Практическая работа "Кейсы" 3 класс
классный час (3 класс)
Материалы для обучающихся
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 806.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Ситуация | Проблема | Теория | Практика (формы+упражнения) |
нарушает дисциплину. замечания. психологов. все начинается заново. | привлечение внимания/не уверенность в себе | В подростковом возрасте дети начинают самостоятельно осваивать мир вокруг себя. Это момент отделения от родительской семьи, первые самостоятельные шаги во взрослом мире. В нем ребята встречаются с огромными возможностями, но и с трудностями, иногда даже с серьезными опасностями. Стремясь к свободе и принятию самостоятельных решений, они не всегда знают, как правильно поступить, как организовать свое время и что для них вообще значит свобода самовыражения. Задачи: - воспитательная - образовательная - развивающая Эх х хих | гамма Цель: актуализация у обучающихся темы освоения в пространстве; исследование ресурсов и возможностей; анализ ситуации неопределенности, своих чувств и стратегии поведения в ней; работа с препятствиями: анализ своих чувств, стратегии поведения; создание условий для получения обучающимися опыта принятия решений в нестандартных ситуациях, стрессовых ситуациях. Задачи: развитие навыков уверенного поведения: отстаивать свою точку зрения, принимать решения, находить ресурсы (внешние и внутренние);развитие стрессоустойчивости: умение адекватно реагировать в опасной ситуации, выдерживать стрессовую ситуацию, выбирать эффективную стратегию поведения;развитие ответственности за свой выбор. |
Коллега заболел, дети не принимают нового куратора, нарушают режим | Проблема заинтересованности | Актуальность: Стремление к самостоятельности и автономии является для них критерием взрослости. Чтобы отделится подростки стараются отрицать все, что предлагают взрослые, даже, если это решение самое мудрое из возможных. Поэтому часто подросткам трудно принимать помощь и поддержку со стороны взрослых, будь то родитель, учитель или куратор. Следовательно, чтобы подростки смогли принимать то, что говорят взрослые важно помочь им осознать, что им желают добра, помочь научиться говорить о том, в чем они нуждаются, а также о том, что для них лишнее и ненужное. Важно помочь им осознать собственные потребности, прояснить собственные границы и научить делать эти границы понятными для окружающих. Цель: развитие умений коммуницировать и выстраивать собственные границы Задачи: - воспитательная создать условия для развития гибкости в общении - образовательная познакомить с понятием конструктивного общения - развивающая актуализировать тему отношений со взрослыми | омега (точки соприкосновения) |
посещают события и мероприятия,кроме профиля пустой тратой времени, оставляют негативные отзывы | Проблема заинтересованности | Актуальность: Подростковый возраст отличается от других периодов его паникой, частой сменой мнения, повышенной нервозностью и кризисами. Основной причиной этого является то, что в подростковом возрасте происходят физиологические и психологические изменения. Это затрудняет вхождение в общество, выбор своего места в жизни и объективную оценку происходящих событий. Особенно важно развивать критическое мышление в подростковом возрасте, потому что в этот период теоретическая мысль начинает активно развиваться. Подростки пытаются понять окружающий мир на новом, более высоком, уровне. В течение этого периода происходит прогресс интереса подростка к знаниям. Получение научных теоретических знаний приводит к развитию мышления. Способность подростка продумать аргументы свидетельствует о его умении делать соответствующие выводы, проявлять дедуктивные способности. Это также способствует и развитию самосознания и ответственного отношения к происходящему. Цель: создание условий для применения критического мышления на практике посредством игровой деятельности Задачи: - воспитательная создание комфортной атмосферы для проявления креативных способностей - образовательная познакомить с представлениями о том, что такое критическое мышление - развивающая способствовать развитию умений аргументировать свою позицию, применять конструктивную критику | пи (критическое мышление, рефлексия) Дебаты «Бесконечное если» «Нестандартное мышление» |
челлендж и ограничили себя в еде | Неадекватная самооценка(личные границы) | См. “коллега заболел” Не принимаю собственное «я» Цель: развитие у подростка способности к принятию себя, выстраиванию собственных границ и взаимоотношений с окружающими. - развивающая развитие чувства уважение и понимание своих и чужих границ; - | омега (умение отстаивать свою позицию) дебаты «Дневник моего сердца» |
впервые в ОЦ, есть те, кто скучает по дому и хотят уехать | заинтересованность | Актуальность: Упорство, трудолюбие, стремление к знаниям – вот что отличает детей, обучающихся в Сириусе. В процессе своего обучения в образовательном центре они получают новые знания и опыт, который выводит их имеющиеся навыки на новый уровень и позволяет достигать еще больших результатов. При этом они находятся среди таких же выдающихся сверстников и им бывает трудно представить, что они не хуже других. Иногда им не хватает уверенности в своих силах, в том, что они смогут достичь своих целей. Они не верят в себя, и их мотивация начинает снижаться. Формирование навыков уверенного поведения способствует повышению мотивации к изучению нового, преодолению трудностей в учебе и незнакомой обстановке, а также улучшает коммуникативные навыки и способствует сплочению коллектива. Никогда не останавливайся. Каждый день должен приносить тебе новые знания, опыт и мастерство Цель: формирование уверенного поведения для повышения мотивации обучающихся, их способности преодолевать препятствия и выстраивать отношения со сверстниками и педагогами. Задачи: - воспитательная создать условия благоприятного микроклимата в команде, для коммуникации коллектива - образовательная познакомить с определением и способами целеполагания и планирования - развивающая способствовать развитию умений самопрезентации | дельта, сигма точки роста упражнение “ты молодец, потому что” самопрезентация упражнение “до черты” нужно дойти до черты с закрытыми глазами |
портят вещи друг друга | Нарушено командное взаимодействие/ Конфликтные межличностные отношения в команде | Актуальность: Умение выстраивать коммуникацию очень важный навык, способствующий формированию успешной личности. При этом выстраивать отношения иногда приходится с разными людьми. Грамотная коммуникация - это не только умение выстраивать дружеские и деловые отношения, это и умение решать конфликтные ситуации, отстаивать свою точку зрения. Это и есть та способность, помогающая справляться с невежеством, несправедливостью, злом, а также способствующая формированию гибкости, доброты, уверенности через взаимодействие с другими, понимание их интересов и потребностей, способность прислушиваться к другим и помогать им. Цель:создание условий для формирования коммуникативных умений и эффективной социализации/формирование у обучающихся чувства сопричастности и способности внести свой вклад в общее дело Задачи: - воспитательная -способствовать формированию толерантного отношения - образовательная -актуализировать знания о важности работы в команде/ создание условий для формирования в коллективе чувства сопричастности и поддержки, чувства уверенности и собственной значимости / обучение подростков умению конструктивного разрешения конфликтных ситуаций; - развивающая -развить навыки эффективной коммуникации | бета упражнение “фигура в тумане”), “карандаши”, “поменяйтесь те, , “кочки”, “минное поле” |
Есть фрики к ним негативно относятся, они изолируются, но их буллят | Нарушено командное взаимодействие/Буллинг | См. “коллега заболел” Задачи: - воспитательная создать условия для развития гибкости в общении - образовательная познакомить с понятием конструктивного общения, различных стратегий взаимодействия внутри коллектива - развивающая развитие чувства уважение и понимание своих и чужих границ; | омега |
в команде – конкуренция, доходит до конфликтов | Нарушено командное взаимодействие/конфликт в команде из-за конкуренции | Актуальность:В современном мире способность действовать в команде, несомненно, является одним из наиболее востребованных личных качеств наряду с надежностью, готовностью помочь, чуткостью, широтой взглядов, терпением и самоуважением. Эти качества необходимы всем, кто хочет строить отношения с другими на основе взаимного уважения, коммуникации и сотрудничества. Чувство сопричастности группе людей дает подростку уверенность и безопасность. Обучаясь уважительному отношению к своей команде и ее участникам, выстраивая с ними крепкие доброжелательные отношения, подросток получает хороший ресурс для того, чтобы справится со своими страхами и тревогой. Цель: повышение эффективности системы взаимодействия среди сверстников. Задачи: - воспитательная создать благоприятный микроклимат в команде посредством игровой деятельности - образовательная познакомить с понятием, правилами, приемами эффективной коммуникации - развивающая способствовать формированию групповой сплоченности | сигма сплочение перекинь мяч/счет найди сходства (две группы пишут свои сходства и различия) “узел” (веревка с узлом, дети держат одной рукой, нужно развязать) “вавилонская башня” |
друзей, из разных команд, игнорят командные события, Остальные недовольны | Нарушено командное взаимодействие | см “конкуренция в команде” | сигма |
перекомплектация, дети недовольны | Нарушено командное взаимодействие | см “конкуренция в команде” | сигма |
«одаренными» - нарушают правила, | Неадекватная самооценка | Актуальность:Умение выстраивать коммуникацию очень важный навык, способствующий формированию успешной личности. При этом выстраивать отношения иногда приходится с разными людьми. Грамотная коммуникация - это не только умение выстраивать дружеские и деловые отношения, это и умение решать конфликтные ситуации, отстаивать свою точку зрения. Это и есть та способность, помогающая справляться с невежеством, несправедливостью, злом, а также способствующая формированию гибкости, доброты, уверенности через взаимодействие с другими, понимание их интересов и потребностей, способность прислушиваться к другим и помогать им. Цель: формирование коммуникативных навыков через выстраивание отношений в группе и решению различных социальных ситуаций. Задачи: - воспитательная создать условия для благоприятного микроклимата в команде - образовательная познакомить с понятием, правилами, приемами эффективной коммуникации - развивающая способствовать развитию гибкости в общении с другими | эта уважение Упражнение Где есть люблю только своё направление Кто есть, кто? Ход игры: Перед началом самой игры необходимо спросить у участников, какие профессии для них наиболее интересны, и выписать эти профессии (примерно 10-15) на доске. Далее участникам объясняются правила проведения игры: «Сейчас будут озвучиваться профессии; каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени и объяснить. Затем все по команде одновременно должны показать на выбранного человека, наиболее подходящего для данной профессии». Показав на своего товарища, все участники должны замереть; в этот момент нужно подсчитать, сколько рук показывает на каждого человека, то есть чей образ, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии. Обсуждение: кто согласен с тем, что ему подходит данная профессия? посмотрели ли вы по-новому на какие – либо профессии? кто не согласен с тем, что предложили для вас сокомандники? |
свое направление топом, остальные – отсталые., буллят | Неадекватная самооценка/конфликтность и агрессивность к другим направлениям | Актуальность: дети зацикленный на приоритетах и плюсах своего направления, им кажется, что они во главе всех. отсутствует полное видение мира Цель: Задачи: - воспитательная - способствовать воспитанию взаимного уважения к представителям других направлений и людям в целом - образовательная - познакомить с особенностями и уникальностью других направлений - развивающая -способствовать развитию умений межличностного взаимодействия | Эта формирование адекватной самооценки + обмен опытом ролевая игра (кельтское колесо) -презентация других направлений с хороших сторон (необходимо доказать что люди разных направлений крутые и назвать их плюсы) |
проверки чистоты, обещают убрать все после, но не делают этого | Самоорганизация/ уважение к куратору | Актуальность: Выстраивать свое время, планировать и действовать по расписанию, вовремя приходить на приемы пищи, занятия и другие мероприятия, а также планировать свой отдых в активном обучающем режиме, является одним из первостепенных навыков, которые необходимо сформировать обучающимся по приезду в образовательный центр. Многие из ребят недостаточно хорошо владеют этими навыками, у некоторых они и вовсе отсутствует. Развитие навыков тайм-менеджмента позволит обучающимся не только грамотно выстраивать свое время в рамках Сириуса, но и сформирует у них способность к постановке своих целей, грамотному распределению задач и времени за его пределами. Цель: обучение правильному распределению временных ресурсов Задачи: обучение подростков более эффективному использования времени, создание условий для повышения личной эффективности, позволяющей добиваться больших результатов и достигать значимых целей при меньших затратах времени и энергии. - воспитательная - образовательная - развивающая | Тау упражнение: жесткие гибкие (какие дела могут подождать какие нет) антивремя (то есть начинают рассказывать свои дела в обратном порядке а до этого а до этого) поглотитель времени (по каким причинам время утекает сквозь пальцы) |
дети сонные на парах | Самоорганизация/повышенное умственное напряжение и высокие психоэмоуиональнве нагрузки, требующие немедленной «разрядки» | Актуальность: тайм менеджмент Выстраивать свое время, планировать и действовать по расписанию, вовремя приходить на приемы пищи, занятия и другие мероприятия, а также планировать свой отдых в активном обучающем режиме, является одним из первостепенных навыков, которые необходимо сформировать обучающимся по приезду в образовательный центр. Многие из ребят недостаточно хорошо владеют этими навыками, у некоторых они и вовсе отсутствует. Развитие навыков тайм-менеджмента позволит обучающимся не только грамотно выстраивать свое время в рамках Сириуса, но и сформирует у них способность к постановке своих целей, грамотному распределению задач и времени за его пределами. Цель: обучение подростков более эффективному использования времени, для того , чтобы добиваться больших результатов и достигать значимых целей при меньших затратах времени и энергии. Задачи: -воспитательная: обучение методам формирования полезных привычек посредством творчества и креативных идей; - образовательная - обучение навыкам целеполагания и планирования посредством командной работы/обучение умению грамотно распоряжаться своим временем; - развивающая: обучение навыкам рефлексивного мышления посредством осознавания собственного восприятия времени. | биологические часы - с закрытыми глазами почувствовать время Антивремя Упражнение будут заключаться в том, что участники должны будут, выступить по очереди и раскрыть свою тему, описывая все относящиеся к ней события «задом наперед» — как если бы в обратную сторону прокручивалась кинолента. Поглотители времени Ведущий предлагает участникам подумать и выписать все занятия, которые можно определить, как «поглотители» времени. А затем посчитать, сколько времени они отняли у каждого в течение недели? Кто больше всех отвлекал? Что мешало завершить начатое за один прием? Дела сегодняшние Шаг 1. Запиши, что ты хотел бы сделать именно сегодня. Шаг 2. Распредели свои дела на важные и срочные, то есть что необходимо сделать в первую очередь в течение недели. Жесткие и гибкие дела (какие дела дети могут вычеркнуть из своего дня, а какие сделать обязательно) |
Дети не моются, ходят в грязной одежде | Самоорганизация | Актуальность: Выстраивать свое время, планировать и действовать по расписанию, вовремя приходить на приемы пищи, занятия и другие мероприятия, а также планировать свой отдых в активном обучающем режиме, является одним из первостепенных навыков, которые необходимо сформировать обучающимся по приезду в образовательный центр. Многие из ребят недостаточно хорошо владеют этими навыками, у некоторых они и вовсе отсутствует. Развитие навыков тайм-менеджмента позволит обучающимся не только грамотно выстраивать свое время в рамках Сириуса, но и сформирует у них способность к постановке своих целей, грамотному распределению задач и времени за его пределами. дети могут не успевать и забивать на это (тайм менеджмент) Цель: развитие навыков самоорганизации/ обучение подростков более эффективному использования времени, создание условий для повышения личной эффективности, позволяющей добиваться больших результатов и достигать значимых целей при меньших затратах времени и энергии. Задачи: - воспитательная - воспитывать культурно-гигиенические навыки - образовательная - познакомить с системой распределения времени/ познакомить с пирамидой потребностей/ обучить умению грамотно распоряжаться своим временем; - развивающая - развивать стремления к выполнению элементарных гигиенических правил | Тау упражнение: распишите ваш день (составление расписания, планирование) - объяснить пирамиду потребностей |
104 каплика. Говоришь, что не нужно иррационально использовать ресурсы, но снова | Нарушение правил пребывания в ОЦ/ нерациональное использование ресурсов | Актуальность: Ощущение своего места в мире дает нам чувство стабильности и безопасности. Мы чувствуем себя Дома, когда понимаем, что рядом есть родные и близкие люди.Взрослея, подростки начинают отрываться от своей семьи, но при этом все равно могут чувствовать свою сопричастность, находясь в компании единомышленников, занимаясь любимым делом, которое может принести пользу не только ему самому, но и окружающим. можно формировать уважение к тем людям или месту, которое помогает подростку понять собственную значимость , уверенности в себе, повысит самооценку и придаст четкую цель его дальнейшего развития через принятие общих правил, ценностей Сириуса и выстраиванию уважительных отношений. Цель: формирование осознания у обучающихся чувства сопричастности и способности внести свой вклад в общее дело для своей страны/ способствовать формированию бережного отношения к ресурсам Задачи: - воспитательная приобщение обучающихся к правилам центра и его основным ценностям; - образовательная познакомить с экологическими проблема - развивающая развитие у подрастающего поколения чувства принадлежности своему Дому (городу) через интересные истории о нем в рамках своего направления (искусство, наука, спорт) |
группа на микрогруппы, рассматривают проблему, возможности в мире, потом в стране, потом локально, строго ограничено по времени -дебаты -проектная деятельность |
Дети матерятся | Невоспитанность/ нарушение дисциплины/правил пребывания | Актуальность: у детей плохо развит словарный запас, используют яркие эмоционально окрашенные слова из-за незнания других Цель: формирование умения нести ответственность за свои действия Задачи: - воспитательная приобщить обучающихся к правилам центра и его основным ценностям; - образовательная обучить умениям уверенного поведения: отстаивать свою точку зрения, принимать решения, находить ресурсы (внешние и внутренние); - развивающая развить креативность; развить ответственность за свой выбор. | гамма |
Не пристегиваются в автобусе «в прошлом году ездили, все норм», | Нарушение правил пребывания в ОЦ | Актуальность: Ощущение своего места в мире дает нам чувство стабильности и безопасности. Мы чувствуем себя Дома, когда понимаем, что рядом есть родные и близкие люди. Семья дает нам прочные связи с нашими корнями и позволяет чувствовать себя уверенно. При этом семья не единственная возможность почувствовать опору. Взрослея, подростки начинают отрываться от своей семьи, но при этом все равно могут чувствовать свою сопричастность, находясь в компании единомышленников, занимаясь любимым делом, которое может принести пользу не только ему самому, но и окружающим. Разрабатывая программу в рамках данной ценности, можно размышлять в следующем направлении: развитие чувства патриотизма, сопричастности общему делу, общей цели, гордости за свою страну. Сюда можно включить информацию о городе, об олимпийских объектах (экскурсии, квизы, квест, фильмы). Сириус для обучающих может быть тем стартом, где подросток осознает, что занимается чем-то важным, что может принести пользу всей стране. Понимание собственной значимости принесет ему чувство уверенности в себе, повысит самооценку и придаст четкую цель его дальнейшего развития. При этом можно формировать уважение к тем людям или месту, которое помогает ему в этом через принятие общих правил, ценностей Сириуса и выстраиванию уважительных отношений. Цель:формирование осознания у обучающихся собственной значимости, чувства сопричастности и способности внести свой вклад в общее дело (в рамках своей семьи, своей команды, своей страны). Задачи: - воспитательная -приобщить обучающихся к правилам центра и его основным ценностям; - образовательная - - развивающая -развить навык командообразования: умение действовать на благо общей цели, умение сотрудничать, договариваться; | бета |
Чувствуешь запах табака и дезика, | Вранье +правил пребывания | гамма (быстрое завоёвывание авторитета) Актуальность: дети пытаются казаться быть взрослее, поддаются дешевому авторитету (завоевание авторитета пусканием пыли в глаза). Дети стремятся быть похожими на своих кумиров, завоевание авторитета среди сверстников . Под влиянием сверстников и тенденции современного общества Цель: формирование у детей представления о здоровье как одной из главной ценности человеческой жизни Задачи: - воспитательная - воспитывать ответственное отношение к своему здоровье и к здоровью окружающих - образовательная -познакомить с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье - развивающая - способствовать развитию собственного мнения/ аргументировать свою точку зрения | бега, гамма упражнение, направленное на расширение кругозора (показать альтернативные примеры значимых людей, которые не курят) -Найти положительные примеры кумиров дебаты кинолекторий “здесь не курят” показать видеоролик социальный как курит женщина и через рот все попадает к ребенку |
договорились ночью выйти за водой и вернуться не в свой номер | Вранье/ нарушение правил пребывания | Актуальность: Никогда не мирись с невежеством, несправедливостью, предательством, злом. Твори добро, красоту, твори ради людей, а не ради славы. Умение выстраивать коммуникацию очень важный навык, способствующий формированию успешной личности. При этом выстраивать отношения иногда приходится с разными людьми. Грамотная коммуникация - это не только умение выстраивать дружеские и деловые отношения, это и умение решать конфликтные ситуации, отстаивать свою точку зрения. Это и есть та способность, помогающая справляться с невежеством, несправедливостью, злом, а также способствующая формированию гибкости, доброты, уверенности через взаимодействие с другими, понимание их интересов и потребностей, способность прислушиваться к другим и помогать им. детям не хватает общения либо скрытые конфликты с соседями Цель: создание условий для формирования коммуникативных навыков и эффективной социализации Задачи: - воспитательная - создать благоприятный эмоциональный фон в коллективе / формировать позитивное отношение к каждому члену команды - образовательная -познакомить/напомнить с другими формами взаимодействия/ уметь согласовывать свои действия с другими / разрешать конфликтные ситуации - развивающая -способствовать развитию коммуникативных умений / развивать умение сотрудничать и действовать сообща | Эта упражнение: я самый потому что… упражнение: если бы я был тобой… то (положительные черты) я бы наслаждался твоей искренностью или добротой - направленное на взаимное уважение по клубочку (сначала перекидываются клубочки, которые завязываются на руки, а потом так и говорят по очереди). упражнение: на листочке дети пишут факты о друг друге, потом они достают рандомно эти листочки и зачитывают и пытаются угадать про кого это |
педагог требует присутствия в классе | Плохая дисциплина/ саморегуляция | Актуальность: Учись управлять собой: своими чувствами, поступками, намерениями. Это даст тебе настоящую силу и свободу Подростки, находящиеся в образовательном центре, постоянно сталкиваются со стрессовой ситуацией, относящейся к проверке их способностей: соревнования в спорте, олимпиады в науке, творческие проекты. Обучающимся важно научится владеть собой в различных стрессовых ситуациях не только находясь в Сириусе, но и в будущем, в их дальнейшей жизни. Развитие навыков саморегуляции и стрессоустойчивости, подготовке к соревнованиям и олимпиадам может происходить разными способами. Это не только способы саморегуляции через расслабление тела и правильного дыхания, это и умение креативно мыслить в нестандартной ситуации, и уверенность в себе, и способность к рефлексии и пониманию своих эмоций. Поэтому программа воспитательной работы может быть направлена на формирование этих навыков с целью научить детей управлять своими чувствами, поступками, намерениями. дети не могут сконцентрироваться на занятии, вынуждает их находиться на занятии только то, что их куратор будет находиться рядом. не умеют контролировать себя / Цель: ознакомление с основными способами развитие умений саморегуляции/ создание благоприятных условий для формирования необходимых компетенций, позволяющих обучающимся управлять собой, своими поступками, чувствами, намерениями. Задачи: - воспитательная - создать атмосферу доверия в коллективе - образовательная - познакомить со способами саморегуляции - развивающая - отработать навыки владения способами саморегуляции/развитие рефлексивного мышления, понимание своих способностей, намерений, возможностей и т.д.; | Лямбда упражнение, направленное на снятие напряжения: выдавливание апельсинов интерактивное занятие: саморегуляция - что по вашему мнению это значит и тд. упражнение: покричать на шишку. «Замороженные» -ведущий должен разморозить людей без эмоций |
Не ходит в школу, сидит в соц.сетях, не интересны предметы, после рассказывает о своих «успехах» другим | Нарушение дисциплины + привлечение внимания=незаинтересованность | Актуальность: Каждый день должен приносить тебе новые знания, опыт и мастерство. Подростковый возраст отличается от других периодов его паникой, частой сменой мнения, повышенной нервозностью и кризисами. Основной причиной этого является то, что в подростковом возрасте происходят физиологические и психологические изменения. Это затрудняет вхождение в общество, выбор своего места в жизни и объективную оценку происходящих событий. Особенно важно развивать критическое мышление в подростковом возрасте, потому что в этот период теоретическая мысль начинает активно развиваться. Подростки пытаются понять окружающий мир на новом, более высоком, уровне. В течение этого периода происходит прогресс интереса подростка к знаниям. Получение научных теоретических знаний приводит к развитию мышления. Способность подростка продумать аргументы свидетельствует о его умении делать соответствующие выводы, проявлять дедуктивные способности. Это также способствует и развитию самосознания и ответственного отношения к происходящему. Цель: создание условий для формирования у подростков критического мышления Задачи: - воспитательная - образовательная формирование представлений о том, что такое критическое мышление и применение этих представлений на практике. - развивающая развитие креативности; | дельта упражнение, направленное на понимание своей роли и оценки своей роли в команде: “какой я есть и каким бы я хотел быть” |
Ставки на спорт | Зависимость | Актуальность:Подросткам очень важно иметь карманные деньги в данном возрасте, их привлекает быстрое их получение путем игры Мы хотим их привести к более взрослой позиции, научить рассчитывать риски, перестроить ценности, что накопленные денежные средства можно потратить более рационально/ В подростковом возрасте дети начинают самостоятельно осваивать мир вокруг себя. Это момент отделения от родительской семьи, первые самостоятельные шаги во взрослом мире.Стремясь к свободе и принятию самостоятельных решений, они не всегда знают, как правильно поступить, как организовать свое время и что для них вообще значит свобода самовыражения. Из-за этого в них рождаются неуверенность в себе, страхи (а вдруг не получится). Цель: формирование у обучающихся ответственного отношения за свои поступки Задачи: - воспитательная -донести или раскрыть отсутствие азартных игр с положительным математическим ожиданием (даже если выиграешь один раз, не говорит о постоянной победе) - образовательная - распределение ресур/ способствовать формированию умения брать ответственность за свои действия - развивающая -способствовать развитию умению рассчитывать риски; развитие ответственности за свой выбор. | гамма Ход игры: Группа разбивается на пары. Участники поочередно говорят о том, что они осознают, чувствуют, хотят и т. п. Каждая фраза заканчивается словами «я беру ответственность на себя». Примеры: «Я осознаю, что я сейчас делаю... (что-то) и я беру на себя ответственность за это». Обсуждение: что вы чувствовали, произнося эти фразы? как вы считаете, за что можно "взять ответсвенность" и что это для вас значит? всегда ли нужно брать ответственность на себя? Рекомендация: Можно подвести итог упражнения беседой "За что можно быть ответственным?"
|
Ты направляешь детей на занятия в школу. Через 15 минут от начала первого урока тебе раздаётся звонок на рабочий телефон. Тебе сообщают, что педагог просит о твоём присутствии в классе. Такая же ситуация повторяется и на следующий день. | Явная проблема: Систематическое деструктивное поведение группы детей на уроке, приводящее к срыву учебного процесса и указывающее на кризис взаимоотношений в связке "педагог — детский коллектив". | Актуальность: Проблема требует немедленного решения, так как каждый сорванный урок — это:
Цель: Купировать конфликтную ситуацию, восстановить учебный процесс и сформировать у детского коллектива нормы уважительного и продуктивного взаимодействия с педагогом. Задачи:
| Интерактивное занятие с детским коллективом Наиболее эффективная форма: Коммуникативный тренинг в формате "Совета равных". Тема тренинга: «Наш класс: перезагрузка. Создаем правила игры, в которые интересно играть всем». Цель тренинга: Вовлечь детей в совместное создание и принятие свода правил группы, переводя их из пассивных нарушителей в активных создателей комфортной среды. Ход занятия (поэтапно): Этап 1. Эмоциональная разминка «Камень и птица» (5-7 мин) Цель: Снять напряжение, создать атмосферу доверия. Ход: Ведущий (вы) предлагает детям закрыть глаза и представить себя сначала камнем — тяжелым, серым, неподвижным. Затем представить себя птицей — легкой, свободной, летящей куда захочет. Вопросы для обсуждения: «В кого было приятнее превращаться?» «Когда на уроке вы чувствуете себя как "камень"? (скучно, тяжело, неинтересно)» «А когда как "птица"? (интересно, легко, хочется узнавать новое)» Вывод: Мы все хотим чувствовать себя на уроках легко и интересно. Давайте вместе подумаем, как этого добиться. Этап 2. Мозговой штурм «Идеальный урок» (15 мин) Цель: Определить, какой формат занятия комфортен и продуктивен для всех. Ход: Делим доску (или флипчарт) на две части: «Союзник» и «Враг» урока. В колонку «Враг» дети предлагают, что мешает уроку (шумы, крики, телефон, скука, грубость). В колонку «Союзник» — что помогает (интересные задания, юмор, уважение, работа в команде, понятные объяснения). Важно: Ведущий не оценивает идеи, а лишь записывает. Поощряется участие каждого. Этап 3. Создание «Конституции нашего класса» (15 мин) Цель: Превратить выводы из мозгового штурма в конкретные правила. Ход: На основе колонки «Союзник» формулируем позитивные правила. НЕ: «Не кричать с места». ДА: «Когда хочешь высказаться — подними руку». НЕ: «Не пользоваться телефоно». ДА: «Телефон убирается в рюкзак на время урока». Правила формулируются детьми, ведущий лишь помогает и уточняет. Готовый список красиво оформляется на большом листе. Этап 4. «Подписание договора» и ритуал (5-7 мин) Цель: Придать правилам официальный статус и повысить личную ответственность. Ход: Каждый ребенок (и педагог!) подписывает этот документ. Можно придумать ритуал: например, все одновременно складывают руки в центре круга со словами «Я — за!» или оставляют отпечаток своего пальца на плакате. Это действует сильнее, чем простое озвучивание правил. Этап 5. Проигрывание сложных ситуаций (10 мин) Цель: Отработать применение правил на практике. Ход: Ведущий предлагает смоделировать ситуации: «У тебя зазвонил телефон. Твои действия?» «Ты знаешь ответ и очень хочешь сказать. Что делаешь?» «Твоему соседу скучно, и он тебя отвлекает. Как поступишь?» Дети показывают правильную модель поведения, закрепляя ее на практике. Вопросы для рефлексии (завершающая беседа) На содержание: «Какое правило, принятое сегодня, на твой взгляд, самое главное? Почему?» На эмоции: «Что ты чувствовал, когда подписывал наш договор? (Ответственность, общность, уверенность?)» На будущее: «Как мы поймем, что наши правила работают? Что изменится в нашем классе?» На личную роль: «Что лично ты можешь сделать уже на следующем уроке, чтобы наш общий договор заработал?» |
Один из воспитанников команды грубо нарушает дисциплину. Ты как куратор делал замечания ребёнку и даже подключал к разговору психологов. После бесед ребёнок уверяет, что больше подобного не повторится. Но выходя за дверь досуговой (любого помещения с дверью), в которой был разговор, все начинает сначала. Подобное поведение продолжается не первый день. | Явная проблема: Неэффективность формальных, «кабинетных» бесед (как куратора, так и психологов) с воспитанником, приводящая к ситуативному, а не внутреннему изменению поведения. Ребёнок демонстрирует «правильное» поведение только в момент контроля («в помещении с дверью») и немедленно возвращается к деструктивной модели, когда контроль ослабевает («выходя за дверь»). Это свидетельствует о внешней локусе контроля, отсутствии внутренней мотивации к соблюдению дисциплины и, возможно, о выученной беспомощности или протестном поведении. | Актуальность: Данная проблема дестабилизирует учебно-воспитательный процесс, снижает его результативность для всего коллектива, создаёт риски для психологической безопасности среды и препятствует успешной социализации самого ребёнка-нарушителя. Без решения она будет тиражироваться и усугубляться. |
Ход: Куратор записывает на флипчарте предложения детей. Ключевые наводящие вопросы: |
По причине болезни один из ваших коллег вынужден прервать работу и в результате изменения штатного расписания вы становитесь куратором его команды. До этого организованный коллектив с хорошей дисциплиной начинает вести себя неуважительно по отношению к новому человеку, то есть к вам, игнорируются ваши просьбы, дети нарушают режимные моменты. | Явная проблема: Отторжение нового куратора коллективом как следствие нарушения сложившейся групповой динамики и лояльности предыдущему руководителю. Дети, привыкшие к определенному стилю общения и правилам, воспринимают нового человека как "угрозу" сложившемуся порядку и проверяют его границы, демонстрируя протестное поведение. Это не проблема дисциплины как таковой, а проблема потери доверия и отсутствия авторитета нового куратора в глазах группы. | Актуальность: Без оперативного решения ситуации конфликт "коллектив - новый куратор" будет нарастать, что приведет к: | Наиболее эффективной формой в данном случае будет Фасилитированная дискуссия (обсуждение с участием нейтрального ведущего) в формате "Круг сообщества" (Community Circle). "Наши новые правила" (10 мин) |
Во время завтрака ты видишь, что обучающиеся твоей команды пришли в ресторан в кроксах/сланцах/тапочках. Ты понимаешь, что так быть не должно, это подвергает здоровье детей опасности, на вечернем сборе ты проводишь беседу, по мерам безопасности в Образовательном центре и по правилам посещения ресторана, но в последующие дни история повторяется. | Явная проблема: Несоблюдение воспитанниками установленных правил безопасности (ношение неподходящей обуви в ресторан) после формального инструктажа. Проблема не в незнании правил, а в отсутствии внутренней мотивации и осознания личной ответственности за их выполнение. Дети не видят в этом прямой угрозы для себя ("со мной ничего не случится"), возможно, считают правило неудобным или неважным, а беседа воспринимается как скучный формализм. | Актуальность: Несоблюдение правил безопасности приводит к прямым рискам для здоровья детей (ожоги от горячей пищи или воды, порезы от осколков, травмы при падении). Кроме того, оно подрывает общую дисциплину и культуру поведения, создает прецедент игнорирования и других правил. | Наиболее эффективной формой будет Интерактивная игра-расследование с элементами мозгового штурма и визуализации последствий. "Кодекс безопасности нашей команды" (10 мин) |
Перед началом рабочего дня, ты заходишь в командный чат, чтобы сообщить планы на день обучающимся и замечаешь сообщение от одного из участников с нецензурным контекстом - это спам, и ребенка взломали. Часть обучающихся заметили это сообщение первее тебя и теперь подтрунивают над тем ребенком, от чьего лица было отправлено сообщение. Позже тебе поступают звонки от родителей с жалобами, что ребенок хочет уехать домой. | Явная проблема: Кибербуллинг (травля) в отношении ребёнка, ставшего жертвой взлома аккаунта, и низкий уровень цифровой гигиены и empathy (способности к сопереживанию) в коллективе. | Актуальность: Ситуация требует немедленного вмешательства, так как: | Наиболее эффективной формой будет Проблемный форум-театр, совмещённый с практикумом. · Алгоритм действий при взломе: немедленно сообщить куратору/родителям, сменить пароль, проверить активные сессии, предупредить друзей. |
С начала программы ты наладил контакт с детьми, все вроде бы тебя воспринимают авторитетно, следуют правилам центра, но на третьей программе, после очередной командной рефлексии ты получаешь 3 негативных отзыва от детей. | Явная проблема: Возникновение скрытого недовольства или разобщённости в коллективе, которое не было озвучено открыто во время рефлексии, но проявилось в анонимных негативных отзывах. | Актуальность: Игнорирование негативной обратной связи, даже от меньшинства, может привести к: | Наиболее эффективной формой будет Фасилитированная дискуссия по технике "Шкала" с элементами "Мозгового штурма". · Важно: Куратор модерирует, помогает формулировать предложения позитивно и конструктивно. |
В команде есть обучающийся, который не смог найти общий язык не с одним человеком в команде. Остальные обучающиеся неоднократно жаловались на сложности в общении с ним. | Явная проблема: Социальная изоляция ребёнка в коллективе вследствие неразвитых социально-коммуникативных навыков и отсутствия толерантности и навыков поддержки у остальных членов команды. | Актуальность: Длительная социальная изоляция наносит серьёзный психологический ущерб ребёнку (снижение самооценки, тревожность, усиление дезадаптивного поведения). Для коллектива это создаёт токсичную атмосферу, препятствует формированию команды и нормальной работе. Игнорирование ситуации — это педагогическое упущение. | Наиболее эффективной формой будет Коммуникативный тренинг с элементами кооперативных игр и обсуждения в кругу. Куратор начинает: он поворачивается к соседу справа, смотрит ему в глаза и аплодирует ему. Затем этот ребёнок поворачивается к своему соседу и аплодирует ему. Так по кругу аплодисменты проходят через всех, включая куратора и изолированного ребёнка. Это простое действие символизирует принятие и связь в группе. |
Зимой в Сочи обманчивая погода. Ежедневно на информационных сборах вы напоминаете детям о необходимости одеваться тепло, даже несмотря на то, что на первый взгляд на улице тепло и солнышко. Но изо дня в день вы наблюдаете, как обучающиеся вашей команды гуляют по улице в футболках. | Явная проблема: Игнорирование воспитанниками рекомендаций куратора по подбору одежды, вызванное отсутствием осознания причинно-следственных связей между переохлаждением и здоровьем, а также переоценкой собственного опыта («я не замёрз сейчас, значит, и не замёрзну потом»). | Актуальность: Систематическое переохлаждение — прямой путь к массовым простудным заболеваниям, что может привести к срыву образовательной программы для части детей, ухудшению самочувствия и негативному опыту пребывания в Центре. Профилактика эффективнее и дешевле лечения. | Наиболее эффективной формой будет Практико-ориентированное исследование (квест) с элементами игры и моделирования. Группа collectively решает, какую одежду выбрать по слоям: |
Обучающиеся твоей команды кроме профильных занятий посетили различные экскурсии, приняли участие в некоторых вечерних мероприятиях и событиях, которые ты лично организовывал и проводил. При этом всё, кроме профильных занятий, дети считают пустой тратой времени. Они часто тебе об этом говорят и оставляют негативные отзывы в приложениях. | Явная проблема: Отсутствие субъектной позиции и осознанности у обучающихся. Дети являются пассивными потребителями мероприятий, не понимают их целей и личной пользы для себя, что приводит к негативному восприятию любой деятельности, выходящей за узкие рамки «профиля». | Актуальность: Игнорирование проблемы приведет к:
Цель: Сформировать у обучающихся осознанное и ответственное отношение к совместной внеурочной деятельности, понимание ее личностной и профессиональной значимости. Задачи:
| Наиболее эффективная форма: Рефлексивный workshop (практикум) с элементами игрофикации и проектной деятельности. Тема workshop'а: «Формула идеального события: Разбираем прошлое, проектируем будущее». Цель workshop'а: Перевести детей из позиции пассивных критиков в позицию активных со-организаторов, дав им инструменты для осмысления прошлого опыта и проектирования желаемых активностей. Ход занятия (поэтапно): Этап 1. Разминка «Самый бесполезный навык» (10 мин)
Этап 2. Ликбез «Hard Skills vs. Soft Skills» (15 мин)
Этап 3. Практикум «Распаковка пользы» (20 мин)
Этап 4. Проектирование «Событие мечты» (20 мин)
Этап 5. Презентация и голосование (10 мин)
Вопросы для рефлексии (завершающая беседа)
|
В Сириусе созданы все условия для комфортного пребывания обучающихся, в том числе на каждом жилом этаже расставлены пуфики, на которых обучающиеся могут сидеть. | Явная проблема: Нецелевое и опасное использование имущества центра, игнорирование правил безопасности и замечаний взрослых. Дети видят в пуфиках не предмет обстановки, а игровой материал, что создает прямую угрозу их безопасности и сохранности имущества. | Актуальность: Проблема требует немедленного решения, так как:
Цель: Сформировать у обучающихся осознанное и ответственное отношение к имуществу центра, превратив их из нарушителей в союзников в поддержании порядка и безопасности. Задачи:
| Наиболее эффективная форма: Проектный workshop (практикум) с элементами дискуссии и квеста. Тема workshop'а: «Пуф-модернизация: от опасной башни к крутому проекту». Цель workshop'а: Перевести детей из позиции нарушителей в позицию со-дизайнеров пространства, дав им возможность легально реализовать свою креативность и энергию, взяв на себя ответственность за сохранность пуфов. Ход занятия (поэтапно): Этап 1. Эмоциональный вход «Шкала риска» (10 мин) Цель: Обозначить проблему без обвинений, вызвав эмоциональный отклик. Ход: На доске рисуется большая шкала от 0 до 10. Ведущий задает вопросы: «Насколько опасно, по вашему мнению, прыгать на кровати? Поставьте точку на шкале». «А прыгать с табуретки?» «А прыгать на конструкцию из нескольких неустойчивых пуфов?» Обсуждение: Ведущий подводит итог: «Я вижу, вы сами прекрасно оцениваете риски. Наша задача — сделать так, чтобы веселье было на уровне 2-3 по опасности, а не на 8-9». Этап 2. Мозговой штурм «Пуф: Перезагрузка» (20 мин) Цель: Найти легальные и креативные способы использования пуфов. Ход: Дети делятся на группы. Задание: придумать максимальное количество новых способов использования пуфов, кроме сидения. Способы должны быть: а) безопасными; б) не портить имущество; в) могут быть веселыми. Примеры идей: использовать как мишень для мягких шаров, как элементы полосы препятствий (обходить змейкой), как основу для строительства невысокого лабиринта, как «облака» для медитации, как модули для гигантского напольного тетриса. Группы представляют свои идеи. Этап 3. Экспертный анализ «За что мы в ответе?» (15 мин) Цель: Дать понять реальную стоимость и уязвимость предметов. Ход: Ведущий (или приглашенный представитель администрации) выступает в роли «технического эксперта». Показывает, как устроен пуф внутри (можно иметь запасной или показать фото). Объясняет простым языком: «Шов рассчитан на вес сидящего человека. Когда вы прыгаете на него с высоты, шов расходится, наполнитель сыпется. Починить это очень сложно. Этот пуф стоит [условная сумма]. Если мы сломаем 10 пуфов, мы не купим на эти деньги новый проектор для кинопоказа». Сообщение: Вы не вредители, вы — те, кто может это сохранить. Этап 4. Создание «Меморандума о пуфах» (10 мин) Цель: Совместно сформулировать новые правила. Ход: На большом плакате дети вместе с кураторами формулируют окончательные правила. Не «нельзя», а «можно» и «призываем»: «Можно сидеть». «Можно использовать для [топ-3 идеи из мозгового штурма]». «Призываем оберегать пуфы от падения и ударов, чтобы они служили долго!» Все участники ставят подписи под меморандумом. Этап 5. Ритуал «Запуск новых традиций» (5 мин) Цель: Закрепить результат позитивным действием. Ход: «Давайте прямо сейчас опробуем одну из самых крутых и безопасных идей, которую вы предложили!». Например, всей группой выстраиваем короткую полосу препятствий и проходим ее. Это символизирует начало новой традиции. Вопросы для рефлексии (завершающая беседа) На содержание: «Что нового ты узнал сегодня о, казалось бы, обычном пуфе?» На эмоции: «Что ты чувствовал, когда был в роли того, кто придумывает правила, а не просто их нарушает?» На будущее: «Как мы, кураторы, поймем, что вам действительно скучно и нужно придумать новую активность, прежде чем вы начнете строить башни?» (Это ключевой вопрос, который переводит отношения в режим диалога). На личную роль: «Что ты сделаешь, если увидишь, что кто-то из новичков или твоих друзей начинает использовать пуфы не по назначению?» |
В начале программы старший вожатый/воспитатель проводил инструктаж по правилам пребывания в Образовательном центре Сириус, собирал подписи с обучающихся. На последней недели тебе звонит старший администратор и говорит, что твои дети находятся одни на веранде Научного клуба и занимаются своими делами, хотя ты неоднократно напоминал обучающимся, что без куратора на веранду подниматься нельзя. | Явная проблема: Осознанное нарушение обучающимися правил безопасности, ранее согласованных и подтвержденных их подписями. Дети демонстрируют невыполнение взятых на себя обязательств, что указывает на формальное, а не осознанное отношение к инструктажу. | Актуальность: Проблема требует немедленного решения, так как:
Цель: Добиться не формального, а осознанного соблюдения правил безопасности через личное принятие ответственности за свои действия каждым обучающимся. Задачи:
| Наиболее эффективная форма: Проблемно-ролевой анализ конкретной ситуации (кейса) в формате "Суда совести". Тема занятия: «Подпись: зачем она нужна? Разбор полётов в формате честного разговора». Цель занятия: Смоделировать ситуацию и позволить детям самим проанализировать мотивы, последствия и альтернативы произошедшего, придя к самостоятельному выводу о необходимости соблюдения правил. Ход занятия (поэтапно): Этап 1. Эмоциональная провокация (5-7 мин)
Этап 2. Ролевая игра «Суд над Поступком» (25-30 мин)
Этап 3. Анализ последствий «Эффект домино» (15 мин)
Этап 4. Создание «Кодекса чести» (10 мин)
Вопросы для рефлексии (завершающая беседа)
|
Повышенная умственное напряжение/высокие психоэмоциональные нагрузки
Цель - создание условий для снятия напряжения (посредством развития умений)
Цель:
- способствование развитию
- Обучение техникам и методам стрессоустойчивости
- знакомство
- Развитие поведенческой и коммуникативной гибкости обучающихся в общении со «значимым взрослым»
- Формирование потребности и развитии мотивации в освоении новых способов поведения
- Развитие представлений о ценности команды и обучение стратегиям сотрудничества и или адаптации новичков
- Обучение методам преодоления страха неудачи и боязни в ситуации оценивания
- Развитие представлений о ценности команды и обучение стратегиям сотрудничества
- Развитие представлений о ролях в команде, возрастных особенностях, этапах развития коллектива, стратегиях разрешения конфликтов
образовательная:
познакомить со способами снятия эмоционального напряжения и усталости;
познакомить с понятиями
развивающая:
отработать навыки владения способами саморегуляции;
способствовать развитию умений; коммуникативных навыков; мотивации; воспитанию
отработать навыки;
развитие представлений о (ролях в команде)
содейсвовать развитию умений
воспитательная:
создать атмосферу доверия в коллективе;
способствовать воспитанию
Рефлекции:
3,2,1
3 - вещи, которые узнал сегодня
2 - интересных факта
1 - вопрос, который остался без ответа
Кубик блума
Вагончик впечатлений
Фотокарточка
Смс-ограниченое количество символов-кратко написать, как прошло занятие
Правила тренинга
1. Конфиденциальность (информация с тренинга не выносится за пределы группы);
2. Искренность в общении;
3. Обращение друг к другу по имени;
4. Я – высказывание (говорить от своего имени);
5. Не критиковать друг друга;
6. Уважать мнение друг друга;
7. Быть активными и неравнодушными;
8. Внимательно слушать друг друга;
9. Не перебивать говорящего;
10. Выключить телефоны.
Формы работы:
Старший возраст (мастер-классы, интеллектуальный квиз, мозговой штурм, дебаты, интеллектуальные игры)
Младший 9-12
Средний 13-14
Старший 15-17
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа по информатики 4 класс
Постарайтесь провести в кабинете информатики по возможности....
Мастер – класс по теме «Пути познания через практическую деятельность младших школьников»
Формирование интеллектуальных черт личности с помощью математики....

Статья "Использование здоровьесберегающих технологий в практической деятельности учителя начальных классов"
В помощь учителю начальных классов для использования здоровьесберегающих технологий в своей работе....
Практические рекомендации учителя-логопеда учителю начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС
Практический материал для учителей начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов...

Статья.Выступление на городском научно-практическом семинаре "Практические методы развития инновационного образовательного поведения школьника"
Потенциал УМК "Школа России2, как ресурса формирования функциональной грамотности школьника. Формирование читательской грамотности ( от читательских действий к пониманию текста)...

Календарно-тематическое планирование по предмету "Математические представления" 4 класс,"Практическая математика" 5 класс.
Календарно-тематическое планирование по предметам :" Математические представления" для обучающихся 4-5 классов с нарушением интеллекта (2 вариант)....

Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию "Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей" Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию "Практический материал
Забрамная С.Д., Боровик О.В.Методические рекомендациик пособию "Практический материал для проведенияпсихолого-педагогического обследования детей"...