Программа внеурочной деятельности "Знай и люби родной язык"
рабочая программа

Хисамутдинова Гульнара Асгатовна

2024-2025 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znay_i_lyubi_rodnoy_yazyk-4kl.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ‌‌

Департамент образования города Нижневартовска

МБОУ «СШ №5»

РАССМОТРЕНО

на заседании ПЦК учителей математики, физики, информатики

Протокол №5

от 28 мая 2024 г.

Руководитель ПЦК

_________/Белоус Г.Л/

СОГЛАСОВАНО

на заседании методического совета школы

Протокол №5

от 28 мая 2024 г.

Заместитель директора по ВР

_________/Н.С. Малютина/

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «СШ №5»

__________/Н.Н.Флерко/

Приказ №350

от 28 мая 2024 г.

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 ««Знай и люби родной язык»

для обучающихся 4 классов 

учитель Хисамутдинова Г.А.

.

г.Нижневартовск‌ 2024г

        «Знай и люби родной язык» (в соответствии с ФГОСООО)

                           

                                       Пояснительная записка

        Успешное овладение знаниями в среднем звене общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит элективный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Особенностью курса также является его ориентированность на глубокое погружение в изучаемый предмет, помощь в подготовке к олимпиаде по русскому языку. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.  

         Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без  овладения словом невозможна никакая познавательная деятельность. В результате особое внимание уделено развитию устной и письменной речи учащихся,  умению чувствовать язык, привитию школьникам этических норм речевого поведения.

     Содержание и методы обучения элективного курса содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Использование различных видов деятельности и заданий позволяет  оценить языковое чутье и лингвистический кругозор учащихся.  Все это открывает для шестиклассников прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

       Необходимость разработанного нами элективного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

Программа построена с учетом принципа научности, системно-деятельностного  подхода к обучению, а также преемственности и перспективности.

       Курс рассчитан на 34 часа (1час в неделю). 

     Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у  школьников знания по русскому языку, повысить интерес к гуманитарному образованию, активизировать внимание учащихся к собственной речи.

    Задачи курса:

     Обучающие:

  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • углубление знаний и представлений о литературном языке;
  •  расширение кругозора, знаний о родном языке.

      Развивающие:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • развитие мотивации к изучению родного языка;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • формирование творческого потенциала учащихся и обогащение их словарного запаса;
  • развитие  смекалки и сообразительности;
  • развитие мышления и коммуникативной культуры учащихся;
  •  формирование умения  пользоваться  разнообразными словарями;

     Воспитывающие:

  • Формирование общей культуры учащихся;
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
  •  воспитание уважения и сотрудничества при  коллективной деятельности, в достижении общих результатов.

   

       Организация деятельности  школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • исследовательский характер работы;
  • индивидуальный подход к учащимся, -

что позволит совершенствовать учебные и общеучебные умения шестиклассников (чтение и анализ текстов, работа со справочной литературой, доклад сообщение, аргументированный ответ и т.д.)

               Элективный курс «Знай и люби родной язык» позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его возрастных и индивидуальных способностей.

       Основные методы и технологии:

  1. развивающее обучение;
  2. технология  обучения в сотрудничестве;
  3. проблемный подход в обучении.

         Выбор технологий и методик обучения направлен на развитие универсальных учебных действий и личностных  качеств учащихся.

       Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • мотивация к обучению и саморазвитию;
  • совершенствование собственной речи;
  • формирование коммуникативной компетенции в общении  сотрудничестве со сверстниками в процессе исследовательской деятельности;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к изучению языка.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельное определение темы и цели урока;
  • составление плана решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работа по плану, корректировка своей деятельности;
  •  оценивание собственных результатов  и определение степени успешности своей деятельности и работы других.

Познавательные УУД:

  • умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользование словарями, справочниками;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • осознанное использование речевых средств  в соответствии с коммуникативной задачей, владение монологической и диалогической формами речи;
  •  обоснование своей точки зрения;
  • умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.

          Содержание программы:

1.История языка. - 9 часов.

Откуда есть пошла славянская письменность. Славянские языки и признаки их родства. Праязык русского языка. Восточная группа славянских языков. Роль  Мефодия и Кирилла в создании первого письменного языка для славян. Образование славянской письменности. Роль старославянского языка в развитии русского языка.

       Признаки старославянизмов в художественной литературе. Полногласие и неполногласие. Приметы старославянского происхождения в сложных словах, первой частью в которых выступают слова: благо-, велико-, добро-, душе-, зло-.

        Работа с текстами: найти старославянизмы в художественном отрывке, найти признаки старославянизмов в тексте, для чего старославянизмы используются писателями и поэтами в литературе. Сопоставить тексты, например, на русском языке, болгарском и татарском; найти черты сходства и различия, определить, какие из данных языков являются родственными и почему.

        Если хочешь познать истину, начни с азбуки. Глаголица и кириллица. Ранние славянские памятники письменности, азбуки глаголица и кириллица. Старославянский алфавит: названия букв и цифровое значение. Сходство современного алфавита с кириллицей. Ролевая игра: заочная экскурсия по Москве, памятник Кириллу и Мефодию на Славянской площади; рассказ экскурсовода об этом памятнике.

        Практикум по работе с кириллицей.   Лингвистическое конструирование. Перевод русских выражений на «экзотический» язык. Выделение смысловых единиц и морфем, определение их лексического значения и конструирование из них искомой фразы. Например, даны предложения на японском языке и их переводы на русский язык.

         «Живой как жизнь». Изменения в русском языке в начале ХХI века, вызванные общественными процессами, Диспут «Новые слова в нашем лексиконе: всегда ли это хорошо?». Выступления и сообщения учащихся.

Фонетика и орфоэпия . -2 часа.

          Фонетический разбор слова. Фонетика и орфоэпия (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т.д.). Владение орфоэпическими нормами русского литературно языка.

2.Орфография . - 5 часов.

            Разделы русской орфографии и принципы написания. Звукобуквенные орфограммы. Гласные после шипящих и ц. Слово звучащее и написанное (сопоставление). Употребление ъ и ь. Самостоятельная работа. Удвоенные согласные. Окончания существительных множественного числа в родительном падеже.

3.Лексика. – 6 часов.

          Группы слов русского языка и нормы их употребления.

          Лексические омонимы и омоформы. Омографы. Дать понятие омографов, их возникновение. Разбор задач на нахождение омографов.

          Омофоны. Дать понятие омофонов, их возникновение. Разбор задач на нахождение омофонов.

           Паронимы. Понятие паронимов. Исправление стилистических ошибок.

           Типы фразеологизмов с точки зрения стилистической окраски. Смысловое обыгрывание фразеологизмов; индивидуально-авторские преобразования состава фразеологизмов.

4.Морфемика и словообразование. – 3 часа.

                  Исторические чередования. Следы носовых гласных (жать – сжимать и т.п.).

      Синхронный и диахронический морфемный и словообразовательный анализ.

      Разбор задач на нахождение однокоренных слов.                                              

5.Морфология. - 3 часа.

             Самостоятельные части речи. Служебные части речи.

             Разбор задач на определение частей речи.          

6.Синтаксис и пунктуация. - 2 часа.

             Синтаксическая система русского языка. Анализ синтаксических явлений повышенной сложности.

7.Повторение. – 4 часа.

             Занимательные задачи по русскому языку. Комментарий к задачам по разным разделам лингвистики.

Заключительное занятие в форме «круглого стола».

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние,                      переданное нам нашими предшественниками…». Организация дискуссии на тему «Что происходит с русским языком и нашим отношением к нему?».

Итог работы по курсу.

     Средства, необходимые для реализации программы:

  1. наличие лингвистических словарей;
  2. наличие  дидактического материала;
  3. наличие текстов для работы на занятиях.

     Контроль и оценивание планируемых результатов: 

практическое выполнение упражнений;

аргументированный устный ответ;

сообщение, доклад.

Итоги работы подводятся на последнем уроке, выставляется оценка по результатам работы на занятиях, выдается сертификат об изучении материала элективного курса.

                                 

Учебно-тематическое планирование

п/п

Уро-ка

Тема урока

Кол - во

часов

Дата

Форма урока

История языка.

9

1

1

Откуда есть пошла славянская письменность.

1

Лекция с элементами беседы.

2

2

Признаки старославянизмов в художественной литературе.

1

Практическая работа.

3

3

Славянские языки и признаки их родства.

1

Беседа, практическая работа.

4

4

Если хочешь познать истину, начни с азбуки.

1

Лекция с элементами беседы.

5

5

Глаголица и кириллица

1

Беседа.

6

6

Практикум по работе с кириллицей.

1

Практическая работа.

7

7

Лингвистическое конструирование.

1

Урок – размышление.

8

8

Практикум по лингвистическому конструированию.

1

Практическая работа.

9

9

«Живой как жизнь». Изменения в русском языке в начале ХХI века.

1

Диспут.

Фонетика и орфоэпия.

2

10

1

Фонетика и орфоэпия.

1

Лекция с элементами беседы.

11

2

Орфоэпические нормы русского литературно языка.

1

Практическая работа.

                  Орфография.

5

12

1

Разделы русской орфографии и принципы написания.

1

Лекция с элементами беседы.

13

2

Звукобуквенные орфограммы. Слово звучащее и написанное (сопоставление).

1

Практическая работа.

14

3

Употребление ъ и ь. Самостоятельная работа.

1

Практическая работа.

15

4

Удвоенные согласные.

1

Практическая работа.

16

5

Окончания существительных множественного числа в родительном падеже.

1

Практическая работа.

Лексика.

5

17

1

Группы слов русского языка и нормы их употребления.          

1

Лекция с элементами беседы.

18

2

Лексические омонимы и омоформы. Омографы.

1

Лекция с элементами беседы.

19

3

Омофоны.

1

Лекция с элементами беседы.

20

4

Паронимы.

1

Лекция с элементами беседы.

21

5

Фразеологизмы. Типы фразеологизмов с точки зрения стилистической окраски.

1

Лекция с элементами беседы.

22

6

Тест по теме «Фразеологизмы».

1

Практическая работа.

Морфемика и словообразование.

3

23

1

Чередование гласных и согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности.

1

Лекция с элементами беседы.

24

2

Правописание иноязычных словообразовательных элементов. Работа со справочной литературой.

1

Лекция с элементами беседы.

Практикум.

25

3

Однокоренные ли это слова?                                            

1

Практическая работа.

Морфология.

3

26

1

Самостоятельные части речи.

1

Практическая работа.

27

2

Служебные части речи.

1

Практическая работа.

28

3

Разбор задач на определение частей речи.

1

Практическая работа.

Синтаксис и пунктуация.

2

29

1

Синтаксическая система русского языка

1

Лекция с элементами беседы.

30

2

Анализ синтаксических явлений.

1

Практическая работа.

Повторение

4

31-32

Занимательные задачи по русскому языку.

2

Практическая работа.

33

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык…»

1

Диспут.

34

1

Итог работы по курсу.

1

Беседа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Изучение природы родного края"

Программа разработана на основе программы внеурочной проектной деятельности «Изучение природы родного края» под редакцией Р.Г. Чураковой, сборник программ по учебным предметам, план и программы внеуро...

Программа внеурочной деятельности "Мой край родной..."

Данная программа направлена на  изучение  младшим школьником особенностей природы Краснодарского края. Они узнают об историческом развитии своей малой родины, о поэтах, прозаиках, ко...

Внеклассное мероприятие учителя-логопеда О.С. Максимцевой "Учись красиво говорить и любить родной язык". Неделя русского языка

Данное внеклассное мероприятие предназначено для обучающихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью. Целью мероприятия является создние условий для формирования познавательных мотивов к о...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Учимся любить книгу"

Рабочая программа по курсу «Учимся любить книгу» для 1-4 классов общеобразовательной школы составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами.Курс «Учимся любит...

Рабочая программа внеурочной деятельности " Мы любим рисовать"

Программа " Мы лююбим рисовать" предназначена для ддетей в возрасте от 7 до 10 лет с разной степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельности и направлена на обеспечение до...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Мы любим русский язык» 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Мы любим русский язык»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу внеурочной деятельности «Мы любим русский язык» для обучающихся 1-4 классов

    Программа решает одну из важных проблем – развитие культуры речевого поведения ребенка в современном обществе. Позволяет обеспечить всестороннее развитие интеллектуально-вол...