Рабочая программа внеурочной деятельности «Безопасные дороги Кубани»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Барсукова Елена Александровна

Программу профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обучающихся 1-4 классов общеобразовательных школ «Безопасные дороги Кубани» следует рассматривать как составную часть программы воспитания и социализации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_bezopasnye-dorogi-kubani.docx50.19 КБ

Предварительный просмотр:

1. Содержание  программы внеурочных  занятий.  

Программу профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обучающихся 1-4 классов общеобразовательных школ «Безопасные дороги Кубани» следует рассматривать как составную часть программы воспитания и социализации, которую реализуют классные руководители в МБОУ СОШ №5 имени А.И.Майстренко , /ссылка https://school555.ucoz.ru/index/programma_vospitanija/0-55/

Основные формы реализации:

Образовательный квест, конкурсы, тематические недели, акции, проектная деятельность, исследовательская деятельность, тренинги, дискуссии.

Занятия по программе рекомендуется проводить в специально оборудованных кабинетах, мобильном автогородке, автоплощадке с использованием немеханических транспортных средств (велосипед, гироскутер, самокат и т.д.), интерактивных электронных образовательных ресурсов, портала «Дорога безопасности», видео и аудио материалов.

 1-й класс

Тема 1. Для чего нужны ПДД? Моя дорога в школу.

Что такое «дорога». Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Понятие об одностороннем, двустороннем движении.

Тема 2. Кто такие пассажиры, пешеходы, водители.

Транспорт наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различение). Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения). Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС?

Тема 3. Практическое занятие «Изучаем дорожную разметку».

Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат). Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние, классификация). Зачем нужны дорожные знаки и дорожная разметка? Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков.

Тема 4. Права и обязанности пассажиров.

Части (элементы) дороги: разделительная полоса. Правостороннее движение. Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна. В легковом автомобиле пристёгиваться ремнями безопасности. На переднем сиденье ребёнок может ехать только в детском автокресле. Правила поездки в школьном автобусе. Примеры правильного поведения детей – пассажиров.

Тема 5. Права и обязанности пешеходов.

Знаки «пешеходный переход», «надземный переход», «подземный переход» Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной. Примеры правильного поведения детей – пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого.

Тема 6. Где можно и где нельзя играть.

Микрорайон школы или дома. Наиболее опасные перекрёстки. Правила игр на улице. Места для игр и езды на самокатных средствах. Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено». Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено». Знаки дорожного движения для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».

Тема 7. Как помочь себе и товарищу при получении травмы.

Травмы кожи. Оказание первой помощи. Виды повязок. Предупреждение детского травматизма (наколенники, налокотники, перчатки, шлемы и др).

Тема 8. Практическое занятие «Переходим улицу с велосипедом, самокатом и др.».

Где можно кататься на велосипеде, самокате, гироскутере. Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко - далеко; рядом, около; за; перед; ближе – дальше, близко - ближе, далеко - дальше и т. д.). Опасность игр вблизи железнодорожных путей.

Тема 9. Контрольный тест по ПДД «Программа года».

Профилактическая заключительная беседа «У светофора каникул нет».

 2-й класс

Тема 1. Вводное занятие. Что такое безопасность.

Взаимоотношения участников движения и знание своего района как условия безопасного передвижения. Как безопасно вести себя на улицах и дорогах. Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота. Правила велосипедиста.

Тема 2. Где можно переходить проезжую часть.

Маршрут (определение на рисунках). Дорога от дома до школы. Правила перехода проезжей части, если в зоне видимости нет пешеходного перехода или перекрёстка. Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.).

Тема 3. Как перейти улицу на регулируемом перекрестке.

Перекрёсток - место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Регулируемый перекрёсток. Почему светофоры бывают разные. Светофор пешеходный и транспортный. Особенности светофоров для пешеходов и транспортных средств с дополнительными секциями и стрелками. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними. Разные виды светофора (обобщение изученного материала).

Тема 4. Практическое занятие «Переходим регулируемый перекресток».

Регулируемые перекрёстки в микрорайоне школы (дома). Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора.

Тема 5. Как перейти улицу на нерегулируемом перекрестке.

Как перейти улицу на нерегулируемом перекрестке. Правила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрёстках). Предупредительные сигналы, подаваемые водителями.

Тема 6. Практическое занятие «Переходим нерегулируемый перекресток».

Нерегулируемые перекрёстки в микрорайоне школы (дома). Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности пространственного положения предмета при разной скорости движения по отношению к другим предметам (далеко - близко; медленно - быстро, рядом, около).

Тема 7. Первая помощь при травмах.

Виды травм. Вызов полиции «02» и скорой помощи «03». Предупреждение детского травматизма (наколенники, налокотники, перчатки, шлемы и др.).

Тема 8. Поездка в общественном транспорте.

Правила безопасности для пассажиров на остановке, при посадке, в салоне и при выходе. Опасные ситуации, возникающие при этом.

Тема 9. Закрепление знаний и умений.

Отработка действий учащихся по предупредительным сигналам.

3-й класс

Тема 1. Что такое безопасность дорожного движения.

Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, школьный автобус, троллейбус, трамвай). Правила безопасного использования немеханических средств передвижения (самокаты и пр.), уличных электрических транспортных средств.

Тема 2. Где можно переходить проезжую часть.

Какие ещё бывают перекрестки? Разные виды перекрёстков (четырёхсторонний, трёхсторонний, круговой). Особенности поведения, определяемые правилами перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода. Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью, небыстро, даёт сигналы поворота или остановки).

Тема 3. Практическое занятие «Переходим улицу правильно».

Состояние дороги (асфальт, грунт). Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Тормозной путь транспортного средства. Особенности пространственного положения транспортного средства при разной скорости движения по отношению участникам дорожного движения (далеко - близко; медленно - быстро, рядом, около).

Тема 4. Правила поведения на железнодорожном переезде, на трамвайных путях.

Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения: предупреждающие знаки «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Особенности светофоров на железнодорожных переездах.

Тема 5. Какие еще бывают светофоры и дорожные знаки.

Знаки дорожного движения для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением».

Тема 6. Как помочь себе и товарищу при получении травмы.

Виды травм при ДТП. Виды и техника наложения повязок при травмах локтевого, коленного, голеностопного и лучезапястного суставов. Предупреждение детского травматизма (наколенники, налокотники, перчатки, шлемы и др.).

Тема 7. Я – велосипедист.

История велосипеда. Правила безопасной езды. Анализ дорожных происшествий с детьми-велосипедистами. Причины их возникновения. Запрещающие знаки: «движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка».

Тема 8. Как правильно обходить стоящий транспорт.

Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины. Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том случае, если нет опасности и не создаются помехи для других участников движения. Правила движения в тёмное время суток. Опасные маневры автотранспортных средств.

Тема 9. Урок-тест «Правила дорожного движения».

Тест «Правила дорожного движения». Профилактическая беседа «У светофора нет каникул».

 4-й класс

Тема 1. Кто должен знать и соблюдать ПДД.

Путь в школу, в магазин. Новые маршруты. Остановочный и тормозной путь автомобиля Маршрут (моделирование). Дорога от дома до кинотеатра, парка, магазина и пр. Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги. Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях.

Тема 2. Почему случаются дорожно-транспортные происшествия.

Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасности. Сигналы транспортного средства в начале движения и при изменении направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода в соответствии с ними. Анализ ситуаций «Переход регулируемого перекрёстка».

Тема 3. Почему случаются дорожно-транспортные происшествия.

Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрёстков). Нерегулируемые участки дороги. Дорожное движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний). Анализ ситуаций «Переход нерегулируемого перекрёстка».

Тема 4. Практическое занятие «Где и как можно переходить улицу безопасно».

Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям). Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъёмы, спуски)

Тема 5. Практическое занятие «Выработка умений по оказанию первой помощи».

Виды и техника наложения повязок при травмах головы, грудной клетки. Понятие о само- и взаимопомощи.

Тема 6. Когда не работает светофор.

Сигналы регулировщика. Специальные сигналы водителей. Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика.

Тема 7. Отправляемся в путешествие на железнодорожном транспорте (поезд, трамвай, метро).

Разнообразие транспортных средств. Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств. Транспорт будущего.

Тема 8. Игры по правилам дорожного движения.

Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота». Запрещающие знаки: «опасность».  Знаки особых предписаний: «выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств», «начало населённого пункта», «конец населённого пункта», «пешеходная зона». Информационные знаки (общее представление): «указатель направления», «предварительный указатель направления», «наименование объекта», «схема движения», «схема объезда», «указатель расстояний». Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода» и др.

Тема 9. Итоговое занятие.

Практическое занятие на специально оборудованной площадке.

2.Планируемые результаты.

        В процессе изучения программы будут сформированы:

        Личностные результаты. 

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни;
  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с

особенностями своего поведения как участника движения;

  • объяснять значение и функции конкретного знака;
  • находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
  • раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
  • разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.

Метапредметные результаты. Курс способствует формированию метапредметных умений и навыков, характеризующих ученика следующим образом:

  • умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
  • формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
  • формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
  • формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения;
  • научатся осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
  • строить речевые высказывания в устной форме;
  • оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
  • включаться в познавательную деятельность под руководством учителя;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
  • Предметные результаты. Курс призван к достижению предметных результатов, характеризующих ученика следующим образом: переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам
  • передвигаться в группе, в колонне;
  • дисциплинированно вести себя в общественном транспорте; - ориентироваться в дорожной обстановке, не выходить из-за препятствий (машин, сооружений, зданий), не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
  • определять самостоятельно опасные и безопасные участки дороги;
  • оказать первую медицинскую помощь при ДТП (при кровотечениях, ожогах, переломах и других видах травм).

3. Тематический план внеурочных занятий.

 1 класс

№п/п

Содержание

(разделы, темы)

Всего

часов

Количество часов

Тип занятия

ЦОР/ЭОР

Форма проведения

аудиторные

внеаудиторные

аудит

Библиотека РЭШ

Ролевые игры

1

Для чего нужны ПДД? Моя дорога в школу

2

2

Кто такие пассажиры, пешеходы, водители

2

2

аудит

Библиотека РЭШ

Ролевые игры

презентация

3

Практическое занятие «Изучаем дорожную разметку»

2

2

внеаудит

Библиотека РЭШ

Ролевые игры

4

Права и обязанности пассажиров

2

2

аудит

Библиотека РЭШ

Ролевые игры

Ролевые игры

5

Права и обязанности пешеходов

2

2

аудит

Библиотека РЭШ

6

Где можно и где нельзя играть

2

2

аудит

Библиотека РЭШ

Ролевые игры

7

Как помочь себе и товарищу при получении травмы

2

2

аудит

Библиотека РЭШ

Ролевые игры

презентация

8

Практическое занятие «Переходим улицу с велосипедом, самокатом и др.»

2

2

внеаудит

Библиотека РЭШ

Ролевые игры

9

Контрольный тест по ПДД «Программа года»

1

1

аудит

Библиотека РЭШ

Ролевые игры

2класс

1

Вводное занятие. Что такое безопасность

2

2

аудит

Библиотека РЭШ

Ролевые игры

2

Где можно переходить проезжую часть

2

2

аудит

Библиотека РЭШ

Ролевые игры

3

Как перейти улицу на регулируемом перекрестке

2

2

аудит

Библиотека РЭШ

Ролевые игры

4

Практическое занятие «Переходим регулируемый перекресток»

2

2

внеаудит

Библиотека РЭШ

Ролевые игры

5

Как перейти улицу на нерегулируемом перекрестке

2

2

аудит

Библиотека РЭШ

Ролевые игры

презентация

6

Практическое занятие «Переходим нерегулируемый перекресток»

2

2

внеаудит

Библиотека РЭШ

Ролевые игры

7

Первая помощь при травмах

2

2

аудит

Библиотека РЭШ

Ролевые игры

презентация

8

Поездка в общественном транспорте

2

2

аудит

Библиотека РЭШ

Ролевые игры

9

Закрепление знаний и умений

1

1

аудит

Библиотека РЭШ

Ролевые игры

3 класс

1

Что такое безопасность дорожного движения

2

2

аудит

Библиотека РЭШ

презентация

2

Где можно переходить проезжую часть

2

2

аудит

Библиотека РЭШ

Ролевые игры

3

Практическое занятие «Переходим улицу правильно»

2

2

внеаудит

Библиотека РЭШ

Ролевые игры

4

Правила поведения на железнодорожном переезде, на трамвайных путях

2

2

аудит

Библиотека РЭШ

Ролевые игры

презентация

5

Какие еще бывают светофоры и дорожные знаки

2

2

аудит

Библиотека РЭШ

Ролевые игры

6

Как помочь себе и товарищу при получении травмы

2

2

аудит

Библиотека РЭШ

Ролевые игры

7

Я – велосипедист

2

2

аудит

Библиотека РЭШ

Ролевые игры

8

Как правильно обходить стоящий транспорт

2

2

аудит

Библиотека РЭШ

Ролевые игры

9

Урок-тест «Правила дорожного движения»

1

1

внеаудит

Библиотека РЭШ

Ролевые игры

4 класс

1

Кто должен знать и соблюдать ПДД

2

2

аудит

Библиотека РЭШ

презентация

2

Почему случаются дорожно-транспортные происшествия

2

2

аудит

Библиотека РЭШ

Ролевые игры

3

Почему случаются дорожно-транспортные происшествия

2

2

аудит

Библиотека РЭШ

Ролевые игры

4

Практическое занятие «Где и как можно переходить улицу безопасно»

2

2

внеаудит

Библиотека РЭШ

Ролевые игры

презентация

5

Практическое занятие «Выработка умений по оказанию первой помощи»

2

2

внеаудит

Библиотека РЭШ

Ролевые игры

6

Когда не работает светофор

2

2

аудит

Библиотека РЭШ

Ролевые игры

7

Отправляемся в путешествие на железнодорожном транспорте (поезд, трамвай, метро)

2

2

аудит

Библиотека РЭШ

Ролевые игры

8

Игры по правилам дорожного движения

2

2

аудит

Библиотека РЭШ

Ролевые игры

9

Итоговое занятие

1

1

внеаудит

Библиотека РЭШ

Ролевые игры

Согласовано                                                                                                                                                                  Согласовано

протокол заседания ШМО                                                                                                                                           зам. директора по ВР

учителей начальных классов                                                                                                                                        __________  Р.А.Лопатко

от «28» августа 2025г № 1                                                                                                                                           «29» августа 2025г.

Руководитель ШМО _________А.В.Губа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Безопасная дорога"

Цель программы:  создание условий для формирования у обучающихся  устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, умение использовать правила дорожного движения в реально...

Рабочая программа внеурочной деятельности "По дорогам безопасности"

Рабочая программа внеурочной деятельности "По дорогам безопасности"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "По дороге безопасности" для 1 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности "По дороге безопасности" для 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Безопасные дороги Кубани"

Программа построена с учетом следующих принципов:·         Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учет личностный, возр...