Картотека игр, направленных на развитие навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта младшего школьного возраста.( 1 часть)
картотека
Представлен сборник игр ,который можно использовать в своей работе по формированию навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта младшего школьного возраста. (1 часть)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Сборник сюжетно - дидактических игр, направленных на развитие навыков самообслуживания у детей с ОВЗ младшего школьного возраста.
Игра «Сделаем лодочки»
Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук (закатывать рукава одежды, намыливать руки, смыть мыло под струей воды, вытереть полотенцем), подражать действиям взрослого.
Содержание: взрослый обращает внимание ребенка на то,что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий: засучить рукава (взрослый произносит потешку: «Кто рукавчик не засучит,тот водички не получит!»); открыть кран; сложить ладони рук «лодочкой»; подставить руки под струю воды, вымыть их; закрыть кран; вытереть руки полотенцем.
Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает его внимание на положение рук.
Игра « Почистим зубки»
Цель: Учить ребенка чистить зубы.
Оборудование: Две зубные щетки, стакан с водой , зеркало.
Воспитатель предлагает ребенка посмотреть в зеркало, улыбнуться, обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, их надо чистить. Предлагает почистить зубы: достает две щетки, одну дает ребенку, а другой показывает как, в каком направлении проводить по зубам щеткой, при этом произносит потешку:
Чистим зубы дважды в сутки,
Чистим долго: три минутки,
Щеткой чистой, не лохматой,
Пастой вкусной, ароматной.
Чистим щеткой вверх- и вниз,
Ну микробы, берегись!
Игра «Правила гигиены»
Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание), формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.
Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.
Читают потешку:
Что такое чистым быть?
Руки чаще с мылом мыть,
Грязь убрать из -под ногтей,
Да подстричь их поскорей.
Умываться по утрам
И еще по вечерам.
Чисто вымою я уши-
Будут уши лучше слушать.
Отчего блестят глаза?
С мылом умывался я!
Мне еще нужна сноровка,
Чтобы зубы чистить ловко.
Дружат волосы с расческой,
Хороша моя прическа!
Ай, лады, ай. лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Всем мы улыбаемся!
Игра « Научим куклу Дашу мыть руки»
Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности.
Оборудование: различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.
Играют 2 человека. Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые «помогут» вымыть кукле руки. А затем моют ей руки.
Проговаривают вместе с детьми потешку:
Раз, два, три, четыре, пять,
Надо ручки отмывать:
Моем нашей крошке,
Пальчики, ладошки,
Вытрем их пушистым,
Полотенцем чистым.
Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет кукле руки.
Упражнение «Мыльные перчатки»
Цель: учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей.
Оборудование: ванная комната, детское мыло, полотенце.
Ход игры: Педагог: «Мы подойдем к раковине, откроем кран и пустим теплую воду, а сейчас мы возьмем мыло и сделаем себе красивые "белые перчатки". Педагог поэтапно объясняет процесс намыливания рук. Дети намыливают руки без воды до образования белой пены, затем дети кладут мыло в мыльницу и распределяют мыло по рукам круговыми движениями. Педагог обращает внимание детей на то, что у них получились модные "белые перчатки". В работе целесообразно использовать различные стихи и потешки. Например, «Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки, Чистые ладошки, вот вам хлеб да ложки! В кране булькает вода. Очень даже здорово! Умывается сама (имя ребенка)» игровая ситуация
Игра «Фонтанчики»
Цель: учить ребенка полоскать рот.
Оборудование: стакан.
Ход игры:
Взрослый подводит ребенка к зеркалу в комнате и предлагает пускать фонтанчики, произнося потешку: Наберем водичку в рот ,пусть фонтанчик оживет! Взрослый набирает в рот воду и показывает , как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.
Игра «Кукла заболела»
Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.
Оборудование: кукла, носовые платки.
Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: «Вот кукла Маша заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок . Поможем Маше очистить носик!» Взрослый приговаривает:
Маша заболела, трудно ей дышать,
Мы платочком будем носик вытирать!
Взрослый показывает детям, как правильно пользоваться носовым платком, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.
Игра « Носики - курносики»
Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.
Оборудование: индивидуальные носовые платочки.
Ход игры: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:
Носовой платок в кармашке( достает платок),
Будем нос им вытирать( показывает действие с платком),
Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять(убирает платок в карман).
Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.
Игра «Оденемся на прогулку»
Цель: учить ребенка одеваться, правильно соотносить предмет одежды с частью тела, застегивать одежду с помощью застежки- липучки.
Оборудование: одежда ребенка.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку одеваться на прогулку: ракладывает перед ним вещи, и объясняет, что каждый предмет одежды надо надевать на определенную часть тела. Ребенок одевается , если он испытывает затруднения , взрослый помогает ему, обращает внимание на способ застегивания- липучку.
Игра занятие «Вымой посуду»
Цель: формировать у ребенка самостоятельные действия: учить мыть
посуду.
Оборудование: посуда (тарелки), губка, два тазика.
Ход занятия: взрослый показывает тазик с грязной посудой и привлекает
внимание ребенка к мытью посуды: демонстрирует, как правильно держать
тарелку, смачивать ее водой, протирать мокрой губкой, ополаскивать в другом тазике с чистой водой, после чего, выкладывая тарелки на чистый поднос, ребенку предлагается вымыть свою тарелку.
Игра занятие: «Подготовь постель ко сну»
Цель: формировать у детей самостоятельные действия: учить ребенка
расстилать свою постель.
Оборудование: кровать, подушка, простыня, одеяло, покрывало.
Ход занятия: перед дневным сном взрослый предлагает детям расстелить
свои постели, показывает и комментирует последовательность действий:
«Сначала снимаем и складываем покрывало, затем отворачиваем одеяло и
поправляем подушку». После этого взрослый предлагает детям расстелить свои постели, при необходимости помогает им.
Игра «Найди пару»
Цель: учить ребенка выделять парную обувь, подбирать нужную пару
обуви.
Оборудование: обувь – сапоги, ботинки, кукла.
Ход игры: взрослый вводит ребенка в игровую ситуацию: «Маша–
растеряша разбросала свою обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один ботинок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где найти!» и т.д. Ребенку предлагается помочь Маше найти нужную пару обуви. Взрослый показывает один ботинок, предлагает найти его пару и т.д. Далее взрослый предлагает ребенку примерить Маше найденную обувь.
Игра «Оденем кукол»
Цель: познакомить детей с разными видами застежек и способами
застегивания.
Оборудование: куклы, одежда на застежках (молния, пуговицы, липучки,
кнопки, крючки), коляски.
Ход игры: взрослый предлагает детям одеть кукол и покатать их в колясках, говорит: «Смотри, какая у кукол красивая одежда!», вместе с детьми рассматривает каждый предмет, обращает их внимание на застежки и
демонстрирует способы застегивания. Детям предлагается самостоятельно
одеть кукол, после чего покатать в коляске.
Игра « Угостим куклу Дашу чаем»
Цель: Закрепить знания детей о столовой посуде. Учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).
Оборудование: кукла, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник).
Предлагает напоить куклу Дашу чаем, для этого отобрать необходимую посуду. Поочередно названный воспитателем ребенок выбирает нужную посуду, и красиво расставляет на столе.
Если действие выполнено правильно, дети хлопают в ладоши, неправильно грозят пальчиками.
В конце игры воспитатель просит детей пожелать Даше хорошего аппетита, а одному из детей после обеда куклы убрать все со стола.
Произносит потешку:
Блюдца, чашки мы расставим,
Будем мы гостей встречать,
Куклу чаем угощать!
Игра « Кукла Даша хочет спать»…
Цель: Познакомить с новой игровой цепочкой действий (положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить куклу, накрыть ее одеялом); научить ласково обращаться с куклой. Способствовать формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим.
Оборудование: Кукла, кукольная кроватка с постельными принадлежностями, пижама для куклы, зубная щетка, полотенце, иллюстрации к потешкам используемым на занятии, парные картинки «День — ночь»,
Предлагает уложить куклу спать в кровать. Обсуждают предметы постельного белья. Спрашивает что нужно делать перед тем как лечь спать?
Предлагает помочь кукле почистить зубы, умыться, раздеться и надеть пижаму. Поют вместе колыбельную для куклы.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Прийдет серенький волчок
И ухватит за бочок.
И потащит во лесок
Под осиновый кусток.
Ты к нам, волчек, не ходи,
Нашу Дашу не буди.
Игра « Научим куклу Дашу одеваться»
Цель: Развивать умения переносить знакомые действия с куклой в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью; выполнять в игре два-три последовательных действия.
Оборудование: Кукла, два-три комплекта верхней одежды для кукол (шапка, колготки, обувь, пальто, шарфик).
В игре участвуют два человека. Предлагает одеть Дашу на прогулку. Обращает внимание детей на одежду для куклы. Предлагает одеть куклу в той последовательности в которой одеваются сами, побуждает комментировать свои действия.
Читает потешки:
Мы на пухлые ручонки
Надеваем рубашонку.
Повторяй за мной слова:
Рука- раз, ручка- два!
На мою малышку
Наденем мы штанишки.
Повторяй за мной слова:
Ножка- раз, ножка – два!
Застегнем застежки,
На твоей одежке:
Пуговки и кнопочки,
разные заклёпочки.
Обуваем ножки,
Бегать по дорожке.
Повторяй за мной слова:
Ножка- раз, ножка- два!
Хоть устали одеваться,
Но не будем возмущаться!
Что осталось- голова?
Вот и шапочка- раз, два!
Игра « Любим мы порядок»
Цель: Воспитывать интерес к самостоятельным действиям: учить подметать пол.
Оборудование: Веник, совок, мешок для мусора.
Воспитатель говорит, что скоро придет в гости к ребятам кукла Даша, а в группе не убрано. Предлагает подмести пол. Показывает как пользоваться веником и совком. Читает потешку:
Ну, теперь за дело дружно,
Подметать полы нам нужно.
Мусор соберем в мешок,
И гулять пойдем дружок!
Дает возможность детям действовать самостоятельно. После уборки обыгрывается ситуация « Приход куклы»: Даша обращает внимание на порядок в группе, спрашивает кто подметал пол.
Игра «Что сначала, что потом»
Цели: учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета, пользуясь вспомогательным средством; учить составлять небольшие рассказы.
Ход игры: детям предлагают несколько картинок, связанных одним сюжетом, разложить в порядке произошедших событий и составить по ним рассказ. Например, мальчик лежит в постели, делает зарядку, умывается, вытирается полотенцем; девочка моет руки, обедает, играет с куклой.
Игра «Оденем куклу на прогулку»
Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье.
Материал: бумажная кукла с различной одеждой
Ход игры: воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации).
Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.
Игра «Что хочет делать Маша?»
Цель: Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.
-Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло. Подставляет кукле называемые ею предметы.
-Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша?
-Маша просит веник , совок. Что будет Маша делать?
В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы.
Игра «Убери со стола»
Цель: формировать самостоятельные действия: убирать посуду со стола, сметать крошки.
Оборудование: посуда, щетка, совочек.
Ход игры: взрослый показывает, как убирать посуду со стола на поднос, предлагает детям действовать по показу. При этом взрослый комментирует действия: "Мы кладем на поднос тарелку, чашку, ложку и т. д. " Затем показывает, как сметать крошки со стола, комментирует свои действия: "Крошки со стола сметем и совочком уберем!" Ребенку дается возможность действовать самостоятельно.
Проблемная ситуация «Почему игрушки убежали от Коли».
Цель: воспитывать привычку убирать за собой игрушки, воспитывать бережное отношение к ним.
Содержание игры заключается в том, что мальчик Коля любил играть в игрушки, но ленился их убирать. Однажды машина, мяч, мишка, кубики убежали от мальчика.
Ему стало скучно, и он заплакал: «Почему и игрушки не берег, не убирал на место? Вот если бы они ко мне вернулись, я стал бы их всегда убирать». Игрушки услышали ли слова и вернулись к Коле. Он обрадовался мишке, кубикам, мячу, машине, все сложил аккуратно.
Игровая ситуация «Купаем кукол»
Цель: организовать практическую трудовую деятельность детей посредством ухода за куклами.
Оборудование: 2 таза, мыльница, мыло, губки, полотенце.
Ход игры: воспитатель обращает внимание детей на грязную куклу. Просит помочь ее вымыть.
Трудовые поручения: Расставлять игрушки, книжки. Раскладывать на столах материал к занятиям.
Цель: закреплять умение соблюдать порядок в групповой
комнате, самостоятельно поддерживать порядок, расставлять книжки. Учить раскладывать на столах материал к занятиям.
Обучающая ситуация «Поможем протереть стульчики».
Цель: продолжать развивать трудовые умения и навыки, воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Ход: Стук в дверь, приходит Мойдодыр. Приветствует детей: «Здравствуйте, ребята!» Он входит, обращает внимание на стульчики: «Ой, ребята, какие у вас грязные стульчики, парты давайте поможем их помыть. Ну что, ребята, поможем? Посмотрите, как я буду это делать». Процесс труда. После окончания выполненной работы напоминаю детям, чтобы они сложили аккуратно тряпочки в одно место: - «А сейчас снимайте фартуки и вымойте руки».
Упражнение «Мы заправим наши майки»
Цель: Учить детей заправлять майки и футболки; воспитывать желание следить за своим внешним видом.
Упражнение «Все мы делаем по порядку»
Цель: учить детей снимать и надевать одежду в определенном порядке. Игровая ситуация
Игра « Делаем прическу»
Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.
Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.
Ход игры: Взрослый демонстрирует куклу и обращает внимание на ее длинные, красивые, ровные волосы. Красивая кукла? Давай и тебе сделаем красивую прическу!» Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит его попробовать это сделать самому: дает расческу ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает внимание на то, что он стал таким же красивым ,как кукла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий сюжетно-ролевой игры по ПДД "Упрямый лягушонок" для детей старшего-дошкольного и младшего школьного возраста по одноименному произведению С.Михалкова.
Данная разработка предназначена для детей старшего дошколного и младшего школьного возраста и направлена на изучение детьми правил дорожного движения.Сценарий написан с учётом возрастных и психологиче...

«Методические рекомендации адаптивного типа по применению подвижных сюжетных игр на уроках физической культуры в младшем школьном возрасте» (утверждена районным экспертным советом по инновационной деятельности от 17 марта 2010 года).
Методические рекомендации имеют физкультурно-спортивную направленность и рассчитаны на обучение детей младшего школьного возраста.Несомненным достоинством методических рекомендаций является разнообраз...

РЕФЕРАТ Сюжетно-ролевая игра как средство коррекции коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста
Большую роль в процессе становления личности занимает работа по развитию у учащихся коммуникативных умений и навыков. Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; то...

Основные направления работы психолого-педагогической службы с детьми младшего школьного возраста.
Презентация для студентов психологов-педагогов, для школьных психологов, педагогов....
Значение дидактической игры в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
На современном этапе развития образования проблема адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. В связи с данной проблемой количество детей,...

Сборник сюжетно – ролевых игр, направленных на развитие общения детей младшего школьного возраста
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16512715","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"356","width":"480"}}]]...

Сборник дидактических игр для работы с детьми с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста
В документе представлены дидактические игры для работы с детьми с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста...
