Отчет по самообразованию по теме: "Как повернуть ошибку в ответе ученика в сторону обучающегося"
статья

Мамонова Вероника Евгеньевна

Ошибка учащихся - это естественная часть прочесса обучения. Как же учителю повернуть ошибку в ответе ученика в сторону обучающегося?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию по теме: «Как повернуть ошибку в ответе ученика в сторону обучающегося»

Введение

Ошибки учащихся  - это естественная часть процесса обучения. Они могут возникать по различным причинам: недостаток знаний, невнимательность, неправильное понимание материала или даже страх перед ошибками. Работа над ошибками одна из важнейших частей работы учителя, то, как учитель реагирует учитель на ошибку, может очень сильно повлиять не только на успеваемость ребёнка, но и на отношения между преподавателем и учеником.

Дети чувствительны к ошибкам, особенно, если это происходит перед всем классом, во время устного ответа или выступления.

Многие учащиеся могут замкнуться в себе и перестать вести активную деятельность на уроке. Учителю важно помнить, что его главная задача не просто исправить ошибку, а сделать это так чтобы у ребёнка не пропало желание к учению.

Обратная связь от учителя к ученику

Обратная связь от учителя к ученику — необходимый инструмент образовательного процесса.  Грамотное построение здорового обсуждения должно включать в себя следующие правила.

1.Определите принципы выставления оценок: чтобы оценивание было справедливым, ученикам нужно в самом начале объяснить, из чего будет складываться их оценка, а также что нужно сделать для получения максимального и минимального балла. Если ученики изначально будут понимать правила и критерии оценивания, то потом им будет легче работать над своими ошибками и воспринимать критику.

2. Будьте конкретными: «плохо», «ты молодец», «мне понравилась твоя работа» — всё это комментарии, не имеющие конкретики для учеников. Всегда говорите о конкретных ошибках в конкретной работе и о том, как именно их можно исправить.

3. Задавайте ученику вопросы: во время обсуждения ошибок ученик не должен молчать. Важно не просто высказаться об ошибках ученика, но удостовериться, что он осознал их. Для этого необходимо выстроить диалог с учеником. Стоит предложить самооценивание и подумать над возможными ошибками.

Важно: не запрещайте ученикам защищать свою позицию, если вдруг они не согласны с мнением учителя! Это поможет и выстраиванию доверительного диалога и вовлечённости ученика.

4. Принимайте во внимание личность ученика: из-за особенностей характера одна и та же фраза может по-разному может влиять на разных учеников. Поэтому подумайте, кого больше замотивирует критика, а кого — похвала. Давая ученику обратную связь, ориентируйтесь исключительно на его результаты и прогресс. Сравнивайте ученика только с ним же в прошлом, а не с классом.

5. Не забывайте хвалить за конкретную работу: обратная связь — это не только про ошибки. Моменты успеха тоже нужно фиксировать, притом не только ради выстраивания диалога с учеником, но и для лучшего запоминания удачных алгоритмов работы.

Как повернуть ошибку в пользу ученика?

Повернуть ошибку в пользу ученика возможно лишь при тактичном подходе, когда учитель направляет ребенка в правильном направлении и помогает ему развивать мысль дальше.

Необходимо создание преподавателем безопасной среды на уроке. Ученик должен понимать, что ошибаться — это нормально. Важно сформировать атмосферу, где каждый ответ ценится, а критика заменяется конструктивной обратной связью.

Приёмы: 1. Начинайте урок с установления правил, в которых ошибки воспринимаются как часть учебного процесса.

2. Используйте приём «ошибка — это ступенька к успеху», рассказывая истории известных учёных или героев, которые учились на ошибках.

Важна конкретная обратная связь. Вместо общих фраз «плохо» или «хорошо» давайте чёткие комментарии. Объясняйте, что именно было сделано неправильно и как это можно исправить.

Приёмы: 1. Вместо «плохо» говорите: «Вот здесь ты перепутал буквы, попробуй ещё раз внимательно посмотреть на образец».

2. Используйте маркеры прогресса: «Ты прекрасно справляешься с математикой, сейчас нужно поработать над аккуратностью записи».

Используйте диалоговый подход. Вовлекайте ученика в обсуждение его ошибок. Задавайте вопросы, помогающие ему самостоятельно найти решение.

Приёмы: 1. Задавайте вопросы: «Почему ты так думал?», «Что можно сделать по-другому?», «Как ты думаешь, что здесь не так?»

2. Проводите мини-беседы после выполнения задания, чтобы ученик мог объяснить своё решение и понять замечания.

3. Поощряйте учеников обсуждать свои ошибки в парах или малых группах, стимулируя рефлексию.

Фокусируйтесь на прогрессе ученика. Сравнивайте достижения ученика только с его предыдущими результатами, а не с успехами других.

Приёмы: 1. Ведите дневники успехов или портфолио, где фиксируйте достижения каждого ребёнка.

2. Используйте сравнение «сегодня — вчера» для каждого ученика в отдельности: «Смотри, вчера было 5 ошибок, а сегодня только 2 — отличная работа!»

Применяйте позитивное подкрепление  обучения. Начинайте с похвалы, отмечайте сильные стороны работы, а затем переходите к ошибкам.

Приёмы: 1. Начинайте исправление с похвалы за усилия и успехи: «Ты очень внимательно писал, и это здорово!»

2. Используйте слова поддержки и воодушевления: «У тебя хорошо получается, если немного подправить это, будет ещё лучше».

Ошибка – это «возможность», попробуйте через ошибку вовлечь ребёнка в образовательный процесс, чтобы он сам захотел разобраться в теме.

Список литературы:

  1. https://engl4you.ru/kak-pravilno-ispravliat-oshibki-ychenikov-sovety-i-rekomendacii-pedagogam/
  2. https://gb.ru/posts/oshibatsya-eto-normalno


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию на тему: «Воспитание культуры поведения у обучающихся»

     Я выбрала эту тему, потому что считаю, что она более актуальна на сегодняшний день для наших детей....

Как повернуть ошибку в ответе ученика в пользу отвечающего?

Работа с ошибками и их исправление одна из важнейших частей работы учителя, то, как учитель реагирует на них может очень сильно повлиять не только на успеваемость ребёнка, но и на отношения между преп...

Как повернуть ошибку в ответе ученика в пользу отвечающего?

На первый взгляд, исправить ошибку, которую учащийся допускает на уроке, элементарно. Однако замечание ученику должно быть сделано с умом – в уместный момент и в надлежащей форме. Для разных тип...

Как повернуть ошибку в ответе ученика в пользу отвечающего?

В процессе обучения ученики из-за недостаточного уровня знаний, порой спешки и невнимательности допускаю ошибки. Перед учителем стоит ответственная задача, исправить допущенные ошибки таким образом, ч...

Выступление на тему " Как повернуть ошибку в ответ ученика в пользу отвечающего"

Выступление на тему:  " Как повернуть ошибку в ответ ученика в пользу отвечающего"....

Отчет по самообразованию по теме: «Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках литературного чтения»

Отчет по самообразованию учителя начальных классов по теме: «Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках литературного чтения»...