ПАСПОРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ  «Чтобы помнили!»
проект (1, 2, 3, 4 класс)

Ткаченко Наталья Викторовна

Данная воспитательная практика знакомит с символами ВОВ, адаптирует сложные исторические события ВОВ,  через доступные  формы: творчество, визуализацию, тактильные активности, связывает события прошлого с настоящим, показывая преемственность поколений.  Способствует социальной интеграции детей с ОВЗ,  через участие в общероссийских акциях посвящённых 80-летию Победы в ВОВ. Сохраняет историческую память в семьях, через вовлечение родителей в поиск информации о родственниках, участниках ВОВ. Формирует у детей чувства гордости за героическое прошлое страны, снижает эмоциональную отчуждённость, через коллективную творческую деятельность.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_vospitatelnoy_praktiki_chtoby_pomnili.docx40.44 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ «ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА»

Номинация «Гражданско-патриотическое воспитание»

ПАСПОРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 

«Чтобы помнили!»

Автор воспитательной практики:

учитель

ГБОУ школы-интерната №3 г.о. Тольятти

Ткаченко Наталья Викторовна

г. Тольятти

2025 г.

Описание воспитательной практики

Структурные компоненты

Содержание

обоснование актуальности воспитательной практики

  •  Основная цель патриотического воспитания детей – формирование у них чувства любви, преданности и уважения к своей Родине. Воспитание уважения к истории, культуре и традициям своего народа. Этот подход в воспитании подрастающего поколения указан в Конституции Российской Федерации, которая закрепляет основы гражданской идентичности и патриотизма. 
  • В Постановлении Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 N 1493 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы" определены цели, задачи, основные направления и ожидаемые результаты государственной программы патриотического воспитания. 

Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" закрепляет  цели и задачи для воспитания гармонично развитой личности на основе духовно - нравственных ценностей и исторических традиций, вовлекая граждан в систему патриотического воспитания. 

 Дети с тяжёлыми и глубокими интеллектуальными нарушениями (вариант 2, СИПР)  часто испытывают трудности в восприятии абстрактных исторических понятий.  Современные программы патриотического воспитания редко учитывают когнитивные и эмоциональные особенности детей с ОВЗ, что создаёт пробел в формировании гражданской идентичности. Воспитательная практика «Чтобы помнили!» преодолевает стереотипы о "неспособности" детей с тяжёлыми интеллектуальными нарушениями к глубокому эмоциональному восприятию истории и ориентирована на реализацию государственной политики в области патриотического воспитания.

краткое описание (аннотация) воспитательной практики

Данная воспитательная практика знакомит с символами ВОВ, адаптирует сложные исторические события ВОВ,  через доступные  формы: творчество, визуализацию, тактильные активности, связывает события прошлого с настоящим, показывая преемственность поколений.  Способствует социальной интеграции детей с ОВЗ,  через участие в общероссийских акциях посвящённых 80-летию Победы в ВОВ. Сохраняет историческую память в семьях, через вовлечение родителей в поиск информации о родственниках, участниках ВОВ. Формирует у детей чувства гордости за героическое прошлое страны, снижает эмоциональную отчуждённость, через коллективную творческую деятельность.  

 Воспитательная практика включает в себя несколько этапов: подготовительный, мотивационный, основной и заключительный. На подготовительном этапе была сформирована концепция воспитательной практики и заложена основа для её реализации.  Мотивационный этап помог создать у участников заинтересованность и  готовность к деятельности. В основном этапе были выполнены все запланированные действия для достижения поставленных целей. В заключительном этапе  были  визуализированы  и оценены достижения, подведены итоги работы, сделаны выводы и определены перспективы дальнейшего развития воспитательной практики. 

цель воспитательной практики

Формирование гражданско - патриотических ценностей у детей с тяжёлыми интеллектуальными нарушениями через символы Победы  Великой Отечественной войны, творчество  и семейное взаимодействие.

задачи воспитательной практики

  1. Рассказать о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны.
  2. Познакомить с историей Георгиевской ленты  - символом ВОВ.
  3. Познакомить с  историей акции «Красная гвоздика» - символом Победы.
  4. Познакомить с историей звания «Герой Советского Союза» и символом героизма - медалью «Золотая звезда».
  5. Создать  внутриклассный символ Великой Победы - «Фонарик Победы»
  6. Формировать зрительные представления  символов Победы в ВОВ через творческое развитие детей.
  7. Побудить семьи учащихся в сохранении семейной исторической памяти.
  8. Визуализировать результаты воспитательной практики.

планируемые результаты воспитательной практики

- Сформировать у учащихся визуальные представления символов Победы в ВОВ (показ и нахождение нужного символа среди других предметов) .

- Вызвать эмоциональный отклик   на символы Победы.

- Участие в акциях и конкурсах, посвящённых 80-летию Победы в ВОВ.

- Создание картотеки фотографий и кратких биографий войнов - героев участников ВОВ, родственников учащихся класса.

- Создание мобильной галереи воинской славы  «Я помню! Я горжусь!».

целевая аудитория воспитательной практики и количество участников

Учащиеся 2 «Ж» класса,  ГБОУ Самарской области «Школы-интерната №3 для обучающихся с ОВЗ»  г.о. Тольятти, 6 человек, 9 - 10 лет. Три обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант 8.4), три обучающихся  по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2, СИПР).

кадровые ресурсы реализации воспитательной практики

Педагог (классный руководитель), учащиеся 2 «Ж» класса, тьютор класса, методист школы, родители учащихся.

научно-методические ресурсы реализации воспитательной практики

Нормативно правовые акты в области патриотического воспитания, методическая, психологическая, педагогическая, специальная литература; СМИ, Интернет-группы, современные мессенджеры.

материально-технические ресурсы реализации воспитательной практики

Оргтехника, канцелярские товары.

ресурсы социального партнерства
и проч.

 Библиотека Культурного Центра "Автоград";

интернет-порталы "Мемориал", "Память народа"

формы реализации воспитательной практики (краткое описание мероприятий в рамках реализации воспитательной практики)

Подготовительный этап

(с 2 декабря по 27 декабря 2024 года)

  1. Постановка проблемы.
  2. Изучение нормативно - правовых документов, методической, педагогической, психологической и специальной литературы.

2. Обоснование необходимости воспитательной практики, сроков проведения.

3. Методические разработки внеурочных занятий, мастер - классов и дидактического материала.

4. Распечатка информационного и дидактического материала.

5. Подготовка информации по теме воспитательной практики для информационного просвещения родителей.

Мотивационный этап

(с 9 января по 7 февраля 2025 года)

  1. Участие в школьной акции «Читаем детям о войне»

Чтение и обсуждение книг: Л. Пантелеева «Платочек», "Маленький солдат", "Дерево Родины"; Л.Кассиля  «Федя из подплава»,  «Батарейный заяц»,  «Зеленая веточка», «У классной доски»,  «Держись, капитан!». 

  1. Работа с родителями:

- предоставлен список детских книг о войне для семейного чтения

-  предоставлены ссылки на сайт для интернет-порталов "Мемориал", "Память народа" для поиска сведений о родственниках - участниках ВОВ для создания мобильной «Галереи воинской славы».

Основной этап

(с 10 февраля по 12 апреля 2025 года)

  1. Внеурочное занятие «Помним. Скорбим», посвящённое памяти геноцида советского народа нацистами и их подсобниками в годы ВОВ https://disk.yandex.ru/i/uTFbU5_NpT30ug 

2. Участие в «Акции в рамках цикла мероприятий, посвященных 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и Году мира и единства в борьбе с нацизмом». Подготовка буктрейлера по книге Л. Пантелеева «Платочек» https://disk.yandex.ru/i/2qadpqH1bg8Piw 

3. Внеурочное занятие «Страна героев!», посвящённое истории присвоения высшего знака отличия Герой Советского Союза и Герой Российской Федерации https://disk.yandex.ru/i/y5QzlAC5aswTxQ 

4. Изготовление поделки из папье-маше «На страже Отечества».

5. Съёмка видеоролика с участием учащихся «Я лечу над Россией» https://disk.yandex.ru/i/KxPevyA4iCqLDw 

6. Внеурочное занятие «Георгиевская лента - символ Победы в ВОВ» https://disk.yandex.ru/i/ush6nRDrbgkZWA 

7. Участие видеоролика и поделки в областном конкурсе «Пасхальная капель» - 2025, номинация «2025 год -Год защитника Отечества».

8. Тематический мастер-класс «Красная гвоздика – символ мужества и отваги» - изготовление из цветной бумаги цветка гвоздик https://disk.yandex.ru/i/Gwok1vwOZYDg6w 

9. Взаимодействие с семьями учащихся:

А) сбор фотографий и информации о биографии членов семей, участников ВОВ.

Б) разработка концепции галереи воинской славы «Я помню! Я горжусь!»

Заключительный этап

(с 14 апреля по 08 мая 2025 года)

Визуализация результатов воспитательной практики.

  1. Создание мобильной галереи воинской славы  «Я помню! Я горжусь!»
  2. Участие во всероссийской патриотической акции «Окна Победы»
  3. Тематический мастер-класс «Бант-петелька из георгиевской ленты на День Победы» https://disk.yandex.ru/i/Pyw6auFzIqgyWA 
  4. Тематический мастер-класс по созданию внутриклассного символа Великой Победы «Фонарик Победы» https://disk.yandex.ru/i/I39tIILamFEtCA 

(с 12 мая по 23 мая 2025 года)

Оценка достижений, подведение итогов работы. Перспективы дальнейшего развития воспитательной практики:

  1. Участие в программе «Тольятти в деталях» (ТОЛЬЯТТИ 24, ВАЗ ТВ - ЧЕ).
  2. Расширение тематики: включение занятий о современных героях России, локальных исторических событиях ВОВ.
  1. Создание на базе образовательной организации памятного альбома  с фотографиями и биографическими сведениями о родственниках - героях участников проекта.
  2. Участие  в Фестивале молодежной журналистики и детско-юношеского телевизионного творчества «СВОЙ ВЗГЛЯД» (тема фестиваля – «Защитники Отечества») с видеороликами показывающие результат  воспитательной практики.
  3. Цифровизация: создание интерактивной платформы с видеоуроками и мастер-классами воспитательной практики.
  4. Тиражирование опыта: публикация методических разработок в профильных изданиях, проведение вебинаров для педагогов коррекционных школ.

период реализации воспитательной практики

Воспитательная практика рассчитана на 6 месяцев

 (с декабря 2024 по май 2025 гг.).

результаты реализации воспитательной практики (количественные и качественные).

Количественные:

https://disk.yandex.ru/d/Z8t2M1iKpHRWuw 

  1. Разработаны 3 сценария внеурочных занятий.
  2.  Разработаны 3 сценария мастер - классов.
  3. Созданы творческие продукты: видеоролик; буктрейлер; поделка (техника бумагопластика).
  4. Визуализированы символы ВОВ («Красная гвоздика», «Георгиевская лента»).
  5. Сертификаты участников   двух Всероссийских Акциях в рамках цикла мероприятий, посвящённых 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.
  6. Диплом лауреатов в  XVI Областном фестивале детского и юношеского творчества «Пасхальная капель» - 2025 год.
  7. Сертификат на участие в программе «Тольятти в деталях» (ТОЛЬЯТТИ 24, ВАЗ ТВ - ЧЕ).
  8. Создание мобильной галереи воинской славы  «Я помню! Я горжусь!».

Качественные:

  1. Сформированы  визуальные представления символов Победы в ВОВ.
  2. Снижена эмоциональная отчуждённость учащихся с ОВЗ через  творческую деятельность.
  3. Укрепление межпоколенческих семейных связей, осознание вклада семьи в историю страны.

дополнительные материалы (рисунки, диаграммы, таблицы и т. п.)

Таблица показателей знаний учащихся с ОВЗ символов ВОВ до и после осуществления воспитательной практики «Чтобы помнили!» https://disk.yandex.ru/i/qZxyTiILSdkzYA 

Сводные диаграммы обследования знаний учащихся с ОВЗ символов ВОВ до и после осуществления воспитательной практики «Чтобы помнили!» https://disk.yandex.ru/i/wioIsPVddQzo6g 

использованная литература, ссылки, сайты

Литература: 

  1. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015).
  2. Рощина  Н.И. Методика создания буктрейлеров: пособие для педагогов. -  М.: Библиомир, 2021.
  3. Пантелеев Л. Платочек. — М.: Детская литература, 2020.
  4. Петрова В.Г. Особенности восприятия истории детьми с интеллектуальными нарушениями // Коррекционная педагогика. — 2021. — № 3. — С. 4-8
  5. Степанова О.А. Патриотическое воспитание в коррекционной школе: методические рекомендации. — СПб.: Каро, 2019.

Сайты сети «Интернет»:

  1.  ОБД "Мемориал" [Электронный ресурс]. - https://obd-memorial.ru/
  2. Память народа: Подлинные документы о Второй Мировой войне [Электронный ресурс]. - https://pamyat-naroda.ru/

отчёт по результатам проверки на оригинальность

Отчет о проверке № 9549026

Дата выгрузки: 2025-07-23 10:20:56

Пользователь: tkachenko0901@mail.ru, ID: 9549026

Отчет предоставлен сервисом «Антиплагиат»

на сайте antiplagius.ru/

Оценка оригинальности: 64%

Заимствования: 36%

Ссылка на отчёт:  https://disk.yandex.ru/i/HCN4bI0X2ANX3g 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско - патриотического воспитания " Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться"

Программа построена с учетом «Концепции четвертой государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» и «Межведомственного плана меро...

Жить, чтобы помнить - помнить, чтобы жить

Материалы  по внеурочной деятельности, посвященные военным профессиям фронтовиков и профессиям труженников тыла, а также в восстановительный послевоенный период - на основе судеб земляков. "...

Классный час в 3 классе на тему "Чтобы помнили..." Презентация "Чтобы помнили"

Конспект классного часа и презентация в 3 классе на тему "Чтобы помнили"...

Паспорт воспитательной практики "Тайна Старого дома"

Коллективная проектная работа «Тайна Старого дома». Составление историко-культурного дайджеста о Даче Безобразовых (усадьба «Жерновка»), расположенного по адресу: Ириновск...

ПАСПОРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ «Патриотическое воспитание учащихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности»

В наше время особенно актуальным является формирование патриотизма, привитие любви к Родине. На этом  и основана моя воспитательная практика. К сожалению, есть люди, которые хотят отказаться...

Из опыта работы .Паспорт воспитательной практики «Из опыта работы по воспитанию учащихся начальной школы на национальных традициях, обрядах русского народа»

Из опыта работы .Методы и формы работы с учащимися начальной школы на национальных традициях,обрядах русского народа "...