Методическая разработка по внеурочной деятельности "Волшебство у колыбельки"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Татьяна Николаевна Воробьева

Приобщение к культурному наследию; популяризация научных знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Волшебство у колыбельки36.64 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработока по внеурочной деятельности

«Классный час «С Чего начинается Родина?»

Тематическое направление:

Приобщение к культурному наследию; популяризация научных знаний.

Тема методической разработки:

Волшебство у колыбельки

Возраст детей, на которых рассчитано мероприятие: для младшего школьного возраста (1-4 класс)

Автор: Воробьева Татьяна Николаевна,

Должность: воспитатель

Образовательная организация:

Государственное казенное образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей, «Краснобаковский детский дом».

2025 год.

С чего начинается родина?

«Волшебство у колыбельки»

  1. Пояснительная записка:

В настоящее время высоких технологий, мы все реже возвращаемся к традициям, обычаям и литературному наследию русского народа. Поэтому данная методическая разработка направлена на знакомство детей с народным творчеством. Актуальность темы – это воспитание детей, через духовно-нравственного развитие. В основе этой идеи - развитие нравственной позиции личности, социальной активности, внимания и саморазвития.

В русских народных колыбельных заложена народная мудрость, а если совместить игру, театральную деятельность и народное творчество и приложить свою фантазию, то получится веселый праздник, где будет заложено позитивное развитие ребенка: укрепление и сохранение его здоровья, развитие познавательного интереса, формирование нравственных понятий и т.д.

В процессе такой деятельности ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового, что помогает нам сплотить коллектив и развивать личность каждого ребенка.

  1. Тематическое направление.

Приобщение к культурному наследию; популяризация научных знаний.

. Тема мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность).

Обоснованность выбора темы духовно-нравственного направления - воспитание достойного гражданина, патриота своей родины.

Актуальность темы – это воспитание детей, через духовно-нравственного развитие. В основе этой идеи - развитие нравственной позиции личности, социальной активности, внимания и саморазвития.

. Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса).

Возраст детей, на которых рассчитано мероприятие: для младшего школьного возраста 7-11 лет (1-4 класс).

Роль и место мероприятия в системе работы учебного заведения /библиотеки / музея (связь с другими мероприятиями,преемственность).

Данное мероприятие разработано в соответствии рабочей программой «Театрализованная деятельность» и планом работы по самообразованию «Театрализованная деятельность, как средство развития речи»

  1. Цель, задачи и планируемые результаты мероприятия.

духовно-нравственное воспитание детей и расширение знаний об историко–литературном наследии нашей страны.

Задачи:

-содействовать нравственно воспитанию воспитанников.

-создать позитивный микросоциум, где каждый ребенок может развивать свои способности в процессе совместной деятельности;

-организовать разнообразную, эмоциональную, творческую личностно и общественно значимую деятельность детей, ведущую к их социализации;

-создать благоприятный эмоциональный климат в коллективе;

-создать условия для развития коммуникативной культуры, нравственного и духовного роста.

  1. Форма проведения мероприятия и обоснование ее выбора.

Мероприятие разработано в форме театрализованного представления. Театрализация – это область искусства и обращения к эмоциональной сфере детского восприятия. В более простой форме, через театральную постановку в художественной форме закладывается в детях нравственные качества, чтобы они любили то место где живут, знали историю своей страны, с уважение относились к людям.

  1. Педагогическая технология /методы / приемы, используемые для достижения планируемых результатов;

В рамках реализации методической разработки используются здоровье сберегающие технологии, через укрепление психического здоровья детей: развитие речи, памяти, мышления, создание эмоционально положительного настроя.

Игровая технология, которая позволяет развивать коммуникативные и творческие способности, а также воображение, внимание, развитие словарного запаса.

Следующая технология, которую я использую в работе – это личносто-ориентированная технология. Такая технология позволяет учитывать интересы каждого ребенка, принимать его таким, какой он есть, и верить в его возможности и перспективное развитие.

Методы театральной деятельности:

-знакомство с народным творчеством;

- обсуждение и анализ произведения;

- написание своего сценария по мотивам народных песен, потешек;

- инсценирование;

- Заучивание наизусть.

Приемы, используемые для инсценирования театральной постановки:

- прием интонационной выразительности;

- прием мотивации детей на деятельность;

- раскрепощения и передачи образа своего героя.

Все эти технологии, методы и приемы помогают детям передать свой творческий замысел и получать удовлетворение от деятельности.

. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др).

Используемое оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация, фонограмма песен.

Реквизиты: Национальные костюмы.

Оформление зала: избушка, колыбелька.

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей / учебного заведения/ музея / библиотеки.

Методическая разработка театрализованного представления «Волшебство у колыбельки» был проведен для воспитанников детского дома, данный материал может пригодиться воспитателям и педагогам организаторам учебных заведений для проведения внеклассных мероприятий.

2. Основная часть:

. Описание подготовки мероприятия.

Действующие лица: ведущий, братец Иванушка, сестрица Аленушка.

Описание проведения мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.).

Ход мероприятия

Ведущий

Народные колыбельные песни - это народная мудрость, пробуждающая в ребенке чувство родной земли, русского языка, доброты и ласки.

Песня «Цветные сны» муз.М.Дунаевского cл. Н.Олева» (хор детей)

Братик

Маленький домик, русская печка,

Пол деревянный, лавка и свечка.

Месяц над нашею крышею светится,

Вечер стоит у двора, маленьким мальчикам,

маленьким девочкам спать наступила пора.

Ночь укрылась черным пледом,

Согреваясь в свете звезд,

И сплетает быль и небыль

Из страны волшебных грез.

Ночь показывает сказки и легенды старины

Непослушным - в серых красках,

Милым – розовые сны.

Ночь вздыхает сладко-сладко,

Звезды светятся в окне.

Малыши в своих кроватках улыбаются во сне.

Ведущий

С краю на кроватку села рядышком сестра,

Колыбельную для брата тихо запет она.

Сестренка

Ты положи на подушку нежно головку свою,

Тихо на самое ушко песню тебе я спою.

Глазки закрой поскорее,

Ждут тебя дивные сны,

Встреча с принцессой и феей в городе вечной весны.

Ждет тебя рыцарь печальный и Василиса-краса.

Спи, я тебя покачаю,

Пусть сказке не будет конца…

Песня «За печкою поет сверчок» муз Р.Паулс слова Э.Аспазия (хор детей)

Братик

Я откровенно признаюсь,

Что в темноте я спать боюсь.

Мне так и хочется вскочить

И поскорее свет включить,

Когда вокруг меня темно и занавешено окно.

Я чувства этого боюсь, но силой воли с ним борюсь.

Я говорю себе: «Лежи!

Глаза закрытыми держи!»

Ведущий

Ребята, а вы знаете, какие песни раньше пели маленьким детям? У каждого народа есть свои колыбельные песни со своими «секретами»: своя философия и свой новый взгляд на жизнь. У Сибирских народов через колыбельные передавались нравственные идеалы. Согласно древним традициям татар, казахов, для каждого малыша создавалась своя колыбельная песня и всю жизнь служила ему оберегом, защищающего его от проблем, бед, болезней. В колыбельные песни закладывался жизненный код, т.е быть сильным, помогать, быть счастливым в будущем. Даже на протяжении многих лет это храниться в мыслях и воплощается в жизнь уже во взрослом возрасте.

Спи сыночек, засыпай.

Мой хороший подрастай.

Набирайся сил во сне,

Будешь ты помощник мне.

Сильным, смелым вырастай!

Веру правду защищай!

Никогда мой сын не трусь –

Богу я о том молюсь.

Спи сыночек засыпай.

Добрым смелым вырастай

Наши предки видели мир магическим, глубоким, мудрым. Древние славяне верили в духов и просили их прийти на помощь. Эти духи встречаются и в настоящее время в колыбельных, в легендах и сказках. В первоначальном варианте песни «Спят усталые игрушки» встречается персонаж Дрема, который помогает убаюкать маленьких детей

Сестренка

Обязательно по дому в этот час

Тихо-тихо ходит Дрёма возле нас.

За окошком все темнее, утро ночи мудренее.

Глазки закрывай, баю-бай.

Ведущий

В древности люди не имели никакой возможности объяснить природу сна, поэтому создавали для себя богов. У славян было много разных духов, которые имели отношение к снам, каждый из них выполнял определенную задачу: помогали людям, лечили, давали сил.

Богом сна у древних славян был Сон. Женою Сна была богиня Дрема.

Дрема – русский вечерний или ночной дух в образе доброй старушки с мягкими ласковыми руками или в обличии маленького человечка с тихим убаюкивающим голосом. В сумерках Дрема ходит под окнами, а когда темень сгущается, просачивается сквозь щели или проскальзывает в дверь. Дрема приходит к детям закрывает им глаза, поправляет одеяло, гладит по волосам. Со взрослыми этот дух не так нежен и порой навевает кошмары. Дрема – покровительница мечтаний, лени, праздного времяпрепровождения и конечно детей

Угомон – младший брат Сна, он отвечает за колыбельные песни

Сестра Соня – посылает сладкие сновидения, избавляет от негативных эмоций и воспоминаний, помогает восстановить силы

Кот Баюн – домовой дух сказочник, обладающий волшебным голосом ( от глагола «бай» - говори)

А чтобы ребятки не баловались, их пугали страшными духами - Бабаем и Букой

Сестренка

Баю-баюшки-бай-бай

Поди, Бука, под сарай,

Мого Ваню не пугай.

Я за веником схожу,

Тебя, Бука, прогоню

Поди, Бука, куда хошь

Мого Ваню не тревожь!

Ведущий

Сейчас мы понимаем, что это все сказочные персонажи, но так интересно читать сказки, стихи или петь песни.

Может вы сами замечали, что выученный стих на ночь, утром легче повторить?

А теперь посмотрим, что об этом говорит наука. Почему же любая информация, которая читается на ночь, запоминается дольше?

Во время сна активизируется гиппокамп – отдел мозга, который отвечает за эмоции, память, обучение, и переход полученной информации из кратковременной в долговременную память. То есть ночью гиппокамп продолжает активно работать, а полученная перед засыпанием информация продолжает усваиваться. Получается, что стих, и что-то другое эффективно учить перед сном.

Сны бывают позитивные, негативные, пророческие или сказочные, а это говорит о том, что мозг продолжает работать и обрабатывать информацию, полученную ранее.

Сон – это значимая потребность, организму нужно восстановиться после тяжелого дня, т.к. от этого зависит наше состояние. Наш мозг управляет внутренними органами. Отсутствие сна ведет к сбою в работе кишечника, сердечно-сосудистой системы, нарушению иммунной системы, нарушению эндокринной системы, провалам памяти, гипертонии, проявляются эмоциональные проблемы.

Сестренка

Спит луна, уснули тучки,
Ангел взял тебя на ручки,
Сон принес и песню спел,
Чмокнул в щечку, улетел…

Песня «Самый добрый сон» музыка и слова В.Байков (хор детей)

Ведущий

Рефлексия.

Ребята скажите мне:

- Что такое режим дня? {Распределение по времени действий человека за сутки.)

- Почему необходим режим дня? (Для постоянного поддержания здоровья и настроения.)

- Совершенно верно. Молодцы! Режим дня способствует правильному развитию, укреплению здоровья, воспитанию воли, дисциплинированности.

Братик

Режим дня соблюдайте,

Старших уважайте,

Малышей не обижайте –

Вот вам мой совет,

Будете на свете жить сто лет!

Сестренка

Спи мой ангел, звездочки сияют

И мерцают в небе при луне -

Пусть они дорогу освещают,

По которым ты идешь во сне.

Чтобы сил побольше набирался

И картинки видел ты цветные,

Чтоб во сне от счастья улыбался,

Весь твой мир – пейзажи неземные!

Литература:

  1. Саенко, М. И. Языковые особенности фольклорной колыбельной песни как средство репрезентации национального лингвокультурного сознания : Выпускная квалификационная работа / М. И. Саенко, науч. рук. И. И. Чумак-Жунь. - Белгород, 2017. - 71 с.
  2. Стихотворение С. Михалкова «Сила воли» .
  3. Стихотворение Я Исаева «Чудных снов» .
  4. Стихотворение А.Пит «Спит луна».
  5. Стихотворение Е Стеквашова «Колыбельная для девочки».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока(внеурочного занятия)

Данная разработка направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельн...

Авторская методическая разработка программы внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления в соответствии с требованиями ФГОС

Авторская методическая разработка программы внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления в соответствии с требованиями ФГОС...

методическая разработка занятия внеурочной деятельности "Изображение цветов"

УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ 1 классеТема № 7 : «Изображение цветов»( По программе внеурочной деятельности художественно- эстетического направления «Смотрю на мир глазами ху...

Методическая разработка по внеурочной деятельности. 4 класс.

Методическая разработка по внеурочной деятельности. 4 класс. Неделя метематики: план работы, разработка КВНа....

Методическая разработка по внеурочной деятельности.

Тема: Заочное путешествие по безударной гласной.Поиск добрых слов, напутствий, пожеланий....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Мастер-класс учителя начальных классов по теме: «Здоровье – это здорово», в рамках реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности согласно требованиям ФГОС НОО»...

Методическая разработка. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению:«Спортивные игры» (Баскетбол 2 час в неделю).

Методическая разработка. Программа внеурочной деятельности по  спортивно-оздоровительному направлению:«Спортивные игры» (Баскетбол 2 час в неделю)....