Картотека игр, направленных на развитие навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта младшего школьного возраста.( 1 часть)
картотека

Ермилова Марина Сергеевна

Представлен сборник игр ,который можно использовать в своей работе по формированию навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта младшего школьного возраста. (1 часть)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_3.docx28.77 КБ

Предварительный просмотр:

 Сборник сюжетно - дидактических игр, направленных на развитие  навыков самообслуживания у  детей с ОВЗ младшего школьного возраста.

Игра «Сделаем лодочки»

Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук (закатывать рукава одежды, намыливать руки, смыть мыло под струей воды, вытереть полотенцем), подражать действиям взрослого.

Содержание: взрослый обращает внимание ребенка на то,что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий: засучить рукава (взрослый произносит потешку: «Кто рукавчик не засучит,тот водички не получит!»); открыть кран; сложить ладони рук «лодочкой»; подставить руки под струю воды, вымыть их; закрыть кран; вытереть руки полотенцем.

Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает его внимание на положение рук.

Игра « Почистим зубки»

Цель: Учить ребенка чистить зубы.

Оборудование: Две зубные щетки, стакан с водой , зеркало.

Воспитатель предлагает ребенка посмотреть в зеркало, улыбнуться, обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, их надо чистить.  Предлагает почистить зубы: достает две щетки, одну дает ребенку, а другой показывает как, в каком направлении проводить по зубам щеткой, при этом произносит потешку:

Чистим зубы дважды в сутки,

Чистим долго: три минутки,

Щеткой чистой, не лохматой,

Пастой вкусной, ароматной.

Чистим щеткой вверх-  и вниз,

Ну микробы, берегись!

Игра «Правила гигиены»

Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание), формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.

Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.

Читают потешку:

Что такое чистым быть?

Руки чаще с мылом мыть,

Грязь убрать из -под ногтей,

Да подстричь их поскорей.

Умываться по утрам

И еще  по вечерам.

Чисто вымою я уши-

Будут уши лучше слушать.

Отчего блестят глаза?

С мылом умывался я!

Мне еще нужна сноровка,

Чтобы зубы чистить ловко.

Дружат волосы с расческой,

Хороша моя прическа!

Ай, лады, ай. лады,

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся,

Всем мы улыбаемся!

Игра « Научим куклу Дашу мыть руки»

Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности.

Оборудование: различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.

Играют 2 человека.  Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые «помогут» вымыть кукле руки. А затем моют ей руки.  

Проговаривают вместе с детьми потешку:

Раз, два, три, четыре, пять,

Надо ручки отмывать:

Моем нашей крошке,

Пальчики, ладошки,

Вытрем их пушистым,

Полотенцем чистым.

Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет  кукле руки.

Упражнение «Мыльные перчатки»

Цель: учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей.

Оборудование: ванная комната, детское мыло, полотенце.

Ход игры: Педагог: «Мы подойдем к раковине, откроем кран и пустим теплую воду, а сейчас мы возьмем мыло и сделаем себе красивые "белые перчатки". Педагог поэтапно объясняет процесс намыливания рук. Дети намыливают руки без воды до образования белой пены, затем дети кладут мыло в мыльницу и распределяют мыло по рукам круговыми движениями. Педагог обращает внимание детей на то, что у них получились модные "белые перчатки". В работе целесообразно использовать различные стихи и потешки. Например, «Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки, Чистые ладошки, вот вам хлеб да ложки! В кране булькает вода. Очень даже здорово! Умывается сама (имя ребенка)» игровая ситуация

Игра «Фонтанчики»

Цель: учить ребенка полоскать рот.

Оборудование: стакан.

Ход игры:

Взрослый подводит ребенка к зеркалу в комнате и предлагает пускать фонтанчики, произнося потешку: Наберем водичку в рот ,пусть фонтанчик оживет! Взрослый набирает в рот воду и показывает , как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.

Игра «Кукла заболела»

Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.

Оборудование: кукла, носовые платки.

Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: «Вот кукла Маша заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок . Поможем Маше очистить носик!» Взрослый приговаривает:

Маша заболела, трудно ей дышать,

Мы платочком будем носик вытирать!

Взрослый показывает детям, как правильно пользоваться носовым платком, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.

Игра « Носики -  курносики»

Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.

Оборудование: индивидуальные носовые платочки.

Ход игры: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:

Носовой платок в кармашке( достает платок),

Будем нос им вытирать( показывает действие с платком),

Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять(убирает платок в карман).

Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.

Игра «Оденемся на прогулку»

Цель: учить ребенка одеваться, правильно соотносить предмет одежды с частью тела, застегивать одежду с помощью застежки- липучки.

Оборудование: одежда ребенка.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку одеваться на прогулку: ракладывает перед ним вещи, и объясняет, что каждый предмет одежды надо надевать на определенную часть тела. Ребенок одевается , если он испытывает затруднения , взрослый помогает ему, обращает внимание на способ застегивания- липучку.

Игра занятие «Вымой посуду»

Цель: формировать у ребенка самостоятельные действия: учить мыть

посуду.

Оборудование: посуда (тарелки), губка, два тазика.

Ход занятия: взрослый показывает тазик с грязной посудой и привлекает

внимание ребенка к мытью посуды: демонстрирует, как правильно держать

тарелку, смачивать ее водой, протирать мокрой губкой, ополаскивать в другом тазике с чистой водой, после чего, выкладывая тарелки на чистый поднос, ребенку предлагается вымыть свою тарелку.

Игра занятие: «Подготовь постель ко сну»

Цель: формировать у детей самостоятельные действия: учить ребенка

расстилать свою постель.

Оборудование: кровать, подушка, простыня, одеяло, покрывало.

Ход занятия: перед дневным сном взрослый предлагает детям расстелить

свои постели, показывает и комментирует последовательность действий:

«Сначала снимаем и складываем покрывало, затем отворачиваем одеяло и

поправляем подушку». После этого взрослый предлагает детям расстелить свои постели, при необходимости помогает им.

Игра «Найди пару»

Цель: учить ребенка выделять парную обувь, подбирать нужную пару

обуви.

Оборудование: обувь – сапоги, ботинки, кукла.

Ход игры: взрослый вводит ребенка в игровую ситуацию: «Маша–

растеряша разбросала свою обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один ботинок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где найти!» и т.д. Ребенку предлагается помочь Маше найти нужную пару обуви. Взрослый показывает один ботинок, предлагает найти его пару и т.д. Далее взрослый предлагает ребенку примерить Маше найденную обувь.

Игра «Оденем кукол»

Цель: познакомить детей с разными видами застежек и способами

застегивания.

Оборудование: куклы, одежда на застежках (молния, пуговицы, липучки,

кнопки, крючки), коляски.

Ход игры: взрослый предлагает детям одеть кукол и покатать их в колясках, говорит: «Смотри, какая у кукол красивая одежда!», вместе с детьми рассматривает каждый предмет, обращает их внимание на застежки и

демонстрирует способы застегивания. Детям предлагается самостоятельно

одеть кукол, после чего покатать в коляске.

Игра « Угостим куклу  Дашу чаем»

Цель:  Закрепить знания детей о столовой посуде. Учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).

Оборудование: кукла, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник).

Предлагает напоить куклу Дашу чаем, для этого отобрать необходимую посуду. Поочередно названный  воспитателем ребенок  выбирает нужную посуду,   и красиво расставляет на столе.

Если действие выполнено правильно, дети хлопают в ладоши, неправильно  грозят пальчиками.

В конце игры воспитатель просит детей пожелать Даше хорошего аппетита, а одному из детей после обеда куклы убрать все со стола.

Произносит потешку:

Блюдца, чашки мы расставим,

Будем мы гостей встречать,

Куклу чаем угощать!

Игра « Кукла Даша хочет спать»…

Цель: Познакомить с новой игровой цепочкой действий (положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить куклу, накрыть ее одеялом); научить ласково обращаться с куклой. Способствовать  формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим.

Оборудование: Кукла, кукольная кроватка с постельными принадлежностями, пижама для куклы, зубная щетка, полотенце, иллюстрации к  потешкам  используемым на занятии, парные картинки «День — ночь»,

Предлагает уложить куклу спать в  кровать.  Обсуждают предметы постельного белья. Спрашивает что нужно делать перед тем как лечь спать?

Предлагает помочь кукле почистить зубы, умыться, раздеться и надеть пижаму. Поют вместе колыбельную для куклы.

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Прийдет серенький волчок

И ухватит за бочок.

И потащит во лесок

Под осиновый кусток.

Ты к нам, волчек, не ходи,

Нашу Дашу не буди.

Игра « Научим куклу Дашу одеваться»

Цель: Развивать умения переносить знакомые действия с куклой в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью; выполнять в игре два-три последовательных действия.

Оборудование: Кукла, два-три комплекта верхней одежды для кукол (шапка, колготки, обувь, пальто, шарфик).

В игре участвуют два человека. Предлагает одеть Дашу на прогулку. Обращает внимание детей на одежду для куклы. Предлагает одеть куклу в той последовательности в которой одеваются сами, побуждает комментировать свои действия.

 Читает потешки:

Мы на пухлые ручонки

Надеваем рубашонку.

Повторяй за мной слова:

Рука- раз, ручка- два!

На мою малышку

Наденем мы штанишки.

Повторяй за мной слова:

Ножка- раз, ножка – два!

Застегнем застежки,

На твоей одежке:

Пуговки и кнопочки,

разные заклёпочки.

Обуваем ножки,

Бегать по дорожке.

Повторяй за мной слова:

Ножка- раз, ножка- два!

Хоть устали одеваться,

Но не будем возмущаться!

Что осталось-  голова?

Вот и шапочка- раз, два!

Игра « Любим мы порядок»

Цель: Воспитывать интерес к самостоятельным действиям: учить подметать пол.

Оборудование: Веник, совок, мешок для мусора.

Воспитатель говорит, что скоро придет в гости к ребятам кукла Даша, а в группе не убрано. Предлагает подмести пол. Показывает как пользоваться веником и совком.  Читает потешку:

Ну, теперь за дело дружно,

Подметать полы нам нужно.

Мусор соберем в мешок,

И гулять пойдем дружок!

Дает возможность детям действовать самостоятельно. После уборки обыгрывается ситуация « Приход куклы»: Даша обращает внимание на порядок в группе, спрашивает кто подметал пол.

Игра «Что сначала, что потом»

Цели: учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета, пользуясь вспомогательным средством; учить составлять небольшие рассказы.

Ход игры: детям предлагают несколько картинок, связанных одним сюжетом, разложить в порядке произошедших событий и составить по ним рассказ. Например, мальчик лежит в постели, делает зарядку, умывается, вытирается полотенцем; девочка моет руки, обедает, играет с куклой.

Игра «Оденем куклу на прогулку»

Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье.

Материал: бумажная кукла с различной одеждой

Ход игры: воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации).

Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.

Игра «Что хочет делать Маша?»

Цель: Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.

-Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло. Подставляет кукле называемые ею предметы.

-Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша?

-Маша просит веник , совок. Что будет Маша делать?

В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы.

Игра «Убери со стола»

Цель: формировать самостоятельные действия: убирать посуду со стола, сметать крошки.

Оборудование: посуда, щетка, совочек.

Ход игры: взрослый показывает, как убирать посуду со стола на поднос, предлагает детям действовать по показу. При этом взрослый комментирует действия: "Мы кладем на поднос тарелку, чашку, ложку и т. д. " Затем показывает, как сметать крошки со стола, комментирует свои действия: "Крошки со стола сметем и совочком уберем!" Ребенку дается возможность действовать самостоятельно.

Проблемная ситуация «Почему игрушки убежали от Коли».

Цель: воспитывать привычку убирать за собой игрушки, воспитывать бережное отношение к ним.

Содержание игры заключается в том, что мальчик Коля любил играть в игрушки, но ленился их убирать. Однажды машина, мяч, мишка, кубики убежали от мальчика.

Ему стало скучно, и он заплакал: «Почему и игрушки не берег, не убирал на место? Вот если бы они ко мне вернулись, я стал бы их всегда убирать». Игрушки услышали ли слова и вернулись к Коле. Он обрадовался мишке, кубикам, мячу, машине, все сложил аккуратно.

Игровая ситуация «Купаем кукол» 

Цель: организовать практическую трудовую деятельность детей посредством ухода за куклами.

Оборудование: 2 таза, мыльница, мыло, губки, полотенце.

Ход игры: воспитатель обращает внимание детей на грязную куклу. Просит помочь ее вымыть.

Трудовые поручения: Расставлять игрушки, книжки. Раскладывать на столах материал к занятиям.

Цель: закреплять умение соблюдать порядок в групповой

комнате, самостоятельно поддерживать порядок, расставлять книжки. Учить раскладывать на столах материал к занятиям.

Обучающая ситуация «Поможем протереть стульчики».

Цель: продолжать развивать трудовые умения и навыки, воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Ход: Стук в дверь, приходит Мойдодыр. Приветствует детей: «Здравствуйте, ребята!» Он входит, обращает внимание на стульчики: «Ой, ребята, какие у вас грязные  стульчики, парты давайте поможем их помыть. Ну что, ребята, поможем? Посмотрите, как я буду это делать». Процесс труда. После окончания выполненной работы напоминаю детям, чтобы они сложили аккуратно тряпочки в одно место: - «А сейчас снимайте фартуки и вымойте руки».

Упражнение «Мы заправим наши майки»

Цель: Учить детей заправлять майки и футболки; воспитывать желание следить за своим внешним видом.

Упражнение «Все мы делаем по порядку»

Цель: учить детей снимать и надевать одежду в определенном порядке. Игровая ситуация

Игра « Делаем прическу»

Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.

Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.

Ход игры:  Взрослый демонстрирует  куклу и обращает внимание на ее длинные, красивые, ровные волосы. Красивая кукла? Давай и тебе сделаем красивую прическу!» Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит его попробовать это сделать самому: дает расческу ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает внимание на то, что он стал таким же красивым ,как кукла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий сюжетно-ролевой игры по ПДД "Упрямый лягушонок" для детей старшего-дошкольного и младшего школьного возраста по одноименному произведению С.Михалкова.

Данная разработка предназначена для детей старшего дошколного и младшего школьного возраста и направлена на изучение детьми правил дорожного движения.Сценарий написан с учётом возрастных и психологиче...

«Методические рекомендации адаптивного типа по применению подвижных сюжетных игр на уроках физической культуры в младшем школьном возрасте» (утверждена районным экспертным советом по инновационной деятельности от 17 марта 2010 года).

Методические рекомендации имеют физкультурно-спортивную направленность и рассчитаны на обучение детей младшего школьного возраста.Несомненным достоинством методических рекомендаций является разнообраз...

РЕФЕРАТ Сюжетно-ролевая игра как средство коррекции коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста

Большую роль в процессе становления личности занимает работа по развитию у учащихся коммуникативных умений и навыков. Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; то...

Основные направления работы психолого-педагогической службы с детьми младшего школьного возраста.

Презентация для студентов психологов-педагогов, для школьных психологов, педагогов....

Значение дидактической игры в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

На современном этапе развития образования проблема адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. В связи с данной проблемой количество детей,...

Сборник сюжетно – ролевых игр, направленных на развитие общения детей младшего школьного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16512715","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"356","width":"480"}}]]...

Сборник дидактических игр для работы с детьми с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста

В документе представлены  дидактические игры для работы с детьми с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста...