Конспект занятия "Огонь - друг или враг"
план-конспект занятия по зож (2 класс) по теме

Коновалова Лариса Ивановна

Конспект занятия представлен в рамках ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия  «Огонь друг или враг» во 2  классе.

Тема занятия:  «Огонь друг или враг»

ЦЕЛЬ. Знать правила пожарной безопасности.  

           Коммуникативные: уметь взаимодействовать в команде, находить совместные решения.

           Регулятивные: планировать деятельность.

           Познавательные: анализировать ситуации, обобщать, делать выводы.

Задачи:  

  • Повторить запрещающие и предупреждающие об опасности знаки
  • Вспомнить для чего нужен огонь
  • Знать причины возникновения пожара
  • Знать  алгоритм действия при разборе предложенных ситуаций

             

Этапы, цели

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организация урока

Дети входят в класс под музыку по экипажам.

2.  Актуализация знаний.

Прогнозирование

Работа над новым материалом.

 

 

Планирование работы

Подведение итогов занятия и рефлексия  

- Ребята, мы сегодня снова собрались вместе в нашем «Клубе знатоков»

Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся. Ведь улыбка – знак хорошего настроя на урок.  А такой настрой нам будет просто необходим.  

- Я вам покажу  знаки, а вы должны сказать, как они  называются.

Как вы думаете, о чем же мы продолжим говорить сегодня на занятии?

- О каких опасностях предупреждают нас эти знаки?

- А зачем нужно уметь читать знаки?

- Сейчас мы с вами немного поиграем. Я вам буду зачитывать признаки каких-то опасностей, а вы должны догадаться о чем идет речь и назвать эту опасность.

В земле происходят сильные толчки, рушатся дома, гибнут люди.

Дует сильный ветер, реки разливаются, затопляются улицы, дома, люди иногда спасаются на крышах домов.

Из-за неправильного выполнения правил дорожного движения сталкиваются несколько автомобилей. На дороге происходит …..

- Правильно. С этими опасностями человек может столкнуться в жизни.

- А сейчас, ребята,  посмотрите на знаки опасности,  которые появились на экране. Как вы думаете, что их всех объединяет

 

- Правильно, объясните, что говорит вам каждый знак.

- Итак, ребята, о чем же мы будем сегодня с вами говорить.

- Посмотрите на ваши рисунки, которые вы приготовили к этому занятию

СЛАЙД-ШОУ - РИСУНКИ «РИСУЮТ ДЕТИ» ( звучит спокойная музыка)

- А сейчас я вам расскажу сказку про огонь:

- Жил-был Огонь. Был он очень весёлый и горячий. Гулял Огонь где хотел-по лесам, домам, деревням. Никого Огонь не щадил на своём пути и был злейшим врагом всего живого.

- И вот однажды повстречался на его пути Человек и сказал: «Давай, Огонь, померяемся силой». Огонь отвечает: «Да куда тебе, Человек, со мной силой мериться». А Человек настаивал на своём, Огонь и согласился. Вот начался у них бой.

- Как вы думаете,  как мог закончится бой?

Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду. Схватил Человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить. Взмолился Огонь: «Не туши меня, Человек, верой и правдой тебе служить буду». Пожалел его Человек, Заставил служить себе. Вот так и начал Огонь служить Человеку.

Ученик читает стихотворение.

Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.
То он змейкой торопливой
По сухой скользнет коре,
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.
Вот на спичке, как на ветке,
Голубой дрожит листок.
Вот, ломая прутья клетки,
Хищный делает бросок!..
Да, огонь бывает разный –
Бледно-желтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой.

- Мы сегодня на занятии будем говорить об огне. Посмотрите на экран и сформулируйте тему, выберите правильный союз.

На доске открывается запись:

– Вы правы, тема урока

“Огонь–друг или враг человека?” (лишнее убирается)

- Вот мы сегодня и разберемся,  когда же огонь бывает другом человека, а когда врагом.

- Сейчас вы выступите в качестве судей над огнем.

- Кто знает, что является символом правосудия?

- Символом правосудия является богиня Фемида, в руках которой ВЕСЫ.

Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, вина и невиновность.  В древности   владыки взвешивали добрые и злые поступки людей, и  их судьба зависела от того, какая чаша перевесит.

 

- Вот и мы сегодня будем взвешивать добрые и злые поступки огня.

- Два экипажа ( Уварова Д и Кошкиной С.) будут приводить доводы в пользу огня как друга,

А экипажи Быковой С. И Солодовой В. Доводы в пользу   - огня врага.

- На весах мы будем взвешивать ваши доводы. Посмотрим,  какая чаша перевесит:  в пользу огня -  друга или в пользу огня -  врага.

Затем открыть слайды с картинками.

- Посмотрите, какие доводы перевесили?

После обсуждения два ученика читают стихи.

                     Нам без доброго огня

                     Обойтись нельзя и дня.

                     Он надёжно дружит с нами

                     Гонит холод. Гонит мрак,

                     Он приветливое пламя

                     Поднимает, будто флаг.

                     Всем огонь хороший нужен,

                     И за то ему почёт,

                     Что ребятам греет ужин,

                     Режет сталь и хлеб печёт.                      

 

Говорим – огонь нам друг!

Но врагом он станет вдруг,

Если мы о нём забудем,

Отомстит он сразу людям.

Пожалеете о том

Вы в сражении с огнём.

Тут он страшен и суров –

И от дома куча дров.

- Как вы думаете, почему огонь из друга может превратиться во врага?

- К чему же может привести неправильное обращение с огнем?

- Сегодня мы продолжим разбираться где огонь друг, а где враг и ответим  на следующие вопросы.

На доске:

  1. Отчего возникает пожар?
  2. Если случился пожар, как надо себя вести?

Почему  возникает пожар?

- Чтобы ответить на этот вопрос,  давайте разберемся в некоторых ситуациях. Найдите,  в каждой из предложенных ситуаций, причину пожара.  (по командам)

  1. Мальчик бросил спичку в стоящую во дворе бочку с какой-то жидкостью. Раздался взрыв. Многие получили ожоги. Почему?

  1. Дети играли  с огнём. Внезапно сено, лежащее рядом, загорелось. В огне погибли животные. В чём причина возникновения пожара?

  1. Если заискрился  электроприбор

  1.  Упала спичка, и произошло небольшое возгорание.

 - А вы знаете как появился огонь? Готовясь к этому занятию вы вашим командирам  предлагали версии,  как появился огонь, давайте послушаем, какие ответы записали ваши командиры. (командиры зачитывают ответы детей)

- А может быть кто-то дома нашел что-то о появлении огня. (послушать ответы детей)

Когда-то давно люди не знали огня, не знали ремесел, жили в пещерах и ели сырое мясо. Тогда миром правили боги, жившие на высоком Олимпе, сильные и красивые, всеведущие и всемогущие. Всего у них было в достатке. Они считали, что все блага должны принадлежать им одним. И не было у Олимпийцев соперников,

Посланцем мира юный бог Прометей

Прометей был наделен чутким сердцем и храброй душой. Прометей с жалостью взирал на людей, страдающих от холода, болезней. И решил облегчить им жизнь, вопреки воле богов. 

Как вестник мира Прометей поднимался на Олимп с жезлом в руке. Но однажды он пришел с похожим на жезл полым тростником. Незаметно положил в тростник тлеющий уголек из очага богов. Он передал огонь людям и научил использовать его: научил готовить пищу, обжигать горшки и выплавлять металл. 

- Поэтому,  с  самых давних времен люди относились к огню с почтением и уважением, как к высшей силе. Они шагнули на много шагов вперед, многому научились, приобретя огонь.

- Мысли людей отразились в пословицах – народной мудрости.

- Вот у вас на столах у каждой команды лежит  рассыпанная пословица. Вам нужно ее собрать и объяснить ее смысл.

От искр пожар рождается.

Не имей привычки носить в кармане спички.

Маленькая спичка сжигает большой лес.

Кто с огнем играет, тот в огне сгорает

- Вот  какие пословицы я подобрала для вас. Объясните значение 2-й пословицы.

 Не шути с огнем, обожжешься

 Искра мала да велик пламень родит

- О чем предупреждают люди в этих пословицах?

- Ребята, от чего же возникает пожар?  

Затем появляется слайд.

  • Игра с огнем
  • Неправильное использование электроприборов
  • Поджигание легковоспламеняющихся предметов
  • Использование горючих и взрывчатых веществ.

Физминутка

Игра называется «Не ошибись». Встаете. Каждая команда берется за руки, встает в кружок.

Я буду называть предметы, а вы, если этот предмет горит, будете поднимать руки вверх и изображать языки пламени, а если не горит, приседать и руки нужно опустить

(Слова: бумага, гвоздь, шторы, столовая ложка, тетрадь, одежда, стол, мебель, сухая трава, листья, бензин, краска) Молодцы, садитесь.

- Ребята, мы ответили на вопрос, отчего возникает пожар. Теперь причины пожара мы знаем и попытаемся ответить на следующий вопрос.

Если случился пожар, как надо себя вести?

Посмотрите, что же там происходит?

Сюжетно-ролевая игра.  

 Дима сидит у печки, зажигает дрова.

— Не горят…Сырые, наверное. Сейчас я их бензинчиком. Ой! Взорвалось! Пожар! (мечется по классу, прячется под стол).

- Давайте разберемся,  в чем ошибки Димы.

- Ребята, а вы знаете, что это такое? (план эвакуации)

- А что он обозначает?

- Он показывает путь движения из нашего класса до ближайшего выхода,  на случай если в школе случится пожар.

- Сейчас вы составите на листах советы для учащихся, «Как себя вести, если произошел пожар». Эти советы  мы поместим в классный уголок. Их вы оформите красиво на листе. Составить их  вам помогут картинки.  

(Ребята оформляют памятки и помещают их в классный уголок)

- Я 5-ю пустую памятку помещаю в уголок. Вы неделю думаете, какие советы из четырех ваших памяток возьмем в общую памятку.

- А сейчас послушайте стихотворение. О каком важном совете здесь говорится?

Ученик читает стихотворение

Ты о пожаре услыхал,

Скорей об этом дай сигнал –

Смело трубку в руки взять,

01 сумей набрать

И назвать ещё потом

Город, улицу и дом,

И квартиру, где живёте,

И с каким она замком,

И ещё сказать: «Даю

Вам фамилию свою,

Также номер телефона,

У которого стою».

Пусть знает каждый гражданин –

Пожарный номер – 01.

Огонь – с  давних пор использовался человеком. Был ему  другом, если он правильно его использовал.

При нарушении этих правил огонь становился ему врагом.

Давайте повторим, что мы сегодня узнали об огне. Предаю вот такой костерок, символ огня, а вы называете по одной фразе, что вы узнали об огне.

 И в заключении нашего занятия прочитаем вслух правило, которое нужно запомнить:
«Запомнить твердо нужно нам - пожар не возникает сам».

Слайды 2 – 3

Запрещающие знаки и предупреждающие об опасности

Слайд 4

Об опасностях, которые могут встретиться в жизни человека.

Запрещается купаться,

Опасно стоять на берегу

Внимание крутой обрыв

Они встречаются на дорогах. Чтобы знать о каких опасностях предупреждают

Слайд 5

Землетрясение

Наводнение

Авария

Слайд 6

Запрещают нам пользоваться приспособлениями от которых может возникнуть пожар

Курить запрещается

Запрещается пользоваться электроприборами

Запрещается разводить костры.

Об огне.

Слайды 7, 8, 9, 10

Ответы детей.

Слайды 11 – 12

.

Слайд 13

 Он помогал людям готовить пищу. Огонь спасал от холода,

А есть и огромные заводские печи. На хлебозаводе в печах пекут хлеб. На кирпичном заводе обжигают кирпич,
из которого строят дома. А в мартеновских печах
огонь варит сталь.

Пожары,

Горят леса

Сгорают квартиры

Слайды 14 – 15

Если мы будем его неправильно использовать.

К пожару.

Слайд 16

Слайд 17

В бочке находилось взрывчатое вещество

Сено очень легко воспламеняется и его трудно потушить

Быстро вытащить вилку из розетки

Накинуть одеяло на загоревшийся предмет.

Слайд 18

Слайд 19

Для проверки дети вывешивают собранные пословицы на магнитную доску.

Слайд 20

Ответы детей

Ответы детей

Слайд 21

- без взрослых разжигал дрова

- использовал бензин

- спрятался  под стол

Слайд 22

Личностные

Смыслообразование - Установление обучающимся связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и мотивом.

Регулятивные

Преобразование модели с целью выявления общих законов , определяющих общую предметную область

Регулятивные

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний , его временных характеристик

Личностные

Умение соотносить поступки с принятыми жизненными нормами.

Познавательные

Формулировка проблемы и самостоятельное создание способов решения проблемы

Логические

Составление целого из частей и самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.

Регулятивные

Целеполагание – постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися. И того что еще неизвестно

Регулятивные

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата и составление плана последовательности действий.

Познавательные

Логические

Установление причинно-следственных связей, рассуждений, анализ истинности рассуждений.

Коммуникативные

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Познавательные

Структурирование знаний; осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Регулятивные

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Познавательные

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Огонь - наш друг и враг Огонь - наш друг и враг

Цели мероприятия:Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную.Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности.Прививать навыки ост...

Огонь - наш друг и враг Огонь - наш друг и враг

Почему огонь называют добрым волшебником и беспощадным врагом?...

конспект занятия "Огонь - друг, огонь - враг"

материал содержит конспект и презентацию...

конспект классного часа 4 класс. « Огонь – друг, огонь – враг! »

Тема: « Огонь – друг, огонь – враг! »Цели: Научить детей навыкам правильного обращения с огнем; познакомить с правилами поведения при пожаре.Оборудование: Плакаты: «Причины пожаров», «Как вести себя в...

Конспект внеклассного занятия «Огонь – друг или враг»

Цели и задачи: - показать роль огня в жизни человека, как положительную, так и отрицательную- разобрать ситуации возникновения пожара в помещении,Предметные:  -учить задумываться о посл...

Конспект классного часа "Классный час Огонь - друг или враг" (2 класс)

Цели:                   1. Закрепление у учащихся знания правил пожарной безопасности; углубление знания учащи...