КАРТОТЕКА СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПРОЕКТОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
проект (4 класс)
Предисловие
Коллеги, дорогие учителя!
Перед вами картотека социально значимых проектов, направленных на формирование основ гражданской идентичности, разработанная специально для организации внеурочной деятельности учащихся 4 класса. Её главная цель -целенаправленное и системное формирование основ гражданской идентичности учащихся 4 класса.
Что же такое гражданская идентичность? Гражданская идентичность - это осознание личности своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе [Асмолов А.Г.]. В гражданскую идентичность входят 3 компонента: когнитивный, эмоционально-ценностный и деятельностный.
Тем самым гражданская идентичность, как осознание человеком своей принадлежности к сообществу граждан России на основе разделения общих нравственных идеалов, исторической памяти, культурных ценностей, гражданских прав и обязанностей, а также чувства личной сопричастности к судьбе страны. Это не просто знание о своей стране, это чувство «мы», основанное на уважении, ответственности и гордости.
Что такое социально значимый проект? Социально значимый проект – проект, который направлен на решение конкретных актуальных для общества проблем и задач [Полат Е.С.].
В современном мире задача воспитания гражданина-патриота, осознающего свою принадлежность к родной стране, разделяющего её ценности и готового к активному участию в жизни общества, становится одной из ключевых. Однако для ребенка 9-10 лет понятия «гражданственность» и «патриотизм» часто абстрактны. Сделать их понятнее, нагляднее помогают социально значимые проекты.
Его ключевые особенности:
- Наличие социальной проблемы, которую дети могут понять и решить.
- Ориентация на пользу другим (одноклассникам, школе, городу, ветеранам, природе и тп).
- Создание конкретного, осязаемого продукта (плаката, выставки, отремонтированной книги, проведенного праздника и тп).
- Личное участие и ответственность каждого ребенка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 46.55 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПРОЕКТОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Предисловие
Коллеги, дорогие учителя!
Перед вами картотека социально значимых проектов, направленных на формирование основ гражданской идентичности, разработанная специально для организации внеурочной деятельности учащихся 4 класса. Её главная цель -целенаправленное и системное формирование основ гражданской идентичности учащихся 4 класса.
Что же такое гражданская идентичность? Гражданская идентичность - это осознание личности своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе [Асмолов А.Г.]. В гражданскую идентичность входят 3 компонента: когнитивный, эмоционально-ценностный и деятельностный.
Тем самым гражданская идентичность, как осознание человеком своей принадлежности к сообществу граждан России на основе разделения общих нравственных идеалов, исторической памяти, культурных ценностей, гражданских прав и обязанностей, а также чувства личной сопричастности к судьбе страны. Это не просто знание о своей стране, это чувство «мы», основанное на уважении, ответственности и гордости.
Что такое социально значимый проект? Социально значимый проект – проект, который направлен на решение конкретных актуальных для общества проблем и задач [Полат Е.С.].
В современном мире задача воспитания гражданина-патриота, осознающего свою принадлежность к родной стране, разделяющего её ценности и готового к активному участию в жизни общества, становится одной из ключевых. Однако для ребенка 9-10 лет понятия «гражданственность» и «патриотизм» часто абстрактны. Сделать их понятнее, нагляднее помогают социально значимые проекты.
Его ключевые особенности:
- Наличие социальной проблемы, которую дети могут понять и решить.
- Ориентация на пользу другим (одноклассникам, школе, городу, ветеранам, природе и тп).
- Создание конкретного, осязаемого продукта (плаката, выставки, отремонтированной книги, проведенного праздника и тп).
- Личное участие и ответственность каждого ребенка.
Структура и содержание программы
В данной картотеке 13 занятий-проектов, объединенных в два блока: 6 занятий на 1 блок (формирование когнитивного и эмоционально-ценностного компонентов гражданской идентичности), 7 занятий на 2 блок (формирование эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской идентичности).
№ занятия | 1 блок когнитивный и эмоционально-ценностный компоненты (тема занятия) | 2 блок эмоционально-ценностный и деятельностный компоненты (тема занятия) |
1 | Истоки трудолюбия | Вместе мы сможем все |
2 | Герои наших улиц | Мы дружный класс |
3 | Права и обязанности | История семьи |
4 | Диалог культур | Память в сердце |
5 | Память, застывшая в стихах | Я — доброволец |
6 | Символы России – наша гордость | Школа — наш общий дом |
7 | - | В команде рождается лидер |
Что входит в картотеку?
По каждому из 13 занятий представлена полная, готовая к использованию методическая разработка, включающая:
- № занятия и его принадлежность к блоку.
- Название проекта.
- Тему в соответствии с блоком.
- Продукт проекта - конкретный результат.
- Цель занятия
- Форму организации работы (групповая, индивидуальная, парная, фронтальная).
- Наличие предварительной подготовки
- Продолжительность (1 занятие).
- Планируемый результат, сформулированный через компоненты гражданской идентичности (когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностный).
А также для каждого занятия предоставлены:
- Фрагменты занятия - прописанные речевые модули взаимодействия с классом для лучшего понимания и легкой реализации.
- Рекомендации по продолжительности каждого этапа в рамках занятия.
Пошаговая инструкция по использованию картотеки
- Ознакомление. Внимательно изучите все 13 проектов, представленных в картотеке.
- Планирование. Внесите занятия в план вашей внеурочной деятельности. Вы можете следовать предложенной последовательности, так как она логически выстроена.
- Подготовка. Заранее ознакомьтесь с материалом конкретного занятия. Подготовьте необходимые ресурсы (ватман, краски, клей, фотографии, доступ к интернету для поиска информации и т.д.).
- Реализация. Проведите занятие, следуя предложенному алгоритму и используя предоставленные фрагменты как основу для диалога с классом.
- Презентация. Организуйте представление продукта проекта целевой аудитории.
- Рефлексия. После каждого занятия обязательно обсудите с детьми, что у них получилось, что вызвало трудности и какие чувства они испытывали. Это закрепляет личностные результаты.
- Адаптация. Вы можете творчески адаптировать проекты под особенности своего класса, местные условия и имеющиеся ресурсы, не меняя основной цели и сути.
Преимущества данной картотеки проектов
- Системность и преемственность. Занятия выстроены в единую логическую цепочку, где каждый последующий проект развивает и закрепляет результаты предыдущего.
- Возрастная адекватность. Темы и формы работы подобраны с учетом психофизиологических особенностей учащихся 4 класса: опора на личный опыт, игровые и творческие формы, создание яркого продукта.
- Практико-ориентированность и публичный результат. Дети не просто говорят о хорошем, а своими руками творят добрые дела и получают публичное признание своего труда, что делает формирование гражданской идентичности естественным и ненасильственным процессом.
- Конкретность и простота использования. Готовые формулировки, четкая структура и временные рамки экономят ваше время на подготовку и позволяют легко интегрировать проекты в учебно-воспитательный процесс.
- Комплексное развитие личности. Проекты направлены не только на гражданское становление, но и на развитие коммуникативных навыков, критического мышления, креативности, умения работать в команде и уверенно презентовать результаты своего труда.
- Гибкость. Картотека является модульной, что позволяет использовать проекты как в полном объеме, так и выборочно, встраивая их в существующие воспитательные программы.
Уважаемые коллеги, предлагаемая картотека — это инструмент, который поможет вам сделать процесс воспитания гражданина живым, интересным и по-настоящему эффективным. Желаю вам и вашим ученикам вдохновения и успехов в этом важном деле!
1. Проект «Древо трудолюбия»
Тема: Истоки трудолюбия
Продукт проекта: Коллективное панно на ватмане с «корнями» (истории первых трудовых успехов), «стволом» (качества трудолюбия), «ветвями» (примеры труда) и «листьями» (успехи класса).
Цель: Формирование ценностного отношения к труду и понимания его роли в жизни человека и общества
Форма организации: групповая
Продолжительность: 1 занятие
Блок: 1 (когнитивный+эмоционально-ценностный компоненты)
Результат:
- Когнитивный компонент: усвоение знаний о сущности труда и трудолюбия, через осмысление понятий «труд», «трудолюбие», качеств трудолюбивого человека;
- Эмоционально-ценностный компонент: формирование положительной мотивации, уважения к труду как социальной ценности, через переживание личного успеха в трудовой деятельности, гордости за трудовые достижения класса;
Фрагмент занятия
Тема: Истоки трудолюбия | Класс: 4 | Время (мин): |
Итак, теперь мы знаем, что же такое труд и трудолюбие, поэтому сегодня мы создадим «Древо трудолюбия»! Это будет не просто красивое украшение для нашего класса, а настоящий символ трудолюбия! На нем мы соберем истории о людях, которых вдохновляет труд, пословицы про труд, а также наши собственные размышления о том, что такое трудолюбие и зачем оно нужно. Оно будет расти прямо у нас в классе, и каждый из вас сможет внести свой вклад в его создание. Но самое главное – мы не будем искать информацию в интернете или книгах, а будем опираться только на свой опыт, свои знания и свои чувства! У нас будет одно большое дерево, которое мы нарисуем на ватмане. А чтобы наше дерево стало по-настоящему живым и интересным, мы разделимся на четыре группы, и каждая группа внесет свой особый вклад:
| Актуализация: 4 Мотивация: 3 Основной этап: 20 Презентация: 8 Рефлексия: 6 | |
2. Проект «Помощь школьной библиотеке»
Тема: Вместе мы сможем все
Продукт проекта: Книжные закладки для библиотеки, мини-плакаты с правилами обращения с книгами, отремонтированные книги.
Цель: Формирование социальной ответственности
Форма организации: индивидуальная
Продолжительность: 1 занятие
Блок: 2 (эмоционально-ценностный+деятельностный компоненты)
Результат:
- Эмоционально-ценностный компонент: развитие чувства сопричастности к школьному сообществу как части общества;
- Деятельностный компонент: формирование гражданской позиции через практическую реализацию заботу об общем благе
Фрагмент занятия
Тема: Вместе мы сможем все | Класс: 4 | Время (мин) |
Как вы думаете, легко ли библиотекарям поддерживать порядок в библиотеке? Что нужно для того, чтобы в библиотеке всегда были новые и интересные книги? (Обсуждение: дети рассуждают о трудностях работы библиотекаря, о важности пополнения книжного фонда и поддержания порядка в библиотеке). Как вы думаете, можем ли мы как-то помочь нашей школьной библиотеке? Что мы можем для нее сделать? (Дети предлагают разные варианты: собрать книги, помочь с уборкой, сделать новые книжные закладки). Сегодня мы начинаем акцию «Помощь школьной библиотеке»! Мы должны сделать все возможное, чтобы наша библиотека стала еще лучше и привлекательнее для читателей! Каждая группа представит свои идеи. Обсудим все вместе и выберем самые интересные и выполнимые. Затем мы распределим задачи, чтобы каждый знал, что ему нужно делать. Каждый выполняют свои задачи: собирают книги, помогают библиотекарям расставлять книги, ремонтируют книги, создают красочные закладки, развешивают плакаты и листовки. Учитель координирует работу групп, оказывает необходимую помощь и следит за тем, чтобы все дети были вовлечены в процесс) | Актуализация: 1 Мотивация: 3 Основной этап: 30 Презентация: - Рефлексия: 6 | |
3. Проект «Солнечная полянка»
Тема: Мы дружный класс
Продукт проекта: Оформление подоконника комнатными растениями и декоративными элементами (бабочки, цветы из бумаги).
Цель: Создание положительной социальной атмосферы, условий бережного отношения к природе
Форма организации: индивидуальная
Продолжительность: 1 занятие
Блок: 2 (эмоционально-ценностный+деятельностный компоненты)
Результат:
- Эмоционально-ценностный компонент: развитие чувства принадлежности к коллективу как основе гражданской общности, важности бережного отношения к природе через совместное творчество и создание уютной атмосферы;
- Деятельностный компонент: формирование практики гражданского взаимодействия через распределение обязанностей и совместное принятие решений по оформлению пространства
Фрагмент занятия
Тема: Мы дружный класс | Класс: 4 | Время (мин) |
Ребята, как вы думаете, чего не хватает в нашем классе, чтобы он стал еще более уютным и красивым? Что мы можем сделать, чтобы в нашем классе всегда было солнечное настроение, даже в пасмурные дни? Что мы знаем о комнатных растениях? Почему важно заботиться о них? Сегодня мы будем дизайнерами и садоводами! Мы создадим «Солнечную Полянку» на окне нашего класса! Мы украсим наши окна цветами, бабочками и другими яркими элементами, также мы посеем семена, чтобы у нас выросли настоящие растения! И мы увидим, какой мы дружный класс и можем создать красоту своими руками! Теперь нам нужно украсить наше окно и разместить на нем нашу «Солнечную Полянку». Аккуратно приклейте цветы, бабочки, солнышко и облака к стеклу. Разместите контейнеры с посеянными семенами на подоконнике. Сделайте так, чтобы наша «Солнечная Полянка» радовала всех, кто находится в классе, и всех, кто смотрит на наше окно снаружи! (Дети украшают окно и размещают «Солнечную Полянку». Учитель помогает им, следит за тем, чтобы все было безопасно). | Актуализация: 3 Мотивация: 3 Основной этап: 27 Презентация: - Рефлексия: 7 | |
4. Проект «Плакаты памяти»
Тема: Герои наших улиц
Продукт проекта: Серия мини-плакатов о героях, чьими именами названы улицы района.
Цель: Развитие уважения и знаний об истории
Форма организации: групповая
Продолжительность: 1 занятие
Блок: 1 (когнитивный+эмоционально-ценностный компоненты)
Результат:
- Когнитивный компонент: усвоение знаний о земляках-героях как примерах патриотизма через изучение материалов об их подвигах и достижениях;
- Эмоционально-ценностный компонент: формирование гордости за земляков и осознание преемственности гражданских ценностей через визуализацию их историй
Фрагмент занятия
Тема: Герои наших улиц | Класс: 4 | Время (мин) |
Ребята, вы когда-нибудь задумывались, почему улицы, на которых мы живем, носят такие названия? За многими названиями скрываются судьбы реальных людей – героев, ученых, писателей. Эти люди своими поступками, трудом или творчеством прославили нашу страну. Они – часть нашей общей истории, нашего наследия. Мы с вами становимся хранителями этой памяти. Давайте проведем небольшое исследование. Я подготовила для вас материалы о людях, в честь которых названы улицы в нашем районе. Ваша задача – изучить их и создать «Плакаты памяти». В него мы вклеим фотографии, запишем ключевые факты из их биографий, опишем их подвиг или достижения. Эти плакаты мы подарим школе, чтобы и другие ученики могли узнать о героях, чьи имена они слышат каждый день. Это наш долг перед прошлым. | Актуализация: 2 Мотивация: 2 Основной этап: 25 Презентация: 8 Рефлексия: 3 | |
5. Проект «Правовой букварь»
Тема: Права и обязанности
Продукт проекта: Карманная памятка для второклассников о правах и обязанностях ученика.
Цель: Формирование представлений о правах и обязанностях в школе и обществе, как к гражданской позиции
Форма организации: групповая
Продолжительность: 1 занятие
Блок: 1 (когнитивный+эмоционально-ценностный компоненты)
Результат:
- Когнитивный компонент: знания единства прав и обязанностей как основы гражданского статуса через анализ устава школы, конституции и законов;
- Эмоционально-ценностный компонент: осознание о единстве прав и обязанностей
Фрагмент занятия
Тема: Права и обязанности | Класс: 4 | Время (мин) |
Сегодня мы поговорим о двух очень важных словах: «права» и «обязанности». Ребята, а что для вас значит слово «право»? Это то, что вам разрешено, то, что вы можете делать. Например, право на учебу, на отдых, на собственное мнение. Но у каждой медали есть обратная сторона. Ваши права заканчиваются там, где начинаются права другого человека. И здесь на сцену выходят «обязанности». Обязанность – это то, что вы должны делать. Например, уважать мнение других, беречь школьное имущество, хорошо учиться. Давайте подумаем, какие права и обязанности есть у вас в школе? А теперь представьте, что у нас в школе учатся маленькие второклассники. Они еще многого не знают. Давайте поможем им и создадим яркую и понятную памятку. В ней мы простыми словами объясним, что же такое «право» и «обязанность». Кроме этого, подготовим небольшой доклад и выступим перед ними. | Актуализация: 2 Мотивация: 1 Основной этап: 28 Презентация: 7 Рефлексия: 2 | |
6. Проект «Семейная реликвия»
Тема: История семьи
Продукт проекта: Стенд с фотографиями и историями о бабушках и дедушках, открытки.
Цель: Формирование осознания связи своей семьи с историей страны и народа
Форма организации: индивидуальная
Продолжительность: 1 занятие
Блок: 2 (эмоционально-ценностный+деятельностный компоненты)
Результат:
- Эмоционально-ценностный компонент: осознание связи семейной истории с историей страны через исследование биографий бабушек и дедушек. Развитие чувства личной причастности к истории Отечества через осмысление вклада старших поколений в развитие общества
- Деятельностный: формирование гражданской позиции по благодарности к старшему поколению через планирование и проведение акции и личное участие в ней (создание стенда, подготовка публичных выступлений, изготовление открыток и телефонные звонки).
Фрагмент занятия
Тема: История семьи | Класс: 4 | Время (мин) |
История – это не только даты в учебнике. Это, в первую очередь, истории людей, наших с вами семей. Ваши бабушки и дедушки – живые свидетели ушедшей эпохи. Они трудились, защищали Родину, растили детей. Их фотографии, которые вы принесли сегодня, – это не просто карточки. Это целые жизни, это история нашей страны, увиденная через призму одной семьи. В нашей школе будет стоять стенд, посвященный бабушкам и дедушкам «Семейная реликвия». Я предлагаю вам подойти и кратко рассказать о человеке на вашей фотографии. Кто он? Чем занимался? Чем он гордился? Таким образом, мы соединим все наши семейные истории в одну большую картину. Мы увидим, как переплетаются судьбы наших родных с судьбой страны. Это поможет нам лучше понять самих себя и свою связь с прошлым. После этого мы создадим с вами небольшие открытки для них. И позвоним, пожелаем добрых слов и скажем, что мы их любим, гордимся ими. | Актуализация: 1 Мотивация: 2 Основной этап: 27 Презентация: - Рефлексия: 4 | |
7. Проект «Бессмертный полк нашего города»
Тема: Память в сердце
Продукт проекта: Интерактивный плакат с фотографиями и историями ветеранов.
Цель: Развитие чувства памяти об истории страны и значимости подвига ветеранов ВОВ
Форма организации: групповая
Продолжительность: 1 занятие
Блок: 2 (эмоционально-ценностный+деятельностный компоненты)
Результат:
- Эмоционально-ценностный компонент: развитие чувства долга, памяти и благодарности перед предыдущими поколениями через визуализацию их подвигов
- Деятельностный: формирование опыта гражданской ответственности через создание общественно-значимого продукта (интерактивного плаката «Бессмертный полк») и организацию публичной презентации.
Фрагмент занятия
Тема: Память в сердце | Класс: 4 | Время (мин) |
Ребята, посмотрите на эти фотографии памятников и мемориалов. Они есть в каждом городе, в каждом селе. Это не просто камень или металл. Это – память. Память о тех, кто защищал нашу Родину в самые трудные годы. Но память жива, пока живы имена. Я предлагаю вам стать хранителями этих имен. Мы создадим интерактивный плакат «Бессмертный полк нашего района». Мы с вами собрали уже информацию о ветеранах из наших семей или о тех, чьи имена высечены на памятниках в нашем городе. Вы будете работать с архивными фотографиями, записывать истории, которые помните вы или ваши родители. Наш плакат не будет молчать – к нему можно будет подойти, прочитать историю, посмотреть в глаза герою. Это будет наша общая работа, наш способ сказать: «Мы помним. Мы благодарны». Эта память – основа нашего уважения к истории и нашей гражданской ответственности. А после мы его с вами презентуем. Вы уже заранее были поделены на 6 групп, поэтому прямо сейчас сможем приступить к работе. | Актуализация: 2 Мотивация: 2 Основной этап: 22 Презентация: 12 Рефлексия: 2 | |
8. Проект «День добрых дел»
Тема: Я — доброволец
Продукт проекта: Презентация работы о проведение «Дня добрых дел» для школы (сбор макулатуры, уборка школы, проведение перемен для младшеклассников.
Цель: Формирование активной гражданской позиции
Форма организации: групповая
Продолжительность: 1 занятие
Блок: 2 (эмоционально-ценностный+деятельностный компоненты)
Результат:
- Деятельностный компонент: формирование гражданской ответственности через планирование и проведение социально значимых мероприятий (сбор макулатуры, уборка территории);
- Эмоционально-ценностный: развитие готовности к бескорыстным поступкам через осознание значимости помощи младшим школьникам
Фрагмент занятия
Тема: Я - доброволец | Класс: 4 | Время (мин) |
Сегодня мы поговорим о силе, которая меняет мир к лучшему, – о добровольчестве, или волонтерстве. Волонтер – это человек, который безвозмездно, по собственной воле, помогает тем, кто в этом нуждается. Это и есть гражданская позиция в действии. Я не просто предлагаю вам об этом поговорить. Я предлагаю вам на один день стать организаторами настоящего «Дня добрых дел» для всей начальной школы. Мы разделимся на группы: одна группа будет отвечать за организацию сбора макулатуры, другая – за помощь в уборке школьной территории, третья – за проведение веселых переменок для первоклассников. Вы сами продумаете план, распределите обязанности, подготовите инвентарь. Этот день покажет вам, что даже самые юные граждане могут быть настоящими лидерами и своими руками творить добро. В конце дня подведем с вами итоги. | Актуализация: 2 Мотивация: 2 Основной этап: 30 Презентация: - Рефлексия: 6 | |
9. Проект «Фестиваль культур»
Тема: Диалог культур
Продукт проекта: Мини-фестиваль с станциями: языки, игры, костюмы, музыка, памятки о народах России.
Цель: Формирование представлений о России как о многонациональном государстве
Форма организации: фронтальная
Продолжительность: 1 занятие
Блок: 1 (когнитивный+эмоционально-ценностный компоненты)
Результат:
- Когнитивный компонент: знание многонациональности как особенности российского гражданства через изучение языков, игр и традиций разных народов;
- Эмоционально-ценностный компонент: развитие уважения к культурному разнообразию как основе гражданского мира через непосредственное участие в национальных играх и творчестве
Фрагмент занятия
Тема: Диалог культур | Класс: 4 | Время (мин) |
Мы часто говорим, что Россия – многонациональная страна. Но что стоит за этими словами? Это значит, что наша общая культура, как яркий ковер, соткана из нитей традиций, языков и обычаев сотен народов. Мы все очень разные: у нас могут быть разные традиции в семьях, разные корни. Кто-то празднует одни праздники, а кто-то другие. Но все мы – россияне. Наша сила – в этом многообразии, в уважении друг к другу. Давайте не просто узнаем об этом, а попробуем ощутить. Мы проведем наш собственный «Фестиваль культур» прямо в классе, к нам придут в гости также и другие ребята, чтобы посмотреть. У нас несколько станций: на одной можно будет выучить несколько слов на языке другого народа, на другой – сыграть в национальную игру, на третьей – рассмотреть предметы быта и костюмы, на четвертой – послушать музыку данного народа. Вы сами будете ведущими этих станций. Заранее я попросила вас принести все необходимое. Все готовы? Проведя фестиваль, вы глубже поймете, что уникальность каждого народа – это не барьер, а дар, обогащающий всех нас. Этот праздник станет живым уроком толерантности и уважения, основами настоящего гражданского мира. | Актуализация: 3 Мотивация: 3 Основной этап: 5 Презентация: 20 Рефлексия: 9 | |
10. Проект «Школа мечты»
Тема: Школа — наш общий дом
Продукт проекта: Макеты улучшения школьной территории.
Цель: Формирование значимости собственного вклада в улучшение школьного пространства
Форма организации: парная
Продолжительность: 1 занятие
Блок: 2 (эмоционально-ценностный+деятельностный компоненты)
Результат:
- Деятельностный компонент: развитие умений гражданского участия в преобразовании окружающей среды через создание макетов и расчет необходимых ресурсов;
- Эмоционально-ценностный компонент: осознание школы как модели гражданского общества через анализ возможностей личного вклада в ее благоустройство
Фрагмент занятия
Тема: Школа – наш общий дом | Класс: 4 | Время (мин) |
Мы проводим в школе очень много времени. Это наш второй дом. А в каком доме вы хотели бы жить? В унылом и сером, или в уютном, зеленом и современном? Сегодня мы станем архитекторами и дизайнерами. Ваша задача – разработать реальный проект по улучшению одного из уголков нашей школьной территории. Это может быть «Оазис для чтения» со скамейками, «Грядка» с растениями около школы или «Арт-объект» из переработанных материалов. Вам нужно будет нарисовать макет, продумать, какие материалы понадобятся, и составить примерную смету. В конце занятия каждая группа защитит свой проект перед нашим «жюри». Лучшие идеи мы объединим и представим директору школы. Это ваш шанс не просто мечтать, а предпринять реальные шаги, чтобы преобразовать пространство вокруг себя, проявив заботу об общем благе. Для этого вы будете работать в парах. | Актуализация: 2 Мотивация: 2 Основной этап: 20 Презентация: 15 Рефлексия: 1 | |
11. Проект «Поэтическая память»
Тема: Память, застывшая в стихах
Продукт проекта: Видеозапись с чтением стихов о войне.
Цель: Формирование эмоционального осмысления исторической памяти
Форма организации: индивидуальная
Продолжительность: 1 занятие
Блок: 1 (когнитивный+эмоционально-ценностный компоненты)
Результат:
- Эмоционально-ценностный компонент - эмоциональное переживание гражданских ценностей через анализ поэтических текстов о войне и создание видеозаписи;
- Когнитивный компонент: осмысление исторического опыта через художественные образы и подготовку выразительного чтения
Фрагмент занятия
Тема: Память, застывшая в стихах | Класс: 4 | Время (мин) |
Иногда самые сильные чувства - гордость, скорбь, благодарность - лучше всего выражаются в поэзии. Сегодня мы прикоснемся к памяти о героях Великой Отечественной войны через стихи. Каждый из вас сочинит несколько пронзительных стихотворений, которые написаны о подвиге солдат, о матерях, о детстве, опаленном войной. Вы сможете прочувствовать эти строки, понять их смысл и эмоции. А затем мы создадим наш общий видеоролик, где каждый из вас прочтет по несколько строф. Этот ролик мы покажем на школьном концерте ко Дню Победы. Наш проект - это наша дань уважения и наш способ сказать спасибо тем, кто подарил нам мирное небо, через силу искусства и живого слова. | Актуализация: 4 Мотивация: 3 Основной этап: 28 Презентация: - Рефлексия: 5 | |
12. Проект «Карта лидеров»
Тема: В команде рождается лидер
Продукт проекта: «Карта лидеров» достижениями учеников.
Цель: Формирование лидерских качеств, гражданской ответственности
Форма организации: индивидуальная
Продолжительность: 1 занятие
Блок: 2 (эмоционально-ценностный+деятельностный компоненты)
Результат:
- Деятельностный компонент: развитие умений гражданского лидерства и социальной ответственности через фиксацию добрых дел и успехов;
- Эмоционально-ценностный компонент: формирование уверенности в возможности влиять на окружающую действительность через публичное признание достижений
Фрагмент занятия
Тема: В команде рождается лидер | Класс: 4 | Время (мин) |
Помните, что раз в два месяца, мы будем помечать команду лидеров по добрым поступкам на нашей «Карте лидеров» и ее оформлять, дополнять. Самых активных мы отметим золотыми звёздами на нашей карте! Тем самым мы увидим, как много хорошего мы сделали вместе! Напоминаю наши области на карте:
Прошло уже достаточно времени с момента её создания, и теперь пришло время разместить первые настоящие достижения и фотографии. Давайте вспомним, как мы договорились вести эту карту? (Дети отвечают: отмечать добрые поступки, успехи в учебе и вне школы, благодарности друг другу.) Правильно! Сегодня мы не просто добавим новые записи - мы сделаем это по-особенному. Каждый из вас может выбрать, какое своё достижение или добрый поступок он хочет отметить на карте. | Актуализация: 1 Мотивация: 3 Основной этап: 10 Презентация: 22 Рефлексия: 4 | |
13. Проект «Символы России – наша гордость»
Тема: Символы России – наша гордость
Продукт проекта: Передвижная выставка(мастер-класс) о флаге, гербе и гимне России.
Цель: Формирование уважения к государственным символам РФ, как основе гражданской идентичности
Форма организации: групповая
Продолжительность: 1 занятие
Блок: 1 (когнитивный+эмоционально-ценностный компоненты)
Результат:
- Когнитивный компонент: усвоение смыслового содержания государственных символов через исследование истории флага, герба и гимна;
- Эмоционально-ценностный компонент: развитие чувства гордости и сопричастности к государству через изготовление сувениров и совместное исполнение гимна
Фрагмент занятия
Тема: Символы России – наша гордость | Класс: 4 | Время (мин) |
Ребята, сегодня мы с вами станем настоящими хранителями и проводниками в мир государственных символов. Посмотрите на наш флаг - эти три цвета рассказывают целую историю о нашей стране. Белый цвет говорит о чистоте и миролюбии, синий - о верности и честности, красный - о мужестве и силе духа. А наш герб с двуглавым орлом показывает, что Россия - страна с богатой историей, смотрящая одновременно на Запад и на Восток. Когда мы слушаем гимн, наши сердца наполняются гордостью за Родину. Но знают ли об этом наши младшие товарищи? Давайте поможем им понять значение этих важных символов. Мы создадим передвижную выставку, где каждый из вас станет экскурсоводом. Там можно будет прикоснуться к истории, рассмотреть символы в деталях. Заранее я вам выдала роли, на каких станциях вы стоите, какой материал нужно приготовить. Напоминаю, что на мастер-классе мы вместе с малышами изготовим сувениры - ленточки-триколоры, открытки с гербом, распечатаем тексты гимна с пояснениями и будем его петь.Так мы не просто передадим знания, но и поможем другим ученикам почувствовать то же уважение и гордость за нашу страну, что чувствуем мы сами. | Актуализация: 2 Мотивация: 4 Основной этап: 7 Презентация: 25 Рефлексия: 2 | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности.
Сегодня Россия переживает сложный период своей истории. Одна из са-мых больших опасностей, подстерегающих наше общество – это размываниенравственных ориентиров личности. У современных детей искажены п...
Формирование гражданской идентичности младших школьников через внеурочную деятельность.
В статье я рассказываю о том, какие занятия внеурочной деятельности я провожу в начальных классах. "Учусь создавать проект", "Путешествие в мир профессий", "Мой компьютер"- эти занятия необходимы для ...

Социально значимый проект. С.Маршак "Сказка про козла" для учащихся 2Б класса
laquo;Ах, ах! Ох, ох, ох!Что-то нынче стал я плох,Слаб, ленив и нездоров.Чуть донёс вязанку дров.»...

Воспитание основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности
Представленная статья раскрывает актуальность и необходимость воспитания основ гражданской идентичности в начальной школе. В сттатье описаны этапы работы педагога по формированию основ гражданской иде...

Патриотическое воспитание в игре как метод формирования основ гражданской идентичности дошкольника и младшего школьника
В статье даётся описание проведения праздника, посвящённого Дню защитника Отечества....

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Формирование российской идентичности – значимый социальный эффект образования. Школа призвана создавать высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, прин...
