Отчёт по самообразованию тему: «Формирование умения школьников контролировать свои действия на уроке и перемене»
статья
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт по самообразованию тему: «Формирование умения школьников контролировать свои действия на уроке и перемене» учителя начальных классов МБОУ Лицей № 8 Цепиной Софии Максимовны
Актуальность темы формирования самоконтроля у школьников в современной образовательной системе неоспорима. В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов личностные и метапредметные результаты, такие как умение регулировать свою деятельность, выходят на первый план. Недостаточно просто передать ученику знания; необходимо научить его управлять своим поведением, вниманием и эмоциями.
Низкий уровень самоконтроля проявляется в импульсивности, неспособности следовать инструкциям, отвлекаемости на уроке, а также в неуправляемом, а порой и опасном поведении на перемене. Это создает проблемы не только для самого ребенка, мешая усвоению материала и социализации, но и для всего учебного коллектива. Поэтому целенаправленная и систематическая работа по развитию данного навыка является одной из ключевых задач педагогов и родителей.
Цель работы – рассмотреть теоретические основы и предложить практические методы и приёмы для формирования у учащихся умение контролировать свои действия на уроке и на перемене в школе.
Задачи:
- Определить ключевые компоненты и этапы формирования самоконтроля у школьников
- Предложить методы развития самоконтроля на уроке через структуру, планирование и рефлексию.
- Разработать стратегии формирования самоконтроля на перемене через организацию пространства и взаимодействия.
- Обобщить условия эффективной работы по развитию саморегуляции у учащихся.
Теоретические аспекты самоконтроля
Самоконтроль (или саморегуляция) – это сложный психический процесс, позволяющий человеку управлять своим поведением, эмоциями и вниманием для достижения поставленных целей. В основе его лежат функции произвольности, которые активно развиваются в младшем школьном возрасте, но их становление продолжается и у подростков.
Ключевые компоненты самоконтроля:
- Способность к торможению: Умение противостоять импульсивным реакциям («хочу крикнуть» = «но нужно поднять руку»).
- Произвольное внимание: Умение концентрироваться на задаче
- Оперативное планирование: Способность выстраивать последовательность действий для достижения результата.
- Рефлексия: Умение оценить свои действия и корректировать их.
Этапы формирования самоконтроля, по мнению психологов (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин), проходят путь от внешнего контроля к внутреннему:
1. Контроль со стороны взрослого. Учитель дает инструкции и напоминает о правилах.
2. Внешне опосредованный контроль. Ребенок руководствуется внешними "помощниками": памятками, схемами, знаками.
3. Собственно самоконтроль. Правила и нормы усваиваются, и ребенок следует им автоматически, исходя из внутренней потребности.
Практические методы и приёмы формирования самоконтроля на уроке
Урок, с его структурированностью, является идеальной платформой для тренировки самоконтроля.
1. Создание четкой и предсказуемой среды.
- Правила класса. Совместно с детьми разработать 4-5 кратких, позитивных и понятных правил. Правила должны быть всегда на видном месте.
- Учебные ритуалы. Введение ритуалов начала («минутка настроения»), середины (физкультминутка) и конца урока (рефлексия «Что узнал? Что было трудно?») помогает структурировать время и снижает тревожность.
2. Использование алгоритмов и инструментов планирования.
- Алгоритмы выполнения заданий.
- Планирование времени: Использование таймеров для отдельных этапов урока помогает развивать чувство времени.
- «Листы самоконтроля»: Можно создать простой чек-лист, где они отмечают, выполнили ли они ключевые пункты.
3. Развитие рефлексии и самооценки.
- В конце урока задавать рефлексивные вопросы: «Что нового ты узнал?», «Какую бы оценку себе поставил за работу на уроке и почему?».
- Использовать технику «Светофор»
4. Включение игр на развитие произвольности.
- Графические диктанты, игры «Да и нет не говорите» требуют концентрации и сдерживания импульсивных ответов.
Практические методы и приёмы формирования самоконтроля на перемене
Перемена – это время для разрядки, но она не должна превращаться в хаос. Задача взрослых – научить детей отдыхать конструктивно и безопасно.
1. Организация рекреационного пространства.
- Зонирование. Разделение пространства коридора или класса на зоны: для спокойных игр, для активных игр, для общения.
- Визуальные ориентиры. Размещение на полу цветную разметку, указывающую, где можно бегать, а где нужно идти спокойно.
2. Обучение конструктивным формам досуга.
- «Игровая копилка». Познакомить детей с коллекцией малоподвижных и народных игр («Колечко-колечко», «Море волнуется раз»). Назначьте «дежурных по играм», которые будут организовывать небольшие группы.
- Создание «Уголка настроения». Место, где ребенок может прийти в себя, если он расстроен или перевозбужден. Там могут быть антистресс-игрушки, материалы для творчества.
3. Профилактика решение конфликтов и моделирование ситуаций.
- Разбор кейсов. Регулярно обсуждать с классом реальные или гипотетические ситуации: «Что делать, если тебя случайно толкнули?». Это развивает эмпатию и социальный интеллект.
- Ролевые игры. Проигрывание конфликтных сценариев дает детям готовые поведенческие модели и снижает уровень агрессии.
4. Техники саморегуляции.
- Дыхательные упражнения
- Счет до 10
- Физическое «переключение»
Формирование самоконтроля - непрерывный процесс, требующий системного подхода и единства требований учителей и родителей. Работа должна вестись параллельно на уроке через структурирование учебной деятельности и на перемене через организацию пространства и взаимодействия. Использование предложенных методов поможет школьникам не только в учебе, но и в становлении осознанной, ответственной личностью, способной управлять собой в любой ситуации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Выготский, Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл, 2005.
2. Гальперин, П.Я. Поэтапное формирование как метод психологических исследований // Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1978.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минпросвещения России от № 286).
4. Савенков, А.И. Развитие саморегуляции в образовательном процессе // Народное образование. – 2018. – № 1-2. – С. 148-155.
5. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в начальной школе. – М.: Генезис, 2017.
6. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: Пеленг, 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как сформировать умение контролировать свои действия на уроке и на перемене
Как сформировать умение контролировать свои действия на уроке и на перемене. Упражнения для контроля ...

Как сформировать умение контролировать свои действия на уроке и на перемене.
Как сформировать умение контролировать свои действия на уроке и на перемене.Упражнения и игры....

Отчёт по самообразованию на тему: "Формирование умения анализировать художественный текст на основе моделирования"
Данная тема актуальна в наше время, так как перед учителем начальных классов стоят две первоочередные задачи, способствующие реализации ФГОС НОО - обучать младших школьников чтению и обеспечивать полн...

Методическая разработка на тему «Формирование умения контролировать на этапе анализа условия задачи»
Разработка практического материала для формирования этапа анализа задачи на уроках математики 2-4 классов....
"Как сформировать умение контролировать свои действия на уроке и на перемене?"
Самоконтроль является неотъемлемой частью процесса учебной деятельности. Развитие навыков самоконтроля оказывает большое влияние на дальнейшее формирование умений и навыков, предусмотренных программой...

Отчёт по самообразованию. Тема: «Организация групповой работы как средство формирования коммуникативных УУД»
Отчёт по самообразованию. Тема: «Организация групповой работы как средство формирования коммуникативных УУД»...

Выступление на тему «Как сформировать умение контролировать свои действия на уроке и на перемене»
В данном выступлении рассматривается вопрос формирования умения контролировать свои действия как на уроке, так и на перемене. Выступление акцентирует внимание на том, как и с помощью каких упражнений ...
