима быстрей ушла, а Весна появилась, мы будем тоже веселиться, петь, играть от души, и блинками сладкими угощаться

А сколько длится Праздник Масленицы? (неделю)

Правильно, и каждый день недели имеет свое название.

В: Как называется первый день Масленой недели?

Первый день – «Встреча».

Понедельник первый вечно
и называется он «встреча»,
В этот день Весну встречают,
И блины печь начинают!

Главное в этот день – всем миром встречать Маслену, готовиться к празднику, печь блины да гостей зазывать.

В: А кто знает, ребята, почему именно блинами принято было угощаться на Масленицу? Конечно, блинок круглый, как солнышко. А еще он сытный, можно наесться перед Великим постом.

Игра «Горячий блин».

Из альбомного листа вырезается круг. Это будет блин. Все участники встают в круг и делают руки ладонями вверх. Включается веселая музыка. Первому участнику кладется на ладони «блин», и участник должен как можно скорее передать этот блин на ладони другому участнику. В тот момент, когда музыка оборвется, участник, у кого в этот момент будет в руках «блин», выбывает. Так же выбывает участник, который уронит блин при передаче. Последний оставшийся получает приз.

В: Как называется второй день праздничной недели?

Второй день – «Заигрыш».

Вторник – «заигрыш» зовется,
Ходят все друг к другу в гости,
С горок снежных все катаются,
И блинами наедаются.
Начинается у женщин блинная баталия. К утру блины должны быть готовы. А мы сейчас посмотрим, какие у нас девочки хозяйки.

Игра «Испеки блины»

Вызывается две команды по 6-8 девчонок. Каждая получает по тарелке. По сигналу, первая участница бежит с тарелкой к столу с блинами, берег один блин и пишет с какой начинкой она готовит. После возвращается к своей команде, перекладывает свой блин в другую тарелку и передает следующему игроку

В: Какое название носит третий день на Масленицу?

Третий день – «Лакомка».

Среда – лакомка называется,
Вот тут все точно объедаются!
Живот себе все набивают,
И друг друга угощают!

Этим днем зять к теще на блины едет. Ради него, ради этого дня и собиралась к теще вся родня. А молодые люди про это и песни пели.

Ребята, а кто такой зять? Да, это муж дочери. Мальчики у нас все будущие зятья. Давайте проверим их на силу и ловкость.

Игра «Петухи». Выбираются два мальчика, они встают в круг из веревки, держатся левой рукой за левую ногу, стоят на правой, правую руку держат на поясе. Нужно попытаться вытолкнуть животом из круга соперника. Побеждает тот, кто не упадет и окажется в круге.

В: Назовите четвёртый день Масленой недели.

Четвертый день – «Разгуляй».

Ну, а что же с четвергом,
Четверг зовется «перелом»
С этого дня все меняется
И разгулье начинается!

В этот день был самый разгул веселья

Вот и мы с вами повеселимся, будем разгадывать весёлые загадки.

Загадки.

Тётушка крутая, белая да седая,

В мешке стужу везёт, на землю холод трясёт,

Сугробы наметает, ковром устилает. (Зима)

Стоит в углу Агрипина, большой рот разиня.

Пасть открывает, что дают – глотает.

Зимой она ест и фырчит, а летом голодная спит. (Печь)

Стоит толстячок, подбоченя бочок.

Шипит и кипит, всем чай пить велит. (Самовар)

На горячем донце выпекают солнце. (Блин)

Что на сковородку наливают, да вчетверо сгибают? (Блины)

Черна, мала крошка, соберут немножко,

В воде поварят, ребята съедят. (Каша)

Возьму пыльно, сделаю жидко,

Брошу в пламень – будет как камень. (Мука, тесто, хлеб)
Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В улей пчела первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весна)
В голубенькой рубашке бежит по дну овражка. (Ручеек)
Первым вылез из землицы на проталинке.
Он мороза не боится, хоть и маленький. (Подснежник)

В: Как называется пятый день праздничной недели?

Пятый день – «Тещины вечерки».

В этот де«Тещины вечорки» пятница называется,
В этот день зятья к тещам в гости собираются!
И тещи для зятьев пекли блины,
И устраивали настоящий зятю пир!
В этот день молодая семья тещу встречала, да блинами угощала.

К утру блины должны быть готовы. А мы сейчас ещё раз посмотрим, какие у нас девочки хозяйки. Кто скажет, какие продукты нужны для теста?

Игра «Яичная эстафета» . Девочки делятся на две команды. Нужно пробежать с шариком от «пинг-понга» в ложке в другой конец зала и обратно, не уронив шарик, передать его следующему игроку.

В: Как называется шестой день?

Шестой день – «Золовкины посиделки».

А суббота – день семейный,
Зовется «золовкины посиделки»
В этот день невеста родных в гости принимает,
А золовкам всем подарки дарит!

В этот день молодая жена принимает у себя сестру мужа. А еще в этот день играют в игру «Взятие снежного городка».

Игра «Метание снежков». Дети делятся на 2 команды. Каждой команде даются снежки из бумаги, которые нужно бросать в корзину. Выиграет та команда, которая больше попадет в цель.

В: Давайте назовём последний день Масленицы.

Седьмой день – «Прощеное воскресенье».

У воскресенья званий много,
Но скажем лишь одно мы,
Прощенное зовется воскресенье,
И просят все друг у друга прощения!

Прощеный день называли его, а еще прощание, проводы. В этот день все от мала до велика просили друг у друга прощения. А вечером прощались с Масленицей, вывозили ее за околицу, поджигали.

– В воскресенье мы с Масленицей прощаемся,
В воскресенье слезами умываемся.

Масленицу провожаем, весну-красну встречаем.
Гостья погостилась, с зимушкой простилась,
С крыши капели, грачи прилетели,
Воробьи чирикают, они весну окликают.

В: Ребята, а хотите, чтобы весна пришла? Предлагаю поиграть в игру. Но нужно быть очень внимательным. Я буду говорить какую — то новость. Если она хорошая, то вы должны хлопать в ладоши, как можно громче. Если новость Вам не понравится, то вы будете топать ногами. Ну, начнем.

  • У Весны сегодня день рождения (хлопают)
  • Угощаемся блинами и печением (хлопают)
  • Зиму мы отправим на покой (хлопают)
  • Вьюги и морозы оставит нам с тобой (громко топают)
  • За игру даю коробку я конфет (хлопают)
  • Вы откроете, а там ничего нет (топают)
  • Отмечаем Весны мы день рождение (хлопают)
  • А потом пойдем все на учения (топают)
  • С Масленицей всех мы поздравляем (хлопают)
  • И улыбаться почаще пожелаем (хлопают).

В: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием. И прогнали Зиму в её снежное царство.

Вам спасибо за внимание, за активное старанье, за веселье, шутки, смех.

И награда будет для всех!

А теперь давайте вместе с вами угостимся мы блинами.

С пылу, с жару разбирайте, похвалить не забывайте!
Все румяны и красивы,

– А за праздник вам – Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкально-игровой программы для учащихся начальных классов ко дню Защитника Отечества "Армейский калейдоскоп"

В данном сценарии представлена литературно - музыкальная композиция ко дню Защитника Отечества. В нее включены песни современных композиторов, стихи и танцы на военную тему, которые исполняют учащиеся...

Игровая программа для учащихся начальных классов "НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"

Данный материал поможет Вам без особого труда подготовить и провести интересный праздник в начальной школе по параллелям....

Игровая программа для учащихся начальной школы "Шарики-смешарики"

Игровая программа для проведения внеклассного мероприятия....

"Дождики бывают разными" Конкурсно-игровая программа для учащихся начальной школы

Данный сценарий был разработан в рамках сетевого проекта "Дождливое настроение" Конкурсная программа способствует развитию у детей познавательного интереса к природе....

Спортивно-игровая программа для учащихся начальной школы"Здоровье-это здорово"

Спортивно-игровая программа для начальной школы "Здоровье-это здорово" даёт начальные представления о том, что вредно , и что полезно для нашего здоровья. Направлена на привлечение внимания ...

Конкурсно-игровая программа для учащихся начальных классов «А ну-ка мальчики и девочки!»

Цели и задачи :Поздравить будущих защитников Отечества.Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине, поднятие престижа Российской Армии.Развивать у детей  умения работать в команде.Провести ко...

Игровая программа для учащихся начальной школы «Волшебное колесо»

Здравствуйте, юные пешеходы! Начнем нашу игровую программу с очень серьезной информации. Ежедневно на дорогах России погибает 1,5 тысячи детей, 24 тысячи детей и подростков получают травмы. Все мы куд...