Отчёт по самообразованию тему: «Формирование умения школьников контролировать свои действия на уроке и перемене»
статья

Цепина София Максимовна
Актуальность темы формирования самоконтроля у школьников в современной образовательной системе неоспорима. В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов личностные и метапредметные результаты, такие как умение регулировать свою деятельность, выходят на первый план. Недостаточно просто передать ученику знания; необходимо научить его управлять своим поведением, вниманием и эмоциями. Низкий уровень самоконтроля проявляется в импульсивности, неспособности следовать инструкциям, отвлекаемости на уроке, а также в неуправляемом, а порой и опасном поведении на перемене. Это создает проблемы не только для самого ребенка, мешая усвоению материала и социализации, но и для всего учебного коллектива. Поэтому целенаправленная и систематическая работа по развитию данного навыка является одной из ключевых задач педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_samoobrazovaniyu.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию тему: «Формирование умения школьников контролировать свои действия на уроке и перемене» учителя начальных классов МБОУ Лицей № 8 Цепиной Софии Максимовны

Актуальность темы формирования самоконтроля у школьников в современной образовательной системе неоспорима. В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов личностные и метапредметные результаты, такие как умение регулировать свою деятельность, выходят на первый план. Недостаточно просто передать ученику знания; необходимо научить его управлять своим поведением, вниманием и эмоциями.

Низкий уровень самоконтроля проявляется в импульсивности, неспособности следовать инструкциям, отвлекаемости на уроке, а также в неуправляемом, а порой и опасном поведении на перемене. Это создает проблемы не только для самого ребенка, мешая усвоению материала и социализации, но и для всего учебного коллектива. Поэтому целенаправленная и систематическая работа по развитию данного навыка является одной из ключевых задач педагогов и родителей.

Цель работы – рассмотреть теоретические основы и предложить практические методы и приёмы для формирования у учащихся умение контролировать свои действия на уроке и на перемене в школе.

Задачи:

  1. Определить ключевые компоненты и этапы формирования самоконтроля у школьников
  2. Предложить методы развития самоконтроля на уроке через структуру, планирование и рефлексию.
  3. Разработать стратегии формирования самоконтроля на перемене через организацию пространства и взаимодействия.
  4. Обобщить условия эффективной работы по развитию саморегуляции у учащихся.

Теоретические аспекты самоконтроля

Самоконтроль (или саморегуляция) – это сложный психический процесс, позволяющий человеку управлять своим поведением, эмоциями и вниманием для достижения поставленных целей. В основе его лежат функции произвольности, которые активно развиваются в младшем школьном возрасте, но их становление продолжается и у подростков.

Ключевые компоненты самоконтроля:

  • Способность к торможению: Умение противостоять импульсивным реакциям («хочу крикнуть» = «но нужно поднять руку»).
  • Произвольное внимание: Умение концентрироваться на задаче
  • Оперативное планирование: Способность выстраивать последовательность действий для достижения результата.
  • Рефлексия: Умение оценить свои действия и корректировать их.

Этапы формирования самоконтроля, по мнению психологов (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин), проходят путь от внешнего контроля к внутреннему:

1. Контроль со стороны взрослого. Учитель дает инструкции и напоминает о правилах.

2. Внешне опосредованный контроль. Ребенок руководствуется внешними "помощниками": памятками, схемами, знаками.

3. Собственно самоконтроль. Правила и нормы усваиваются, и ребенок следует им автоматически, исходя из внутренней потребности.

Практические методы и приёмы формирования самоконтроля на уроке

Урок, с его структурированностью, является идеальной платформой для тренировки самоконтроля.

1. Создание четкой и предсказуемой среды.

  • Правила класса. Совместно с детьми разработать 4-5 кратких, позитивных и понятных правил. Правила должны быть всегда на видном месте.
  • Учебные ритуалы. Введение ритуалов начала («минутка настроения»), середины (физкультминутка) и конца урока (рефлексия «Что узнал? Что было трудно?») помогает структурировать время и снижает тревожность.

2. Использование алгоритмов и инструментов планирования.

  • Алгоритмы выполнения заданий.
  • Планирование времени: Использование таймеров для отдельных этапов урока помогает развивать чувство времени.
  • «Листы самоконтроля»: Можно создать простой чек-лист, где они отмечают, выполнили ли они ключевые пункты.

3. Развитие рефлексии и самооценки.

  • В конце урока задавать рефлексивные вопросы: «Что нового ты узнал?», «Какую бы оценку себе поставил за работу на уроке и почему?».
  • Использовать технику «Светофор»

4. Включение игр на развитие произвольности.

  • Графические диктанты, игры «Да и нет не говорите» требуют концентрации и сдерживания импульсивных ответов.

Практические методы и приёмы формирования самоконтроля на перемене

Перемена – это время для разрядки, но она не должна превращаться в хаос. Задача взрослых – научить детей отдыхать конструктивно и безопасно.

1. Организация рекреационного пространства.

  • Зонирование. Разделение пространства коридора или класса на зоны: для спокойных игр, для активных игр, для общения.
  • Визуальные ориентиры. Размещение на полу цветную разметку, указывающую, где можно бегать, а где нужно идти спокойно.

2. Обучение конструктивным формам досуга.

  • «Игровая копилка». Познакомить детей с коллекцией малоподвижных и народных игр («Колечко-колечко», «Море волнуется раз»). Назначьте «дежурных по играм», которые будут организовывать небольшие группы.
  • Создание «Уголка настроения». Место, где ребенок может прийти в себя, если он расстроен или перевозбужден. Там могут быть антистресс-игрушки, материалы для творчества.

3. Профилактика решение конфликтов и моделирование ситуаций.

  • Разбор кейсов. Регулярно обсуждать с классом реальные или гипотетические ситуации: «Что делать, если тебя случайно толкнули?». Это развивает эмпатию и социальный интеллект.
  • Ролевые игры. Проигрывание конфликтных сценариев дает детям готовые поведенческие модели и снижает уровень агрессии.

4. Техники саморегуляции.

  • Дыхательные упражнения
  • Счет до 10
  • Физическое «переключение»

Формирование самоконтроля - непрерывный процесс, требующий системного подхода и единства требований учителей и родителей. Работа должна вестись параллельно на уроке через структурирование учебной деятельности и на перемене через организацию пространства и взаимодействия. Использование предложенных методов поможет школьникам не только в учебе, но и в становлении осознанной, ответственной личностью, способной управлять собой в любой ситуации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Выготский, Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл, 2005.

2. Гальперин, П.Я. Поэтапное формирование как метод психологических исследований // Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1978.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минпросвещения России от № 286).

4. Савенков, А.И. Развитие саморегуляции в образовательном процессе // Народное образование. – 2018. – № 1-2. – С. 148-155.

5. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в начальной школе. – М.: Генезис, 2017.

6. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: Пеленг, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как сформировать умение контролировать свои действия на уроке и на перемене

Как сформировать умение контролировать свои действия на уроке и на перемене. Упражнения для контроля ...

Как сформировать умение контролировать свои действия на уроке и на перемене.

Как сформировать умение контролировать свои действия на уроке и на перемене.Упражнения и игры....

Отчёт по самообразованию на тему: "Формирование умения анализировать художественный текст на основе моделирования"

Данная тема актуальна в наше время, так как перед учителем начальных классов стоят две первоочередные задачи, способствующие реализации ФГОС НОО - обучать младших школьников чтению и обеспечивать полн...

Методическая разработка на тему «Формирование умения контролировать на этапе анализа условия задачи»

Разработка практического материала для формирования этапа анализа задачи на уроках математики 2-4 классов....

"Как сформировать умение контролировать свои действия на уроке и на перемене?"

Самоконтроль является неотъемлемой частью процесса учебной деятельности. Развитие навыков самоконтроля оказывает большое влияние на дальнейшее формирование умений и навыков, предусмотренных программой...

Отчёт по самообразованию. Тема: «Организация групповой работы как средство формирования коммуникативных УУД»

Отчёт по самообразованию. Тема: «Организация групповой работы как средство формирования коммуникативных УУД»...

Выступление на тему «Как сформировать умение контролировать свои действия на уроке и на перемене»

В данном выступлении рассматривается вопрос формирования умения контролировать свои действия как на уроке, так и на перемене. Выступление акцентирует внимание на том, как и с помощью каких упражнений ...