Детские творческие объединения как среда социализации детей
статья (1 класс)

Нови Светлана Лазаревна

Рассуждая о проблеме саморазвития личности в условиях учебных заведений, Л. Н. Толстой писал: «В школе не должно быть предусмотренных ранее программ, учебных планов, методов, средств вне учета интересов и желаний детей, их родителей и наличия соответствующих педагогов, любящих и хорошо знающих свой предмет». Сегодня идеи ученого находят свое воплощение в практике неформального образования, реализующегося в виде деятельности клубов, детских движений и объединений, дополнительного образования в различных видах его проявления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sveta_sotsial.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Рассуждая о проблеме саморазвития личности в условиях учебных заведений, Л. Н. Толстой писал: «В школе не должно быть предусмотренных ранее программ, учебных планов, методов, средств вне учета интересов и желаний детей, их родителей и наличия соответствующих педагогов, любящих и хорошо знающих свой предмет» [3, с. 45]. Сегодня идеи ученого находят свое воплощение в практике неформального образования, реализующегося в виде деятельности клубов, детских движений и объединений, дополнительного образования в различных видах его проявления [4-7].

Размышляя о целенаправленном, системном движении в сторону решения задач саморазвития подрастающего поколения, важно вспомнить детские объединения и движения, предоставляющие уникальную возможность выбора того направления и вида деятельности, которое для конкретного индивида является приоритетным.

Ряд исследователей детского движения (А. В. Во-лохов, Л. В. Алиева, А. Г. Кирпичник, Е. В. Титова, В. А. Луков, И. Н. Никитин, Р. А. Литвак, О. С. Коршунова, Д. Н. Лебедев, Л. В. Кузнецова, Э. А. Мальцева, Н. М. Костина, Е. А. Дмитриенко, М. Р. Миро-шкина, Г. А. Ромм и др.) утверждают, что неформальная среда детских объединений и движений представляет собой «психологическую базу» социализации и свободного творческого самовыражения и саморазвития детей и молодежи.

Общий вектор изменений в общественном сознании, в научном и практическом человековедении явно направляется в сторону приоритета личности, самоценности человека, значимости его прав и свобод. Детские объединения и движения

Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2016. 1 (166)

необходимы для проявления социальной активности, инициативы, самостоятельности детей, для посильного и реального участия в жизни общества, обустройства собственной жизни, реализации стремления к взрослости и утверждения своей личности в значимой для общества деятельности.

Ребенок, вступая в различные детские сообщества, стремится к удовлетворению своих потребностей в общении, самоутверждении, познании, пониманию и принятию себя, раскрытию своих способностей и их развитию. Создание детских объединений и движений, способствующих удовлетворению этих потребностей, может быть организовано как в школе, так и за ее пределами. Одним из возможных вариантов организации деятельности обучающихся, обеспечивающих их полноценное саморазвитие, являются детские объединения, составляющие многообразную палитру детского движения.

Согласно М. И. Рожкову, перспективными целями детских объединений и движений является помощь детям найти приложение своих сил и возможностей, заполнить вакуум в реализации детских интересов, сохраняя при этом свое лицо, свои подходы. Дети объединяются с учетом своих интересов как в образовательной организации, так и вне ее [8].

Детские объединения и движения, будучи особой педагогически организованной средой жизнедеятельности ребенка, местом и временем включения его в жизнь общества, выступают средством, побуждающим развитие его способности к социальному становлению, жизни и труду в новых социально-экономических условиях, знакомству с миром профессий и осуществлению осознанного выбора своего личностного и профессионального будущего.

Детские объединения и движения служат выстраиванию, саморазвитию личности обучающегося, поскольку:

- в них создается оптимальное педагогическое пространство для саморазвития детей, основой которого является многообразная творческая деятельность;

- деятельность объединений и движений ориентирована на определение жизненной перспективы как организации педагогического влияния на личностное и профессиональное становление каждого ребенка;

- организовано взаимодействие педагогов и детей, осуществляемое на основе субъект-субъектных отношений.

Образовательное пространство детских объединений и движений оказывает большое влияние на личностный рост личности обучающихся за счет совместной деятельности и системы межличностных отношений за счет факторов и условий, способствующих углублению самопознания обучающихся, таких как:

- создание ситуаций успеха, в которых обучающиеся способны осознать потенциальный уровень своих способностей;

- побуждение обучающихся к творческой рефлексии, осмыслению своих достоинств и недостатков, сильных и слабых качеств;

- создание условий для нахождения детьми собственных ошибок, их анализу и осмыслению;

- организация диалога взрослых с детьми относительно их достоинств и недостатков.

Творческому саморазвитию, самоопределению и самореализации способствуют следующие факторы и условия, которые предоставляет среда детских движений и объединений:

- организация творческих и других видов деятельности обучающихся с учетом их интересов и склонностей;

- предоставление и реализация права выбора кружков, секций и других форм организации деятельности, где дети могли бы максимально проявить себя;

- предоставление обучающимся возможности выбора задач, заданий, видов деятельности;

- дифференциация и индивидуализация обучения;

- профилизация и приобщение детей к видам деятельности, которые соответствуют их склонностям и профессиональным интересам;

- создание для обучающихся ситуаций успеха;

- организация конкурсов, соревнований, олимпиад, выставок творческих достижений обучающихся;

- показ значимости того вида творческой деятельности, где личность стремится максимально реализовать себя.

К факторам и условиям, способствующим самосовершенствованию обучающихся в образовательном пространстве детских объединений и движений, относятся применение методов критического анализа, самооценки сделанного, выполненного задания, решенной задачи, работа над ошибками, выявление в ходе этого своих сильных и слабых качеств. Последнее время популярной стала разработка программ самосовершенствования, изменения, улучшения себя на год, на месяц, на неделю вперед [9].

Образовательная среда детских объединений и движений, отвечающая данным требованиям, является оптимальным педагогическим пространством, которое способно оказывать влияние на личность обучающегося в плане его саморазвития и самосовершенствования. Оно позволяет активизировать проявление лучших качеств человека, способствует приобретению разнообразного опыта общения и деятельности.

Деятельность, организуемая как многообразное творческое пространство, позволяет каждому ре-

бенку, проявившему активность в достижении поставленной цели, обрести индивидуальный опыт самостоятельности принятия решений, человеческого общения, коллективной и индивидуальной деятельности со сверстниками и педагогами. Накопление личностного и социального опыта является важным итогом саморазвития обучающегося.

Как отмечает М. И. Рожков, цель деятельности любого детского объединения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, с другой - как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детских объединений. В первом случае добровольное объединение детей возможно лишь тогда, когда они видят в нем перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих потребностей. Важно, чтобы объединение повышало социальную значимость их деятельности, делало их более «взрослыми». Этот аспект, не противоречащий «детской» цели, предполагает создание в организации таких условий, при которых более успешно осуществляется социализация ребенка, результатом чего является желание и готовность детей к выполнению социальных функций в обществе [10].

Процесс социализации в детском объединении эффективен при общности интересов, совместной деятельности детей и взрослых. При этом за детьми должно оставаться право выбора форм жизнедеятельности объединения, свободного перехода из одной группы, одного микроколлектива в другие, возможность создания ассоциаций для реализации собственных программ.

Согласно М. И. Рожкову, процесс социализации эффективнее осуществляется в тех детских объединениях и движениях, члены которых объединены общей деятельностью по изменению и улучшению окружающего мира и жизни как самих детей, так и других людей. Важно, чтобы объединение повышало социальную значимость деятельности обучающихся, делало их более взрослыми. Этот аспект, не противоречащий «детской» цели, предполагает создание в организации таких условий, при которых успешно осуществляется социализация личности ребенка, результатом чего является желание и готовность детей к выполнению социальных функций в обществе. Процесс социализации в детском объединении эффективен при общности интересов, совместной деятельности детей и взрослых, при этом за детьми должно оставаться право выбора форм жизнедеятельности объединения, свободного перехода из одной группы, одного микроколлектива в другие, возможность создания ассоциаций для реализации собственных программ [11, 12].

Говоря о социализирующей функции детских объединений и движений, которая является одной

из приоритетных в их деятельности, важно остановиться на аспекте создания условий, способствующих повышению эффективности самоуправления, самоорганизации обучающихся. В качестве методов, имеющих место в работе детских движений и объединений, благоприятствующих развитию организаторских, коммуникативных способностей, волевых качеств личности, можно отнести методы обучения целеполаганию, планированию различных видов деятельности, умения принимать оптимальные решения по корректировке своих планов, программ, самоанализу (по результатам сделанного за день, неделю, месяц, год с точки зрения продвижения в саморазвитии), а также постепенное усложнение задач, заданий, побуждение к учебе, работе на пределе своих способностей, диалогу обучающегося относительно его «Я-концепции»: «Я-реального» и «Я-идеального».

Согласно О. В. Шипицыной, социализирующая функция наиболее полно представлена в детских движениях, нежели в детских объединениях. Она указывает на то, что детские общественные объединения играют важную компенсаторную роль, обеспечивая необходимый уровень самооценки, поддерживая благоприятный социальный статус, служащие условием защищенности детей, восполняя недостаток событийности их жизни. Современное детское объединение больше внимания уделяет развитию личности ребенка, его саморазвитию, определению жизненных перспектив. Включенность детей в детские движения, согласно ученому, позволяет им наиболее полно удовлетворить многие социальные потребности, реализовать интересы и стремления [13].

А. А. Геворкян и В. И. Ревякина выделяют три основные функции детских объединений и движений: развивающую (обеспечение гражданского, нравственного становления личности, развитие его социального творчества, умения взаимодействовать с людьми, выдвигать и достигать общественно- и личностно значимые цели); ориентационную (обеспечение условий для ориентации детей в системе нравственных, социальных, политических, культурных ценностей); компенсаторную (создание условий для реализации потребностей, интересов, возможностей ребенка, не востребованных в других общностях, для устранения дефицита общения и соучастия) [14].

Подводя итоги, отметим, что современная образовательная практика показывает, что детское движение вообще и детские объединения в частности необходимы современным детям для проявления инициативы, самостоятельности, для посильного участия в жизни общества, обустройства собственной жизни, реализации стремления к взрослости и утверждения своей личности в значимой для об-

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2016. 1 (166)

щества деятельности. Детские объединения и движения представляют собой важный фактор воздействия на ребенка, влияя двояким образом: с одной стороны, создаются условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей детей, формирования новых устремлений, с другой стороны, обусловливается отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, корректировки с общественными нормами, ценностями, социальными программами.

Детские объединения и движения играют важную роль в саморазвитии обучающихся, они формируют опыт свободного самоопределения,

создают условия для социализации, воспитывают оптимистическое мироощущение, уверенность в необходимости активного участия в совершенствовании действительности, приучают к контактам, психологически и нравственно закаляют личность для гуманистического проживания среди людей.

Можно говорить о том, что детские объединения и движения в России становятся существенным фактором позитивного воспитания подрастающего поколения, воспитания демократической культуры, дополняя целенаправленный воспитательный процесс школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа детского творческого объединения "Акварелька"

Рабочая программа "Акварелька" для учащихся начальной школы содержит пояснительную записку, календарно-тематический план, содержание курса, список литературы....

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования. Тема: «Использование общеукрепляющих физических упражнений на занятиях в детских творческих объединениях"

Методические рекомендации разработаны для педагогов дополнительного образования, содержат рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий на занятиях по декоративно-прикладному творчеству....

Применение методов и приемов ТРИЗ на занятиях в детских творческих объединениях

Современная традиционная система образования требует серьезной перестройки, т.к. носит информационно-репродутивный характер, формирует человека-исполнителя, а обществу в современных условиях нужна тво...

Детское общественное объединение как творческая среда развития индивидуальности школьника.

В данной статье я поделилась опытом с вами о проделанной работе классного руководителя по сплочению коллектива 5 класса и включению детей в ДОО на протяжении учебы в школе....

Декоративно-прикладное искусство как фактор эстетического воспитания младших школьников в детском творческом объединении.

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству как к средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. По м...

Развитие в системе дополнительного образования форм детских творческих объединений интеллектуально-познавательной направленности. Реализация модели игровых площадок.

Выступление на научно-практической конференции учителей начальных классов«Обновление содержания внеурочной  деятельности в начальной школе в условиях перехода на ФГОС»...

Обобщение передового педагогического опыта на тему: "«Формирование современной цифровой образовательной среды в рамках реализации национального проекта "Образование" в творческих объединениях естественнонаучной направленности МБУ ДО «Центр дополнительног"

laquo;Формирование современной цифровой образовательной среды в рамках реализации национального проекта "Образование" в творческих объединениях естественнонаучной направленно...