Родительское собрание на тему: «Традиции семьи - основа воспитания ребёнка»
материал

Решетникова Ирина Михайловна

Воспитание человека начинается с младенческого возраста. Одним из наиболее доступных способов, как это сделать естественно и непринужденно, являются традиции. В каждой семье они могут быть совершенно разными, но решающими одну важную задачу – сплотить и укрепить. Простые правила и моральные устои, формируясь в пределах родного дома, переносятся затем и в общество.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 376

Родительское собрание на тему:

 «Традиции семьи - основа воспитания ребёнка»

Решетникова Ирина Михайловна,

учитель начальных классов,

 ГБОУ «СКОШИ №2» г. Улан-Удэ

Аннотация. Воспитание человека начинается с младенческого возраста. Одним из наиболее доступных способов, как это сделать естественно и непринужденно, являются традиции. В каждой семье они могут быть совершенно разными, но решающими одну важную задачу – сплотить и укрепить. Простые правила и моральные устои, формируясь в пределах родного дома, переносятся затем и в общество.

Ключевые слова. Воспитание, семья,  традиции, патриотизм.

Будучи первичным институтом воспитания и становления человека, семья передаёт подрастающему ребёнку не только знания, но и формирует его мировоззрение и миропонимание таким образом, чтобы всякий человек, став взрослым, чувствовал ответственность не только за себя, но и за жизни окружающих его людей. Именно в семье мы учимся заботиться о ближних, доверять, любить, правильно выражать свои чувства и эмоции, быть справедливыми и честными, жить в коллективе и ставить интересы общества выше интересов отдельной личности [1, с.23].

Если человека не научить уважать родителей, ему просто невозможно привить любовь к Родине. Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него — с мамы, с папы,  с семьи, с родного дома, улицы, где он живет, школы, в которой он учится.

Я работаю учителем начальных классов СКОШИ №2 г Улан-Удэ, обучаю учащихся с интеллектуальными нарушениями. К нам приходят в первый класс дети, которые не только не знакомы с  семейными традициями, но и не всегда знакомы со своими ближайшими родственниками: бабушками, дедушками, двоюродными братьями и сестрами.

Всё хорошее и плохое закладывается в человеке с детства. Все нормы, правила поведения ребенок получает от родителей, бабушек и дедушек. На их примерах он учится, перенимает опыт, модель поведения и отношения к окружающим.

Воспитывать детей, прививать им правила нужно с самого раннего возраста и показывать пример правильного поведения должны родители.  Однажды на выходе из торгового центра я наблюдала такую картину:  мама с сыном опустили монетку в аппарат с жевательными резинками и мячиками, но что-то в нем заело, он не выдал жвачку и мама, на глазах у сына со всей силы начинает пинать этот автомат. И самое страшное - это смех мальчика. Ребёнок в полном восторге от поступка мамы. Он ею гордится. Скажу сейчас банальные вещи: объяснить, что так нельзя, будет очень трудно.

Одним из наиболее доступных способов воспитания поведения, являются традиции. В каждой семье они могут быть совершенно разными, но решающими одну важную задачу – сплотить и укрепить.

Формы семейных традиций могут быть совершенно разными:

  • Совместные чаепития с тортом, сладостями, вкусной домашней выпечкой. Полезно один или несколько раз в месяц собираться за одним столом всем большим кругом близких. В уютной обстановке можно приятно обсудить повседневные дела, интересные новости, сообщить о достижениях членов семьи. Эта традиция  способствует развитию таких ценностей, как уважение к старшим, любви и доброты.
  • Совместный вечерний досуг – настольные игры, такие как домино, лото или мафия, партия в шашки.
  • Здоровый образ жизни тоже может стать традицией. Каждые выходные, в зависимости от времени года, можно выезжать в парк покататься на велосипедах, роликах, коньках, санках. Детям это приносит огромное удовольствие и массу впечатлений. Совместные путешествия. Это не обязательно должна быть поездка на море. Многим нравится выезжать в лес, к реке, с палатками, котелками, спать в спальных мешках, ловить рыбу, готовить уху на костре, петь вечером песни под гитару. Для детей это необыкновенное приключение, а родителям такой отдых позволит отвлечься от повседневных будней, освежить свои чувства и просто насладиться природой [2, с.58].

Но эти перечисленные традиции все связаны с отдыхом. Для того, чтобы ребёнок с ОВЗ социализировался, нужно чтобы родители вовлекали  ребёнка в совместную трудовую деятельность.  Вот как описывает одна наша родительница генеральную уборку в доме. Этот день становится особенным уже с раннего утра. Вся семья собирается вместе, сплоченная общим делом. Каждый  знает свою роль и ответственность в этом общем деле. С малых лет нас учили не только чистоте и порядку, но и ценить и поддерживать семейные традиции.

Все больший интерес вызывает изучение прошлого, истории предков – как они выглядели, жили, кем были, чем занимались, откуда вообще пошел род, кто его основатель. Можно сказать, что это становится модным. Но проведя опрос учащихся начальных классов, мы выяснили, что дети не знают ни семейных традиций, ни ближайших родственников, не знают кем работают родители. Родители также обеспокоены сложившейся ситуацией. Поэтому началась наша кропотливая работа по составлению родового древа каждой семьи. Мы начали выстраивать родословное древо непосредственно с ближайших родственников. С того поколения, с которым ребёнок непосредственно соприкоснулся. Собираем сведения о маме, папе, брате, сестре, дяди, тёти и так далее. Ребёнок должен понять: кто родственники со стороны мамы, кто родственники со стороны папы, какое значение несут фамилии со стороны мамы, со стороны папы. Эти знания мы закрепляем на уровне 1-2 класса, так как наши дети имеют кратковременную память, внимание. Но их эта работа заинтересовала, так как это зона ближайшего окружения, они непосредственно встречаются с этими родственниками. И когда мы дальше продолжили работу над родословным древом, то пришли к тому, что родители активно включились в нашу работу. Наши дети повзрослели и к третьему классу мы начинаем выстраивать верхушку нашего древа: дедушки, бабушки, прадеды. К 4 классу у нас создался костяк из родителей, конечно-же не все родители увлеклись этим проектом, но основная масса увлеклась. И у нас получился как бы клуб по интересам, который мы назвали «Родословная моей семьи», где родители делились своими открытиями. К примеру, нашли программу, которая помогает зафиксировать данные о родственниках и выстроить родословное древо. К окончанию 4 класса у нас выстраивалось родословное дерево и ребёнок с полной осознанностью и уверенностью мог показать каждого родственника, его имя, фамилию, где он проживает или проживал. Так выстраивалась наша работа и в силу этой работы родителям и детям приходилось всё больше объединяться. Мы создали отдельный чат, куда родители сбрасывали фотографии с семейных мероприятий, где во главе было старшее поколение: бабушки и дедушки. Дети рассказывали в классе об этих мероприятиях и мы делали упор на уважительное отношение к старшим.

Люди поняли значимость своей личной истории,  стали больше интересоваться прошлым своего рода, происхождением и этимологией своей фамилии. Во многих домах и квартирах можно увидеть большие фотопортреты своих родственников. Возродился интерес к забытому обычаю – составлению альбома.

Члены семьи выбирают фотографии, которые изображают самые значимые для них события и эмоции – свадьба, рождение детей, их первые шаги и достижения, празднования важных дат. Желательно привлекать к созданию альбома детей – придумывать интересные подписи и комментарии к каждой фотографии, выбирать понравившееся фото.

Создание семьи и воспитание ценностей – тяжелая задача. Она требует большой самоотдачи и кропотливого многолетнего труда. Именно в браке закладываются такие качества, как верность своим идеалам, друзьям и родственникам, преданность своему отечеству, любовь и вера, доброта и щедрость, ответственность и взаимопомощь, уважительное отношение не только к старшим, но и ко всем окружающим. Простые правила и моральные устои, формируясь в пределах родного дома, переносятся затем и в общество. Они проявляются в поведении человека в садике, школе, институте, на работе и в общественном месте. Родовые ценности формируют культуру человека, делают общество более гуманным.

Библиографический список

  1. Прохорова, О.Г. Семьеведение: словарь-справочник: учебное пособие для студентов вузов/ Авт.-сост.: О.Г. Прохорова, В.А. Румянцев. – М.: АНО «СПО «СОТИС», 2016. – 292 с.
  2. Патрушева, И.Н. Роль семьи в формировании духовно – нравственной личности /И.Н. Патрушева //Теория и практика образования в современном мире: материалы IV международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). – СПб, 2014. – 192с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Роль семьи в воспитании детей"

Каким вы хотите видеть своего ребёнка через несколько лет, какую роль сыграет семья в его становлении....

Презентация к родительскому собранию на тему: "Роль семьи в воспитании детей"

Данная презентация может быть использована на родительском собрании....

Родительское собрание на тему «Традиции воспитания»

Родительское собрание на тему «Традиции воспитания»...

Родительское собрание на тему "Роль книги в воспитании ребёнка"

Родительское собрание на тему "Роль книги в воспитании ребёнка"...

Родительское собрание – диспут Тема: «Роль семьи в воспитании духовно – нравственной личности ребёнка».

Методическая разработка родительского  собрания- диспута на тему "Роль семьи в воспитании духовно - нравственной личности "...

Открытое родительское собрание "Безразличие как негативный фактор в воспитании ребёнка"

Последствия безразличия родителей к детям или попустительства 1.     У детей отсутствует дисциплина, поэтому ему трудно будет влиться в социум и жить по жизненным правилам.2....