Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир профессий» 3 класс
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности на 2025-2026гг
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Мир профессий»
по общеинтеллектуальному направлению
для 3 класса
Срок реализации: 1 год
на 2025-2026 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу профориентационного направления «Мир профессий» составлена на основе с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовнонравственного воспитания и развития, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования, Данный курс является первой ступенькой в профориентационной работе.
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир профессий» обеспечивает знакомство с разнообразием профессий уже на начальной ступени обучения, а также в силу возрастных возможностей младших школьников обеспечивает условия - исследовать способности обучающихся применительно к рассматриваемой профессии.
Направление программы внеурочной деятельности: профориентационное.
Программа внеурочной деятельности «Мир профессий» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающимися вопросами профессионального просветительства, профориентационной работой, социальной адаптацией детей в возрасте от 7 до 11 лет.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 часа в год, 2-4 классы – 34 часа в год.
Цель программы ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием; развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Особенностью данной программы является:
- ознакомление младших школьников с профессиями взрослых, в том числе родителей,
- обеспечение пропедевтики профориентационной подготовки.
В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности обучающихся.
Актуальность Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный. Данной программой определяется, что обучающиеся понимают роль и место психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и успешного достижения поставленных целей. Успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности, показателем психического развития, способностью к самоанализу, уровнем мотивации.
I.Содержание программы
Человек – природа (9 час)
Особенности и назначение профессий. Специалист по охране леса. Профессии сельского хозяйства. Знакомство с профессиями ветеринар и зоотехник. Профессия Мастер сельско - хозяйственного производства. Фермер. Знакомство с профессиями ветеринар, зоотехник. Профессия геодезист. «Красная книга» Проблемы экологии.
Человек – человек (9час)
Наше питание. Формирование здорового образа жизни. Введение понятия династия. Имеет ли значение пол человека для выбора и обретения профессии? Профессии милиционер, летчик. Профессия учитель, воспитатель детского сада, логопед. Профессия врач, медицинская сестра. Введение понятий реанимация, вакцинация и т.п. Первая помощь пострадавшим (практическое занятие). Профессия модельер. Практическое занятие по моделированию.
Человек - техника (8 час)
Предприятия нашего города. Профессии отважных: охранник, полицейский, пожарный, военный. Введение понятия экстремальная ситуация. Древнейшая профессия каменщик – профессия мужественного мужчины. Знакомство с профессией каскадер. Знакомство с профессией геолог.
Человек – художественный образ (7час)
Профессия – путешественник. Знакомство с профессией археолог. Введение понятий раскопки, экспедиция. Знакомство с профессией экскурсовод. Знакомство с профессией цветовод. Ландшафтный дизайнер. Знакомство с профессиями фоторепортер, корреспондент. Описание профессии иллюстратора. Виды деятельности: иллюстрирование печатных изданий, книг, сборников; разработка дизайна книги, брошюры. Современные иллюстраторы. Эволюция профессий – как меняются условия труда и трудовые обязанности в век прогресса. Как рождаются новые профессии.
II. Планируемые результаты
Личностные результаты
В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:
- когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;
- мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
- поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану;
- умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные УУД:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- предлагать помощь и сотрудничество;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные УУД:
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков)
Предметные результаты:
- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия;
- преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми;
- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
- ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
- проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
- адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях;
- владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач: - выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка; - проведение полного перебора объектов; - определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений.
III Тематическое планирование курса
3 класс
№п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Представление о труде взрослых | 7ч. |
2 | Кем работают мои родные? | 9ч |
3 | Эволюция профессий | 7ч |
4 | Сложности выбора профессии | 11ч |
Итого | 34 |
Календарно – тематическое планирование
3 класс
№ п/п | Тема занятия | Характеристика деятельности обучающихся | Дата изучения | ||
| |||||
1 | Представление о труде взрослых | Коллективная работа. | 1 неделя | Всероссийские открытые уроки -Проектория https://proektoria.online/ | |
2 | Представление о труде взрослых | Самостоятельная работа с текстом. | 2 неделя | ||
3 | Вот у Коли, например, мама – полицейский | Творческая работа. Конкурс рисунков. | 3 неделя | Атлас новых профессий | |
4 | «Мама – лётчик? Что ж такого?» | КТД (коллективно-творческое дело) . Беседа. Составление плана рассказа, презентации:
Риски профессии | 4 неделя |
Готовые уроки по профориентации | |
5 | Имеет ли значение пол человека для выбора и обретения профессии | Проблемно-познавательный урок. Просмотр презентации, беседа | 5 неделя | Электронный музей профессий -ПрофВыбор.ру | |
6 | Оформление странички портфолио «Профессия мамы и папы» | Проблемно-познавательный урок. Просмотр презентации, беседа | 6 неделя | http://profvibor.ru/ | |
7 | Странички портфолио «Профессия мамы и папы» | Деловая игра. Практикум. | 7 неделя | ||
Раздел 2. Кем работают мои родные? (9 ч.) | |||||
8 | Кем работают мои родные? | 8 неделя | Всероссийские открытые уроки -Проектория https://proektoria.online/ Атлас новых профессий | ||
9 | Кем работают ли бабушки и дедушки? | Урок-игра. Знакомство с содержанием профессий. | 9 неделя | ||
10 | Сочинение «Трудовая гордость моей семьи» | Творческая работа. Конкурс рисунков. | 10 неделя | ||
11 | Исследование трудовой истории моей семьи | Проблемно-познавательный урок. Просмотр презентации, беседа | 11 неделя |
| |
12 | Оформление страницы портфолио | Практикум. Творческая работа. | 12 неделя | Готовые уроки по профориентации | |
13 | Оформление страницы портфолио | Выставка. | 13 неделя | ||
14 | Семейные династии | Виртуальная экскурсия. Обсуждение. | 14 неделя | Электронный музей профессий - | |
15 | Оформление фото-картиночной странички портфолио по теме: «Семейные династии» | Практикум. Творческая работа. | 15 неделя | ПрофВыбор.ру http://profvibor.ru/ | |
16 | Странички портфолио по теме: «Семейные династии» | Выставка работ. Обсуждение. | 16 неделя | ||
Раздел 3. Эволюция профессий (7 ч.) | |||||
17 | Эволюция профессий – как меняются условия труда и трудовые обязанности в век прогресса | Проблемно-познавательный урок. Просмотр презентации, беседа | 17 неделя | Всероссийские открытые уроки -Проектория https://proektoria.online/ Атлас новых профессий | |
18 | Как рождаются новые профессии | Урок-игра. Знакомство с содержанием профессий. | 18 неделя | ||
19 | Как рождаются новые профессии | Творческая работа. Конкурс рисунков. | 19 неделя | ||
20 | Исчезают ли профессии? | Проблемно-познавательный урок. Просмотр презентации, беседа | 20 неделя | Готовые уроки по профориентации | |
21 | Как приобрести профессию? | Урок-игра. | 21 неделя | ||
22 | «Я бы в летчики пошел – пусть меня научат…» | Творческая работа. Конкурс рисунков. | 22 неделя | Электронный музей профессий - | |
23 | Обобщение по разделу | Деловая игра — выступления. | 23 неделя | ПрофВыбор.ру http://profvibor.ru/ | |
Раздел 4. Сложности выбора профессии (11 ч.) | |||||
24 | Сложности выбора профессии | Проблемно-познавательный урок. Просмотр презентации, беседа | 24 неделя | Всероссийские открытые уроки -Проектория | |
25 | Сложности выбора профессии | Урок-игра. Знакомство с содержанием профессий. | 25 неделя | Атлас новых профессий Готовые уроки по профориентации | |
26 | Книгу переворошив, намотай себе на ус - все работы хороши, выбирай на вкус! | Урок-игра. Знакомство с содержанием профессий. | 26 неделя | ||
27 | Книгу переворошив, намотай себе на ус - все работы хороши, выбирай на вкус! | Творческая работа. Конкурс рисунков. | 27 неделя | ||
28 | В.Маяковский «Кем быть?» | Творческая работа. Конкурс рисунков. | 28 неделя | ||
29 | В.Маяковский «Кем быть?» | Инсценирование. | 29 неделя | Электронный музей профессий - | |
30 | Сочинение-эссе «Какой профессией я смог(ла) бы овладеть?» | Беседа. Тестирование. | 30 неделя | ПрофВыбор.ру http://profvibor.ru/ | |
31 | Сочинение-эссе «Какой профессией я смог(ла) бы овладеть?» | Творческая мастерская. | 31 неделя | ||
32 | Подготовка презентации «Все профессии важны – все профессии нужны! | Викторина с элементами творчества | 32 неделя | ||
33 34 | Подготовка презентации «Все профессии важны – все профессии нужны! Защита творческих проектов | Викторина. Игра-состязание. Защита творческих проектов. Проект | 33 неделя 34 неделя | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир профессий" 2 класс
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст м...
рабочая программа по внеурочной деятельности МИР ПРОФЕССИЙ 4кл
рабочая программа по внеурочной деятельности МИР ПРОФЕССИЙ 4кл с указанием всех формируемых УУД...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мир профессий"
Рабочая программа "Мир профессий"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир профессий"
Внеурочная деятельность "Мир профессий" образовалась для формирования представлений о различных профессиях и знакомства мира с трудом. Программа разработана с целью развития общих научных на...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1-4 класс "Тропинка в профессию"
Прогамма разработана на 4 учебных года....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука профессий"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука профессий" для 1-4 классов...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир профессий" 4 класс.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты:овладение начальными сведениями об особенностях различны...
