Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир профессий» 3 класс
рабочая программа (3 класс)

Ковалева Наталья Юрьевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности на 2025-2026гг

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл РП Мир профессий 3кл37.1 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Мир профессий»

по общеинтеллектуальному направлению

для 3 класса

Срок реализации: 1 год

на 2025-2026 учебный год

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу профориентационного направления «Мир профессий» составлена на основе с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовнонравственного воспитания и развития, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования, Данный курс является первой ступенькой в профориентационной работе.

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир профессий» обеспечивает знакомство с разнообразием профессий уже на начальной ступени обучения, а также в силу возрастных возможностей младших школьников обеспечивает условия - исследовать способности обучающихся применительно к рассматриваемой профессии.

Направление программы внеурочной деятельности: профориентационное.

Программа внеурочной деятельности «Мир профессий» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающимися вопросами профессионального просветительства, профориентационной работой, социальной адаптацией   детей в возрасте от 7 до 11 лет.

Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 часа в год, 2-4 классы – 34 часа в год.

Цель программы ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием; развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.

Особенностью данной программы является:

- ознакомление младших школьников с профессиями взрослых, в том числе родителей,

- обеспечение пропедевтики профориентационной подготовки.

В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности обучающихся.

Актуальность Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный. Данной программой определяется, что обучающиеся понимают роль и место психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и успешного достижения поставленных целей. Успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности, показателем психического развития, способностью к самоанализу, уровнем мотивации.  

I.Содержание программы

Человек – природа (9 час)

Особенности и назначение профессий. Специалист по охране леса. Профессии сельского хозяйства.  Знакомство с профессиями ветеринар и зоотехник.  Профессия  Мастер сельско -  хозяйственного производства.   Фермер. Знакомство с профессиями ветеринар, зоотехник. Профессия геодезист.  «Красная книга» Проблемы экологии.

Человек – человек  (9час)

Наше питание. Формирование здорового образа жизни. Введение понятия династия. Имеет ли значение пол человека для выбора и обретения профессии? Профессии милиционер, летчик. Профессия учитель, воспитатель детского сада, логопед.  Профессия врач, медицинская сестра. Введение понятий реанимация, вакцинация и т.п. Первая помощь пострадавшим (практическое занятие). Профессия модельер. Практическое занятие по моделированию.

Человек - техника (8 час)

Предприятия нашего города. Профессии отважных: охранник, полицейский, пожарный, военный.  Введение понятия экстремальная ситуация. Древнейшая профессия каменщик – профессия мужественного мужчины. Знакомство с профессией каскадер. Знакомство с профессией геолог.

Человек – художественный образ (7час)

Профессия – путешественник. Знакомство с профессией археолог.  Введение понятий раскопки, экспедиция. Знакомство с профессией экскурсовод. Знакомство с профессией цветовод. Ландшафтный дизайнер. Знакомство с профессиями фоторепортер, корреспондент. Описание профессии  иллюстратора. Виды деятельности: иллюстрирование печатных изданий, книг, сборников; разработка дизайна книги, брошюры. Современные иллюстраторы. Эволюция профессий – как меняются условия труда и трудовые обязанности в век прогресса. Как рождаются новые профессии. 

II. Планируемые результаты

Личностные результаты

В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:

-   когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;

- мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;

- поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.

Метапредметные  результаты

Регулятивные УУД:

-    умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану;

- умение  совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

   Коммуникативные УУД:

-  умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

-  слушать и понимать речь других;

-  совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

-  учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

-  предлагать помощь и сотрудничество;

-  координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

-   преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков)

Предметные результаты:

- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия;

 - преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;

 - стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми;

 - оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;

 - ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;

 - проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

 - адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях;

- владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач: - выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка; - проведение полного перебора объектов; - определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений.

III Тематическое планирование курса

3 класс

№п/п

Тема

Кол-во часов

1

Представление о труде взрослых

7ч.

2

Кем работают мои родные?

3

Эволюция профессий

4

Сложности выбора профессии

11ч

Итого

34

Календарно – тематическое планирование

3 класс

№ п/п

Тема занятия

Характеристика деятельности обучающихся

Дата изучения

Раздел 1. Представление о труде взрослых (7 ч.)

1

Представление о труде взрослых

Коллективная работа.

1 неделя

Всероссийские открытые уроки -Проектория https://proektoria.online/

2

Представление о труде взрослых

Самостоятельная работа с текстом.

2 неделя

3

Вот у Коли, например, мама – полицейский

Творческая работа. Конкурс рисунков.

3 неделя

Атлас новых профессий

4

«Мама – лётчик? Что ж такого?»

КТД (коллективно-творческое дело) . Беседа. Составление плана рассказа, презентации:

  • История профессии
  • Краткая характеристика профессии
  • Профессионально-важные качества

Риски профессии

4 неделя

 

https://new.atlas100.ru/

Готовые уроки по профориентации

https://moeobrazovanie.ru/

5

Имеет ли значение пол человека для выбора и обретения профессии

Проблемно-познавательный урок.

Просмотр презентации, беседа

5 неделя

Электронный музей профессий -ПрофВыбор.ру

6

Оформление странички портфолио «Профессия мамы и папы»

Проблемно-познавательный урок.

Просмотр презентации, беседа

6 неделя

http://profvibor.ru/

7

Странички портфолио «Профессия мамы и папы»

Деловая игра. Практикум.

7 неделя

Раздел 2. Кем работают мои родные? (9 ч.)

8

Кем работают мои родные?

8 неделя

Всероссийские открытые уроки -Проектория https://proektoria.online/

Атлас новых профессий

9

Кем работают ли бабушки и дедушки?

Урок-игра. Знакомство с содержанием профессий.

9 неделя

10

Сочинение «Трудовая гордость моей семьи»

Творческая работа. Конкурс рисунков.

10 неделя

11

Исследование трудовой истории моей семьи

Проблемно-познавательный урок.

Просмотр презентации, беседа

11 неделя

 

https://new.atlas100.ru/

12

Оформление страницы портфолио

Практикум. Творческая работа.

12 неделя

Готовые уроки по профориентации

13

Оформление страницы портфолио

Выставка.

13 неделя

https://moeobrazovanie.ru/

14

Семейные династии

Виртуальная экскурсия. Обсуждение.

14 неделя

Электронный музей профессий -

15

Оформление фото-картиночной странички портфолио по теме: «Семейные династии»

Практикум. Творческая работа.

15 неделя

ПрофВыбор.ру http://profvibor.ru/

16

Странички портфолио по теме: «Семейные династии»

Выставка работ. Обсуждение.

16 неделя

Раздел 3. Эволюция профессий (7 ч.)

17

Эволюция профессий – как меняются условия труда и трудовые обязанности в век прогресса

Проблемно-познавательный урок.

Просмотр презентации, беседа

17 неделя

Всероссийские открытые уроки -Проектория https://proektoria.online/

Атлас новых профессий

https://new.atlas100.ru/

18

Как рождаются новые профессии

Урок-игра. Знакомство с содержанием профессий.

18 неделя

19

Как рождаются новые профессии

Творческая работа. Конкурс рисунков.

19 неделя

20

Исчезают ли профессии?

Проблемно-познавательный урок.

Просмотр презентации, беседа

20 неделя

Готовые уроки по профориентации

https://moeobrazovanie.ru/

21

Как приобрести профессию?

Урок-игра.

21 неделя

22

«Я бы в летчики пошел – пусть меня научат…»

Творческая работа. Конкурс рисунков.

22 неделя

Электронный музей профессий -

23

Обобщение по разделу

Деловая игра — выступления.

23 неделя

ПрофВыбор.ру http://profvibor.ru/

Раздел 4. Сложности выбора профессии (11 ч.)

24

Сложности выбора профессии

Проблемно-познавательный урок.

Просмотр презентации, беседа

24 неделя

Всероссийские открытые уроки -Проектория

25

Сложности выбора профессии

Урок-игра. Знакомство с содержанием профессий. 

25 неделя

https://proektoria.online/

Атлас новых профессий

https://new.atlas100.ru/

Готовые уроки по профориентации

https://moeobrazovanie.ru/

26

Книгу переворошив, намотай себе на ус - все работы хороши, выбирай на вкус!

Урок-игра. Знакомство с содержанием профессий.

26 неделя

27

Книгу переворошив, намотай себе на ус - все работы хороши, выбирай на вкус!

Творческая работа. Конкурс рисунков.

27 неделя

28

В.Маяковский «Кем быть?»

Творческая работа. Конкурс рисунков.

28 неделя

29

В.Маяковский «Кем быть?»

Инсценирование.

29 неделя

Электронный музей профессий -

30

Сочинение-эссе «Какой профессией я смог(ла) бы овладеть?»

Беседа. Тестирование.

30 неделя

ПрофВыбор.ру

http://profvibor.ru/

31

Сочинение-эссе «Какой профессией я смог(ла) бы овладеть?»

Творческая мастерская.

31 неделя

32

Подготовка презентации «Все профессии важны – все профессии нужны!

Викторина с элементами творчества

32 неделя

33

34

Подготовка презентации «Все профессии важны – все профессии нужны!

Защита творческих проектов

Викторина. Игра-состязание. Защита творческих проектов.

Проект

33 неделя

34 неделя

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир профессий" 2 класс

Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст м...

рабочая программа по внеурочной деятельности МИР ПРОФЕССИЙ 4кл

рабочая программа по внеурочной деятельности МИР ПРОФЕССИЙ 4кл с указанием всех формируемых УУД...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир профессий"

Внеурочная деятельность "Мир профессий" образовалась для формирования представлений о различных профессиях и знакомства мира с трудом. Программа разработана с целью развития общих научных на...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука профессий"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука профессий" для 1-4 классов...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир профессий" 4 класс.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты:овладение   начальными    сведениями    об   особенностях   различны...