Урок окружающего мира, 4 класс. Тема урока: «Великая Отечественная война и Великая Победа».
план-конспект урока (4 класс)

Кожанова Елена Васильевна

Цели:

- формировать представления о Великой Отечественной войне;

- обогатить учащихся новыми сведениями о событиях периода 1941 – 1945 годов;

- создать образ Великой Отечественной войны как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны;

- сформировать представления учащихся о подвиге советского солдата;

- познакомить со значимыми для советских войск сражениями периода Великой Отечественной войны.

Задачи:

- уметь рассказывать об основных событиях войны и давать им оценку;

- понимать, почему рядом со словами «война» и «победа» употребляется слово «Великая».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchiy_mir_vov_i_velikaya_pobeda.odt108.47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

4 класс

Кожанова Е.В.

Тема урока: «Великая Отечественная война и Великая Победа».

Цели: 

- формировать представления о Великой Отечественной войне;

- обогатить учащихся новыми сведениями о событиях периода 1941 – 1945 годов;

- создать образ Великой Отечественной войны как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны;

- сформировать представления учащихся о подвиге советского солдата;

- познакомить со значимыми для советских войск сражениями периода Великой Отечественной войны.

Задачи:

- уметь рассказывать об основных событиях войны и давать им оценку;

- понимать, почему рядом со словами «война» и «победа» употребляется слово «Великая».

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование:

- учебник  «Окружающий мир» Плешаков А.А., 4 класс, УМК «Школа России»;

- ноутбук, проектор; запись песни «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача), видеоролик «День Победы», рисунки, репродукции картин с изображением событий Великой Отечественной войны.

Технологии: личностно-ориентированная, деятельностно-ориентированная, проектная, частично-поисковая; ИКТ.

Методы обучения: наглядный, словесный, практический, работа с книгой, с Интернет ресурсами.

Планируемые результаты образования:

Предметные:

- учиться самостоятельно добывать информацию, систематизировать знания о ВОВ;

- учиться обобщать и делать выводы на основе работы с текстом, Интернет ресурсами.

Личностные:

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- учиться проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

- формировать положительное отношение к себе и окружающему миру.

Метапредметные:

Регулятивные: 

- принимать и сохранять цель познавательной деятельности;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

- действовать по плану;

- контролировать процесс и результаты деятельности;

- вносить необходимые коррективы;

- адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные: 

- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

- проверять и понимать информацию;

- находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

- обобщать результаты наблюдений за значимыми сражениями Великой Отечественной войны;

- делать выводы.

Коммуникативные: 

- слушать и понимать других;

- высказывать свою точку зрения;

- задавать вопросы друг другу;

- договариваться и приходить к общему решению.

Образовательные:

- актуализировать первичные знания о Великой Отечественной войне 1941-1945г;

- расширить знания о военных действиях в начале Великой Отечественной войны;

- систематизировать знания о героическом прошлом своей страны и своего народа.

Ход урока:

  1. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).

- «Всегда полезнее не договорить, чем не дослушать…». Как вы понимаете эти слова? Какой вывод вы должны сделать? (Ответы детей)

- На уроке вы должны излучать уверенность, хорошо говорить и внимательно слушать.

  1. Этап актуализации знаний.

- Скажите, а вы любите путешествовать? (Да)

- Как вы смотрите на то, что сегодня мы с вами отправимся в путешествие во времени? Вы, непротив? (Нет)

- А вот куда именно, вы  узнаете, посмотрев фрагмент из фильма «Рубеж». (Видео «Рубеж»).

III. Постановка учебной задачи.

- Итак, о каком историческом событии идёт речь в этом эпизоде? (О Великой Отечественной войне).

- А кто помнит,  какую знаменательную дату мы будем праздновать 9 мая 2025 года? (9 мая 2025 года наша страна будет праздновать 80-летие со дня окончания ВОв – День Победы).

Слайд 1  

Прошлое, хранящееся в нашей памяти, есть часть настоящего.

                                                                                   Тадеуш Котарбиньский

-Как вы думаете, что означают эти строки? (Без прошлого нет будущего)

- А почему нужно знать и говорить о войне, которая была много лет назад, ещё до нашего рождения? (Ответы детей)

- Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. («Великая Отечественная война и Великая Победа»).

Слайд 2

Тема: «Великая Отечественная война и Великая победа»:

Ученик:

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям.

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки…

Затем, чтоб этого забыть

Не смели поколенья.

Затем, чтоб нам счастливей быть,

А счастье – не в забвенье!

А. Твардовский

Ученик:

Вечная слава героям!

Вечная слава!

Вечная слава!

...Но зачем она им, эта слава,—

мертвым?

Если молнии в тучах заплещутся жарко,

и огромное небо от грома

оглохнет,

если крикнут все люди

земного шара,—

ни один из погибших

даже не вздрогнет.

Но от имени сердца,

от имени жизни,

повторяю!

Вечная Слава Героям!..

Вспомним всех поименно,

Горем вспомним своим...

Это нужно — не мертвым!

Это надо — живым!

- Какую же цель мы поставим перед собой на уроке? (Познакомимся с историей ВОВ, выясним, почему войну 1941--1945 г. называют «Великой»).

Слайд 3

(Цель: познакомиться с историей ВОВ, выяснить, почему войну 1941--1945 г. называют «Великой»).

-Также сегодня мы с вами мы будем работать над созданием газеты «Значимые сражения Великой Отечественной войны».

- Для этого мы с вами должны отправиться в годы, очень тяжёлые для нашей страны.

IV. Изучение нового материала.

– Прослушайте запись и определите, о чем идет речь в этой песне? (Звучит песня «Священная война»).

–Что является священным долгом человека? (Встать на защиту своей Родины.)

– О какой священной войне идет речь в песне? (О Великой Отечественной войне.)

– Что значит «Отечественная война»? (Война, в которой на защиту Отечества поднялся весь народ.)

– С кем воевал советский народ в Великой Отечественной войне?

– 80 лет назад власть в Германии захватили фашисты во главе с Адольфом Гитлером. Они внушили немецкому народу, что он будет господином мира, а все остальные народы станут его рабами или будут полностью уничтожены. Вскоре почти вся Европа была захвачена фашистами. Многих людей насильно увозили на работы в Германию, сжигали в печах, душили в газовых камерах.

Навеки остались в истории тревожные минуты раннего воскресного утра 22 июня 1941 года. В это утро фашистская Германия обрушила свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке – от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге. Враг рассчитывал на молниеносную войну. Немцы планировали расправиться с нашей страной за 6 недель. От Советского Союза должно было остаться только воспоминание.

– Смогли ли фашисты покорить нашу страну за 6 недель, как планировали?

– Предположите, почему сорвались эти планы фашистов молниеносной войны? (Весь народ встал на защиту своей Родины.)

– Фашисты нацелили главные удары по трем направлениям. Назовите их.

1) На север – Ленинград.

2) Центр – главный удар Москва.

3) На юг – к Черному морю.

- Ребята, я предлагаю вам объединиться в корреспондентские группы и  поработать корреспондентами военных газет, оказавшимися на передовой, на одном из знаменитых сражений Великой Отечественной войны, и сделать небольшую статью об этом сражении. (Учащиеся получают задания, работают с учебниками с.109 – 112 и с Интернет ресурсами, подготовленными учителем, выданными в виде ссылок, рисунками, выполненными на уроке ИЗО и картинками. На бумаге формата А2 ученики пишут основные данные и даты, приклеивают рисунки и картинки, согласно тематике).

Создание страниц газеты «Значимые сражения Великой Отечественной войны» (работа в группах).

Слайд 4.

1 группа – «Брестская крепость»                                  

2 группа – «За нами Москва!».

3 группа – Ленинградская блокада

4 группа – Сталинградское сражение

5 группа – Курская битва

V. Физкультминутка.

Мы солдаты, мы солдаты

Бодрым шагом мы идем.

В нашу армию, ребята,

Просто так не попадем.

Нужно быть умелыми, сильными и смелыми.

Наклонитесь все вперед,

А потом наоборот.

Влево, вправо наклонитесь,

Наклоняйтесь, не ленитесь!

На одной ноге  постой-ка,

Будто бы солдатик стойкий.

Руки вверх, руки  в  бок,

И на месте - скок, скок, скок!

Носом вдох, а выдох ртом.

Дышим глубже, а потом…

Марш на место не спеша.

Представление  проектов командирами групп. 

1 страница газеты «Брестская крепость».

Первый удар немецкой армии приняли на себя  пограничники. Одно  из  первых  сражений  войны  произошло у пограничной Брестской крепости.

Ее защитники около месяца стойко оборонялись. И всё же враг двигался вперед. После ожесточенных упорных боев фашисты захватили Минск, Киев, Смоленск. Под Смоленском у города Ельни советским войскам впервые удалось на два месяца остановить немцев, заставить их перейти в оборону. Но враг двигался вперед.

Силы были неравны. В вооружении Красной Армии не хватало новых видов техники: танков, самолетов, артиллерийских орудий, автоматов. Советский Союз только приступил к перевооружению армии и флота. По этим и другим причинам советские войска несли огромные и неоправданные потери.

Ученик.

На священной земле легендарного Бреста,

Где несет свои воды стремительный Буг,

В ряд плакучие ивы стоят как невесты

Своих верных мужей потерявшие вдруг.

Здесь, у Холмских ворот, возле самой границы,

Где стоял гарнизон, где гремели бои

В грозном небе пылали сурово зарницы

Сотни доблестных, славных солдат полегли.

Мы вас помним, Герои бессмертного Бреста!

Жертвы грозного времени, страшной войны.

Крепость Брестская – вечная ваша невеста.

До конца вы остались друг другу верны.

Алла Даниленко

2 страница «За нами Москва!».

Стояла осень, когда фашисты подошли к Москве. Они планировали захватить город и уничтожить его. Враг вплотную подошел к Москве. Гитлеровцы рассматривали с высоких  точек Кремль, продумывали, где  поставить  памятник Гитлеру. Для сооружения памятника они везли гранитные плиты.

Во главе Западного фронта, оборонявшего Москву, был поставлен талантливый полководец Георгий Константинович Жуков. Ему и другим командирам пришлось принимать самые срочные меры по обороне Москвы. Вокруг столицы спешно рыли окопы, возводили проволочные заграждения, устанавливали «ежи» – противотанковые сооружения в виде скрещенных железных брусьев. На подступах к Москве были взорваны мосты, установлены мины. Чтобы обмануть немецких летчиков, бомбивших Москву, военные специалисты предложили сделать неузнаваемыми с воздуха важнейшие исторические памятники и объекты столицы: Кремль, Большой театр и другие. На Кремлевской стене нарисовали дома и деревья. Появились дома из фанеры и полотна с нарисованными окнами и дверьми на Красной площади. Не блестели золотом купола Кремля. Их покрыли зеленой краской, а стены замазали черными и зелеными полосами. На плоских крышах домов, в парках и скверах поставили сотни зенитных орудий для уничтожения бомбардировщиков.

На подступах к Москве сложилась очень сложная ситуация. Не только массовый героизм и стойкость защитников Москвы, но и доблестный подвиг отдельных бойцов и командиров привели к успеху.

  1. Фронтовые сводки отразили подвиг пилота Степана Ридного. За 2 месяца боев под столицей он сбил 21 фашистский самолет.
  2. В боях за Москву прославился и летчик Виктор Талалихин. Охраняя воздушные подступы к Москве, раненный в руку, он таранил фашистский бомбардировщик.
  3. Бойцы танковой бригады полковника М.Г. Катукова закрыли фашистам путь на Москву через Тулу.
  4. Героический подвиг совершил красноармеец товарищ Сыплецов. В бою с противником он поджег бутылками с горючей жидкостью 2 немецких танка, уничтожил пулеметное гнездо, истребил 10 фашистов.
  5. До сих пор жив в памяти народной подвиг героев-панфиловцев. Генерал-майор Иван Васильевич Панфилов. (Герой Советского союза, погиб в бою за Москву).
  6. У разъезда Дубосеково вел бои политрук Клочков, которому принадлежат знаменитые слова: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!».

Грандиозная битва под Москвой стала решающим событием первого года войны. Планы Гитлера о “молниеносной” войне были сорваны.

– В чем значение битвы за Москву? (Советская армия одержала первую большую победу. Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. Войска от обороны перешли в контрнаступление. Победа под Москвой воодушевила советских людей.)

Ученик.

Штыки от стужи побелели,
Снега мерцали синевой.
Мы, в первый раз надев шинели,
Сурово бились под Москвой.

Безусые, почти что дети,
Мы знали в яростный тот год,
Что вместо нас никто на свете

За этот город не умрет.

Игорь Иванов

3 страница газеты «Блокада Ленинграда».

Враг стремительно продвигался вглубь советской территории. В сентябре фашисты окружили Ленинград. Началась блокада города.

– Кто из вас знает, сколько времени длилась блокада Ленинграда?

– Беспримерной в истории по героизму и стойкости стала 900-дневная оборона Ленинграда.

- Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года. Были разорваны все железнодорожные и автомобильные дороги, была прервана сухопутная связь со всей страной. Сообщение с Ленинградом поддерживалась только по воздуху и Ладожскому озеру. Город оказался во вражеском кольце. Запасы продовольствия были малы и тем, кто не успел покинуть город, предстояло пережить самое страшное - голод.

Из дневника девочки мы узнаем, что в осажденном Ленинграде жила Таня Савичева. Ей было 11 лет. В дни блокады она вела дневник, куда записывала, кто и когда умирал из ее родственников. Последняя запись была такой: "Савичевы умирали. Умерли все. Осталась одна Таня”. Умирающую Таню удалось вывезти из Ленинграда. Но спасти ее не смогли. Она умерла.

В блокаду погибло более 600 тыс. человек (по некоторым данным – до 1, 5 млн), из них 3 % - от обстрелов, а 97 % - от голода.

Ученик.

…Давно ль, пройдя равнины и болота,

В него ломился разъяренный враг.

И об его чугунные ворота

Разбил свой бронированный кулак.

Свой город отстояв ценою бед,

Не сдали Ленинграда ленинградцы, –

Да, в нем ключи чужих столиц хранятся, –

Ключей к нему – в чужих столицах

нет!

И мы, огонь познавшие и голод,

Непобедимы в городе своем,

И не взломать ворота в этот город

Ни голодом, ни сталью, ни огнем.

Шефнер Вадим Сергеевич

-Что же помогло городу выстоять? (Ответы детей).

 - Страна не бросила город и как могла, так и помогала: когда Ладожское озеро покрылось льдом – сотни грузовиков груженые продовольствием под постоянным обстрелом врага двинулись в осажденный город. Эта дорога получила название - дорога жизни. Огромное мужество, стойкость помогло городу выжить.

4 страница газеты «Сталинградская битва».

Летом 1942 года фашистские войска начали новое наступление в направлении Кавказа и Сталинграда.

В трудных боях в горах Красная Армия сумела отстоять Кавказ и не пустила врага к запасам нефти. В августе 1942 года началась более чем шестимесячная Сталинградская битва. В результате были окружены и взяты в плен свыше 330 тысяч гитлеровцев.

К Сталинграду была стянута огромная армия фашистов, было сброшено около миллиона бомб. Израненный, обугленный город продолжал сражаться.

В уличных боях и в небе Сталинграда советские воины проявили солдатскую доблесть и самопожертвование во имя Родины. Город был превращен в груду развалин, погибли сотни тысяч людей, но враг был остановлен.

Сталинградская битва переломила ход всей войны. В  ноябре 1942 года началось контрнаступление наших войск, в результате чего 22 дивизии фашистов к февралю 1943 года были уничтожены. 200 дней длилась Сталинградская битва. От города остались одни руины.

Ученик:

Здесь орден мужества надет на грудь земли,

Недаром эта грудь истерзана снарядом,

Со смертью билась жизнь, и смерть враги нашли,

И победила жизнь в боях под Сталинградом.

Пабло Неруда

– В чем значение битвы за Сталинград? (Сталинградская битва переломила ход всей войны. Советские войска прогнали врага с родной земли.)

5 страница газеты «Курская битва».

Стремясь изменить ход войны в свою пользу и взять реванш за поражение под Сталинградом, гитлеровцы начали новое наступление в районе города Курска. Здесь они хотели окружить и уничтожить наши войска. Но советское командование раскрыло планы врага и подготовилось к боям. Фашисты двинули в бой новые тяжелые танки. 12 июля под  деревней Прохоровкой развернулось небывалое в истории танковое сражение. В нем участвовало 1200 машин. Сражение под Курском закончилось победой Красной Армии. После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов.

– Каково значение Курской битвы? (Сражение под Курском закончилось победой Красной Армии. После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов.)

Ученик:

Спустя полвека, как там не считалось,
Мы не признать сегодня не вольны:
Под Прохоровкой, здесь она решалась -
Судьба народной праведной войны.
Вся наша боль, всё наше унижение,
Всё, что стерпеть пришлось нам от врага,
Нашли ответ в мучительном сраженьи
С крутым названием - Курская дуга...
Да, здесь в июле, в русском поле чистом,
Где каждый миг рвал чей-то жизни нить,
Красноармеец показал фашисту,
Как он умеет Родину любить.
И словно ветерком подуло,
Хоть был еще к Победе долог путь,
Когда дуга врагу хребет согнула,
Да так, что было уж не разогнуть.

Вадим Корнеев

Цена победы:

Великая Отечественная война длилась 4 года, 1418 дней, 27 000 000 погибших советских людей. Это значит - 25 человек на каждые 2 м земли. Это значит – 14 человек в каждую минуту. Если бы каждому погибшему в этой войне посвятить минуту молчания, то население Земли замолчало бы на 51 год.

Ученик:

Помните!

Через века, через года,—

Помните!

О тех, кто уже не придет никогда,—

Помните!

Не плачьте!

В горле сдержите стоны,

Горькие стоны.

Памяти павших

Будьте достойны!

Вечно достойны!

Хлебом и песней,

Мечтой и стихами,

Жизнью просторной,

Каждой секундой,

Каждым дыханьем Будьте достойны!

Люди!

Покуда сердца стучатся,

Помните!

Какою ценой Завоевано счастье,—

Пожалуйста

Помните!

Мечту пронесите через года

И жизнью наполните!..

Но о тех, кто уже не Придет никогда,—

Заклинаю,—

Помните!

Роберт Рождественский

  • Немецкие военачальники, нападая на нашу страну, рассчитывали   на лёгкую и быструю победу. Но Гитлер ошибся.

VI. Обобщение урока.

- Наш урок подходит к концу. Проверим ваши знания, ответив на вопросы викторины (на листочках).

1. Когда началась Вторая Мировая война? (в 1939 году.)

2. Когда Германия напала на Советский Союз? (22 июня 1945 года.)

3. Какая крепость одна из первых приняла на себя удар врага? (Брестская)

4. Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней и ночей.)

5. В каком году Советская армия перешла в наступление? (В 1942 году.)

6. После какой битвы началось массовое изгнание фашистов? (Курской.)

7. Когда территория Советского Союза была полностью освобождена от фашистов? (В 1944 году.)

8. Какой день стал Днём Победы? (9 Мая 1945 года.)

VII. Рефлексия.  

Обмен листочками. Взаимопроверка. Оценивание.

Нет ошибок – «5»

1 – 2 ошибки – «4»

3 – 4 ошибки – «3»

Больше 4 ошибок –«2»

- Кто справился с заданием? Поднимите руки?

- Кому ещё нужно поработать над темой?

- У вас, ребята, в листе-путеводителе (розовый лист) есть «мишень» самооценки. Оцените себя по пятибалльной шкале.

C:\Users\-\Desktop\mishen.png

- Скажите, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? (Познакомиться с историей ВОВ, выяснить, почему войну 1941--1945 г. называют «Великой»).

- Удалось ли нам её достичь? (Да)

-Какой же вывод мы можем сделать по теме урока? (Трепетно и бережно нести с собой память о тех страшных событиях).

VIII. Итог урока.

- Посмотрите, какие у нас получились страницы газеты «Значимые сражения Великой Отечественной войны». Пусть они будут началом вашего будущего проекта о великих сражениях ВОВ. Вы обязательно её дополните своими рисунками о сражениях, Интернет-ресурсами, названиями фильмов о войне. А также соберёте  информацию по теме: «Какой след оставила Великая Отечественная война в жизни моей семьи».

 - А сейчас, я хочу пригласить всех вас выйти ко мне и стать в круг. В память об этих страшных событиях, о героях, подаривших нам мирное небо, я предлагаю  вам стать участниками акции Победы. Примите от меня георгиевские ленты. (Дарю ленты)

- Ребята! Мне хотелось бы, чтобы вы поделились своими впечатлениями о нашем уроке, начиная словами: «Я помню…», «Я горжусь…», «Мне было интересно узнать …». (Зажигаю свечу памяти).

Слайд 5

 («Я помню…», «Я горжусь…», «Мне было интересно узнать о…»)

(Дети передают свечу по кругу и говорят о том, что они запомнили для себя на уроке).

- Я надеюсь, что вы будете всегда помнить об этой страшной войне и  с уважением и благодарностью относиться к людям старшего поколения.

- На этом наш урок закончен. Всем спасибо за активную работу.

VIII. Домашнее задание.

Пересказ по  учебнику.

На  выбор (по желанию) сообщение:

- «История моей семьи – в истории войны»

- «Мой прадед ковал победу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОМ 4 класс по теме "Великая Отечественная война 1941-1945"

Урок  знакомства с героической историей нашей страны....

"Великая Отечественная война и Великая Победа"

Данная презентация  поможет провести урок окружающего мира по теме : " Великая Отечественная война и  Великая Победа" (Школа России. 4 класс). Также будет хорошим дополнением к проведению кл...

Урок окружающего мира в 4 классе "Великая Отечественная война"

Разработка урока по ФГОС, презентация поможет полно раскрыть тему "Великая Отечественная война", сформировать представления учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа...

Урок "Великая Отечественная война и Великая победа".

Урок по окружающему миру в 4 классе с применением технологии проблемного обучения, груповых технологий, ИКТ....

Проверочная работа по теме «Великая Отечественная война и Великая Победа». 4 класс

Проверочная работа позволяет проверить усвоение материала по теме «Великая Отечественная война и Великая Победа»....

Великая Отечественная война и Великая победа

Ознакомление с новым материалом...

Методическая разработка по окружающему миру "Память о героях Великой отечественной войны 1941-1945 годов".

Содействует осознанию учащимися ценности изучаемого материала.Знакомит с героями Великой отечественной войны, достопримечательностями и памятными местами Москвы, связанными с этим событием....