отрядные огоньки для младших школьников
картотека (2 класс)
Материал «Отрядные огоньки для младших школьников» предназначен для организации творческих и развлекательных мероприятий в школьных отрядах. В нем представлены разнообразные игры, конкурсы, викторины и творческие задания, способствующие развитию коммуникативных навыков, сплочению коллектива и формированию дружеской атмосферы среди младших школьников. Предлагаемые идеи легко адаптируются под разные возрастные группы и темы, что делает их удобными для использования воспитателями и педагогами дополнительного образования. Материал способствует активному участию детей в коллективной жизни и поддерживает их интерес к совместному досугу.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация вечерних «огоньков»
Здесь очень важно, чтобы с первых дней пребывания в лагере огонек был не формальным местом, напоминающим классное собрание, а местом задушевного общения. Поэтому важно не путать огонек с массовкой, вечеринкой, с тем, что мы называем развлечением. Это не означает, что на огоньке нет песен, веселых историй и иронической шутки. Особое искусство создавать теплое вечернее задушевное общение. Педагог должен видеть перед собой не воспитанников и детей, вверенным ему на время, а друзей, с которыми он разделяет общую жизнь.
Общение в ходе совместной деятельности детского коллектива становиться содержанием образования, подростки усваивают особый ритм и особую атмосферу общения.
Основная задача организации огоньков — рефлексия коллективной совместной деятельности, умение распределять в коллективе содержание и объем работы, вступать в партнерские отношения. Огонёк — важное средство и формирования личности, самооценка подростка, его отношения к сверстникам и старшим. Каждый этап становления детского коллектива имеет свои особенности, связанные с динамикой совместной деятельности. Поэтому огоньки, организуемые на каждом из этапов, имеют свои организующую и воспитательную функцию.
- Огоньки организационного периода
Их задача — воспитывать у подростков потребность в общении.
В первые дни огоньки могут быть достаточно продолжительными, но не затянутыми: 40-60 мин. в зависимости от возраста.
Желательно, чтобы на огонек собрались все ребята, но никакого принуждения. Несмотря на продолжительность огонька, основное содержание не должно длиться более 15-25 мин.
Вожатый рассказывает об истории лагеря (рассказ должен быть непринужденным, неформальным, личностно-окрашенным, хорошо, если в нем будут какие-то воспоминания, шутки, рассказ о природных и географических, исторических особенностях месторасположения лагеря), поет вечерние песни. Если в отряде старших подростков есть ребята, умеющие играть на гитаре или знающие хорошие песни, то гитара и право запева передаются по кругу (хорошо, когда песня возникает сама собой, например, какие-то песни вожатый может запеть, исходя из контекста общего разговора). У вожатого, конечно, должно быть очень много заготовок для вечернего огонька. Сценарий здесь не имеет формальной линейной конструкции, а сюжеты огонька варьируются в зависимости от общего настроения и разговора.
Самое главное — «разбудить» у детей потребность к непринужденному общению. В опыте работы детских центров накоплен большой опыт работы по проведению огоньков. В частности, предлагается уже с первых дней «вводить» правила проведения огонька:
- Если хочешь что-то сказать, не выкрикивай, а дождись паузы и подними руку или попроси слово.
- Учись внимательно слушать, дай договорить другому, не прерывай говорящего.
- Критикуй, чтобы помочь, посоветовать.
- Критика должна быть конструктивной: критикуешь — предлагай.
- Правило свободного микрофона: никого нельзя заставлять выступить на огоньке или запретить кому-то говорить.
- На огоньке говорят откровенно о том, что думают и что волнует.
- Береги время, дай возможность высказаться другому.
- Говори не о себе, а о деле: не занимайся саморекламой.
Возможно, у вас правила будут иными. Опытные вожатые вводят их постепенно, обсуждая неудачи общения, а только потом предлагают ребятам их записать (формулировки, сами правила ребята могут придумать свои). В некоторых ситуациях приходится вводить правила в открытом порядке, т.е. предъявлять правила с их обсуждением.
При этом опытный вожатый делает ссылку: правила созданы ребятами из прошлых смен, они оставили наказ — передать свой опыт и просят вас в течение смены внести свои поправки.
Очень важно, чтобы каждый смог высказаться. С первых дней ребята должны не оценивать работу другого (взрослых, другого коллектива), а говорить о том, что с их точки зрения, стоило бы изменить и что они конкретно предлагают. Очень часто на огоньках ребята высказывают оценочные суждения: «Нам скучно, организуйте для нас дискотеку, сводите нас на видеофильм, по нашему графику мы идем тогда-то», а в одном из довольно солидных лагерей можно было услышать такие реплики вожатых, как «нам запрещают», (попытка самоутвердиться в глазах детей, оправдать как свое, так и детское бездействие).
В итоге формируется потребительское отношение к окружающим и не изыскиваются ресурсы самого отряда. Еще одна педагогическая ошибка — длинная речь вожатого в анализе дня, в которой он поучает всех остальных. Поскольку у подростков в организационный период - «фестивальное» настроение, то речь вожатого останется невоспринятой, а он сам получит негативную оценку. Важно, чтобы вожатый в этих первых диалогах получил обратную связь, способствовал укреплению веры у ребят в лучшее.
Первые огоньки могут различаться по форме организации. Так, можно предложить разговор «письмо домой», «письмо другу», «телефонный разговор», рассказ-эстафета «Что было бы, если вы из сегодняшнего дня перенеслись в день завтрашний?» и т.п. Такие формы позволяют снимать оценочное и потребительское отношение к окружающим, концентрировать внимание на собственных ресурсах и возможностях.
Сегодня довольно распространенной формой в организационный период стал тематический огонёк «Расскажи мне о себе». Некоторые вожатые в загородных лагерях проводят его в первый же день. Однако опыт показывает, что в первые два дня у ребенка не возникает устойчивого интереса знакомиться со всеми членами отряда, он выбирает себе ближайшее окружение. У него еще нет потребности ни говорить о себе, ни слушать других. А поэтому огонек может стать формальным, оттолкнуть стеснительных, закрытых подростков, сформировать мнение об огоньке как о чем-то скучном. Таким образом, данный тематический огонек должен про водиться только после того, когда у детей в первые два-три дня сформировалась устойчивая потребность в вечернем общении.
Огонёк «Расскажи мне о себе» завершает первый этап в формировании общения. Ребята должны заранее знать, о чем предстоит разговор. Его задача: углубить знакомство ребят друг с другом, сформировать доброжелательные отношения к каждому члену отряда. При проведении огонька необходимо создать необычную обстановку.
Например, ребята идут на огонек особой тропой, не лишенной «опасностей», а поэтому мальчики помогают девочкам. Педагог обращает внимание на то, чтобы мальчики и девочки сидели вперемешку, чтобы места были для каждого удобны и чтобы каждого было видно всему отряду. Самая лучшая форма беседы — круг. Если в отряде два педагога и пришли взрослые — друзья отряда, то очень важно, чтобы места взрослых разбивали круг на равные части. Это важно, чтобы внимание не сосредотачивалось только на взрослых, а так же потому, что взрослые задают свой образец общения.
Схема проведения огонька:
- настрой (вечерние песни у костра);
- небольшое вступительное слово ведущего (один из вожатых отряда), в котором он в непринужденной форме говорит о начале смены «Мы вам рады», «Мы вновь рады, встретиться вместе», о задачах и традициях огонька «Расскажи мне о себе». По традиции каждый рассказывает о себе — о том, чем он любит заниматься, какие люди ему нравятся, что он ждёт от этой смены;
- поскольку все мы члены одного отряда, то сегодня должен высказаться каждый;
- очередность нашего разговора, будет соблюдаться с помощью символа — пера, уголька от костра прошлого отряда, маленькая электронная свечка и т.п. (важно, чтобы предмет был не слишком ярким, необычным, не отвлекал внимание);
- разговор о себе начинает второй вожатый: рассказывая о себе, он дает схему рассказа (имя, чем занимается, хобби, о людях и об отношениях с людьми), затем передает по часовой стрелке символ, и рассказ продолжает уже ребенок, затем рассказы детей идут по кругу;
- примерно через 15-20 минут вожатый вставляет паузу, чтобы разговор не был монотонным, - это вечерняя песня, стихи и рассказы ребят из прошлых смен, торжественное вручение наказа (он зачитывается), чтобы ребята не засиделись в одной позе, можно придумать в середине огонька ввести какой-то сюжет с движениями, но такими, которые не нарушали бы общего настроя на вечерний огонек;
- завершается огонек словами вожатого, в которых он высказывает надежду, рисует оптимистическую перспективу этой смены, завершается разговор общей песней.
2. Огоньки в основной период
Задача: рефлексия деятельности отряда.
Обычная продолжительность небольшая — 15-20 мин.
В ситуациях кризиса в развитии детского коллектива и конфликтов огонёк может быть более продолжительным. Важно, чтобы сбор на огонек всегда был неформальным. Так, в своей работе важно использовать опосредованные формы сбора: вожатый на месте проведения огоньков затевает какой-то рассказ с детьми (тема может быть очень необычной — о цветопсихологии, о стихах, легенда, случай, рассказ о киногерое или о книге, фантастика и приключения — все это может стать темой рассказа, переходящего в беседу), или с небольшой группой поют песни, или вожатый зачитывает какой-то отрывок из книги (особенно в отрядах младших подростков).
Необязательно, чтобы в основной период постоянно присутствовали такие символы огонька как свеча или костер, их необходимо беречь для особых случаев. Непринужденный разговор должен перейти в общую беседу. Вожатый, используя паузы, обращает внимание на собравшихся и персонально обращается к кому-либо, чтобы пригласили остальных. Очень важно уметь найти плавный переход от рассказа и песни к анализу дня. Стандартные и формальные формы организации вечернего общения очень часто вызывают у подростков пренебрежение, если же общение будет всегда необычным и непринужденным, то такое общение станет потребностью всех членов отряда.
«Огонёк» — анализ дня
Задача: научить ребят видеть причины удач и неудач в организации какого-либо дела; привить навыки анализа совместной деятельности.
Схема анализа:
- высказывание отношения к делу (фиксация эмоций);
- обсуждение целей и задач дела, степени их достижения;
- качества подготовки к делу;
- качества организации;
- что не получилось — причина этого;
- предложения о том, как исправить ситуацию к лучшему.
Очень важно, чтобы вожатый не занимал в разговоре активную позицию, а сам был бы равнозначным участником разговора. Тем не менее, он опосредованно управляет разговором через вопросы.
Примерные вопросы для анализа.
По содержанию:
- Что нового, полезного вы открыли для себя?
- Полностью ли ребята использовали литературу, муз. оформление?
- Какая интересная проблема, тема привлекла особо ваше внимание?
- Над какими качествами своего характера (поведения) проведенное дело побудило тебя задуматься?
- Помогло ли это дело стать тебе лучше?
- Помогло ли это нашему коллективу стать лучше, идти к тому идеалу, который обсуждался в отряде в начале смены?
- Кто из ребят для вас раскрылся по-новому, что нового вы узнали друг о друге?
- Как выглядел твой отряд на фоне других?
- С какими отрядами удалось подружиться?
- Какие отряды вы узнали лучше? и т.п.
По организации:
- Чем отличается подготовка к делу, как смогли сорганизоваться члены отряда при подготовке и организации дела?
- Какие организационные навыки, умения ты получил при подготовке дела и его проведении?
- Каково значение этого дела для отряда, его членов, для окружающих?
- Как необходимо организовать работу, чтобы избежать ошибок в будущем?
Обязательно подвести итоги. Если на первых огоньках анализ может сделать вожатый, то в последующем это лучше делать лидеру или ответственному за дело.
Тематический «огонёк»
Задача: организация разговора по актуальной для отряда теме. Как правило, огонёк способствует самопознанию личности, ее духовному развитию. Для таких огоньков важно использовать необычную обстановку. Опытные вожатые проводят два-три тематических огонька за смену.
Примерная тематика:
- Мои любимые строки (поэтический).
- Музыка вокруг нас (музыкальный).
- С песней по жизни (вечер авторской песни).
- Встреча с Ассоль... (тема «Алых парусов» в стихах, песнях и нашей жизни).
- Белая ворона... (огонек с элементами диспута).
- Давайте восклицать (песни Б. Окуджавы).
- Памяти Высоцкого и т.п.
Тематический огонёк является отрядным делом, предварительно. Педагоги предлагают тему и предлагают каждому подготовиться к общему разговору, инициативным группам предлагается подготовить отдельные сюжеты огонька.
3. Итоговый огонек «Расскажи мне обо мне»
Задача: подвести итог жизни отряда, какое влияние отряд оказал на каждого члена коллектива. Этот огонек является очень важным в формировании самопознания и самооценки. Схема проведения огонька такая же, но теперь говорит не тот, кто держит символ круга, а о нем говорят члены детского коллектива.
Пример: «Живой огонь» (из опыта проведения заключительного огонька в палаточном лагере Томского Хобби — центра).
Все собираются у костра, в руках у каждого участника огонька — свеча. Каждый говорит по кругу, передавая эстафету зажженным от костра огнем свечи. К окончанию разговора у всех участников огонька зажжены свечи. Это не только красиво, но и символично. У каждого появились новые друзья, идеи для реализации после окончания лета. Завершить такой разговор можно необычным совместным действием: расставить свечи в сумерках на большой поляне, смастерить и отправить в плаванье кораблики с зажженными свечами (романтическое завершение смены более интересно старшим подросткам), нарядить свечами дерево или ель и устроить импровизированный концерт (веселое завершение смены — для младших подростков).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Двигательная активность младших школьников - одно из условий по укреплению и сохранению здоровья младших школьников
Из опыта работы педагога...

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников
Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...
Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы
Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.
В условиях частных школ с присущей им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками. Проект "Вода-наше богатство" в рамках воспитательной работы по направлению экологическое воспитание и образование младших школьников" ФГОС
Описание планирования организации работы над проектом "Вода-наше богатство", конспект занятия №4 "Изготовление плакатов по темам "Вода-источник жизни" и " Загрязнение и охрана водоёмов"Цель заня...

«Игровое творчество как условие формирования ИКТ- компетентности младших школьников и навыков проектирования младшего школьника»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. Одним из требован...

Развития воображения младших школьников.Игры и упражнения по развитию воображения младших школьников.
Развития воображения младших школьников. Воображение и фантазия – важнейшие стороны нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией или воображением. Мы лишили...