Программа внеурочной деятельности духовно- нравственного направления «Маленькие граждане большой России»
методическая разработка (4 класс)
Программа «Маленькие граждане большой России» составлена в соответствии с социальным запросом общества и семьи. Родители понимают, что на сегодняшний день у детей снижены ценностные ориентиры. Поэтому совместные усилия школы и семьи должны быть направлены на формирование у детей школьного возраста нравственных качеств, навыков, умений, необходимых человеку, чтобы стать настоящим гражданином и патриотом своей страны.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 85.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
Рузаевский муниципальный район
Программа внеурочной деятельности
духовно- нравственного направления
«Маленькие граждане большой России»
Автор-составитель: Мамурова Лариса Николаевна
Рузаевка
2020 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Маленькие граждане большой России» духовно- нравственного направления составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в которой сформулирована высшая цель образования – воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.
Основанием для разработки данной программы стало, то, что наша школа является муниципальной экспериментальной площадкой «Создание воспитательного пространства для формирования гражданской ответственности обучающихся через кадетское движение», основными направлениями которой являются духовное, нравственное и патриотическое воспитание младших школьников и кадет.
Актуальность
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. В 2015 году была принята государственная программа"Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.
Формирование патриотизма у детей школьного возраста, в том числе младших школьников позволяет с раннего возраста выработать классическое отношение детей к своей великой стране. Что в свою очередь позволит сформировать у детей умение ценить и уважать события прошлого и современные достижения народа, объяснить понятия добра и зла, сформировать представление о значимости нашей малой Родины и ее самоценности.
Предлагаемая программа направлена на обучение правилам общения, умению жить среди людей, быть достойными гражданами своего государства.
Новизна.
Программа «Маленькие граждане большой России» составлена в соответствии с социальным запросом общества и семьи. Родители понимают, что на сегодняшний день у детей снижены ценностные ориентиры. Поэтому совместные усилия школы и семьи должны быть направлены на формирование у детей школьного возраста нравственных качеств, навыков, умений, необходимых человеку, чтобы стать настоящим гражданином и патриотом своей страны. Дети должны гордиться своей страной, её достижениями. Должны брать пример с тех, кто прославляет свою страну. Воспитывать на традициях, которые всегда были присущи нашей стране. Быть верными своей Родине и при необходимости стать на её защиту. Сегодня быть патриотом означает не только гордиться флагом и гербом страны, нашими достижениями в области экономики, политики, спорта и культуры, но и на деле, своими поступками доказывать заинтересовывать в том, чтобы наша страна процветала.
Отличительной особенностью программы является то, что при реализации содержания программы у детей расширяются знания, полученные при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, формируются межпредметные связи. Важное место отводится практической деятельности обучающихся.
Программа «Маленькие граждане большой России»- это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей гражданственности и патриотизма, духовности и нравственности.
Программа разработана для занятий с обучающимися 4 класса и рассчитана на 1 учебный год, 1 час в неделю, всего — 34 часа .
Цель программы:
воспитание у детей младшего школьного возраста патриотизма, любви к малой Родине, уважения к историческому прошлому страны и современным достижениям народа.
Задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания учащихся;
- развивать у детей активную жизненную позицию, чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов государства – Герба, Флага, Гимна Российской Федерации;
- воспитывать любовь к Родине, родному краю, традициям русской культуры;
- активизировать интерес учащихся к изучению истории Отечества и формированию чувства уважения к героическому прошлому нашей страны, сохранению памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества;
- углублять знания о событиях, ставших основой государственных праздников России;
- совершенствовать навыки проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Планируемые результаты реализации программы:
Личностные результаты
У обучающегося могут быть сформированы:
- положительное отношение к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
- понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;
- осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;
- умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
Предметные результаты
Обучающийся получит возможность научиться:
- участвовать в проектной деятельности, проводя исследования с использованием дополнительной литературы, включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей работы;
- рассказывать о своей семье, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов;
- узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России;
- понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;
- готовить небольшие сообщения о достопримечательностях города, объяснять, что такое Конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан России, называть права детей;
- рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города;
- соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах;
- составлять родословную своей семьи.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;
- принимать (ставить) и сохранять до конца познавательную задачу;
- планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или
самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми задачами;
- действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям.
Обучающийся получит возможность научиться:
- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением;
- ставить познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
- проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
- адекватно оценивать результаты деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения поставленных задач, из различных источников, собственных наблюдений, личного опыта общения с людьми;
- наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения поставленных задач, включая Интернет;
- осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках внеурочных занятиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Обучающийся получит возможность научиться:
- оперировать в речи, правильно (адекватно) используя естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
- планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
- проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
- уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
- участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретены социальные знания об устройстве общества, об общественных нормах и правилах, сформированы ценностные отношения к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Второй уровень результатов (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним. Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
Третий уровень результатов (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через тестирование, диагностику, практические работы, участие в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, мини- конференциях и научно- исследовательских конференциях.
.
Формы организации занятий
- Беседы (с использованием презентаций).
- Проектная деятельность.
- Экскурсии .
- Просмотр и обсуждение видеоматериалов.
- Выставки декоративно- прикладного искусства.
- Наблюдение обучающихся за событиями в городе, стране.
- Встречи с людьми, прославившими наш край (работниками культуры, образования, медицины, сельского хозяйства и т.д.).
- Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ).
- Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу).
- Индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов).
- Консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению).
- Конференции (участие обучающихся в школьных и городских мероприятиях) и т.п.
Формы работы с детьми:
- беседы;
- исследовательская деятельность;
- проектная деятельность;
- творческие отчёты;
- уроки мужества;
- встречи с ветеранами, военнослужащими, поэтами и музыкантами;
- соревнования;
- праздники;
- акции;
- конкурсы сочинений, плакатов, рисунков, чтецов;
- просмотр видеофильмов;
- экскурсии;
- читательские конференции;
- викторины;
- трудовые и экологические десанты;
- «Уроки мужества», «Уроки памяти», «Уроки доброты»;
- познавательные игры.
содержание программы
Программа построена с учетом возрастных и психологических особенностей воспитанников, рассчитана на учащихся начальных классов и состоит из четырех разделов:
Раздел1. «Мы граждане России»11 часов.
Цель: формирование интереса к прошлому своего народа, знакомство с национальной культурой. Приобщение детей к духовно – нравственным ценностям своего народа, восстановление утраченных связей современного человека с исторической памятью.
Задачи:
- расширение кругозора младших школьников о значимых праздниках страны;
- донесение до обучающихся глубины понятия «гражданин Отечества»;
- формирование основ правовой культуры и законопослушности;
- развитие морально-волевые качества, гражданскую ответственность.
- «Россия -родина моя». Виртуальное путешествие. Игра «Что отдашь земле родной?
- «Без прошлого нет настоящего и будущего». Адмирал Ф. Ф. Ушаков. Конкурс рисунков «Военные корабли России». Викторина «Памяти великого адмирала Ф. Ушакова посвящается»
- «Ваши права и обязанности, дети!»Устный журнал. Изготовление памятки.
- «Я в школе, я -дома, я среди людей»Задание творческого характера «Расскажи о себе»
- «Кем быть и каким быть?». Круглый стол «Обсуждение проблемной ситуации». Подготовка тематической выставки.
- «Памятные даты моей страны». Ознакомление с информацией в сети Интернет. Игра – викторина. Выпуск буклетов.
- «Государственный праздник- День согласия и примирения». Просмотр видеофильма. Беседа с элементами игры.
- «Есть такая профессия - Родину Защищать» Презентация. Викторина «На страже Родины»
- «Конституция - главный закон страны» Выставка рисунков детей на тему «Счастливое детство». Игра «Да! Нет»
- « Мы за мир на всей планете ».Выставка детского творчества.
- «Путешествие по городам - героям»(Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Курск) Заочное путешествие. Просмотр видеороликов.
Раздел 2. «Я и мой край» - 9 часов.
Цель: осознание учащимися ценности сопричастности к судьбе родного края, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
- воспитание люби к месту, где родился и живёшь, уважения к его историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее;
- знакомство с творчеством выдающихся людей нашего края, с государственной символикой;
- приобретение знаний о культуре, обычаях и традициях своего народа.
- «Родной край- частица России». Игра-путешествие «Знаешь ли ты свой город»
- «Народы, населяющие нашу Республику» Практическая работа: разучивание народных игр и песен.
- «Символика города. Гимн. Герб. Флаг». Практическая работа: Символика родного города. Нахождение необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний: словарей, энциклопедий, справочников. Обсуждение полученных сведений.
- «Улица моего детства». Знакомство с улицами города и их история. Правила поведения на улице. Разработка схемы безопасного маршрута. Викторина «Что ты знаешь о своей улице».
- «О профессиях разных, нужных и важных...» Сюжетно-ролевая игра по профессиям. Проект «Кто работает на родной земле».
- «Наши знаменитые земляки». Библиотечный урок. Создание альбома.
- «Поэты и писатели нашего города». Литературная гостиная.
- «Школы нашего района».Знакомство со школами города. Коллаж «Моя школа».Правила поведения и обязанности школьника.
- «Памятные места города». Ознакомление с информацией в сети Интернет. Экскурсия по городу.
Раздел 3. «Я и моя семья» - 7 часов.
Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
- воспитание культуры семейных отношений, позитивных семейных ценностей;
- формирование уважения к членам семьи и её традициям;
- воспитание чувства ответственности за свои поступки, самоуважения и уважения к другим людям;
- создание условий для участия родителей в воспитательном процессе.
- «Мой дом- моя семья». Презентация своей семьи.
- «Родословная моей семьи». Составление родословной. Защита проектов.
- «Порадовать близких- как это просто». Деловая игра.
- «Моя мама лучше всех». Беседа об уважительном отношении к своей маме. Конкурс рисунков, стихов о маме. Изготовление поделок.
- «Любимый семейный праздник». Фотоконкурс. Мини-сочинение «Любимый семейный праздник»
- «О чем рассказал семейный альбом». Исследование семейного альбома. Выставка фотографий.
- «Папа, мама, я - дружная семья. Познавательно-воспитательная беседа. Рисунок-проект.
Раздел 4. «Связь поколений» - 7 часов.
Цель: осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
- воспитание гордости за свою Родину, народных героев;
- сохранение исторической памяти поколений в памяти подрастающего поколения;
- создание условий для диалога между представителями разных поколений;
- организация детей на дела, направленные на заботу и помощь о старшем поколении.
- «Люди, на которых хотим быть похожими». Беседа о ветеранах Великой Отечественной войны и труда. Встреча с воинами- интернационалистами.
- «Кто мои бабушка и дедушка?». Рассказы детей о своих бабушках и дедушках. Конкурс рисунков.
- «Подвигу народа жить в веках». Конкурс сочинений.
- «Великая Отечественная война в нашей памяти». Выпуск листовок. Изготовление открыток и сувениров для ветеранов войны и труда. Акция «Окна Победы»
- «Юные герои Великой Отечественно войны». Конкурс чтецов «Дети о войне»
- «Военная летопись нашей семьи». Проект. Защита проектов.
- «Я помню! Я горжусь». Литературно-музыкальная композиция.
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Содержание | Часы | Дата проведения | ||
По плану | Факти- ческая | ||||
РАЗДЕЛ 1. Мы -граждане России (11 часов) | |||||
1.1 | Россия- родина моя | 1 | |||
1.2 | Без прошлого нет настоящего и будущего | 1 | |||
1.3 | Ваши права и обязанности, дети | 1 | |||
1.4 | Я в школе, я - дома, я - среди людей | 1 | |||
1.5 | Кем быть и каким быть? | 1 | |||
1.6 | Памятные даты моей страны | 1 | |||
1.7 | Государственный праздник- День согласия и примирения | 1 | |||
1.8 | Есть такая профессия- Родину защищать | 1 | |||
1.9 | Конституция- главный закон страны | 1 | |||
1.10 | Мы за мир на всей планете | 1 | |||
1.11 | Путешествие по городам - героям (Москва, Санкт -Петербург, Волгоград, Курск) | 1 | |||
РАЗДЕЛ 2. Я и мой край (9 часов) | |||||
2.1 | Родной край- частица России. | 1 | |||
2.2 | Народы, населяющие нашу Республику. | 1 | |||
2.3 | Символика города. Гимн. Герб. Флаг. | 1 | |||
2.4 | Улица моего детства. | 1 | |||
2.5 | О профессиях разных, нужных и важных... | 1 | |||
2.6 | Наши знаменитые земляки. | 1 | |||
2.7 | Поэты и писатели нашего города. | 1 | |||
2.8 | Школы нашего района. | 1 | |||
2.9 | Памятные места города. | 1 | |||
РАЗДЕЛ 3. Я и моя семья (7 часов) | |||||
3.1 | Мой дом- моя семья. | 1 | |||
3.2 | Родословная моей семьи. | 1 | |||
3.3 | Порадовать близких- как это просто. | 1 | |||
3.4 | Моя мама лучше всех. | 1 | |||
3.5 | Любимый семейный праздник. | 1 | |||
3.6 | О чем рассказал мне семейный альбом? | 1 | |||
3.7 | Папа, мама, я- дружная семья. | 1 | |||
РАЗДЕЛ 4. Связь поколений (7 часов) | |||||
4.1 | Люди, на которых хотим быть похожими. | 1 | |||
4.2 | Кто мои бабушка и дедушка? | 1 | |||
4.3 | Подвигу народа жить в веках. | 1 | |||
4.4 | Великая Отечественная война в нашей памяти. | 1 | |||
4.5 | Юные герои Великой Отечественной войны. | 1 | |||
4.6 | Военная летопись моей семьи. | 1 | |||
4.7 | Я помню! Я горжусь! | 1 | |||
Итого: | 34 ч | ||||
Учебно – методическое обеспечение
1. Информационное обеспечение
Имеется видеотека, состоящая из набора фильмов по различным областям знаний , большая энциклопедия – «Кирилла и Мефодия», игры на развитие памяти и логики, библиотечный фонд школы , имеется выход в Интернет.
3. Технические средства обучения
• магнитная доска
• компьютер
2. Интернет- ресурсы
- http://www.portal-slovo.ru
- http://www.dobrieskazki.ru/raboti.htm
- http://www.smisl-zhizni.ru/pritchi/95-o-schastie/97-neschasti /Притчи
- http://allforchildren.ru/kidfun/proverb_labour.php /Пословицы и поговорки
- http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
- http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
- http://uroki.ru образовательный портал «Учёба»
- http://nachalka.info/
3. Технические средства обучения
- компьютер
- магнитная доска
- мультимедийный проектор
- экспозиционный экран
3. Технические средства обучения
• магнитная доска
• компью
Литература для учителя
- Азбука права: разработки занятий в начальной школе/ авт.-сост. Н.Н. Бобкова. – Волгоград: Учитель, 2004
- Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис - пресс, 2003
- Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010 -233с.
- Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www . ipkps . bsu . edu . ru Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»[Электронный ресурс]. URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192149
- Дереклеева Н.И.Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2003,240 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
- Занимательная история [Текст] / В. А. Юрченков. - Саранск : Мордовское книжное изд-во, 2014. - 327 с.
- Конвенция ООН по правам ребенка (1990 г.).
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010 - 24с.
- Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования /Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296.
- Образование в Рузаевском муниципальном районе: история и современность [кн.- альбом/ Сост.: В.С. Овечкина, и др. ]. - Саранск: ИД «Книга», 2010.- 280 с.
- Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В. Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.
- Рузаевка: история и современность, люди и судьбы / [авт.-сост. Андрианов Ф. К. и др.]. - Саранск : Морд. кн. изд-во, 2004 (Ульяновск : ОГУП Обл. тип. "Печ. двор"). - 413, [14] с.
- Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.
- Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека [Текст]. Педагогика, 2016. –288 с
- Я- гражданин России.//Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. -М.: ВАКО, 2006.- 160 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]./ Министерство образования и науки Российской Федерации. –М: Просвещение, 2010. -31 с. -(Стандарты второго поколения).
Литература для детей
- БЭС. Москва: Большая Российская энциклопедия [Текст] / - СПб.: Норинт, 2004 – 1456с.
- Грушко, Е.А. Словарь фамилий [Текст] / Е.А.Грушко, Ю.М. Медведев. – Нижний Новгород, 2001 г.. – 435с.
- Синова, И.В. Герб, гимн, флаг России [Текст] / И.В. Синова. – Издательский дом «Литера», 2006 – 79с.
- Сухин, И.Г. Сборник литературных викторин [Текст] / И.Г. Сухин. - М.: Новая школа, 2000г. – 121с.
Приложение 1.
1. Игра «Что отдашь земле родной?» Родина, подобна огромному дереву на котором не сосчитать листьев. Листья - наши мечты и желания. Все, что мы делаем доброго, прибавляет ему силу. Дети записывают на заранее приготовленных листочках свои мечты и желания и озвучивая прикрепляют к дереву.
2. Игра «Да! Нет!»
Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: “Да!”. Если это противоречит закону, говорим: “Нет!”.
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?
– Да!
– Можно ли человека обращать в рабство?
– Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко?
– Нет!
– Защищён ли человек законом?
– Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?
– Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?
– Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?
– Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?
– Да!
– Может ли человек владеть имуществом?
– Да!
– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?
– Да!
– Можно ли запретить свободный выбор труда?
– Нет!
– Защищает ли закон материнство и младенчество?
– Да!
Приложение 2.
Викторина «На страже Родины»
1.Как называется колющее оружие, прикрепленное к стволу винтовки?
2.Что общего между деревом и винтовкой?
3."Проверено мин нет". Кто делает такие надписи? Про них ещё говорят, что они ошибаются только один раз
4.С помощью какого приспособления можно защититься от ядовитых газов?
5.Как называют склад военного снаряжения?
6.Как называют стрелка, владеющего искусством меткой стрельбы?
7.Как называется рулевое колесо, с помощью которого управляют кораблем?
8.Назовите самую распространенную среди моряков одежду?
9.Как называется приспособление, удерживающее судно во время стоянки?
10.Как называют башню с сигнальными огнями на берегу моря?
11.Какая самая заветная мечта летчика?
12.Что означает слово "таран"?
13.Как называется здание, в котором живут солдаты?
14.Как называется самое распространённое наказание солдату?
15.Сколько лошадей в эскадроне?
16.Оружие, изобретённое Калашниковым.
17.Как называется торжественное прохождение военной техники и войск?
18.Какой породы собаки чаще всего служат на границе?
19. Солдат, охраняющий рубежи Родины?
20. Краткий доклад военнослужащего старшему по званию?
21. Место, где можно пострелять по мишеням?
22.Тяжелая боевая машина?
23.Морской сигнал «Спасите наши души»?
24. Род войск, предназначенных для боя в пешем порядке.
25.Назовите рода войск в современной армии?
Приложение 3.
Анкета
Мы с вами говорили о правах, обязанностях и ответственности детей. Я предлагаю вам ситуации из вашей жизни. Если вы ответите честно на вопросы, то поймете, все ли вы делаете верно, или вам еще надо работать над собой.
1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:
а) Отложу все дела и займусь оформлением
б) Займусь, когда будет свободное время
в) Перепоручу другому однокласснику
2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:
а) Уступлю место
б) Попрошу соседа, чтобы уступил место
в) Отвернусь, и буду смотреть в окно
3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:
а) Постараюсь защитить
б) Попрошу вмешаться прохожих
в) Пройду мимо
4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:
а) Постараюсь вернуть владельцу
б) Передам взрослому
в) Возьму себе
Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.
Если вы набрали от 15 – 20 баллов - вы порядочный человек. Продолжайте действовать так же уверено. Родители и школа могут гордиться вами.
Если от 10 – 15 баллов - вам есть, над чем поработать.
Если менее 10 баллов - здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над собой.
Приложение 4.
Методика «Наши отношения»
Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988
Цель: выявить степень удовлетворённости учащихся личными сторонами жизни коллектива.
Ход проведения. Школьнику предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Может быть выявление различных сфер взаимоотношений детей в коллективе. Например, для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплочённости) или, наоборот, конфликтности может быть предложена серия утверждений:
1. Наш класс очень дружный и сплочённый.
2. Наш класс дружный.
3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.
5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры.
6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.
Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или её отсутствие):
1. В нашем классе принято помогать без напоминания.
2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.
3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.
4. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.
5. В нашем классе не принято помогать друг другу.
6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.
Обработка и интерпретация результатов. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют об определённых взаимоотношениях в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.
Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)?»
(Л.И.Лаврентьева, Э.Г.Ерина, Л.И.Цацинская. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. 2004, № 6, стр.118)
Поставь против каждого вопроса знак «+» или знак «–»
1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным как-нибудь?
2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой, а тебя отправляют на улицу или в кино, «чтобы не крутился под ногами»?
3. Отложи на минутку книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами: нет ли в комнате вещей, которые лежат не на месте?
4. Можешь ли ты сразу назвать дни рождения родителей и родственников?
5. Свои нужды (купить коньки, мяч) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу?
6. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе?
7. Мама угощает тебя апельсином, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?
8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание остаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно)?
9. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться тихим делом, не мешать им, не вмешиваться в их разговор?
10. Стесняешься ли ты дома, в гостях подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?
Обработка результатов: Если ты очень хороший сын или дочь, знаки у тебя должны получиться такие: «+ – – + + + + – – –». Если картина получилась противоположная, тебе надо всерьез призадуматься, каким ты растешь человеком. Если же есть некоторые несовпадения, не огорчайся. Дело вполне можно поправить.
Приложение 5.
Методика №1: Диагностика этики поведения.
Инструкция:
Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".
Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я...
2. Если кто-то надо мной смеется, то я...
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я...
4. Когда меня постоянно перебивают, то я...
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я...
Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Методика №2: Диагностика нравственной мотивации.
Инструкция:
"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"
Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.
A) Пытаюсь ему помочь.
Б) Думаю о том, что могло произойти.
В) Не обращаю внимания.
2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит,
что у него нет такой игры.
A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.
Б) Отвечу, что не могу ему помочь.
В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
А) Я не обращу внимания.
Б) Скажу, что он размазня.
В) Объясню, что нет ничего страшного.
Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
Б) Обижусь в ответ.
В) Докажу ему, что он не прав.
Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень, 1 бал - низкий уровень
Приложение 6.
Анкетирование родителей
Анкета № 1
- Чем ваш ребенок занимается в свободное время?
- Какие игры предпочитает?
- Какие виды развлечений больше любит?
- С кем чаще играет?
- Как ведет себя в детском коллективе? (активен, пассивен, застенчив, агрессивен и т.д.)
- Какие обязанности имеет дома?
- Кто в семье непосредственно занят воспитанием ребенка: отец, мать, бабушка, дедушка, тетя, дядя, старший брат, сестра?
- Где чаще всего совместно с ребенком проводите досуг: дома, на прогулке, в театре, кино, у телевизора, у компьютера?
- Знаете ли вы друзей своего ребенка, их родителей?
- Приходят ли к вам в гости приятели ребенка?
- Что вас затрудняет в воспитании ребенка?
- Какие методы воспитания предпочитаете? (уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и т.д.)
Анкета № 2
Можете ли вы:
- В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
- Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?
- Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
- Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?
- Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
- Поставить себя на место ребенка?
- Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?
- Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
- Всегда воздержаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
- Пообещать ребенку исполнить его желания за хорошее поведение?
- Выделить ребенку день, когда он может делать, что хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?
- Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул, незаслуженно обидел другого ребенка?
- Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?
Варианты ответов:
- могу и всегда так поступаю – 3 балла;
- могу, но не всегда так поступаю – 2 балла;
- не могу – 1 балл.
От 30 до 39 баллов – вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.
От 16 до 30 баллов – ваш метод воспитания – кнут и пряник.
Менее 16 баллов – у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.
Анкета № 3
- Как думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живет?
А) хорошей организации быта;
Б) радости общения;
В) покоя и защищенности.
- Что более всего заботит вас в семье?
А) здоровье детей;
Б) хорошая учеба;
В) трудовое участие детей в жизни семьи;
Г) настроение детей и причины его изменения.
- Одинок ли ваш ребенок в семье?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
- Как думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
- Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?
А) быть материально обеспеченным человеком;
Б) иметь много друзей.
- Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
- Есть ли у вашего ребенка секреты от семьи?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
- Что для вашего ребенка вечер дома?
А) радость общения;
Б) возможность быть самим собой;
В) мучения и пытка.
Анкетирование учащихся
Анкета № 1
- Какие качества твоего характера родителям нравятся?
- За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?
- Как тебя поощряют, за что?
- Как тебя наказывают, за что?
- Какие качества твоего характера родителям не нравятся?
- Что ты любишь делать? Твое любимое занятие?
Анкета № 2
- Доверяешь ли ты свои секреты родителям?
- Стараешься ли контролировать свое поведение?
- Каких поощрений ждешь от родителей?
- Как бы тебе хотелось проводить вечера в семье?
- Хватает ли тебе общения с родителями?
- Знакомы ли твои родители с твоими друзьями?
- Как думаешь, за какие качества характера тебя можно уважать?
- С какими качествами твоего характера тебе стоит расстаться?
Приложение 7.
Проверочный тест №1.
1. Закончи предложение:
Наша страна называется_______________________________________
2. Выбери и отметь правильный ответ:
Кто является главой нашего государства?
а) президент; б) царь;
в) губернатор; г) премьер-министр.
3. Выбери и отметь правильный ответ:
Как выглядит государственный флаг Российской Федерации?
а) горизонтальные полосы: белая, синяя, красная;
б) вертикальные полосы: синяя, белая, красная;
в) горизонтальные полосы: синяя, красная, белая;
г) вертикальные полосы: красная, белая, синяя.
4. Выбери и отметь правильный ответ:
Главный закон страны называется:
а) Конституция РФ; б) Конвенция о правах ребёнка;
в) Всеобщая декларация прав человека; г) Устав школы.
5. Впиши даты и названия двух любых государственных праздников.
(Если сможешь, заполни все листки календаря):
январь | февраль | март | май | июнь | ноябрь |
6. Раскрась российский флаг в его цвета:
7. Выбери и отметь правильный ответ:
До какого возраста человек считается ребёнком?
а) до 14 лет; б) до 18 лет;
в) до 20 лет; г) до 25 лет.
8. Выбери и отметь правильный ответ:
Что значит быть гражданином?
а) иметь права;
б) выполнять законы, иметь права;
в) выполнять законы.
9. Выбери и отметь правильный ответ:
Документ, защищающий права ребёнка называется:
а) Конституция РФ; б) Конвенция о правах ребёнка;
в) Всеобщая декларация прав человека; г) Устав школы.
10. Во время торжественного собрания зазвучал гимн Российской Федерации. Что должны сделать люди в зале?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Выбери правильный ответ:
Что такое законы?
а) правила, обязательные для всех жителей страны;
б) документ, защищающий права человека;
в) документ.
12. Объясни названия праздников.
Праздники | Событие, которое дало название празднику |
9 Мая – День Победы | |
12 июня – день независимости России | |
12 апреля – день космонавта |
Проверочный тест №2
1. Выбери и отметь правильный ответ:
Как называется наша страна?
а) СССР; б) Россия; в) США; г) Англия.
2. Выбери и отметь правильный ответ:
Столица России – город:
а) Москва; б) Санкт- Петербург;
в) Екатеринбург; г) Новосибирск.
3. Выбери и отметь правильный ответ:
Какова основная мысль Конвенции о правах ребёнка?
а) дети имеют право на заботу и помощь;
б) каждый человек имеет гражданские и политические права и
свободы;
в) каждый человек имеет право на образование;
г) каждый ребёнок имеет свои обязанности.
4. Выбери и отметь правильный ответ:
Кто утверждает важные законы нашей страны?
а) президент России;
б) правительство Российской Федерации;
в) государственная дума;
г) народ.
5. Соедини линиями дату и название праздника:
23 февраля | День России | |
4 ноября | День защитника Отечества | |
12 июня | День согласия и примирения |
6. Закончи предложение:
Какие права имеет гражданин России …..
7. Закончи предложение:
Какие обязанности имеет гражданин России ….
Представь ситуацию. Однажды Вова поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с маленьким ребенком на руках.
Как ты поступишь в данной ситуации?
8. Выбери и отметь правильный ответ:
С какого возраста человек может пойти на выборы и голосовать за какого-либо кандидата?
а) с 14 лет; б) с 16 лет;
в) с 18 лет; г) с 20 лет.
9. Выбери и отметь правильный ответ:
Чем являются герб, флаг и гимн?
а) символами государства;
б) символами праздника;
в) символами власти
10. Выбери и отметь правильный ответ:
В каком документе говорится о правах, принадлежащих каждому из нас:
а) Всеобщая декларация прав человека;
б) Конвенция о правах ребёнка;
в) Конституция Российской Федерации;
г) Устав школы.
11. Выбери и отметь правильные утверждения:
а) государство - это все люди,
живущие в стране;
Что такое б) государство - это механизм
государство? управления людьми,
живущими в стране;
в) государство устанавливает законы,
которые нельзя нарушать;
г) государство – это правительство,
армия, милиция, законы.
12. Отметь знаком «+» правильные утверждения:
Государственные праздники – это нерабочие дни, которые по решению правительства отмечает вся страна. | |
1 января, 8 Марта, 1 апреля – это государственные праздники. | |
Государственные праздники напоминают о важнейших событиях прошлого и настоящего нашей Родины. |
Критерии оценки знаний учащихся
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Максимальная сумма баллов – 12.
10-12 баллов – курс усвоен практически полностью;
8-9 баллов – курс в целом усвоен хорошо;
6-7 баллов - курс усвоен удовлетворительно;
менее 6 баллов – курс не усвоен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Мы патриоты России"
Рабочая программа духовно-нравственного направления внеурочной деятельности по курсу «Мы -патриоты России» составлена в соответствии с в соответствии с Федеральным законом от 29.12.201 №27...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я – патриот России» для учащихся 3 классов
Актуальность разработки и реализации программы внеурочной деятельности определяет сложившаяся в обществе отрицательная ситуация в вопросе духовно...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление "Праздники, традиции и ремёсла народов России" для 3-4 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематический план занятий...

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Маленькие граждане большой России"
Данная программа описывает работу классных руководителей с детским коллективом по духовно-нравственному направлению разития личности....

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука нравственности"для 1- 4классов
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников по направлению «Духовно-нравственное развитие» и предназначена для реализац...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Дорогою добра» 4 года (срок реализации программы) 7-10 лет (возраст обучающихся)
Возрождение России связано, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Духовно-нравственное ...
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления « Я гражданин России » для 1- 4 классов
Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; во...

