Активные формы внеурочной деятельности в начальной школе
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16» г. Балаково Саратовской области
«Активные формы внеурочной деятельности в начальной школе»
Подготовила:
Кузнецова Г.В.,
учитель начальных классов
Балаково 2024г.
Активные формы внеурочной деятельности в начальной школе
Проблема использования свободного времени школьников всегда была актуальна для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществляется воспитание в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность школьников должна быть направлена на их культурно-творческую, оздоровительную деятельность, высокий уровень самосознания, способность сделать правильный нравственный выбор.
С введением новых образовательных стандартов в сетке часов учебного плана появляется внеурочная деятельность. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план, но и новым взглядом на образовательные результаты (слайд 2).
Внеурочная деятельность-это организация педагогом различных видов деятельности учащихся во внеучебное время, обеспечивающее необходимые условия для социализации личности ребёнка.
Но я считаю, что в рамках реализации ФГОС внеурочную деятельность следует понимать, как образовательную деятельность, осуществляющую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Внеурочная деятельность в начальных классах играет значительную роль в формировании у детей широкого спектра навыков и умений, которые не всегда могут быть охвачены в рамках учебной программы. Она способствует развитию творческого мышления, социализации, самореализации и саморегуляции. Важно придавать достаточное внимание организации внеурочных мероприятий, так как они могут стать средством раскрытия познавательного потенциала каждого ребенка. Не менее важно учитывать интересы и потребности учащихся при выборе форм и методов организации внеурочной деятельности, чтобы максимально эффективно использовать это время для их развития и обогащения знаний.
Один из ключевых аспектов успешной организации внеурочной деятельности в начальных классах – это роль педагога. Педагог выступает в качестве инициатора, организатора и руководителя дополнительных занятий, направленных на развитие учеников в разных областях. Он создает условия для раскрытия потенциала каждого ребенка, учитывая их индивидуальные особенности и интересы.
Педагог должен быть творческим, гибким и ответственным, готовым к постоянному самосовершенствованию. Он должен уметь выбирать подходящие формы внеурочной деятельности, которые способствуют развитию разносторонних навыков у учащихся. Важно учитывать психологические особенности детей и создавать атмосферу доверия и поддержки.
Педагогическая деятельность внеурочного времени требует от педагога гибкости и творческого подхода. Важно уметь адаптировать программу внеурочной деятельности к конкретным потребностям и интересам детей, создавая стимулирующую обстановку для развития и саморазвития. Педагог является ключевым фактором успешной организации внеурочных занятий, влияя на формирование у детей устойчивого интереса и мотивации к саморазвитию.
Помните Тома Сойера, превратившего принудительную покраску забора в увлекательное занятие, в котором его друзья отдавали самые дорогие свои сокровища. Цель, технология и выполнение остались прежними, но как изменилась мотивация! А следом за мотивацией и качество всей работы. То же самое наши занятия внеурочной деятельности: цель, которую мы должны достигнуть по окончании занятия, остается неизменной, но мы можем изменить методы достижения этой цели. По сути, каждый из нас - это Том Сойер, который старается вовлечь каждого учащегося в работу на занятии. Возникает вопрос - как это сделать более эффективно? Процесс обучения проходит более эффективно, если ученик проявляет познавательную активность, если он что-то делает, создаёт своими руками, если после теоретической части занятия (даже с игрой, занимательными заданиями, разнообразными викторинами и т.д.) ребёнок создаёт вещицу, поделку; мастерит, придумывает и продумывает свою практическую работу. С этой задачей справляются активные методы обучения и воспитания.
Что же такое АМО? ( слайд 3) АМО — это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. Почему с точки зрения практики, эта тема привлекает все больше и больше, внимания? Основной целью является создание благоприятных условий для реализации способностей учащихся, осуществление познавательной деятельности и повышение их мотивации к изучению.
Позвольте мне начать представление моего опыта работы во внеурочной деятельности. Я приведу примеры активных методов обучения, которые сама на практике применяла во внеурочной деятельности.
Для удобства буду называть внеурочную деятельность, темы занятий и приводить конкретные примеры поделок, вещиц, которые нам с ребятами удавалось создавать на данной внеурочной деятельности.
Сразу хочу отметить, что для того, чтобы мы успели на внеурочной деятельности познакомиться с теоретически материалом, поиграть, да ещё и успеть сделать поделку, необходима большая работа учителя. Продумать, сделать заготовки так, чтобы дети руками, пальчиками поработали, своё творчество подключили, но появилась поделка за 10 -15 минут (большее количество времени выделить не получится). Безусловно, следует, конечно, проводить и такие занятия по внеурочной деятельности, когда ребята всё занятие трудятся руками, но сегодня я хочу поделиться с вами именно такими приёмами работы, которые не требуют много времени на занятии.
1.Кружок «Орлята России» - вводные уроки, знакомство детей в классе, игра «Назовись». После игры ребята раскрашивают смайлики и обмениваются ими(слайд 4)
2. На осенней экскурсии, собирая разноцветные листочки для поделок и гербария, мы обязательно делаем из осеннего листочка поделку «Портрет». Осенний листочек надо всего лишь немного подрезать ножницами, подправить, нарисовать своё личико и поделка «портрет» готова (фломастеры отлично рисуют на осенних листьях). Время, затраченное на поделку – 5 минут. (слайд 5)
Очень быстро в группах идёт работа «Осеннее дерево». Один обводит и вырезает руку, другие листочки, вместе приклеивают их – 10 минут, поделка готова.
3. После темы «Мои питомцы» в технике оригами складывали собачку. (слайд 6)
4. Внеурочные занятия «Школа знатоков»- тема «Слова- названия предметов, признаков, действий» - игра с «банками»(слайды 7-8). После игры самостоятельно, по шаблону, изготовили конфеты для следующей игры.
5. Внеурочные занятия «Школа знатоков»- устный счет «Мухобой»
Педагогические задачи, которые помогает решить применение активных методов обучения:
- Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.
- Развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.
- Развитие критического мышления, навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог.
- Формирование умений у учащихся применять полученные знания на практике.
Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы
+ Активные методы обучения помогают развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учит учащихся самостоятельно добывать знания, развивать интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
- Дети начальной школы имеют свои особенности. Они не могут руководить своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне рабочий шум при обсуждении проблем.
Новые методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества. Применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.
В заключение хочу пожелать всем творческих успехов и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.
“Не бывает скучных дел, бывают скучные подходы к их выполнению. Долой скуку, давай творчество!”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Выступление на городском семинаре по теме «Активные формы обучения (АФО) в реализации программы «Социокультурные истоки» во внеурочной деятельности учащихся начальной школы»
В этой статье тезисно говорится об активных формах обучения (АФО), используемых при воспитании и обучении учащихся начальной школы во внеурочной работе на кружке "Социокультурные истоки". Даётся теоре...
КРУЖОК «АЗБУКА ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ» КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В современном мире увеличивается количество транспортных средств, повышаются их скоростные характеристики, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объектив...
Некоторые формы внеурочной деятельности учащихся начальной школы
В материале представлено описание проектов, которые были выполнены в течение учебного года учащимися 4 класса....

«Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»
laquo;Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»...
Формы работы с одарёнными детьми в рамках внеурочной деятельности в начальной школе
Данная статья посвящена чрезвычайно актуальной проблеме выявления, развития и поддержке одаренных детей в рамках начальной школы....

